Файл: Понятие и общая характеристика административного надзора 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Правовая природа административного надзора


Представляется, что административный надзор, несмотря на свое название, по своей сути более близок к сфере уголовно-правовых отношений, нежели административных.

Во-первых, непосредственным условием установления административного надзора является совершение преступления, осуждение лица, его совершившего, и назначение наказания.

Во-вторых, согласно действующему законодательству, предпосылками установления административного надзора являются условия уголовноправового и уголовно-исполнительного характера.

В-третьих, установление административного надзора зависит от категории и вида совершенного преступления, наличия рецидива, поведения как в период отбывания наказания, так и в постпенитенциарный период.

В-четвертых, целевая установка административного надзора заключается в предупреждении совершения преступлений и других правонарушений, оказании на лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую или непогашенную судимость за определенные нормами Закона об административном надзоре преступления, индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Представляется, что административный надзор является лишь средством достижения заявленного конечного результата, который, в свою очередь, может быть сопоставлен как с целями наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), так и с задачами УК РФ (ст. 2 УК РФ).

В-пятых, между административным надзором и институтом судимости прослеживается очевидная корреляция:

— специфические обременения устанавливаются исключительно в отношении лица, отбывшего наказание и имеющего непогашенную или неснятую судимость за определенные преступления;

— реализация административного надзора ограничена временными рамками судимости;

— погашение или снятие судимости является одним из оснований прекращения административного надзора.

В-шестых, административный надзор устанавливается исключительно на основании решении суда и, соответственно, носит принудительный характер.


В-седьмых, реализация контроля за исполнением возложенных судом обременений в рамках установления административного надзора, равно как при условно-досрочном освобождении, возлагается на ОВД. По мнению отдельных исследователей, безусловная уголовно-правовая природа административного надзора отражается в характере обременений, испытываемых поднадзорным лицом6. Действительно, рассматриваемые лишения и ограничения тождественны обязанностям, возлагаемым судом в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, — при назначении наказания в виде ограничения свободы, при условном осуждении, условно - досрочном освобождении от отбывания наказания.

Так, при совершении лицом тяжкого или особо преступления суд в качестве дополнительного вида наказания может назначить ограничение свободы. В рамках последнего после освобождения из мест лишения свободы осужденный испытывает определенные нормой уголовного закона ограничения (ч. 1 ст. 53 УК РФ), на момент окончания реализации которых устанавливается административный надзор. Представляется, что сущность уголовноправовых обременений принципиально не меняется, в связи с чем можно говорить о пролонгации лишений и правоограничений лица, имеющего неснятую и непогашенную судимость.

Подобный процесс наблюдается при привлечении к уголовной ответственности лица, уклоняющегося от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ). Так, Елабужский городской суд Республики Татарстан, рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Ш., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, пришел к выводу о назначении наказания в виде лишения свободы. Формулируя окончательное решение, суд учел признательные показания обвиняемого, обстоятельства дела, его семейное положение и посчитал возможным применить при назначении наказания требования ст. 73 УК РФ. Таким образом, суд приговорил признать Ш. виновным в совершении поступления и назначил наказание в виде лишения свободы на срок шесть месяцев условно с возложением определенных обязанностей: являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных, и не менять постоянного места жительства без уведомления вышеуказанного органа
7. Из приведенного, а равно иных примеров судебной практики, следует, что лишения и ограничения, испытываемые осужденным в рамках административного надзора, с назначением лишения свободы условно принципиально не меняются.

Административный надзор может быть установлен в период исполнения лицом обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. Кроме того, согласно действующему законодательству административный надзор устанавливается в отношении лица, которое в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Согласно уголовно-исполнительному законодательству, если в течение одного года со дня наложения взыскания не будет применено новое, осужденный считается не имеющим взыскания (ч. 4 ст. 59 УК РФ). Ввиду этого, по общим правилам, данный факт не является поводом, препятствием для отказа судом в удовлетворении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, если, например, лицо совершило злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания в начале исполнения назначенного судом наказания.

Ключевыми факторами в решении указанного вопроса являются поведение осужденного, его отношение к учебе и труду, имеющиеся поощрения и взыскания, отношение к совершенному деянию, частичное или полное возмещение причиненного преступлением ущерба или иное заглаживание вреда, заключение администрации учреждения уголовно-исполнительной системы о целесообразности применения условно-досрочного освобождения (ч. 41 ст. 79 УК РФ). Исходя из этого, круг обязанностей, возлагаемых судом на условно-досрочно освобожденное лицо после окончания испытательного срока, может быть пролонгирован, но уже в рамках административного надзора8.

Итак, по своей сущности лишения и ограничения, испытываемые лицом в рамках реализации уголовной ответственности, тождественны ограничениям, назначаемым при установлении административного надзора, в связи с чем можно говорить лишь об их пролонгации. Реализация административного надзора при этом вступает в противоречие с общепризнанными принципами права
, так как за совершение одного и того же деяния, запрещенного уголовным законом, осужденный испытывает двойную репрессию со стороны государства.

Таким образом, точка зрения, согласно которой административный надзор представляет собой самостоятельную форму реализации уголовной ответственности, нуждается в дополнительной научной аргументации ввиду прямого нарушения принципа справедливости (ч. 2 ст. 6 УК РФ). Сущность административного надзора отождествляется с объемом обременений уголовно-правового характера, испытываемых осужденным в рамках реализации отдельных видов наказания, условного осуждения, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Административный надзор есть мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда. Административный надзор применяется в превентивных целях к лицу, освобожденному из мест лишения свободы и имеющему неснятую или непогашенную судимость за отдельные виды преступлений, и заключается в предусмотренных законодательством лишении и ограничении прав и свобод этого лица.

Глава 2. Порядок установления административного надзора

2.1. Условия установления административного надзора


Вопрос установления административного надзора целесообразно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: формально-юридической и организационно-правовой. В первом случае следует говорить о формальных основаниях, представляющих собой совокупность юридических фактов, наступление которых дает право органам внутренних дел на подачу административных исковых заявлений об установлении административного надзора. К ним относятся:

1) Наличие у лица, достигшего возраста 18 лет и освобожденного из мест лишения свободы, неснятой и непогашенной судимости за совершение преступлений, предусмотренных федеральным законодательством;

2) Совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений, посягающих на охраняемые государством общественные отношения, оговоренные федеральным законодательством9.

Законодатель прямо указывает, что субъектом административного надзора может стать только совершеннолетнее лицо. Поднадзорным может также стать и осужденный, совершивший преступление в несовершеннолетнем возрасте при условии достижения им совершеннолетия к моменту подачи уполномоченным должностным лицом административного искового заявления. Не является препятствием для установления судом соответствующих ограничений и иностранное гражданство (либо отсутствие такового) преступника при условии законности его нахождения на территории Российской Федерации.

Следующим важным моментом установления административного надзора является правовая регламентация и соотношение институтов судимости и административной наказанности. Их общей чертой являются негативные последствия, которые вынуждено претерпевать лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности соответственно.

Различием является период действия таких последствий. В уголовном законодательстве он является дифференцированным и определяется тяжестью совершенного деяния, а в административном составляет один год вне зависимости от вида правонарушения и исчисляется с момента исполнения наложенного наказания. В системе административного надзора отмеченные институты не просто взаимосвязаны, а зачастую находятся в прямой причинно-следственной связи. Так, наличие судимости за совершение предусмотренных законом преступлений предает особое правовое