Файл: Наука как система знаний и как социальный институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

Псевдонаука, лженаука — деятельность или учение, представляемые сторонниками как научные, но по сути таковыми не являющиеся.

Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и другими видами имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Всякая деятельность включает в себя такие компоненты, как субъект, объект, предмет, цель, средства, результат деятельности. Специфика научного познания заключается в том, что важнейшей целью и результатом (продуктом) такой формы познавательной деятельности является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.


  1. Структура научного знания.

В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер.

Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.

Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. К методам теоретического исследования относят:

- формализацию;

- аксиоматический метод;

- гипотетико-дедуктивныи метод;

- восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.


  1. Типы научной рациональности.


Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Три крупные стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности.

Классический тип научной рациональности начинается с Реформации. Мартин Лютер и Кальвин в 16 веке заявили, что человек может обращаться к Богу непосредственно, освобождая человека от контроля церкви. Свобода - одна из характерных черт новоевропейского мышления, науки. Наука превратилась из доктрины в автономный поиск истины. Классический тип научной рациональности (XVII - первая половина XIX в.в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.

Неклассический тип. Становление этого периода связано с квантово-релятивистской революцией: квантовая механика, специальная теория относительности. Изменилось отношение к субъекту познания, который рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него. Неклассическая наука указывает на неустранимое участие субъекта, которое приводит к познанию среза, заданного через призму субъектов

Постнеклассический тип рациональности . Специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы. В результате усиливаются процессы взаимодействия картин реальности, формирующихся в различных науках. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира. Объектами междисциплинарных исследований становятся открытые, саморазвивающиеся системы. Саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний.


  1. Концепции истины в науке.

Теория концептуальной трансдукции позволяет дать четкое представление о природе науки и истины. Каждый цикл трансдукции приводит к двум эффектам. Одна часть знания выбраковывается, а другая, наоборот, утверждается, причем становится незыблемой. В науке наиболее энергично используются три концепции истины, а именно корреспондентная (семантическая), когерентная и прагматическая. В историческом плане первенство принадлежит корреспондентной истине.


Соответствие высказывания фактам часто называют корреспонденцией, поэтому речь идет о корреспондентной концепции истины. Концепция истины встречается со значительной трудностью, дело в том, что факты сами нуждаются в истолковании посредством истинных предложений. В результате при определении истинных предложений посредством указания на факты получается логический круг, что недопустимо.

В стремлении преодолеть трудности корреспондентной концепции истины стали обращаться к когерентной концепции. На первый взгляд когерентная концепция истины близка к тому определению истины, которое основывается на теории концептуальной транс- дукции. В соответствии с последней, истинным считается любой фрагмент знания, который входит в состав обновленного интерпретационного ряда теорий, т.е. обновленной дисциплины. Сторонники когерентной концепции истины рассматривают истинное знание как включенное в некоторое обширное целое.

Основателями прагматической философии Ч. Пирсом и У. Джеймсом был поднят вопрос о прагматической истине. Широкую известность приобрело понимание истины Джеймсом как того, что полезно. «Мысль “истинна” постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни». Мысли и высказывания, которые ведут к этому результату, как раз и признаются прагматистами истинными. Об аксиологических науках прагматисты рассуждают вполне последовательно: именно в них актуален принцип эффективности, а это означает, что и истина должна определяться в соответствии с ним. Необходимо, однако, отметить, что эффективность имеет смысл лишь в составе соответствующей аксиологической науки, например, экономики или техникологии.


  1.   1   2   3   4   5

Научное творчество. Роль интуиции в науке.

Научное творчество это особый вид творческой деятельности человека, опирающийся на словесно–логическое мышление, продуктом которого являются открытия общих закономерностей развития реальной действительности. Н.т., в отличие от художественного и технического, относится к теоретической стороне человеческого познания и преобразования мира, хотя и может носить не только теоретический, но и эмпирический характер. Это познание еще неведомых, ранее непознанных процессов в природе и обществе. Н.т.направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей и отношений, логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Важнейшую роль в данном процессе играет мышление, которое путем сложнейших операций и порождает новое знание. Указанный вид творческой деятельности функционирует в такой форме общественного сознания, как наука.

Роль интуиции в научном и, в частности, математическом познании еще недостаточно разработана. Интуиция в научном познании является темой исследований ученых различных сфер, а также научных интересов математиков, физиков, социологов, психологов, философов и др. Процесс мышления не всегда может быть осуществлен в развернутом и логически доказательном виде. Встречаются случаи, когда человек мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильный выход из нее. Способность понимания истины путем прямого ее рассмотрения без обоснования доказательств именуется интуицией. Интуитивному процессу предшествует период длительной работы сознания. Интуиция является первоначалом сложной интеллектуальной деятельности человеческого сознания. На данном этапе закладываются основы будущего знания, которое в дальнейшем проявляется внезапным путем. Человек осознает только начало и конец процесса интуитивного познания. Он контролирует лишь этапы формулировки проблемы и ее готового решения. Этап, на котором происходит решение проблемы, скрыт в области подсознания. Знание воспринимается как готовый результат, полученный без размышления, так как было достигнуто интуитивным путем.


  1. Особенности позитивистского подхода к развитию науки.

Понятие философии науки имеет несколько коннотаций. Во-первых, когда говорят о философии науки, то имеют в виду один из этапов развития позитивистской традиции (20–30-е гг. XX в.), т. е. неопозитивизм или логический позитивизм. Но подобная философия науки была бы актуальна лишь для узкого круга специалистов формальной логики. В рамках данного понимания философии науки высказывается противоречивая оценка философии как метафизики, которая пренебрегает ее историчностью.


Важным условием прогресса науки О. Конт считал переход от метафизики к позитивной философии. Позитивность здесь понимается как характеристика научного знания. Позитивное — это реальное, доказуемое и полезное знание в противоположность противоречивым представлениям обыденного сознания. Оценка науки в индустриальную эпоху выражена в синонимии научного и позитивного. Идеи социального прогресса, основанного на развитии науки и техники, овладевали умами того времени.

Позитивистами как первыми последовательными теоретиками философии науки был провозглашен отказ от метафизики как несостоятельной попытки обнаружить за явлениями сущности. Наука — единственное позитивное и продуктивное знание, фиксирующее в опыте регулярную последовательность явлений (т. е. законы). Позитивизм долгое время оставался лидирующим направлением философии науки. Он был актуален на протяжении еще полутора веков и его следствиями стали эмпириокритицизм Маха, конвенционализм А. Пуанкаре, неопозитивизм (логический, лингвистический позитивизм), постпозитивизм.

11. Неопозитивизм о сущности науки
Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «логический эмпиризм», «логический анализ» и т. д.) с самого начала сложился как международное философское течение. Важную роль в его возникновении сыграли английский логик, математик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн.

Главным идейным источником неопозитивизма был махизм, дополненный конвенционализмом А. Пуанкаре и некоторыми идеями прагматизма. Но представители нового течения пытались устранить характерную для махизма недооценку логической ступени познавательного процесса и использовать результаты, достигнутые развитием современной математической логики. Махисты отстаивали «биолого-экономическую» теорию познания и видели в науке преимущественно метод упорядочения ощущений («элементов»); логические позитивисты выдвинули новое понимание научного познания как логической конструкции на основе чувственных содержаний («чувственных данных»). Неопозитивисты еще более решительно, чем Мах и Авенариус, принялись изгонять из философии «метафизику», объявив,-что философия имеет право на существование не как «мышление о мире», а лишь как «логический анализ языка».

Неопозитивисты утверждают, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Философия же не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем отдельные науки, не может создать никакой картины мира. Ее задача состоит в логическом анализе и прояснении тех положений науки и здравого смысла, в которых может быть выражено наше знание о мире.