Файл: Наука как система знаний и как социальный институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальные сети сегодня – это приоритетный канал межличностной коммуникации в обществе. Обычным пользователям нравится находиться в центре внимания, что приводит к потребности создавать мнимую, измененную реальность или приукрашенную действительность. Так, усиление процессов стандартизации, активизация Интернет-коммуникации, реализация личности при помощи социальных сетей – путь, который отнюдь не соответствует целям и традициям научного сообщества . Контент «засоряется» информацией различного характера, в том числе рекламой, и на этом фоне научное знание обретает форму рядовой информации или спама.

http://intelros.ru/readroom/credo_new/k4-2013/21500-socialnye-seti-kak-faktor-razvitiya-nauki.html

https://apni.ru/article/2476-rol-sotsialnikh-setej-v-formirovanii-nauchn

23. Социально антропологические последствия биотехнологической революции

Второй составляющей постиндустриальной цивилизационной революции является биотехнологическая революция. Вообще говоря, последняя взаимосвязана с информационной революцией. Во-первых, она также знаменует собой скачок в количестве и качестве информации, в уровне развития научных знаний (молекулярная биология, генетика, медицина и т. д.). Во-вторых, эта революция также тесно связана с развитием информационной техники. Действительно, расшифровка генома человека, при которой надо оперировать десятками тысяч генов, тремя миллиардами их составляющих нуклеотидов уже сегодня генетики могут распознавать до 200 наследственных болезней. И это означает, что уже сегодня мы вошли в первую фазу генетической революции, когда становится возможной генетическая диагностика. Но генетическая революция имеет три ступени своего развития: первая фаза — генетическая диагностика; вторая фаза — генетическая диагностика и генетическая терапия; третья фаза добавляет к первым двум совокупностям генетических технологий технологии генетического совершенствования человека. Такая стадиальность развертывания генетической революции имеет серьезные социальные и антропологические последствия. Особенно трудную ситуацию создает первая фаза. Возникает ситуация, когда медицина уже может диагностировать генетические болезни, но еще не может их лечить. Это обстоятельство выливается в целую драму с тяжелыми социально-правовыми, этическими и другими коллизиями. Излечить эти болезни пока нельзя, но информация об этих болезнях уже будет получена. В этих условиях информация о результатах генетической диагностики того или иного человека может быть использована определенными органами, невозможна без развития микроэлектроники, без новейших компьютеров.


https://studfile.net/preview/5258081/page:2/

24. Социально антропологические последствия нанотехнологической революции

важен социально-философский анализ социокультурных последствий развития нанотехнологии, чья познавательная мощь не только обладает положительным потенциалом, но и угрожает существованию человечества в рамках техногенной цивилизации. Сейчас в связи с развитием нанотехнологии и формированием новой цивилизации традиционные представления о социальном и природном мире уже не вполне адекватны действительности. Именно поэтому социокультурные последствия развития нанотехнологии требуют глубокого, основательного исследования. Здесь существенная роль может принадлежать теориям социального конструирования реальности, теории информационного общества, цивилизационному подходу, структурным моделям культуры и другим концепциям, и принципам социальной философии, связанным с рассмотрением места технологии в социуме. первую очередь, социальные последствия внедрения нанотехнологии состоят в изменении форм коммуникации и возникновении новых социальных форм, построенных на новых возможностях нейроинтерфейсов и виртуальной реальности. В сфере коммуникации сращивание человека с машиной предполагает новые социальные формы с участием мощного искусственного интеллекта. Новый способ технологического производства снизу вверх исключает физический труд человека и целые технологические цепочки. Суть нанотехнологии - в появлении молекулярных машин на неорганической основе, которое произведет переворот в способе производства материальных благ ранее невиданных и исторически беспрецедентных масштабов. Анализ социальных последствий развития нанотехнологии показывает изменения в социально значимых сферах, что позволяет выявить контуры будущего общества и отношение к проблемам человеческого существования в условиях постиндустриального социума. https://studwood.net/954121/filosofiya/sotsialnye_posledstviya_razvitiya_nanotehnologiy

25. Социально-антропологические последствия информационной революции.

Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества. Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особенности, которые, безусловно, заслуживают самого пристального и объективного научного анализа.



https://megaobuchalka.ru/9/16681.html

26. Перспективы и опасности НБИК (нано-био-информационных и когнитивных технологий)-конвергенция.

Принимая во внимание взаимосвязи, а также в целом междисциплинарный характер современной науки, можно даже говорить об ожидаемом в перспективе слиянии NBIC областей в единую научно-технологическую область знания.Такая область будет включать в предмет своего изучения и действия почти все уровни организации материи: от молекулярной природы вещества (нано), до природы жизни (био), природы разума (когно) и процессов информационного обмена (инфо). Как отмечает Дж. Хорган, в контексте истории науки, возникновение такой мета-области знания будет означать «начало конца» науки, приближение к ее завершающим этапам.В целом, можно говорить о том, что развивающийся на наших глазах феномен NBIC -конвергенции представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса. По своим возможным последствиям NBIC -конвергенция является важнейшим эволюционно-определяющим фактором и знаменует собой начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека, надо полагать, перейдет под его собственный разумный контроль. BIC-технологии — это создание саморазвивающихся по существу живых интеллектуальных систем из неживой материи, которые могут быть использованы повсюду — от медицины до промышленности. Об опасностях мероприятия можно спорить бесконечно, но несомненный факт, что NBIC-технологии по потенциалу приближают человека к Высшему Творцу, который в незапамятные времена сотворил мир. Если гипотеза о Высшем Творце кому не нравится, существа дела это не меняет.

Источник: https://nlo-mir.ru/tech/1953-nbictehnologii-ili-russkij-uchenyj-opasnee-ben-ladena.html

https://studopedia.ru/20_14832_NBIC-nano--bio--informatsionnie-kognitivnie-tehnologii.html

27.
Цифровизация образования и новые формы познавательной деятельности студентов.

Роль цифровых технологий и ресурсов заключается в улучшении и повышении ценности процессов обучения и преподавания. Преподаватели и студенты имеют доступ ко все большему количеству информационных технологий, цифровых ресурсов для улучшения практики преподавания и обучения.Под цифровизацией понимается внедрение цифровых технологий, перевод или переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств. Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.

Цифровизация высшего образования означает трансформацию учебно-образовательного и управленческого процесса, повседневных социальных практик в системе высшего образования, обусловленную внедрением технологий создания, обработки, обмена и передачи больших массивов информации на электронных носителях. Цифровизация предполагает интеграцию образования с информационными ресурсами.Одним из показателей навыка самостоятельной работы студентов является уровень самокритичности, способности критически подходить к собственной деятельности, адекватно реагировать на замечания, сделанные в ходе выполнения задания, и стремление исправить допущенные ошибки.В отдельных случаях можно практиковать групповые или парные совместные проекты по изучаемым дисциплинам. Особую популярность приобретает проведение диспутов, дискуссий, ролевых игр, кейсов с анализом педагогических ситуаций.В целях развития навыков самооценивания имеет смысл анализирование студентами занятий, где они оценивают свои сильные и слабые стороны, степень усвоения учебного материала, имеют возможность выявить свои способности, расставлять приоритеты в учебном процессе, синтезировать поступающую информацию.

https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-deyatelnost-studentov-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya/viewer

https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38430

28. Технологии искусственного интеллекта: новые возможности в научном познании.

Не секрет, что в современном мире множество задач выполняется с помощью автоматизированных машин. Ученые не останавливаются и продолжают работать в этом направлении, чтобы улучшить нашу жизнь. Все чаще люди, которые не связаны напрямую с наукой, слышат об искусственном интеллекте и о нейронных сетях.Всё потому, что технологии машинного обучения начинают занимать серьезное место в повседневной жизни. Требуется разобраться в терминологии, в самом процессе новых технологий и решить, как выстроить будущее на взаимодействии с ними.Конечно, возможности новых технологий искусственного интеллекта несколько ограничены. Как и человек, ИИ имеет свойство ошибаться, однако, за последнее время данная технология продвинулась в своем развитии на достаточно высокий уровень, а всё благодаря обучению на крупных и разнообразных выборках данных. Искусственный интеллект мог бы помочь специалистам с работой над теми задачами, которые не совсем простые в плане понимания, осмысления и имеют зависимость от достаточно большого количества изменчивых факторов. Понять их алгоритм машине будет проще, если создать для этого все условия. Ученые и исследователи возлагают большие планы на машинное обучение, велико желание сделать так, чтобы от человека не требовалось постоянно описывать какие-то конкретные алгоритмы.


https://gb.ru/blog/tekhnologii-iskusstvennogo-intellekta/

29- Big data: перспективные направления в развитии науки.

В процессе исследования особенностей Big Data и перспектив развития Data Science, особый акцент по мнению автора, необходимо сделать на такой сфере как машинное обучение. Суть машинного обучения сводится к извлечению знаний из данных. Это научная область, которая находится на пересечении математической статистики, искусственного интеллекта и компьютерных наук, и также известная как прогнозная аналитика или статистическое обучение .Машинное обучение с точки зрения программирования — это обучение определенной компьютерной модели каким-либо действиям. В общем смысле это алгоритмы обучения с учителем — системе на вход подается некоторый набор данных и информация о том, что необходимо получить на выходе. Если же в структуре этой модели лежит многослойная искусственная нейронная сеть — речь идет о глубоком машинном обучении. Под искусственной нейронной сетью обычно понимают математическую модель, способную обучаться и решать поставленные перед ней задачи.

https://www.bigdataschool.ru/blog/big-data-2020-perspectives-and-plans.html

30. Возможности использования краудсорсинга в научном творчестве.

Участники краудсорсинговых проектов в большинстве своем получили определенное образование, обладают набором компетенций, позволяющих решать различные задачи. Знания, полученные ими в вузе и школе, носят системный характер, формируют у человека представление о мире и способах взаимодействия с ним. Они могут быть упорядочены и связаны друг с другом. Наряду со здравым смыслом, они являются базовыми для человека. В процессе обучения формируется «научная картина мира», которая выступает как элемент общей культуры человека. При этом краудсорсинговые проекты в области науки и технологий, которые ориентируются не только на использование времени и интереса своих участников, предполагают активное использование «данных», почерпнутых из различных источников. К таким проектам относится, например, уже упоминавшийся проект NASA, в котором участникам было необходимо решить техническую задачу. В этом случае используемые «данные» могут постоянно обновляться. После решения определенной задачи часть из них может больше никогда не использоваться и быть заменена на новые, которые необходимы для участия в следующем проекте. В результате может быть сформировано две группы знаний человека. Одна носит системный характер и формируется в процессе образования и самообразования, а вторая просто используется для решения конкретной задачи. Участник краудсорсингового проекта может не выстраивать системные связи между ними, т. к. вторая является лишь ситуативной.