Файл: Теоретические аспекты анализа платежеспособности и финансовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2.3

Структура имущества и источники его формирования (пассив)

Показатель

Значение показателя

Изменение

тыс.руб.

+/-

%

2017

2018

2019

2020

2021

тыс.руб.

  1. Собственный капитал

6 919 317

8 397 757

10 726 676

12 006 994

9 201 663

+2 282 346

+33

  1. Долгоср. обяз-ва, всего:

4 711 869

1 881 342

844 410

384 000

373 772

-4 338 097

-92,1

в т.ч.: заемные средства

4 597 491

1 665 636

527 376

-

-

-4 597 491

-100

  1. Краткоср. обяз-ва, всего:

12 272 377

17 108 129

15 972 617

16 256 808

17 570 806

+5 298 429

+43,2

в т.ч.: заемные средства

1 517 188

3 672 244

3 565 548

336 299

2 000

-1 515 188

-99,9

Валюта баланса

23 903 563

27 387 228

27 543 703

28 647 802

27 146 241

+3 242 678

+13,6


Структура активов организации по состоянию на 31.12.2021 характеризуется соотношением 22,4% внеоборотных активов и 77,6% текущих. Активы организации в течение анализируемого периода увеличились на 3 242 678 тыс. руб. (на 13,6%). Отмечая рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – на 33%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.

Наглядно соотношение основных групп активов организации представлено ниже на диаграмме:




Рисунок 2.2 – Структура активов организации
Рост величины активов организации связан, в первую очередь, с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса:

  1. запасы – 5 814 433 тыс. руб. (54,9%)

  2. краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) – 3 003 854 тыс. руб. (28,4%)

  3. денежные средства и денежные эквиваленты – 855 478 тыс. руб. (8,1%)

  4. долгосрочные финансовые вложения – 547 510 тыс. руб. (5,2%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

  1. кредиторская задолженность – 6 625 824 тыс. руб. (70,8%)

  2. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 2 282 346 тыс. руб. (24,4%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить дебиторскую задолженность в активе и долгосрочные заемные средства в пассиве (-6 992 876 тыс. руб. и -4 597 491 тыс. руб. соответственно).

Собственный капитал организации в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2017 г. по 31 декабря 2021 г.) вырос на 2 282 346 тыс. руб., или на 33%, c 6 919 317 тыс. руб. до 9 201 663 тыс. руб.

Чистые активы организации по состоянию на 31.12.2021 намного (в 692,3 раза) превышают уставный капитал. Такое соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. К тому же следует отметить увеличение чистых активов на 33% за 4 последних года. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.

Таблица 2.4

Чистые активы организации

Показатель

тыс.руб.

Изменение

2017

2018

2019

2020

2021

тыс.руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Чистые активы

6 919 317

8 397 757

10 726 676

12 006 994

9 201 663

+2 282 346

+33

Уставный капитал

13 291

13 291

13 291

13 291

13 291

-

-

Превышение чистых активов над уставным капиталом

6 906 026

8 384 466

10 713 385

11 993 703

9 188 372

+2 282 346

+33



На следующем графике наглядно представлена динамика чистых активов и уставного капитала организации.



Рисунок 2.3 – Динамика чистых активов и уставного капитала
В приведенной ниже таблице 2.5 обобщены основные финансовые результаты деятельности за анализируемый период (с 31.12.2017 по 31.12.2021).

Таблица 2.5

Основные финансовые результаты деятельности

Показатель

тыс.руб

Изменение

2018

2019

2020

2021

тыс.руб

%

1

2

3

4

5

6

7

Выручка

89 922 273

103 942 993

120 782 127

138 864 203

+48 941 930

+54,4

Расходы по обычным видам деятельности

87 647 371

101 723 745

116 094 295

131 482 033

+43 834 662

+50

Прибыль (убыток) от продаж

2 274 902

2 219 248

4 687 832

7 382 170

+5 107 268

+3,2

Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

-22 287

984 125

425 844

754 383

+776 670



EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов)

2 252 615

3 203 373

5 113 676

8 136 553

+5 883 938

+3,6

Проценты к уплате

357 787

265 276

55 956

1

-357 786

-100


Окончание табл. 2.5

1

2

3

4

5

6

7

Налог на прибыль, изменение налоговых активов и прочее

-416 390

-609 178

-1 122 289

-1 658 278

-1 241 888



Чистая прибыль (убыток)

1 478 438

2 328 919

3 935 431

6 478 274

+4 999 836

+4,4



За 2021 год годовая выручка составила 138 864 203 тыс. руб. За весь анализируемый период наблюдалось значительное повышение выручки (на 48 941 930 тыс. руб., или на 54,4%). При этом тенденцию на рост подтверждает и линейный тренд. Рост выручки наблюдался в течение всего анализируемого периода.

За период 01.01 – 31.12.2021 прибыль от продаж составила 7 382 170 тыс. руб. За 4 года финансовый результат от продаж стремительно вырос (в 3,2 раза), при этом такую же тенденцию в течение периода подтверждает и линейный тренд.

Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя «Управленческие расходы» за отчетный период.

Ниже на графике наглядно представлено изменение выручки и прибыли в течение всего анализируемого периода.



Рисунок 2.4 – Изменение выручки и прибыли
Далее проанализируем рентабельность организации и оформим расчеты в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Показатели рентабельности

Показатель

в %, или в копейках с рубля

Изменение

2018

2019

2020

2021

+/-

%

Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение: 4% и более.

2,5

2,1

3,9

5,3

+2,8

110,1

Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).

2,5

3,1

4,2

5,9

+3,4

133,9

Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 3% и более.

1,6

2,2

3,3

4,7

+3,1

183,7


Рентабельность продаж показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции, за анализируемый период значение показателя увеличилось и свидетельствует об повышение объемов продаж. За последний год организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 5,6 копеек с каждого рубля выручки от реализации. При этом имеет место рост рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с данным показателем за 2018 год. Оформим для наглядности в график (рис. 2.5).




Рисунок 2.5 – Динамика показателей рентабельности продаж
Рентабельность собственного капитала за 4 последних года выросла, кроме того, на повышение показателя также указывает и усредненный (линейный) тренд. Рентабельность собственного капитала за последний год демонстрирует очень хорошее значение. За 2021 год в сравнении с данными за 2018 год наблюдалось весьма значительное повышение рентабельности активов. В течение всего рассматриваемого периода наблюдался постоянный рост рентабельности активов. Несмотря на то, что в начале рассматриваемого периода значение рентабельности активов не соответствовало норме, в конце периода оно приняло нормальное значение. На следующем графике наглядно представлена динамика основных показателей рентабельности активов и капитала.



Рисунок 2.6 – Динамика показателей активов и капитала

Рентабельность собственного капитала за весь анализируемый период выросла. Рассмотрим, какие факторы повлияли на изменение отдачи от собственного капитала. Проведем факторный анализ по формуле Дюпона:

(1.8)

где рентабельность собственного капитала;

чистая прибыль;

собственный капитал;

активы;

выручка.

По этой формуле рентабельность собственного капитала характеризуется тремя показателями: рентабельностью продаж, оборачиваемостью активов и структурой капитала. В следующей таблице (2.7) представлено влияние каждого из указанных факторов.

Таблица 2.7

Влияние факторов на рентабельность собственного капитала

Фактор

Изменение рентабельности
сравнение двух периодов: 2021 г. и 2020 г.

Рост рентабельности продаж (по чистой прибыли)

+14,91

Рост оборачиваемости активов

+7,96

Снижение доли собственного капитала

+3,69

Итого изменение рентабельности собственного капитала, выраженной в %

+26,56