Файл: Как построить эффективную команду Для этого необходим эффективный лидер.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Успех в современном бизнесе обуславливается достаточно большим количеством факторов. И одним из главных слагаемых коммерческого успеха предприятия является команда, которая способна эффективно и оперативно выполнять поставленные цели и задачи.
Создание эффективной команды – это достаточно сложный и кропотливый процесс, который просто изобилует различными тонкостями и нюансами. На создание боеспособного коллектива может уйти достаточно много времени. Также потребуются и определенные материальные затраты. Но подобные вложения абсолютно оправданы, так как в будущем они смогут себя с лихвой компенсировать.
Как построить эффективную команду? Для этого необходим эффективный лидер.
Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство – это способ влияния и управления. Для многих лидер – это предводитель, вперед смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникают проблемы лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.
Поэтому тема лидерства, стилей лидерства и оценка его эффективности актуальна в настоящее время.
Целью курсовой работы является анализ явления лидерства, стилей лидерства и оценка его эффективности.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить историю лидерства;
- сформулировать понятие лидерства;
- выделить стили лидерства;
- выявить критерии эффективности лидерства;
- рассмотреть лидерство на примере организации, провести оценку эффективности лидерства.
В первой главе курсовой работы рассматривается история лидерства, основные теории лидерства. Также выявляется соотношение понятий лидер и менеджер.
Во второй главе курсовой работы сформулированы основные проблемы лидерства. Кроме того рассматриваются особенности становления эффективного лидера в двадцать первом веке.
В третьей главе курсовой работы на примере компании Ройал-кейтеринг рассматриваются лидерство, выделяются стили лидерства в организации. На основании полученных данных проводится оценка эффективности лидерства в компании. Сформулированы направления решения выявленных проблем лидерства в компании.
В курсовой работе используются нормативные документы компании, данные исследований, учебные пособия по менеджменту, теории управления, психологии менеджмента и статьи из специальных периодических изданий.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Природа и определение понятия лидерство 5
-
Истоки и классические исследования лидерства 5 -
Теории лидерства 7 -
Лидер и менеджер 9
Глава 2. Современные оценки лидерства, проблемы и методы ее решения 14
2.1 Проблемы лидерства 14
2.2 Анатомия лидера 21 века 18
Глава 3. Проблемы лидерства на примере компании Ройал-кейтеринг 3.1 Общие сведения о компании Ройал-кейтеринг 26
3.2 Организация и структура компании Ройал-кейтеринг 29
3.3 Лидерство и стиль руководства в компании Ройал-кейтеринг 35
3.4 Эффективность руководства в компании Ройал-кейтеринг 40
Заключение 45
Приложения 49
Список использованной литературы и источники 62
5
Глава 1 Природа и определение понятия лидерства
-
Истоки и классические исследования лидерства
Лидерство не имеет единого определения для различных ситуаций, пусть даже одного характера – хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства.
Дискуссиям о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидера – власть, искусство управления или знание законов. Ученик Сюньцзы (китайского мыслителя конфуцианской школы) Хань-Фэйцзы отмечал, что если правитель не владеет искусством управления, то в верхах ему будут льстить, вводя в заблуждение, и он не сможет выявить изменников.
В 111 в. до н.э. считали, что главное назначение искусства управления – разделять преданных и вероломных чиновников, проверять их способности и контролировать успехи для укрепления управления, основанного на законе.
Дискуссиям о лидерстве на основе добродетели или силы конец не положен, приоритеты зависят от ситуационных факторов.
Классические исследования лидерства начались с обращения к проблеме использования власти и полномочий (анализ работы Макиавелли «Князь»).1 Макиавелли первым стал описывать политику не такой, какой она должна быть, а такой, какова она в реальной жизни.2
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен.
___________________________________________________________
1В.С.Малявина. Искусство управления/М. Астрель. – 2003. – С. 19.
2Редакция Г.Р.Латфуллина. Организационное поведение/С-Пб. Питер. -2007. – С. 212.
Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение
лидерства началось только со времён Ф.Тейлора. Было проведено много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, её питающие.
Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».3
Так, если взять в качестве примера директора комбината, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлери Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г.Кунц и С. О”Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.3
Заглянув социологический словарь, можно обнаружить следующее определение: «Лидерство – процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов.4
А у Джона Уокера понятие «лидерство» звучит следующим образом: лидерство-это процесс, посредством которого люди с идеями способны давать желаемое направление деятельности других людей.5
-
Теории лидерства.
Лидерство – это феномен, который издавна занимает умы человечества. Рассуждения об идеальном управлении и идеальном правителе занимали немалое место еще в рассуждения античных философов, и с тех пор интерес к этой теме только растет.
Что позволяет человеку вести других людей за собой, «заражать» их своими стремлениями и идеалами
, и почему, собственно, люди готовы за кем-то следовать – на эти вопросы существует множество ответов, и притом порой весьма противоречивых. Постараюсь кратко описать суть наиболее распространенных воззрений на природу лидерства.
-
«Лидерами не становятся, а рождаются». Многие люди полагают именно так: лидер – это изначально выдающаяся личность, все способности даны ему от природы, а ему остается только пользоваться ими в меру своего разумения и в собственных целях. Такое представление, пожалуй, является самым ранним, и в предельном своем выражении сводит всю историю человечества к результату деяний особых, великих людей.
__________________________________________________________
3О.С.Виханский, А.Н. Наумов. Менеджмент/М. Экономист. – 2003. – С. 470-472.
4А.С.Осипов.Учебно-практическое пособие для студентов/М.Просвещение. – 2004. – С. 335.
5А.М.Руденко. Психология социально-культурного сервиса и туризма/Ростов на дону. – 2007. – С. 247.
-
Теории лидерских черт. Согласно этому взгляду на лидерство, люди рождаются с определенными задатками и качествами, которые делают их более или менее подходящими для роли лидера, то есть основа лидерства – это ряд конкретных личностных черт. Тем не менее, слабое место таких теорий в том, что не все люди, обладающие соответствующими качествами, действительно проявляют себя как лидеры. -
Теории стечения обстоятельств и ситуационные теории. Здесь имеется в виду, что любая ситуация состоит из множества переменных, специфическое сочетание которых приводит к появлению лидера, и притом именно такого типа, который лучше всего соответствует обстоятельствам. Таким образом, «самого лучшего» лидерского стиля не существует, а лучший лидер – тот, кто лучше всего чувствует ситуацию, в которой находится. Но при этом он не может полностью ею управлять, так как далеко не все переменные ему подконтрольны. -
Поведенческие теории. Приверженцы этой точки зрения считают, что рождаться лидером вовсе не обязательно, научиться этому может любой. Нужно только натренировать необходимые формы поведения и вызывать у окружающих людей нужные реакции с помощью различных позитивных или негативных подкреплений. Истоки этого подхода можно найти в бихевиоризме. -
Теории командной работы. Здесь лидер – этот тот, кто умеет добиться активного участия всех членов группы в совместной целенаправленной деятельности и общего вклада в принятие всех важных для группы решений. -
Управленческие теории. Лидер в этом свете, по сути, является менеджером: контролирует деятельность группы, организует ее и следит за производительностью, используя для всех этих целей разнообразные поощрения и наказания. Главная цель лидера здесь состоит в том, чтобы дать людям ясные указания и добиться, чтобы они выполнялись. -
Теории взаимоотношений, лучше всего отражают современное понимание лидерства. Природа лидерства здесь объясняется особыми взаимоотношениями, которые складываются между лидером и его приверженцами. Такой лидер способен вдохновлять людей и мотивировать их на работу над достижением поставленных целей, основываясь на заслуженном доверии, взаимном уважении и разделении общих ценностей. Люди следуют за таким лидером не из страха перед наказанием или желания получить награду, а потому, что он выражает их собственные идеалы, стремление к которым способствует их саморазвитию и питает их самоуважение.