Файл: Как построить эффективную команду Для этого необходим эффективный лидер.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;
2) личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4) способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.9
Безусловно, всем перечисленным требованиям удовлетворяет крайне
малое число людей. Последнее, однако, не означает, что "руководителями рождаются" и что хорошо руководить практически нельзя научить. Действительно, исследования показали наличие прямой связи между сочетанием пяти факторов — ума, авторитетности, уверенности в себе, энергичности и знаний, с одной стороны, и способностью к руководству, с другой. Однако это сочетание еще не гарантирует успех, так как зависимость составляет лишь 25—35%. В остальных случаях решающую роль в эффективном руководстве играют не личностные качества, а стиль поведения руководителя.
Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я"). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
-
« Предыдущая
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение кадров. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров. Руководитель в качестве формального лидера обязан иметь достаточно полное представление
_________________________________________________________________
9 Р.М.Стогдилл. 1974. – с. 248
о неформальной структуре своего коллектива с тем, чтобы своевременно предотвратить конфликтные ситуации, четко представлять, кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление о степени авторитетности своего заместителя и других сотрудников.
Методика измерения неформальной структуры группы, иначе именуемая социометрической процедурой, в наши дни разработана достаточно подробно.
Для этого достаточно предложить сотрудникам, естественно, в анонимной форме, ответить на перечень косвенных и проективных вопросов, например, с кем хотели бы разделить служебный кабинет; кого пригласили бы для совместного выполнения ответственного задания; кто из коллег лучше всего подходит для выполнения обязанностей руководителя на время его отпуска и т.д. Вопросы подобного рода, составленные с учетом специфики деятельности коллектива, индивидуально-психологических особенностей его членов, позволяют дать количественную оценку реальных связей между сотрудниками по признакам симпатии — антипатии, выявить неформальных лидеров, подсчитать социометрический индекс сплоченности группы.
А как быть в том случае, если в группе имеется негативный лидер? Трудно и даже невозможно дать совет для каждой конкретной ситуации. Тем важнее для каждого руководителя наличие хотя бы элементарных знаний по теории конфликта[http://businessinfo-2.narod.ru].
2.2 Анатомия лидера 21 века
Экономический спад – сокращение продаж, рост безработицы, тревожные настроения среди сотрудников – это чума, поразившая бизнес по всему миру. От него пострадало немало индустрий; многие же стали искать новых лидеров, способных найти нужное решение.
Перемены в бизнесе происходят как раз тогда, кода лидера найти не так-то просто. На покой сейчас в силу экономических условий уходят немногие, так что пока что в составе рабочих сил все еще много людей поколения бэби-бума. Они владеют немалой долей организационных знаний, держа при этом своих потенциальных преемников на скамейке запасных.
В то же время глобальный экономический кризис вынудил многие компании научиться достигать большего меньшими затратами. Истощение продолжается, а новых потенциальных лидеров почти не нанимают, так что уже существующему персоналу приходится работать вдвойне и втройне. При этом от менеджеров требуют одновременного сокращения расходов и повышения прибылей, то есть работы с повышенными требованиями и сокращенным объемом ресурсов. При таком положении дел многие менеджеры среднего звена оказываются чрезмерно загруженными и теряют всякую мотивацию, а это негативно влияет на преемственность кадров и угрожает преемственности лидерства.
Неуверенность в завтрашнем дне организаций заставляет сотрудников, которые не чувствуют достаточной формальной власти по-новому вести дела во многих сегментах бизнеса. Пустота, возникающая из-за перегруженности начальства, или по причине незаполненных должностей, побудила этих сотрудников, многие из которых обладают
значительным потенциалом и немалыми амбициями, воспользоваться возможностью самостоятельно заняться лидерством, даже, несмотря на то, что это не входит в их прямые обязанности.
Неофициальное лидерство такого рода может принимать самые разные формы, вплоть до того, что работник первой линии создал вокруг себя команду – а между тем менеджерская вакансия так и пустует, или же от проектного менеджера ждут, что он станет отвечать за профессиональное совершенствование членов своей команды, хотя это вовсе не входит в его рабочие обязанности. Более того, на сегодняшний день перед многими компаниями встают экстраординарные проблемы, для решения которых
нужны люди, обладающие чем-то большим, чем стандартные бизнес - умения.10
Все эти факторы сливаются в шесть основных зон лидерства. Каждая из них включает в себя ряд особых практик, которые могут служить примерами новой модели лидерства, которая необходима для текущего и будущего успеха – согласно данным исследования ActiveGlobal, обнародованным в феврале 2011 года. Целью исследования было выявление качеств и форм поведения, присущих эффективному лидеру 21 века. Для начала исследователи выявили тенденции, касающиеся лидерства, задокументированные в академических и отраслевых изданиях за двухлетний период.
Кульминацией исследования стал количественный опрос, проведенный в таких странах, как США, Мексика, Индия, Китай, Сингапур, Германия и Великобритания, и собравший ответы 970 респондентов – лидеров и рядовых сотрудников из сферы бизнеса и государственного сектора.
Главные вопросы, которые ставило перед собой исследование, таковы: Что на сегодняшний день составляет основу эффективного лидерства? Как оно изменилось? Какие формы лидерского поведения не теряют своей важности?
Исследователи получили ответы от представителей высшего руководства, менеджеров, работающих с клиентами, менеджеров среднего звена, руководителей деловых единиц. Это помогло выявить ключевой набор лидерских практик в шести различных зонах.
«Эффективным лидерам свойственна гибкость, они легко приспосабливают свой лидерский стиль к требованиям разных ситуаций и предпочтениям разных людей», - считает Скотт Трент (Scott Trent), директор HR в Montana Rail Link, - «Лидеры, которые сильны во всех шести зонах, способны применять любые практики в подходящий для этого момент. Дни, когда можно было не думать ни о чем, кроме задач бизнеса, миновали. Лидеры должны сочетать деловую хватку с контролем надо всеми зонами
______________________________________________________________
10Швальбе Б.Г., Швальбе З.Х.Личность, карьера, успех/М. Прогресс. – 2009. – С.49.
лидерства, чтобы успешно реагировать на изменчивые требования и проблемы глобальной корпоративной среды».[http://www.smart-edu.com]
Важно, чтобы лидер мог оценить свои текущие обязанности, цели и стоящие перед ним проблемы. Это необходимо, чтобы научиться контролировать все зоны. Понимание роли, которую лидер должен играть в организации, помогает сконцентрироваться на самых актуальных зонах. Но при этом нельзя забывать и обо всех остальных зонах лидерства, иначе эффекта не достичь.
Перечислим зоны, важные для эффективного лидерства в организации:
1.Рефлексия.
Лидер должен оценивать собственные мотивы, убеждения, установки и действия, задавая самому себе вопрос – Могу ли я быть уверен, что внутренние ограничения не заставляют меня принимать плохие решения? Чтобы преуспеть в этом, лидер должен:
-
Принимать ответственность за собственные ошибки. -
Искать новых знаний, стремясь видеть всю картину в целом. -
Понимать, какую роль следует играть перед лицом возникающих задач. -
Относиться к неудачам как к возможности для роста и развития. -
Часто задумываться о своей производительности. -
Серьезно относиться к чужим точкам зрения, даже если они противоречат его собственным. -
Откровенно общаться с людьми, чтобы учиться у них и пользоваться их доверием.
2.Общество.
Лидер должен руководствоваться принципами честности, уважения, стремления к всеобщему благу, соблюдая при этом баланс между индивидуальным и групповым благополучием. Для этого необходимо:
-
Действовать этично и на благо, а не просто давать такие обещания. -
Поощрять социальную ответственность. -
Открыто обсуждать действия и решения, выходящие за рамки этики. -
Действовать на благо других людей, а не только в собственных интересах. -
Выказывать людям признание и вознаграждать их, основываясь на их заслугах, а не только организационной политике. -
Принимать справедливые решения, даже если это не в интересах лидера. -
Принимать меры, чтобы действия лидера не приносили вреда организационной среде.
3.Разнообразие.
Лидер должен уважать базовые различия – гендерные, этнические, возрастные, национальные, религиозные и мировоззренческие. А для этого нужно:
-
Стараться удовлетворять потребности потребителей, принадлежащих к иным культурам. -
Поощрять межгрупповую совместную работу. -
Проявлять чуткость, когда дело касается культурных различий. -
Уметь работать совместно с непохожими на самого лидера людьми. -
Эффективно управлять разнородными группами. -
Интересоваться практиками бизнеса, принятыми в других культурах. -
Управлять виртуальными командами, основываясь на нуждах потребителей и связанных с ними практиках.
4.Изобретательность.
Лидер должен предлагать и реализовывать практические идеи, помогая другим делать то же самое, чтобы создать климат, благоприятный для инноваций. Для этого необходимо:
-
Помогать людям адаптироваться к изменениям. -
Помогать группам в формировании общей позитивной картины будущего. -
Заниматься саморазвитием, чтобы тем самым совершенствовать общегрупповые способности. -
Решать реальные проблемы и привлекать к этому других, не теряя при этом ясности мышления. -
Рассказывать истории, которые станут для людей мотивом к достижению стратегических целей. -
Отыскивать пути для ускорения, гибкости и инноваций.
5.Люди.
Чтобы заслужить преданность, успешно вдохновлять людей на усилия и способствовать улучшению коммуникаций, лидеру необходимы хорошие личные взаимоотношения со своими сотрудниками. Для этого нужно:
-
Понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать. -
Отвечать на разнообразные потребности группы в лидерстве. -
Помогать людям найти нужный баланс между работой и жизнью. -
Ежедневно делать все для завоевания доверия коллег и потребителей. -
Минимизировать негативные влияния человеческого фактора на принятие решений и производимые действия. -
Создать и поддерживать функционирование сети межфункциональных задач. -
Уметь общаться с потребителями и коллегами на всех уровнях.
6.Бизнес.
Лидер должен разрабатывать стратегию, планировать и реализовывать планы, организовывать работу подчиненных и направлять работу к нужным результатам. Для успеха в этом направлении необходимо:
-
Быстро приспосабливаться к изменчивым условиям бизнеса. -
Управлять накладными расходами. -
Повышать конкурентоспособность бизнеса. -
Разрабатывать и осуществлять эффективные бизнес-планы. -
Анализировать и использовать данные для достижения бизнес-результатов. -
Обеспечивать удержание потребителей, привлечение новых и прибыли за период активности потребителя.11