Файл: Как построить эффективную команду Для этого необходим эффективный лидер.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Страница 1
Теории взаимоотношений часто противопоставляются управленческим теориям. Однако для успешного функционирования и развития организации оптимальным представляется сбалансированное сочетание «менеджерского» и «лидерского» подходов.
-
Лидер и менеджер
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.6
Хотя лидерство и менеджмент порой принимают за синонимы, на деле между ними есть целый ряд существенных различий. По сути, эти подходы основаны на совершенно разной философии, и потому им присуще очень разное содержание.
Основное различие между лидерством и менеджментом – это природа мотивации сотрудников, и именно эта разница определяет все остальные важные расхождения этих двух подходов.
Если менеджеры управляют подчиненными, то лидеры ведут за собой приверженцев и последователей. В чем же эта разница выражается на
практике? ______________________________________________________________
6В.Р. Веснин. Основы менеджмента. 2е издание/М. Элит. – 2002. – С. 191.
Менеджеры уже в силу своей должности имеют подчиненных и обладают по отношению к ним определенными формальными властными полномочиями. Эти полномочия даны менеджеру компанией, и его обязанность – транслировать своим подчиненным требования и ожидания компании, и добиваться их выполнения. Это диктует авторитарный стиль управления – даже если форма, в которой он реализуется, авторитаризм и не напоминает, суть взаимодействия все же остается именно такой, ведь от выполнения требований начальства зависит вознаграждение подчиненных, а менеджерам платят именно за то, чтобы они этого выполнения добивались.
Лидеры тоже могут работать на менеджерских должностях, и тоже иметь подчиненных. Но их влияние основано не на формальных властных полномочиях. Стать приверженцем и последователем – это всегда свободно принятое решение, и его нельзя добиться принудительно.
Лидерский стиль – харизматический, он основывается на том, чтобы
вдохновлять, а не заставлять. Лидерство во многом основывается на изменениях, то есть сотрудников убеждают в том, что если решиться на позитивные для всей компании перемены, то это даст каждому из них значительные преимущества, причем такие, которые не просто выражаются в деньгах, но и ведут к саморазвитию и росту самоуважения. Чтобы таким образом влиять на людей, лидер должен заслуживать их доверия и быть способным его сохранять и укреплять.
Основные практические отличия лидерской деятельности от менеджерской приведены в следующей таблице 1:
Таблица 1
|
Важно понимать, что для успешного функционирования и развития организации необходимы оба подхода – и лидерство, и менеджмент.
Лидерство дает компании импульс к движению и его вектор, а менеджмент необходим, чтобы управлять людьми и ресурсами так, чтобы это соответствовало соответствующим принципам и ценностям.
Если у компании есть хорошие лидеры, но нет необходимого менеджмента, это проигрышная ситуация, ведь на одном вдохновении, идеях и стремлениях, не подкрепленных структурированной и целенаправленной деятельностью, далеко не уедешь.
С другой стороны, и менеджментом, который не основывается на лидерстве, не тоже не обойтись, так как в этом случае у компании не будет ни созидательной движущей силы, ни доверия и общих ценностей, которые сплотили бы сотрудников.
Итак, задача лидерства – установить для организации направление движения, а менеджмент нужен для того, чтобы все ресурсы, которыми она обладает, распределялись так, чтобы достичь намеченных целей и привести компанию к заданному видению. При этом менеджер может быть, а может и не быть лидером, равно как и наоборот.7
Компаниям необходимо найти способ обучать грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров. Без крепкой организационной структуры даже лидеры с самыми блестящими идеями окажутся не у дел. Они будут работать вхолостую, только обманывая ожидания сослуживцев и не добиваясь никаких заметных результатов. Но важна и другая предпосылка: предпринимательская культура, которая формируется, когда у руля организации стоит истинный лидер. Если ее нет, то даже компаниям с самой безукоризненной структурой управления
грозит застой и потеря конкурентоспособности. Журнал «Джоби Джоб» 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://jobijob.ru/2007/12/liderskie-kachestva-2.html].
Есть еще несколько мнений и высказываний по этой теме, например:
Уоррен Беннис описывает свой взгляд на различия между менеджерами и лидерами следующим образом:
-
Менеджер сосредоточен на системе и структуре; лидер фокусируется на людях. -
Менеджер опирается на контроль; лидер внушает доверие. -
Менеджер настроен на ближайшее будущее; лидер — на долгосрочную перспективу. -
Менеджер спрашивает, как и когда; лидер спрашивает, что и почему. -
Менеджер сосредоточен на текущем результате; лидер — на будущем. -
Менеджер принимает статус-кво; лидер принимает вызовы. -
Менеджер — классический хороший исполнитель; лидер имеет собственное лицо. -
Менеджер делает все правильно; лидер делает правильные вещи.
Другой влиятельный специалист в данном вопросе, автор книги John P. Kotter on What Leaders Really Do Джон Коттер, отмечает:
Лидерство и управление — две отличающиеся и дополняющие друг друга системы действий. И то и другое необходимо для успеха в сложной и
_________________________________________________________
7О.С.Виханский, А.Н. Наумов. Менеджмент/М. Экономист. – 2003. – С. 478.
изменчивой бизнес-среде. Грамотный менеджмент позволяет справляться со сложностями. Без хорошего управления все превращается в хаос. Лидерство, напротив, важно, когда речь идет о конструктивных изменениях, когда необходимо выявить направления развития, стратегии, объединить людей, мотивировать и вдохновить их, чтобы двигаться в правильном направлении».
Джим Эстил в своем блоге для генеральных директоров вспоминает классическую статью Авраама Залежника из Harvard Business Review, написанную еще в 1977 году:
«Менеджеры ищут стабильность и контроль и инстинктивно пытаются решить проблемы быстро — иногда прежде, чем они полностью поймут значимость проблемы. Лидеры, наоборот, терпят хаос и отсутствие структуры и готовы отложить разрешение проблемы для того, чтобы более полно понять ситуацию. Таким образом, утверждал Залежник, бизнес-лидеры имеют гораздо больше общего с художниками, учеными и другими творческими мыслителями, чем менеджеры. Однако, чтобы добиться успеха, организации нуждаются и в менеджерах, и лидерах». [http://www.prostoy.ru/1595.html]
Глава 2 Современные оценки лидерства, проблемы, и методы их решения.
2.1 Проблема лидерства
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех — семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной.8
Референтная группа может включать людей разных возрастов и не обязательно работающих, например, в одном отделе, т.е. она может быть "сквозной". Главная психологическая предпосылка образования подобной
группы — потребность в неформальном общении, взаимодействии с
__________________________________________________________________
8Н.И.Иосефович. Ты – босс. 2е издание/М. Персей. – 2005. – С. 53.
другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению частных (ситуативных), а также общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Кроме того, деятельность в составе группы приводит к возникновению новых потребностей, например, к сохранению стабильности группы.
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Греки во времена Гомера считали, что вожак должен обладать мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея и энергичностью Ахилесса. На протяжении XX в. проводились многочисленные исследования индивидуальных качеств преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя — вожака: