Файл: Как построить эффективную команду Для этого необходим эффективный лидер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Страница 1

Теории взаимоотношений часто противопоставляются управленческим теориям. Однако для успешного функционирования и развития организации оптимальным представляется сбалансированное сочетание «менеджерского» и «лидерского» подходов.

    1. Лидер и менеджер

           Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.6

          Хотя лидерство и менеджмент порой принимают за синонимы, на деле между ними есть целый ряд существенных различий. По сути, эти подходы основаны на совершенно разной философии, и потому им присуще очень разное содержание.

          Основное различие между лидерством и менеджментом – это природа мотивации сотрудников, и именно эта разница определяет все остальные важные расхождения этих двух подходов.

Если менеджеры  управляют подчиненными, то лидеры ведут за собой приверженцев и  последователей. В чем же эта разница  выражается на

практике?      ______________________________________________________________

6В.Р. Веснин. Основы менеджмента. 2е издание/М. Элит. – 2002. – С. 191.

          Менеджеры уже в силу своей должности имеют подчиненных и обладают по отношению к ним определенными формальными властными полномочиями. Эти полномочия даны менеджеру компанией, и его обязанность – транслировать своим подчиненным требования и ожидания компании, и добиваться их выполнения. Это диктует авторитарный стиль управления – даже если форма, в которой он реализуется, авторитаризм и не напоминает, суть взаимодействия все же остается именно такой, ведь от выполнения требований начальства зависит вознаграждение подчиненных, а менеджерам платят именно за то, чтобы они этого выполнения добивались.

Лидеры тоже могут  работать на менеджерских должностях, и тоже иметь подчиненных. Но их влияние  основано не на формальных властных полномочиях. Стать приверженцем и последователем – это всегда свободно принятое решение, и его нельзя добиться принудительно.

          Лидерский стиль – харизматический, он основывается на том, чтобы

вдохновлять, а не заставлять. Лидерство во многом основывается на изменениях, то есть сотрудников убеждают в том, что если решиться на позитивные для всей компании перемены, то это даст каждому из них значительные преимущества, причем такие, которые не просто выражаются в деньгах, но и ведут к саморазвитию и росту самоуважения. Чтобы таким образом влиять на людей, лидер должен заслуживать их доверия и быть способным его сохранять и укреплять.


          Основные практические отличия лидерской деятельности от менеджерской приведены в следующей таблице 1:

                                                                                                              Таблица 1

Лидер

 

Менеджер

Ищет изменений.

 

Стремится к стабильности

Ведет за собой людей.

 

Управляет работой.

Обладает последователями

и приверженцами

 

Имеет подчиненных.

Концентрируется на

Стратегических, долгосрочных

перспективах.

 

 

Концентрируется на актуальных, тактических задачах.

В центре внимания – видение.

 

В центре внимания – конкретные задачи.

Указывает своим  последователям

нужное направление.

 

Детально планирует  деятельность своих подчиненных.

Действует, как фасилитатор 

(обеспечивает успешную 

групповую коммуникацию)

 

 

Добивается претворения  нужных решений в жизнь.

Влияние его основывается на

личной харизме.

 

Его влияние основано на формальных властных полномочиях.

Обращается к  чувствам. 

 

Обращается к  разуму.

Черпает энергию  и источники 

влияния в любви  к своему делу.

 

Опирается на контроль.

Сам изменяет и формирует 

культуру организации.

 

Взаимодействует с  культурой и подстраивается под  нее.

Действует проактивно.

 

Действует реактивно.

Убеждают последователей.

 

Приказывают подчиненным.

Вознаграждение  их

последователей  – самоуважение,

интерес и удовольствие от работы.

 

 

Их подчиненные  получают в качестве вознаграждения деньги.

Стремления –  это приоритет.

 

Действия важнее стремлений.

Ищет достижений.

 

Ориентирован на результат.

Легко идет на риск.

 

Старается минимизировать любые риски.

Может нарушать правила.

 

Создает правила.

Позитивно использует

конфликтные ситуации.

 

Избегает конфликтов.

Ищет новых возможностей.

 

Ходит по накатанным путям.

Считает важным соблюдать 

справедливость.

 

Сам устанавливает, что считать справедливостью.

Принимает во внимание то,

что правильно на деле.

 

Стремится всегда утверждать собственную правоту.

Завоевывает доверие.

 

Требует доверия.

Признает свои ошибки.

 

Обвиняет других. 7





           Важно понимать, что для успешного функционирования и развития организации необходимы оба подхода – и лидерство, и менеджмент.

           Лидерство дает компании импульс к движению и его вектор, а менеджмент необходим, чтобы управлять людьми и ресурсами так, чтобы это соответствовало соответствующим принципам и ценностям. 
Если у компании есть хорошие лидеры, но нет необходимого менеджмента, это проигрышная ситуация, ведь на одном вдохновении, идеях и стремлениях, не подкрепленных структурированной и целенаправленной деятельностью, далеко не уедешь.

          С другой стороны, и менеджментом, который не основывается на лидерстве, не тоже не обойтись, так как в этом случае у компании не будет ни созидательной движущей силы, ни доверия и общих ценностей, которые сплотили бы сотрудников.

           Итак, задача лидерства – установить для организации направление движения, а менеджмент нужен для того, чтобы все ресурсы, которыми она обладает, распределялись так, чтобы достичь намеченных целей и привести компанию к заданному видению. При этом менеджер может быть, а может и не быть лидером, равно как и наоборот.7

          Компаниям необходимо найти способ обучать грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров. Без крепкой организационной структуры даже лидеры с самыми блестящими идеями окажутся не у дел. Они будут работать вхолостую, только обманывая ожидания сослуживцев и не добиваясь никаких заметных результатов. Но важна и другая предпосылка: предпринимательская культура, которая формируется, когда у руля организации стоит истинный лидер. Если ее нет, то даже компаниям с самой безукоризненной структурой управления

грозит застой и потеря конкурентоспособности. Журнал «Джоби Джоб» 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://jobijob.ru/2007/12/liderskie-kachestva-2.html].

           Есть  еще несколько мнений и высказываний  по этой теме, например:

Уоррен Беннис описывает  свой взгляд на различия между менеджерами  и лидерами следующим образом:

  • Менеджер сосредоточен на системе и структуре; лидер фокусируется на людях.

  • Менеджер опирается на контроль; лидер внушает доверие.

  • Менеджер настроен на ближайшее будущее; лидер — на долгосрочную перспективу.

  • Менеджер спрашивает, как и когда; лидер спрашивает, что и почему.

  • Менеджер сосредоточен на текущем результате; лидер — на будущем.

  • Менеджер принимает статус-кво; лидер принимает вызовы.

  • Менеджер — классический хороший исполнитель; лидер имеет собственное лицо.

  • Менеджер делает все правильно; лидер делает правильные вещи.


          Другой влиятельный специалист в данном вопросе, автор книги John P. Kotter on What Leaders Really Do Джон Коттер, отмечает:

Лидерство и управление —  две отличающиеся и дополняющие  друг друга системы действий. И  то и другое необходимо для успеха в сложной и

_________________________________________________________

7О.С.Виханский, А.Н. Наумов. Менеджмент/М. Экономист. – 2003. – С. 478.

изменчивой бизнес-среде. Грамотный менеджмент позволяет  справляться со сложностями. Без  хорошего управления все превращается в хаос. Лидерство, напротив, важно, когда речь идет о конструктивных изменениях, когда необходимо выявить  направления развития, стратегии, объединить людей, мотивировать и вдохновить их, чтобы двигаться в правильном направлении».

           Джим Эстил в своем блоге  для генеральных директоров вспоминает  классическую статью Авраама  Залежника из Harvard Business Review, написанную  еще в 1977 году:

          «Менеджеры ищут стабильность и контроль и инстинктивно пытаются решить проблемы быстро — иногда прежде, чем они полностью поймут значимость проблемы. Лидеры, наоборот, терпят хаос и отсутствие структуры и готовы отложить разрешение проблемы для того, чтобы более полно понять ситуацию. Таким образом, утверждал Залежник, бизнес-лидеры имеют гораздо больше общего с художниками, учеными и другими творческими мыслителями, чем менеджеры. Однако, чтобы добиться успеха, организации нуждаются и в менеджерах, и лидерах».   [http://www.prostoy.ru/1595.html]


Глава 2  Современные оценки лидерства, проблемы, и методы их решения.

2.1 Проблема лидерства

          Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех — семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной.8

          Референтная группа может включать людей разных возрастов и не обязательно работающих, например, в одном отделе, т.е. она может быть "сквозной". Главная психологическая предпосылка образования подобной

группы — потребность в неформальном общении, взаимодействии с

__________________________________________________________________

8Н.И.Иосефович. Ты – босс. 2е издание/М. Персей. – 2005. – С. 53.

 

другими людьми. Взаимодействие и  взаимозависимость служат удовлетворению частных (ситуативных), а также общих  потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Кроме того, деятельность в  составе группы приводит к возникновению  новых потребностей, например, к  сохранению стабильности группы.

          Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели,  которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.

          Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.

          Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

          Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Греки во времена Гомера считали, что вожак должен обладать мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея и энергичностью Ахилесса. На протяжении XX в. проводились многочисленные исследования индивидуальных качеств преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя — вожака: