Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для трогания с места машины, заторможенной на спуске, необхо­димо:

- запустить двигатель;

- выжать педаль главного фрикциона;

- включить передачу (в зависимости от крутизны спуска, характе­ра и состояния грунта рекомендуется включить I, II или III передачу, причем, чем круче спуск, тем ниже должна быть передача);

- дать сигнал о начале движения;

- удерживая рукоятку стояночного тормоза, повернуть ее влево;

- отпустить педаль главного фрикциона и одновременно перевести рукоятку стояночного тормоза вперед до упора и, изменяя величину по­дачи топлива, начать движение, после чего повернуть рукоятку стояночного тормоза вправо вниз.

Правила переключения передач

Для включения I передачи нужно рычаг перевести на себя и подать вверх, II — от себя вверх, III — от себя вниз, IV — из нейтрального положения вниз, V — из нейтрального положения вверх, передачи заднего хода — на себя вниз.

При переключении передач педаль главного фрикциона выжимать до отказа. Передачу заднего хода включать только после полной оста­новки машины.

Передачи следует включать только последовательно. Переход с низ­шей передачи на высшую, минуя промежуточные, может привести к пе­регрузке и остановке двигателя, а переход с высшей на низшую — к резкому торможению машины двигателем и резкому рывку. При дви­жении по болоту, глубокому снегу, рыхлому грунту, по препятствиям, при преодолении брода, при движении по льду и скользкому грунту, на подъемах, спусках и косогорах передачи по возможности не переклю­чать, так как это может значительно ухудшить условия преодоления этих участков пути. В таких случаях необходимо заблаговременно перейти на нужную передачу.

При переходе с низшей передачи на высшую необходимо:

- плавно увеличить подачу топлива, повысить скорость движения машины на включенной передаче;

- отпустить педаль подачи топлива и одновременно выжать до от­каза педаль главного фрикциона;

- включить следующую по порядку передачу;

- отпустить педаль главного фрикциона, одновременно нажимая на педаль подачи топлива, и довести обороты двигателя до эксплуата­ционных.

При переходе с высшей передачи на низшую необходимо:

- снизить скорость движения машины
;

- быстро выжать до отказа педаль главного фрикциона и одновре­менно отпустить педаль подачи топлива;

- перевести рычаг переключения передач в положение очередной низшей передачи;

- отпустить педаль главного фрикциона, одновременно нажимая на педаль подачи топлива, и довести обороты двигателя до эксплуатационных.

Переход на замедленные передачи осуществляется переводом ры­чага 15 в нижнее положение. Движение на замедленных передачах це­лесообразно осуществлять для маневрирования и в особо тяжелых ус­ловиях. Кроме того, при неожиданной встрече короткого препятствия вместо перехода на более низкую передачу можно воспользоваться за­медленной передачей.

Перед переходом на замедленные передачи необходимо снизить скорость движения, а при переходе на повышенные передачи — повысить скорость. Перевод рычага 15 из одного положения в другое совершает­ся без выключения главного фрикциона.

Радиус поворота машины зависит от угла поворота руля. При по­вороте руля на небольшой угол машина поворачивается плавно с боль­шим радиусом. При повороте руля до упора машина поворачивается вок­руг остановленной гусеницы. При включенной замедленной передаче машину можно повернуть только при повороте руля до упора.

Для поворота машины нужно стараться выбрать по возможности ровный участок. Плавные повороты можно производить на любой пере­даче. Крутые повороты на месте необходимо осуществлять на I или на II замедленных или на I и II передачах, а также на передаче зад­него хода.

Крутые повороты машины при движении на передачах выше III за­прещаются, так как они могут вызвать сброс гусеницы и повреждение шин опорных катков. В случае заноса следует поворачивать машину в сторону заноса кормы машины.

Перед началом поворота нужно снижать обороты двигателя и уве­личивать их по мере поворота руля. Чем круче поворот, тем больше сле­дует снижать обороты двигателя перед поворотом. Если машина дви­жется по косогору с креном, рекомендуется по возможности совершать поворот в сторону крена.

На песке, рыхлом и дернистом грунтах, в глубоком снегу, в грязи и на косогоре машину следует поворачивать в несколько приемов (в зави­симости от характера и состояния грунта). После каждого приема ма­шину продвигать вперед не менее чем на половину ее длины.

Необходимо избегать поворотов при движении по болоту и льду. По­вороты на скользком грунте осуществлять только в случае необходимо­сти на

I, II и III передачах плавным поворотом руля на нижнем пре­деле рекомендуемых оборотов. Поворотов на крутых подъемах, спусках и косогорах следует избегать.

При движении с полной нагрузкой двигателя (педаль подачи топли­ва выжата до упора) поворачивать машину следует небольшим откло­нением руля без снижения оборотов двигателя перед поворотом. В слу­чае необходимости совершения крутого поворота в этих условиях перей­ти на более низкую передачу.

Правила торможения машины

Торможение может производиться двигателем, остановочными тор­мозами или одновременно тем и другим. Торможение двигателем достигается путем уменьшения подачи топ­лива, т. е. снижением числа оборотов двигателя. Этот прием применя­ется для снижения скорости движения в колонне, на спусках, при под­ходе к препятствиям, при движении по скользкому грунту, перед пере­ходом на низшую передачу и перед остановкой, когда нет необходимо­сти в резком снижении скорости.

Торможение остановочными тормозами производится при внезап­ных остановках машины, когда требуется резко замедлить скорость.

Тормозить машину в движении стояночным тормозом запрещается, кроме случаев непродолжительного подтормаживания при буксировке во избежание наката буксируемой машины на буксир.

При торможении машины следует избегать движения гусениц юзом. Нужно помнить, что величина тормозного пути зависит от скорости дви­жения и силы сцепления гусениц с грунтом. Чем больше скорость и мень­ше сила сцепления с грунтом, тем длиннее тормозной путь. На мокрых и скользких участках дороги он увеличивается в несколько раз по срав­нению с сухими участками дороги. Поэтому при движении по скользким грунтам перед резким торможением необходимо заблаговременно снять ногу с педали подачи топлива и, не выключая сцепления, нажать на педаль остановочных тормозов, чем будет обеспечено совместное дей­ствие тормозов и двигателя. В случае начала заноса необходимо кратко­временно отпустить педаль тормоза и снова нажать на нее.

Правила остановки машины

Остановки машины могут быть преднамеренными или внезапными, когда необходимо остановить машину немедленно.

Для преднамеренной остановки машины необходимо:

- снизить скорость движения, уменьшив обороты двигателя;

- при необходимости допускается одновременно притормаживать машину ос­тановочными тормозами;

- выжать до отказа педаль главного фрикциона;


- перевести рычаг переключения передач в нейтральное положе­ние и отпустить педаль главного фрикциона;

- нажать на педаль остановочных тормозов, остановить машину и в случае необходимости затянуть стояночный тормоз.

Длительных стоянок на уклонах по возможности следует из­бегать.

Для внезапной остановки машины необходимо:

- резко отпустить педаль подачи топлива;

выжать до отказа педаль главного фрикциона и одновременно нажать на педаль остановочных тормозов. Если грунт обледенелый или скользкий и машина движется на большой скорости, то вначале нажать на педаль остановочных тормозов и, когда машина заметно замедлит движение, выжать педаль главного фрикциона;

- перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение;

- отпустить педаль главного фрикциона;

- после остановки машины в случае необходимости затянуть стояночный тормоз и отпустить педаль остановочных тормозов.

Правила остановки двигателя

Для остановки двигателя необходимо:

- поработать не менее 2 мин. на режиме 1500—1800 об/мин. перед остановкой снизить обороты до 800—1000 в минуту. Температура охлаждающей жидкости перед остановкой не должна быть выше 70° С. При температуре воздуха выше 30° С разрешается останавливать двигатель с температурой охлаждающей жидкости не выше 90° С;

- отпустить педаль подачи топлива и ввернуть до отказа рукоят­ку ручного привода управления топливным насосом;

- нажать кнопку для остановки водяного насоса подогревателя;

- выключить выключатель батарей;

- закрыть вентиль баллона воздушной системы, если двигатель остановлен на время более 2 ч.

Для закрытия и открытия вентиля баллона прилагать небольшое усилие руки. Для полного открытия вентиля достаточно повернуть его маховичок на 180—360°.

В случае внезапной остановки двигателя следует попытаться сразу же его запустить. Если он не запускается, а температура охлаждающей жидкости выше 70° С, необходимо проверить, включился ли водяной на­сос подогревателя, и если нет, то включить выключатель на централь­ном щитке. При температуре охлаждающей жидкости от 70 до 90° С на­сос должен работать не менее 2 мин. При температуре выше 90° С насос должен быть включен до тех пор, пока температура охлаждающей жид­кости не снизится до 90° С.

Останавливать двигатель без работы на холостых оборотах или без включения водяного насоса подогревателя не разрешается, так как это может привести к недопустимому повышению его температуры после остановки и выбросу охлаждающей жидкости из системы охлаж­дения.


Меры безопасности при выполнении упражнений

Перед троганием машины с места необходимо убедиться в том, что кормовые двери надежно закрыты. Открытые крышки люков должны быть надеж­но застопорены. Если загорятся фонари

ЗАКРОЙ ЛЮКИ, нужно немедлен­но закрыть люки.

Перед выходом машины в боевой обстановке члены экипажа долж­ны закрыть люки и амбразуры.

Выход из машины на ходу через кормовые двери разрешается толь­ко при прямолинейном движении на малой скорости по ровной местно­сти. При этом открытые двери должны быть обязательно застопорены. После оставления машины десантом двери должны быть закрыты.

Повороты башни, опускание орудия, стрельба из орудия и пулеме­та, а также пуск ПТУРС должны производиться при закрытых люках.

Перед установкой аккумуляторных батарей необходимо выключить выключатель аккумуляторных батарей и исключить замыкание вывод­ных зажимов аккумуляторов на «массу».

Сгоревшие плавкие предохранители заменять только стандартными предохранителями, предусмотренными схемой электрооборудования, при выключенном выключателе аккумуляторных батарей. Предохрани­тели в блоке питания радиостанции заменять при выключенном пита­нии радиостанции.

При возникновении пожара на машине экипаж после включения системы ППО должен покинуть машину. После ликвидации пожара не­обходимо проветрить машину, включить нагнетатель и вентиляторы на 3—5 мин. При работающем двигателе.

При проведении занятия по вождению:

1. Необходимо строго соблюдать установлен­ный порядок и правила вождения машин в горах. Не допускать посторонних лиц и транс­порт на участок вождения. На исходном по­ложении и на маршруте должно находиться строго ограниченное количество яичного сос­тава. В местах пересечения маршрута движе­ния с подъездными дорогами выставлять ре­гулировщиков.

2. Запускать двигатель и начинать движение машины обучаемым разрешается только по команде. Перед запуском двигателя проверя­ется положение рычага переключения пере­дач.

3. При движении машин по маршруту дистан­ции между ними должно быть не менее 300 м, объезд впереди стоящей машины разреша­ется только по команде руководителя заня­