Файл: Создание правового государства немыслимо без предупреждения правонарушений во всех сферах социальной жизни, особенно в области социальной защиты.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такой характер ответственности обусловлен наступлением тяжких последствий вследствие совершенного преступного деяния.
Причем к последствиям подобного рода относят как последствия, касающиеся конкретных лиц, которым не были предоставлены соответствующие выплаты, так и последствия, затрагивающие общество в целом (например, проведение забастовок, нарушение работы транспорта и т.д.).
В связи с оценочным характером таких положений, они требуют уточнения.
Так, примечания к ст. 145-1 УК РФ конкретизируют определение частичной невыплаты установленных законом выплат (заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и др.) как определение платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы. [5]
По ч. 2 ст. 145- 1 УК РФ закон квалифицирует выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности соответствующего субъекта.
Хотя данное деяние есть, по сути, частичной невыплатой заработной платы, отграниченной в данном случае от состава, предусмотренного ч.1 ст. 145-1 УК РФ, пониманием сущности заработной платы как трудового дохода работника, а также особым значением минимального размера оплаты труда - как минимального социального стандарта. [5]
Вместе с тем не только заработная плата является основным источником средств к существованию гражданина. Часто такими источниками выступают различные виды социального обеспечения. И, соответственно частичная невыплата таких средств лицу порождает ситуацию получения лицом доходов ниже прожиточного минимума (который, как и минимальная заработная плата, представляет собой социальный стандарт), что существенно ухудшает материальное положение такого лица.
В данном случае частичную невыплату социально-обеспечительных предоставлений фактически можно уравнять с их полной невыплатой.
Данное позволяет сделать вывод о необходимости при установлении уголовной ответственности учитывать наличие у гражданина иных (кроме минимальной заработной платы) социальных стандартов как средств к существованию, а также их размеры. [72]
Если уголовная ответственность наступает за частичную или полную невыплату заработной платы, а также за частичную или полную невыплату социальных предоставлений от трех или двух месяцев соответственно, то указаний об ответственности за несвоевременную выплату этих сумм (например, с задержкой на один месяц) законодательство о социальном обеспечении не содержит.
Хотя п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» содержит положение об обязательной выплате субъектом страхования застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат пени в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки при задержке страховых выплат в установленные законом сроки. [7]
В свою очередь, Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» [16] в п. 4 ст. 11 предполагает выплату страховщиком выгодоприобретателю неустойки в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки из собственных средств в случае необоснованной задержки им выплаты страховых сумм.
Вышеназванные виды страхования характеризуются рядом особенностей.
Так, можно говорить о гражданско-правовой природе института правового регулирования страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основу данного института составляют нормы о возмещении работодателями вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением работником трудовых обязанностей.
Гражданско-правовая природа данного института накладывает определенный отпечаток на страхование профессиональных рисков. В частности, это иллюстрируется на примере обязательного государственного страхования военнослужащих, регулирование которого осуществляется нормами, основанными на принципах гражданского права. [72]
Обязанные органы в сфере предоставления пособий могут привлекаться также к административной ответственности.
Так, в соответствии со ст. 5.41 КоАП РФ, непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, влечет за собой наступление ответственности в виде наложения административного штрафа. [3]
Возникновение административной ответственности предусмотрено также за невыплату социального пособия на погребение супругу близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Ст. 15.34 КоАП РФ содержит норму о наступление ответственности за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в виде штрафных санкций. [3]
На законодательном уровне особая защита предусматривается как в отношении права на социальное обеспечение, так и в отношении связанных с правом на социальное обеспечение информационных прав.
Реализация таких прав имеет определяющее значение для своевременной в полном объеме реализации гражданином права на социальное обеспечение.
Так, в 2013 году в КоАП РФ была включена статья 6.30, согласно которой ответственность наступает за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Нововведением является и ст. 15.33.1 КоАП РФ, которой устанавливаются санкции за невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании о размещении в сети Интернет информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. [3]
Административное законодательством устанавливает юридическую ответственность также в отношении лиц, которые непосредственно не являются субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, но участвуют в процессе формирования и реализации права граждан на социальное обеспечение.
Так, ст. 15.10 КоАП РФ, например, предусматривает санкции к банку, не исполняющему поручения государственного внебюджетного фонда.
КоАП РФ также содержит ряд статей, гарантирующих реализацию прав лиц с ограниченными возможностями.
В частности, ст. 5.43 кодекса предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов. [3]
В ст. 9.13 кодекса предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для людей с ограниченными возможностями объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
А ст. 9.14 КоАП РФ содержит санкции за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами. [3]
На первый взгляд перечисленные правонарушения напрямую не связаны с реализацией права инвалидов на социальное обеспечение.
Вместе с тем, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [15] регламентирована реабилитация (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, социокультурная) и адаптация инвалидов, представляющая собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Такая реабилитация направлена на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Целью данной реабилитации является социальная адаптация инвалидов, достижение ими материальной независимости и интеграция в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. [72]
Следовательно, вышеперечисленные положения об административной ответственности могут быть рассмотрены в качестве гарантий защиты инвалидов от социальных рисков.
Изложенное позволяет прийти к следующим выводам.
Права человека на получение социального обеспечения в силу их особого целевого назначения (обеспечить существование человека в тяжелых жизненных ситуациях) нуждаются в защите от нарушений обязанными органами.
Право на получение социального обеспечения в любой форме, предусмотренной законом, должно быть законом защищено.
К элементам подобной защиты в законодательстве о социальном обеспечении, на наш взгляд, следует отнести (и прописать их в законе) специальные нормы, предусматривающие ответственность обязанного органа перед гражданином.
Считаем, что данные нормы должны предусматривать в качестве юридической ответственности начисление процентов за несвоевременное назначение и (или) выплату пособий, пенсий, сумм страхового возмещения и т.д.
Так, например, необоснованный отказ в предоставлении социальных услуг или несвоевременное предоставления таких услуг, по нашему мнению, должно влечь за собой ответственность для обязанного органа в виде обязательной выплаты пострадавшему материальной компенсации в размере рыночной стоимости непредоставленного вида социального обслуживания или натурального социального обеспечения. [72]
На такую выплату целесообразным считаем начисление процентов. Либо, как вариант, данная выплата должна включать в себя также возмещение расходов гражданина на приобретение им социальных услуг.
С введением указанных норм юридической ответственности в отраслевое законодательство в сфере социального обеспечения, на наш взгляд, восстановление нарушенных прав граждан в указанной сфере станет более полным.
В последнее время в праве социального обеспечения появляется все больше специфических санкций правоограничительного характера, допускающих, регулирование поведения граждан-получателей социальных благ путем приостановления реализации права на некоторые виды социального обеспечения либо путем снижения размера социальных выплат.
Здесь речь, в первую очередь, идет о государственных пособиях (в частности, о пособиях по безработице и временной нетрудоспособности).
Актуальным в отечественной науке права социального обеспечения является вопрос о влиянии норм финансового характера на применение санкций в социальных отношениях.
Так, возмещение расходов работодателя на выплату пособий по временной нетрудоспособности осуществляется Фондом социального страхования (далее - ФСС). Такое возмещение осуществляется при условии назначения социального пособие в точном соответствии с требованиями законодательства. [72]
Если же работодателем указанная законом норма применена неправильно, он лишается права на возмещение.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что работодатель в правоотношениях по поводу социального обеспечения выступает в роли своеобразного посредника между государством и гражданами (получателями такого обеспечения).
При этом закон возлагает на работодателя дополнительные обязанности (и дополнительные риски неблагоприятных последствий их неисполнения) в отношении обеспечения пособиями по социальному страхованию, но ограничивает его полномочия в вопросе применения санкций юридической ответственности в указанной сфере.
Работодатель в данном случае всегда преследует свои интересы, отсюда причина ограничений его полномочий при применении правоограничительных санкций в сфере социального обеспечения.
Обязанные же органы в данной сфере, напротив, осуществляя деятельность по социальному обеспечению потребностей граждан, а также привлекая виновных лиц в нарушении прав граждан на социальное обеспечение, всегда ориентируются на приоритет интересов граждан.