Файл: Создание правового государства немыслимо без предупреждения правонарушений во всех сферах социальной жизни, особенно в области социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В компетенцию данных субъектов входит предоставление различных видов социального обеспечения гражданам, нуждающимся в этом, а также применение мер по исправлению допущенных нарушений нуждающихся граждан в сфере социального обеспечения путем привлечения виновных должностных лиц к юридической (дисциплинарной) ответственности, как в добровольном порядке, так и на основании решения суда [72].

Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, в котором содержались бы предписания о применении специальных видов социально-обеспечительных санкций, которые могут быть реализованы в отношении виновных должностных лиц в сфере социального обеспечения.

В литературе основанием для определения ответственности государства в праве социального обеспечения называется «непринятие мер по своевременной компенсации последствий реализации социального риска»

При этом отмечается, что, поскольку государство является гарантом реализации права граждан на социальное обеспечение, виды ответственности государства можно выделить в соответствии с субинститутами права социального обеспечения.

Так, О.С. Курченко к видам ответственности государства в сфере социального обеспечения относит конституционно-правовую и гражданско-правовую ответственность. При этом автор определяет специфику конституционно-правовой ответственности в признании законодательного акта неконституционным, а также в наступлении данного вида ответственности независимо от вины [30].

Относительно гражданско-правовой ответственности, ее исследователь определяет как возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти

В свою очередь Г.А. Гаджиев отмечает, что в основу презумпции государства как гаранта реализации права граждан на социальное обеспечение положено создание т такой правовой нормы, которая не будет противоречить Конституции [45].

Данное положение находит отражение в установлении на законодательном уровне ответственности для тех субъектов, на которых непосредственно возложены различные обязанности, направленные на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения.

Одной из актуальных проблем в современной России является нарушение социальных прав граждан посредством уклонения от уплаты работодателем взносов в пенсионные фонды. Граждане при этом выступают в роли застрахованных лиц, а работодатель – в виде страхователя.


Следствием подобных неправомерных действий является недополучение государственными внебюджетными фондами средств, необходимых для полной реализации прав граждан на медицинское и государственное социальное обеспечение.

В этой связи следует проанализировать изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [18]. В частности, в кодекс была включена ст. 159-2, предусматривающая уголовную ответственность за мошенничество при получении выплат [5].

Под данным преступным деянием понимается хищение денежных средств или иного имущества при получении социальных выплат (пособий, компенсаций, субсидий и др.), совершенное путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а также путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат. [72]

Уголовная ответственность для недобросовестных получателей социальных предоставлений наступает в пределах специального состава преступления, особенностью является совершение мошенничества в специальной сфере — сфере социальных выплат.

Под социальными выплатами понимают различные меры социальной защиты и поддержки, направленные на профилактику (минимизацию) негативных последствий для человека (его семьи) при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также сохранение приемлемого уровня материального и социального благополучия человека (его семьи).

К перечню наиболее распространенных социальных выплат УК РФ относит:

  • пособия (регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или государственного бюджета; безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») [10]; к ним относят, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на погребение и др.),

  • компенсации (денежные выплаты, адресованные относительно узкому кругу лиц, реально нуждающихся в социальной поддержке и помощи по не зависящим от гражданина обстоятельствам, назначаемые гражданам в порядке, установленном законодательством, с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в социально значимых случаях) [72].


Единого определения компенсационных выплат в научной литературе еще не выведено. Поэтому для характеристики данных выплат используют нормы различных отраслей права.

Так, ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимает денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Такие денежные выплаты могут быть обусловлены [4]:

  • необходимостью компенсацией затрат в связи с направлением в служебные командировки,

  • переездом на работу в другую местность,

  • вынужденным прекращением работы не по вине работника, при выполнении работ, связанных с вредными или опасными условиями труда,

  • заменой ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией и др.

Так, например, в соответствие с ч. 5 ст. 65 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [17] компенсация выплачивается родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Размер такой компенсации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и может быть:

  • не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка,

  • не менее 50% размера такой платы на второго ребенка,

  • не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Субсидии (лат. — помощь, поддержка) — разовая выплата в денежной или натуральной форме, предоставляемая физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов; имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг (ст. 1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Субсидия, в отличие от компенсационных выплат, предполагающих возмещение затрат или понесенных убытков, представляет собой безналичную форму расчета с гражданами. Субсидии связаны с оплатой полной стоимости социальных услуг или ее части при превышении социальной нормы.

Примерами случаев начисления субсидий являются [72]:


  • обеспечение лекарственными препаратами, путевками на санаторно-курортное лечение, бесплатным проездом к месту лечения и обратно и т. п.,

  • ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации (например, ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам, жертвам политических репрессий, гранты на поддержку предпринимательской деятельности и т. п.) [72].

Основанием для привлечения к юридической ответственности служит совершение правонарушения.

Имущественная ответственность обязанного органа перед гражданином наступает вследствие невыплаты причитающихся гражданину денежных сумм, невыдачи имущества или неоказания предусмотренных законом услуг.

Предметом состава преступления, предусмотренного ст. 159-2 УК РФ, кроме денежных средств, как характерного предмета любой разновидности мошенничества, может быть также иное имущество (жилое помещение, земельный участок, транспортное средство и др.) [5].

Подобный характер ответственности позволяет сделать предположение о ее гражданско-правовом характере.

ГК РФ в главе 25 выделяет договорную и внедоговорную юридическую ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств частноправового характера. При этом к договорным видам гражданско-правовой ответственности кодекс относит [2]:

  • возмещение убытков (ст. 393 ГК РФ),

  • уплату неустойки (ст. 394 ГК РФ),

  • уплату процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) виновным лицом [2].

Однако правоотношения сторон в сфере социального обеспечения не являются ни частноправовыми, ни обязательственными, что позволяет сделать вывод о необоснованности применения мер гражданско-правовой ответственности в правоотношениях в сфере социального обеспечения и, как следствие, невозможности привлечения государственного органа к ответственности (по крайней мере, гражданской) за нарушение прав граждан в сфере социального обеспечения.

Вместе с тем обязанный орган в сфере социального обеспечения может быть привлечен к трудовой (материальной) ответственности, что находит отражение в норме ст. 236 ТК РФ [4].

Данная статья содержит гарантии своевременности выплаты заработной платы и иных полагающихся работникам выплат.

Нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, влечет обязательство работодателя выплатить неуплаченное (уплаченное не в срок) с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При этом подобная обязанность возникает у работодателя независимо от наличия его вины. [72]


Также обязанный орган за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат может быть привлечен к уголовной ответственности т, что предусмотрено нормой ст. 145-1 УК РФ. [5]

Норма ст. 145-1 УК РФ содержит несколько составов преступления.

Первый состав охватывает частичную невыплату названных предоставлений свыше трех месяцев. Условием совершения данных действий является корыстная или иная личная заинтересованность руководителя организации, работодателя – физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Содержание другого состава преступления, предусмотренного нормами ст.145-1 УК РФ, заключается в полной невыплате вышеуказанных социальных предоставлений на протяжении более, чем два месяца, а также в выплате заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда вышеуказанными обязанными органами по мотивам их корыстной или иной личной заинтересованности. [5]

Третий состав рассматриваемого преступления предполагает наступление тяжких последствий как следствие совершения вышеназванных деяний.

Санкция рассматриваемой статьи закрепляет различные виды наказаний – в зависимости от тяжести деяния: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, лишение свободы, в том числе с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. [72]

При этом, считаем не вполне целесообразным привлекать к уголовной ответственности за невыплату как заработной платы, так и иных перечисленных в ст. 145-1 УК РФ сумм в рамках одного состава преступления, поскольку каждый вид выплат имеют правовую природу, отличную от других видов.

Более того, различаются исчисления и правила назначения каждого вида выплат.

Также не следует забывать, что социальное обеспечение может предоставляться не только в виде выплат, но и в виде услуг (медицинская помощь, социальное обслуживание, санаторно-курортное лечение), а также в натуральной форме (лекарственное обеспечение).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что указанные виды социального обеспечения не охватываются в полной мере объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 145-1 УК РФ. [5]

Ч.3 ст. 145-1 УК РФ определяет наступление уголовной ответственности за деяния, предусмотренные частями первой и второй данной статьи в виде более суровых санкций.