Файл: Создание правового государства немыслимо без предупреждения правонарушений во всех сферах социальной жизни, особенно в области социальной защиты.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
нормы, направленные на снижение размеров каких-либо выплат, -
нормы, направленные на продолжительность предоставления таких выплат.
Наиболее ярким примером в данном случае является регулирование выплаты пособия по безработице, осуществляемое Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) [20].
Так, в соответствие с п. 1 ст. 30 данного закона, согласно общего правила, пособие по безработице выплачивается уволенным гражданам в процентном отношении к среднему заработку, в том случае, когда такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) либо на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Во всех иных случаях согласно п. 2 ст. 30 Закона о занятости размер устанавливаемого пособия должен быть равнозначен размеру минимальной величины пособия по безработице. [20]
К числу граждан, получающих пособие в указанном размере, закон относит:
-
граждан, которые впервые ищут работу (ранее не работавшие), -
граждан, которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, -
граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, -
граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, -
граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.
При этом для лиц, ранее не работавших или нетрудоустроенных длительное время (следовательно, не имевших заработка, из которого могло бы быть исчислено пособие), установление пособия в твердой сумме является не санкцией, а единственно возможным способом определения величины данного пособия [60].
В отношении же иных названных категорий граждан установление пособия в твердой сумме может быть квалифицирована как правоограничительная санкция.
К подобного рода санкциям могут быть также отнесены правила, предусмотренные п.1 ст. 14 Закона о страховании профессиональных рисков.
Данная статья предусматривает уменьшение размера ежемесячных страховых выплат соответственно степени вины застрахованного в случае установления при расследовании страхового случая факта грубой неосторожности застрахованного, если такая неосторожность стала причиной возникновения или увеличения вреда, причиненного здоровью данного лица.
Однако такое уменьшение может быть осуществлено в пределах не более 25% [49].
Похожие положения содержит и Закон о страховании на случай временной нетрудоспособности, который в ст.8 называет следующие основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности:
-
нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; -
его неявка без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы; -
заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных таким опьянением [61].
Следующая группа правоограничительных санкций представлена положениями, закрепляющими основания для отказа в предоставлении того или иного вида социального обеспечения субъектам таких правоотношений.
Так, в п.2 ст. 14 Закона о страховании профессиональных рисков содержит положение о том, что вред, возникший вследствие умысла застрахованного, если он подтверждается заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.
В свою очередь, в ст.9 Закона о страховании на случай временной нетрудоспособности к основаниям для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности отнесены:
-
наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; -
наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления [55].
Таким образом, можно сделать вывод, что правоограничительные санкции в праве социального обеспечения обладают той особенностью, что такие санкции выражают в том, что устанавливаются за поведение, которое зачастую напрямую не связано с социально-обеспечительными отношениями.
Подобным противоправным поведением гражданин нарушает правовые предписания иной отраслевой принадлежности (например, нормы уголовного, трудового, медицинского или иного права) [40].
Таким образом, юридическую ответственность в праве социального обеспечения можно определить как ответственность в сфере социальных прав граждан, которая реализуется в виде фактического претерпевания правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией правовой нормы и являющихся результатом нарушений предписаний норм права в сфере социального обеспечения.
Юридическая ответственность в праве социального обеспечения выполняет функцию гарантирования реализации социальных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ.
В частности, через реализацию социальных прав гражданин осуществляет свое право на жизнь, право на защиту которого осуществляется всеми способами, предусмотренными российским законодательством.
Предметом права социального обеспечения являются материальные, процедурные и процессуальные отношения, каждое из которых раскрывает свое содержание через совокупность прав и обязанностей сторон данных отношений.
При этом правонарушения в рамках процедурных правоотношений также могут носить существенный характер для получателей благ по системе социального обеспечения, что позволяет сделать вывод о необходимости защиты юридической ответственностью как прав, реализуемых сторонами в рамках материальных отношений, так и прав граждан – сторон данных отношений - в процедурных отношениях.
В свою очередь гражданин, уполномоченный на получение того или иного блага по системе социального обеспечения, также должен привлекаться к юридической ответственности.
2.2 Юридическая ответственность в пенсионном обеспечении
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О страховых пенсиях», в ч.11 ст.10 устанавливает соответствующие правоограничения в отношении пенсий по случаю потери кормильца, а именно: в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца, что было установлено в судебном порядке, данным лицам назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца. При этом не существенным является упоминание об умышленном характере совершенного преступления. [11]
П. 4 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [12], в случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца из числа военнослужащих вследствие совершения им преступления предполагает назначение социальной пенсии самому инвалиду либо иждивенцам умершего.
Вместе с тем ч. 3 ст. 2 данного закона предусматривает ограничения для лиц, совершивших противоправные действия и членов их семей, а также для тех граждан, которые были лишены воинских или специальных званий в установленном законодательством порядке.
Деятельность в сфере пенсионного обеспечения граждан России строго контролируется государством.
Подобный контроль является гарантией обязательного соблюдения правовых норм, закрепленных нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в указанной сфере.
Такой контроль своим результатом имеет привлечение лиц, виновных в нарушении пенсионного законодательства, к юридической ответственности [50].
Ответственность за нарушение пенсионного законодательства, также как и ответственность в сфере социального обеспечения в целом, осуществляется посредством административного, гражданско-правового и иного российского законодательства.
В частности, законодательством подобная ответственность (налоговая, административная) предусмотрена для руководителей и должностных лиц предприятия, как работодателей, иных юридических и физических (плательщики) лиц.
При этом работодатели принимают непосредственное участие в процессе формирования пенсионных прав работников в качестве страхователей.
В соответствии с законодательством, ответственность плательщика за нарушение законодательства, при оплате страховых взносов, выражается в применении к нарушителям штрафных санкций.
Каждый штраф рассчитывается в соответствии с определенным случаем.
Размер каждого штрафа для каждого случая определен границами от 5 до 40% от неуплаченной суммы страховых взносов [56].
Ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» содержит также положение о том, что суммы трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, взыскиваются с данного лица на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение [21].
Согласно закону, такие удержания могут производиться в размере, не превышающем 20% трудовой пенсии.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в свою очередь, не устанавливает юридической ответственности получателей пенсий, однако содержит отдельные нормы, предусматривающие взыскание с пенсионеров сумм излишне выплаченных пенсий вследствие злоупотребления с их стороны (ст.ст. 62, 65). [21]
А Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не содержит норм, устанавливающих юридическую ответственность как для обязанного органа, так и для получателя пенсии, что исключает возможность восстановления прав граждан в случае их нарушения [12].
Что касается удержаний в большем размере (но не более 70%), такое возможно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) [19]). Однако нормы, регулирующие данные правоотношения, не входят в систему норм права социального обеспечения.
Следовательно, можно сделать вывод, что положения Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» представляют собой скорее исключение из общего правила привлечения к юридической ответственности в социальной сфере.
Однако это не исключает возможности взыскания ущерба с виновных лиц, что нашло отражение в п. 4 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», согласно которому выплата пенсии, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» [73].
Ч.1 ст.29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» также предусматривает возможность обязательного удержания из страховой пенсии в случае произведения излишних выплат по вине пенсионера [11].
2.3 Юридическая ответственность обязанных органов в сфере предоставления пособий
Одной из сторон правоотношений в сфере социального обеспечения является государство, представленное органами исполнительной власти или иными уполномоченными государством субъектами (например, государственными внебюджетными фондами или работодателями).