Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«19 октября» (1825), будет вспоминать об этой обманутой доверчивости: «Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был небратский их привет».
Не случайно, видимо, море сравнивается Пушкиным с «другом». Герой послания «К морю» (1824) обнаруживает свою тягу к морю, слышит его «зов», «шум призывный», чувствует его красоту, родство своей душе. А в человеческой дружбе лирический герой поэта в это время разочарован: он видит в ней обиды, тщеславие, способ ухода от безделья, позор покровительства («Дружба», 1824).
В Михайловском, в псковской глуши, Пушкин благодарно почувствовал дружескую поддержку лицейских товарищей. И к очередной лицейской годовщине, которую его товарищи отмечали в Петербурге, он пишет стихотворение «19 октября» (1825).
Пушкину суждено было испытать чувство братского единения с «товарищами», чувство единства поколения. И он, находясь в отдалении, своим стихотворением тоже участвует в «братской перекличке». Увы, через 6 лет после выпуска уже нет среди них Николая Корсакова, музыканта, — он умер во Флоренции в 1820 году:
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной...
Другого выпускника, путешественника, моряка Федора Ма-тюшкина, тоже наверняка нет на празднике — ведь он «чужих небес любовник беспокойный», в морях его дорога. В строках о Матюшкине впервые мелькнуло название силы, враждебной дружбе, братству, — «судьба», «рок». Сохранить «в блуждающей судьбе» лучшее из прошлого — «прекрасных лет первоначальны нравы» — залог человеческой стойкости перед лицом «тайного рока».
Но рок бессилен перед лицом истинного братства — и вот лицейская дружба подтвердилась поступками друзей поэта. Троих лицейских товарищей он обнял в Михайловском, в «забытой сей глуши»: Пущина, Дельвига, Горчакова. Он призывает сюда Кюхельбекера — «брата родного по музе, по судьбам». Одиннадцать раз в этом стихотворении упоминается слово «судьба» («судьбина», «рок», «фортуна»). Это, в основном, сила безрассудная и злая: она «блуждающая», «суровая», «строгая», ей свойствен «гнев», она «бросает» людей, ставит «сети», «назначает» пути. Рок может осудить человека, судьба «глядит» на подвластных ей людей, и они «вянут». Однако же судьбу поэт «благословил», когда к нему приехал Дельвиг, а Кюхельбекер для него — брат «по судьбам». Значит, судьба не столь слепая сила, и дружба может ее обуздать.
Остаться без лицейского друга для автора стихотворения «19 октября» — несчастье. «Несчастным другом» Пушкин называет того, кому «под старость день лицея // Торжествовать придется одному». И пусть протекшее время не повернуть вспять и человек после утраты своих друзей обречен на одиночество — память о прошлом, свет далекой дружбы станет для него «отрадой хоть печальной», окрасит годы старости. Дружба преодолевает расстояния, побеждает испытания судьбы, — может быть, дарит бессмертие: ведь человек не умирает в памяти близких. Никакие испытания не разрушат истинной дружбы.
Эта мысль звучит и в пушкинском послании «И.И. Пущину» (1826). Здесь ярко проявилось чудесное пушкинское качество — благодарность. Как когда-то в январе 1825 года Пущин навестил его в Михайловской ссылке, так и теперь Пушкин хочет облегчить участь заключенного декабриста. В благодарной памяти поэта остался тот январский день, когда уединенный двор, занесенный снегом, «огласил» колокольчик его «первого друга», «друга бесценного». Голос колокольчика разрушил тягостную тишину, уничтожил ощущение заброшенности, и ссыльный «судьбу бла^ гословил» — настолько он был счастлив. Теперь поэт молит «святое провиденье», чтобы его послание, его «голос» даровал «то же утешенье» другу, озарил его заточение «лучом лицейских ясных дней». Конечно, это стихотворение придало Пущину силы и доказало верность и святость дружбы.
«Подруга» — такое слово найдено Пушкиным для человека, к которому он испытывал трогательную нежность, своей няне:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
(«Няне», 1826.)
Няня оказалась подругой не только веселых, спокойных дней; она испытана «суровыми» днями его Михайловской ссылки. И на всю жизнь Пушкин бьш благодарен Арине Родионовне за то, что она согрела теплотой его одиночество, заботилась о нем и жалела его. Не знала и не понимала старушка глубоких и сложных мыслей своего воспитанника, не осознавала, конечно, его значения как поэта. Другое, исконное, нерассуждающее чувство ценит Пушкин в ней: крепкую привязанность и всегдашнюю заботу и жалость к его судьбе. Поэт неизменно отвечал ей тем же. Взаимная теплота их чувства выражается просто и человечно. Она, расставшись с ним, теперь ждет, горюет, глядит на дорогу, и грудь ее стесняется чувством, столь хорошо знакомым ее воспитаннику, — «тоска, предчувствия, заботы». Эта теплая ласковая дружба, проверенная временем и испытаниями, — еще одна несомненная человеческая ценность, воспетая Пушкиным.
Верность дружбе — благородное качество Пушкина — проявилось в стихотворении, посланном в Сибирь друзьям-декабристам, «Во глубине сибирских руд...» (1827). «Свободный глас» не стесненного цензурными условиями поэта доходит в «каторжные норы» ссыльных. Так же, уверен Пушкин, дойдут до узников «любовь и дружество». Эта дружба сродни братству: при освобождении «братья» отдадут борцам меч, который сохранили во имя их.
В «Арионе» (1827) та же верность товарищам, которых по воле судьбы разметал «вихорь шумный» — «гроза», выбросившая на берег певца. Здесь переосмыслен древнегреческий миф о чудесно спасшемся певце. Пушкин превращает Ариона из пленника в товарища гребцов. Их судьба трагична, певцу же удалось избежать гибели, и теперь только он остался хранителем памяти о погибших товарищах. «Гимны прежние» певца — это не только верность свободолюбивым идеалам юности, но прежде всего — верность человеческим отношениям, которая и есть залог нравственной самостоятельности личности, ее неспособность к трусости и предательству.
В 1831 году, в очередную «святую годовщину» 19 октября, Пушкин пишет печальное и мудрое стихотворение «Чем чаще празднует лицей...». Круг друзей становится все уже, теснее (шесть человек умерли за это время), и все больше превращается в «семью». Ушел Дельвиг, который был для Пушкина в это время самым близким другом. «И мнится, очередь за мной, // Зовет меня мой Дельвиг милый», — чувствует осиротевший поэт, словно сам стремится в толпу «теней родных». И смерть от этого становится не столь страшна. О возможности преодоления смерти в дружбе высоко и трагично размышляет Пушкин в этом стихотворении.
Лирика дружбы — прекрасная и человечная тема Пушкина. Она вмещает в себя богатейшее содержание: это душевная открытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов, это верность в тяжелых жизненных испытаниях, забота и тревога о близком, чувство поколения, придающее силы, это, наконец, ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти.
Контрольные вопросы и задания
2. Кто такой П.Я. Чаадаев? Прочитайте послание «К Чаадаеву». Что объединяет Пушкина и Чаадаева, на чем основывается их дружба?
3. Прочитайте стихотворения «Демон» и «Коварность». С какими событиями связано их написание? Сколько частей в стихотворении «Демон»? Каковы взгляды, характер, эмоциональное состояние лирического героя, изображенные в первой части стихотворения? Каково отношение к жизни демона? Как в стихотворении соотносятся эти два образа? Почему демон назван Пушкиным «злобным гением»? Какие поэтические приемы усиливают ораторскую тональность стихотворения «Коварность»? Как Пушкин относится к предательству?
4. С какими личными обстоятельствами связаны пессимистические мотивы стихотворения «Дружба»?
5. В связи с какими событиями написано стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)? Каково отношение Пушкина к лицейским друзьям? Почему он грустит, вспоминая их? Каково значение мотива судьбы в этом стихотворении.
6. Перечитайте стихотворение «И.И. Пущину». Какие поэтические приемы передают эмоциональную взволнованность и искренность чувств поэта, выраженных в стихотворении? Каково значение мотивов одиночества, судьбы, утешения? Как в стихотворении характеризуются лицейские дни?
7. Перечитайте стихотворение «Няне». Какими чувствами своей няни дорожит Пушкин? Что в стихотворении свидетельствует о теплоте отношения Пушкина к няне?
8. Каким образом в стихотворении «Во глубине сибирских руд...» взаимодействуют темы дружбы и свободы?
9. Каково значение мотива судьбы в стихотворении «Арион»? Что доказывает верность Пушкина идеалам свободы, дружбы? Почему для выражения своих идей Пушкин использовал мифологическую основу?
10. Перечитайте стихотворение «Чем чаще празднует лицей...». Какими мотивами оно взаимосвязано со стихотворением «19 октября»? Какие настроения преобладают в стихотворении, почему? Как в тему дружбы входит мотив смерти?
11. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для темы дружбы в лирике Пушкина. Как они взаимосвязаны с темой свободы?
Темы контрольного сочинения
1. Тема дружбы в поэзии Пушкина: динамика основных мотивов и идей.
Каково место темы дружбы в лирике Пушкина, что позволило ей стать одной из главных для поэта? Что несет дружба человеку, почему следует беречь ее? Раскройте, как отвечает Пушкин на эти вопросы в своем творчестве. Как развивается образ дружбы у поэта: от беспечного кружка юных друзей к тесному сообществу людей, сохраняющих дружбу вопреки власти времени и жестокого мира.
2.Верность и предательство как полярные спутники дружбы в оценке Пушкина.
В чем драматизм стихотворений Пушкина о дружбе? Что такое верность, всегда ли легко сохранить ее в трагичном, меняющемся мире? В чем состоит грех предательства («Коварность»)?
3. «Друзья мои, прекрасен наш союз!»: Пушкин о лицейских друзьях и лицейской дружбе.
Тема предполагает анализ стихотворений Пушкина из цикла «19 октября», а также «Разлука», «Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»). Чем был Царскосельский лицей в жизни Пушкина? Как меняется осмысление поэтом лицейской дружбы от первых послелицейских лет до последних годов жизни? Эти вопросы следует раскрыть в сочинении.
Творческие задания
1. Определите общие мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Арион». Как тема дружбы взаимодействует в них с темой свободы? В чем проявляется верность Пушкина декабристам?
2. Сравните стихотворения «19 октября», «И.И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей...». Каково значение мотивов прошлого, настоящего, будущего, судьбы, испытаний, преданности? Что для Пушкина свято в лицейских друзьях и лицейском союзе?
3. Сравните стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «И.И. Пущину», «Няне», «Во глубине сибирских руд...». Какие черты жанра послания вы можете выделить в этих стихотворениях? Какие художественные приемы передают эмоциональность, взволнованность автора посланий?
Философская лирика Пушкина
«Безверие» (1817), «Демон» (1823), «Если жизнь тебя обманет...» (1825), «Вакхическая песня» (1825), «Ангел» (1826), «Воспоминание» (1828), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») (1830), «Бесы» (1830), «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» (1834), «Вновь я посетил...» (1835), «Когда за городом, задумчив, я брожу...» (1836).
В гармоничном, многомерном художественном мире пушкинской лирики важное место занимают размышления о глубинных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают практически все произведения поэта; свобода, любовь, дружба, история, искусство понимаются в пушкинских стихах как высшие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским вопросам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает чересчур «холодного» отвлеченного философствования, не создает поэтических «иллюстраций» готовых философских систем. В его стихах, в живых поэтических образах рождается самобытная художественная философия; пушкинский лирический герой размышляет, не теряя из виду живых образов реальности.
Центральным вопросом философской лирики Пушкина стал вопрос о вере, ее значении для человеческой души, о том, сколь тягостно и страшно безверие. Эта тема появляется еще в лицее: к выпускному экзамену 1817 года Пушкиным было написано стихотворение «Безверие» — философская ода-размышление о том, чем являются безверие и истинная вера для человека. Страх смерти, ощущение вечного одиночества, беспокойство души — неизбежная плата гордого рассудка за утрату веры. Размышляя, поэт хочет понять истоки этого тягостного состояния души, и видит их в охлажденности сердца («ум ищет божества, а сердце не находит»). Исследование этой разочарованности, а главное — путей, которыми ее можно преодолеть, и станет главным предметом пушкинских размышлений.
Не случайно, видимо, море сравнивается Пушкиным с «другом». Герой послания «К морю» (1824) обнаруживает свою тягу к морю, слышит его «зов», «шум призывный», чувствует его красоту, родство своей душе. А в человеческой дружбе лирический герой поэта в это время разочарован: он видит в ней обиды, тщеславие, способ ухода от безделья, позор покровительства («Дружба», 1824).
В Михайловском, в псковской глуши, Пушкин благодарно почувствовал дружескую поддержку лицейских товарищей. И к очередной лицейской годовщине, которую его товарищи отмечали в Петербурге, он пишет стихотворение «19 октября» (1825).
Пушкину суждено было испытать чувство братского единения с «товарищами», чувство единства поколения. И он, находясь в отдалении, своим стихотворением тоже участвует в «братской перекличке». Увы, через 6 лет после выпуска уже нет среди них Николая Корсакова, музыканта, — он умер во Флоренции в 1820 году:
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной...
Другого выпускника, путешественника, моряка Федора Ма-тюшкина, тоже наверняка нет на празднике — ведь он «чужих небес любовник беспокойный», в морях его дорога. В строках о Матюшкине впервые мелькнуло название силы, враждебной дружбе, братству, — «судьба», «рок». Сохранить «в блуждающей судьбе» лучшее из прошлого — «прекрасных лет первоначальны нравы» — залог человеческой стойкости перед лицом «тайного рока».
Но рок бессилен перед лицом истинного братства — и вот лицейская дружба подтвердилась поступками друзей поэта. Троих лицейских товарищей он обнял в Михайловском, в «забытой сей глуши»: Пущина, Дельвига, Горчакова. Он призывает сюда Кюхельбекера — «брата родного по музе, по судьбам». Одиннадцать раз в этом стихотворении упоминается слово «судьба» («судьбина», «рок», «фортуна»). Это, в основном, сила безрассудная и злая: она «блуждающая», «суровая», «строгая», ей свойствен «гнев», она «бросает» людей, ставит «сети», «назначает» пути. Рок может осудить человека, судьба «глядит» на подвластных ей людей, и они «вянут». Однако же судьбу поэт «благословил», когда к нему приехал Дельвиг, а Кюхельбекер для него — брат «по судьбам». Значит, судьба не столь слепая сила, и дружба может ее обуздать.
Остаться без лицейского друга для автора стихотворения «19 октября» — несчастье. «Несчастным другом» Пушкин называет того, кому «под старость день лицея // Торжествовать придется одному». И пусть протекшее время не повернуть вспять и человек после утраты своих друзей обречен на одиночество — память о прошлом, свет далекой дружбы станет для него «отрадой хоть печальной», окрасит годы старости. Дружба преодолевает расстояния, побеждает испытания судьбы, — может быть, дарит бессмертие: ведь человек не умирает в памяти близких. Никакие испытания не разрушат истинной дружбы.
Эта мысль звучит и в пушкинском послании «И.И. Пущину» (1826). Здесь ярко проявилось чудесное пушкинское качество — благодарность. Как когда-то в январе 1825 года Пущин навестил его в Михайловской ссылке, так и теперь Пушкин хочет облегчить участь заключенного декабриста. В благодарной памяти поэта остался тот январский день, когда уединенный двор, занесенный снегом, «огласил» колокольчик его «первого друга», «друга бесценного». Голос колокольчика разрушил тягостную тишину, уничтожил ощущение заброшенности, и ссыльный «судьбу бла^ гословил» — настолько он был счастлив. Теперь поэт молит «святое провиденье», чтобы его послание, его «голос» даровал «то же утешенье» другу, озарил его заточение «лучом лицейских ясных дней». Конечно, это стихотворение придало Пущину силы и доказало верность и святость дружбы.
«Подруга» — такое слово найдено Пушкиным для человека, к которому он испытывал трогательную нежность, своей няне:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
(«Няне», 1826.)
Няня оказалась подругой не только веселых, спокойных дней; она испытана «суровыми» днями его Михайловской ссылки. И на всю жизнь Пушкин бьш благодарен Арине Родионовне за то, что она согрела теплотой его одиночество, заботилась о нем и жалела его. Не знала и не понимала старушка глубоких и сложных мыслей своего воспитанника, не осознавала, конечно, его значения как поэта. Другое, исконное, нерассуждающее чувство ценит Пушкин в ней: крепкую привязанность и всегдашнюю заботу и жалость к его судьбе. Поэт неизменно отвечал ей тем же. Взаимная теплота их чувства выражается просто и человечно. Она, расставшись с ним, теперь ждет, горюет, глядит на дорогу, и грудь ее стесняется чувством, столь хорошо знакомым ее воспитаннику, — «тоска, предчувствия, заботы». Эта теплая ласковая дружба, проверенная временем и испытаниями, — еще одна несомненная человеческая ценность, воспетая Пушкиным.
Верность дружбе — благородное качество Пушкина — проявилось в стихотворении, посланном в Сибирь друзьям-декабристам, «Во глубине сибирских руд...» (1827). «Свободный глас» не стесненного цензурными условиями поэта доходит в «каторжные норы» ссыльных. Так же, уверен Пушкин, дойдут до узников «любовь и дружество». Эта дружба сродни братству: при освобождении «братья» отдадут борцам меч, который сохранили во имя их.
В «Арионе» (1827) та же верность товарищам, которых по воле судьбы разметал «вихорь шумный» — «гроза», выбросившая на берег певца. Здесь переосмыслен древнегреческий миф о чудесно спасшемся певце. Пушкин превращает Ариона из пленника в товарища гребцов. Их судьба трагична, певцу же удалось избежать гибели, и теперь только он остался хранителем памяти о погибших товарищах. «Гимны прежние» певца — это не только верность свободолюбивым идеалам юности, но прежде всего — верность человеческим отношениям, которая и есть залог нравственной самостоятельности личности, ее неспособность к трусости и предательству.
В 1831 году, в очередную «святую годовщину» 19 октября, Пушкин пишет печальное и мудрое стихотворение «Чем чаще празднует лицей...». Круг друзей становится все уже, теснее (шесть человек умерли за это время), и все больше превращается в «семью». Ушел Дельвиг, который был для Пушкина в это время самым близким другом. «И мнится, очередь за мной, // Зовет меня мой Дельвиг милый», — чувствует осиротевший поэт, словно сам стремится в толпу «теней родных». И смерть от этого становится не столь страшна. О возможности преодоления смерти в дружбе высоко и трагично размышляет Пушкин в этом стихотворении.
Лирика дружбы — прекрасная и человечная тема Пушкина. Она вмещает в себя богатейшее содержание: это душевная открытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов, это верность в тяжелых жизненных испытаниях, забота и тревога о близком, чувство поколения, придающее силы, это, наконец, ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти.
Контрольные вопросы и задания
-
Почему тема дружбы так значима для Пушкина?
2. Кто такой П.Я. Чаадаев? Прочитайте послание «К Чаадаеву». Что объединяет Пушкина и Чаадаева, на чем основывается их дружба?
3. Прочитайте стихотворения «Демон» и «Коварность». С какими событиями связано их написание? Сколько частей в стихотворении «Демон»? Каковы взгляды, характер, эмоциональное состояние лирического героя, изображенные в первой части стихотворения? Каково отношение к жизни демона? Как в стихотворении соотносятся эти два образа? Почему демон назван Пушкиным «злобным гением»? Какие поэтические приемы усиливают ораторскую тональность стихотворения «Коварность»? Как Пушкин относится к предательству?
4. С какими личными обстоятельствами связаны пессимистические мотивы стихотворения «Дружба»?
5. В связи с какими событиями написано стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)? Каково отношение Пушкина к лицейским друзьям? Почему он грустит, вспоминая их? Каково значение мотива судьбы в этом стихотворении.
6. Перечитайте стихотворение «И.И. Пущину». Какие поэтические приемы передают эмоциональную взволнованность и искренность чувств поэта, выраженных в стихотворении? Каково значение мотивов одиночества, судьбы, утешения? Как в стихотворении характеризуются лицейские дни?
7. Перечитайте стихотворение «Няне». Какими чувствами своей няни дорожит Пушкин? Что в стихотворении свидетельствует о теплоте отношения Пушкина к няне?
8. Каким образом в стихотворении «Во глубине сибирских руд...» взаимодействуют темы дружбы и свободы?
9. Каково значение мотива судьбы в стихотворении «Арион»? Что доказывает верность Пушкина идеалам свободы, дружбы? Почему для выражения своих идей Пушкин использовал мифологическую основу?
10. Перечитайте стихотворение «Чем чаще празднует лицей...». Какими мотивами оно взаимосвязано со стихотворением «19 октября»? Какие настроения преобладают в стихотворении, почему? Как в тему дружбы входит мотив смерти?
11. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для темы дружбы в лирике Пушкина. Как они взаимосвязаны с темой свободы?
Темы контрольного сочинения
1. Тема дружбы в поэзии Пушкина: динамика основных мотивов и идей.
Каково место темы дружбы в лирике Пушкина, что позволило ей стать одной из главных для поэта? Что несет дружба человеку, почему следует беречь ее? Раскройте, как отвечает Пушкин на эти вопросы в своем творчестве. Как развивается образ дружбы у поэта: от беспечного кружка юных друзей к тесному сообществу людей, сохраняющих дружбу вопреки власти времени и жестокого мира.
2.Верность и предательство как полярные спутники дружбы в оценке Пушкина.
В чем драматизм стихотворений Пушкина о дружбе? Что такое верность, всегда ли легко сохранить ее в трагичном, меняющемся мире? В чем состоит грех предательства («Коварность»)?
3. «Друзья мои, прекрасен наш союз!»: Пушкин о лицейских друзьях и лицейской дружбе.
Тема предполагает анализ стихотворений Пушкина из цикла «19 октября», а также «Разлука», «Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»). Чем был Царскосельский лицей в жизни Пушкина? Как меняется осмысление поэтом лицейской дружбы от первых послелицейских лет до последних годов жизни? Эти вопросы следует раскрыть в сочинении.
Творческие задания
1. Определите общие мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Арион». Как тема дружбы взаимодействует в них с темой свободы? В чем проявляется верность Пушкина декабристам?
2. Сравните стихотворения «19 октября», «И.И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей...». Каково значение мотивов прошлого, настоящего, будущего, судьбы, испытаний, преданности? Что для Пушкина свято в лицейских друзьях и лицейском союзе?
3. Сравните стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «И.И. Пущину», «Няне», «Во глубине сибирских руд...». Какие черты жанра послания вы можете выделить в этих стихотворениях? Какие художественные приемы передают эмоциональность, взволнованность автора посланий?
Философская лирика Пушкина
«Безверие» (1817), «Демон» (1823), «Если жизнь тебя обманет...» (1825), «Вакхическая песня» (1825), «Ангел» (1826), «Воспоминание» (1828), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») (1830), «Бесы» (1830), «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» (1834), «Вновь я посетил...» (1835), «Когда за городом, задумчив, я брожу...» (1836).
В гармоничном, многомерном художественном мире пушкинской лирики важное место занимают размышления о глубинных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают практически все произведения поэта; свобода, любовь, дружба, история, искусство понимаются в пушкинских стихах как высшие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским вопросам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает чересчур «холодного» отвлеченного философствования, не создает поэтических «иллюстраций» готовых философских систем. В его стихах, в живых поэтических образах рождается самобытная художественная философия; пушкинский лирический герой размышляет, не теряя из виду живых образов реальности.
Центральным вопросом философской лирики Пушкина стал вопрос о вере, ее значении для человеческой души, о том, сколь тягостно и страшно безверие. Эта тема появляется еще в лицее: к выпускному экзамену 1817 года Пушкиным было написано стихотворение «Безверие» — философская ода-размышление о том, чем являются безверие и истинная вера для человека. Страх смерти, ощущение вечного одиночества, беспокойство души — неизбежная плата гордого рассудка за утрату веры. Размышляя, поэт хочет понять истоки этого тягостного состояния души, и видит их в охлажденности сердца («ум ищет божества, а сердце не находит»). Исследование этой разочарованности, а главное — путей, которыми ее можно преодолеть, и станет главным предметом пушкинских размышлений.