Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«19 октября» (1825), будет вспоминать об этой об­манутой доверчивости: «Друзьям иным душой предался неж­ной, // Но горек был небратский их привет».

Не случайно, видимо, море сравнивается Пушкиным с «дру­гом». Герой послания «К морю» (1824) обнаруживает свою тягу к морю, слышит его «зов», «шум призывный», чувствует его красо­ту, родство своей душе. А в человеческой дружбе лирический ге­рой поэта в это время разочарован: он видит в ней обиды, тще­славие, способ ухода от безделья, позор покровительства («Друж­ба», 1824).

В Михайловском, в псковской глуши, Пушкин благодарно почувствовал дружескую поддержку лицейских товарищей. И к очередной лицейской годовщине, которую его товарищи отмеча­ли в Петербурге, он пишет стихотворение «19 октября» (1825).

Пушкину суждено было испытать чувство братского едине­ния с «товарищами», чувство единства поколения. И он, нахо­дясь в отдалении, своим стихотворением тоже участвует в «брат­ской перекличке». Увы, через 6 лет после выпуска уже нет среди них Николая Корсакова, музыканта, — он умер во Флоренции в 1820 году:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной...

Другого выпускника, путешественника, моряка Федора Ма-тюшкина, тоже наверняка нет на празднике — ведь он «чужих небес любовник беспокойный», в морях его дорога. В строках о Матюшкине впервые мелькнуло название силы, враждебной дружбе, братству, — «судьба», «рок». Сохранить «в блуждающей судьбе» лучшее из прошлого — «прекрасных лет первоначальны нравы» — залог человеческой стойкости перед лицом «тайного рока».

Но рок бессилен перед лицом истинного братства — и вот лицейская дружба подтвердилась поступками друзей поэта. Тро­их лицейских товарищей он обнял в Михайловском, в «забытой сей глуши»: Пущина, Дельвига, Горчакова. Он призывает сюда Кюхельбекера — «брата родного по музе, по судьбам». Одиннад­цать раз в этом стихотворении упоминается слово «судьба» («судьбина», «рок», «фортуна»). Это, в основном, сила безрассуд­ная и злая: она «блуждающая», «суровая», «строгая», ей свойст­вен «гнев», она «бросает» людей, ставит «сети», «назначает» пу­ти. Рок может осудить человека, судьба «глядит» на подвластных ей людей, и они «вянут». Однако же судьбу поэт «благословил», когда к нему приехал Дельвиг, а Кюхельбекер для него — брат «по судьбам». Значит, судьба не столь слепая сила, и дружба мо­жет ее обуздать.


Остаться без лицейского друга для автора стихотворения «19 октября» — несчастье. «Несчастным другом» Пушкин назы­вает того, кому «под старость день лицея // Торжествовать при­дется одному». И пусть протекшее время не повернуть вспять и человек после утраты своих друзей обречен на одиночество — па­мять о прошлом, свет далекой дружбы станет для него «отрадой хоть печальной», окрасит годы старости. Дружба преодолевает расстояния, побеждает испытания судьбы, — может быть, дарит бессмертие: ведь человек не умирает в памяти близких. Никакие испытания не разрушат истинной дружбы.

Эта мысль звучит и в пушкинском послании «И.И. Пущину» (1826). Здесь ярко проявилось чудесное пушкинское качество — благодарность. Как когда-то в январе 1825 года Пущин навестил его в Михайловской ссылке, так и теперь Пушкин хочет облег­чить участь заключенного декабриста. В благодарной памяти по­эта остался тот январский день, когда уединенный двор, занесен­ный снегом, «огласил» колокольчик его «первого друга», «друга бесценного». Голос колокольчика разрушил тягостную тишину, уничтожил ощущение заброшенности, и ссыльный «судьбу бла^ гословил» — настолько он был счастлив. Теперь поэт молит «свя­тое провиденье», чтобы его послание, его «голос» даровал «то же утешенье» другу, озарил его заточение «лучом лицейских ясных дней». Конечно, это стихотворение придало Пущину силы и до­казало верность и святость дружбы.

«Подруга» — такое слово найдено Пушкиным для человека, к которому он испытывал трогательную нежность, своей няне:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

(«Няне», 1826.)

Няня оказалась подругой не только веселых, спокойных дней; она испытана «суровыми» днями его Михайловской ссылки. И на всю жизнь Пушкин бьш благодарен Арине Родионовне за то, что она согрела теплотой его одиночество, заботилась о нем и жале­ла его. Не знала и не понимала старушка глубоких и сложных мыслей своего воспитанника, не осознавала, конечно, его значе­ния как поэта. Другое, исконное, нерассуждающее чувство ценит Пушкин в ней: крепкую привязанность и всегдашнюю заботу и жалость к его судьбе. Поэт неизменно отвечал ей тем же. Взаим­ная теплота их чувства выражается просто и человечно. Она, рас­ставшись с ним, теперь ждет, горюет, глядит на дорогу, и грудь ее стесняется чувством, столь хорошо знакомым ее воспитанни­ку, — «тоска, предчувствия, заботы». Эта теплая ласковая друж­ба, проверенная временем и испытаниями, — еще одна несо­мненная человеческая ценность, воспетая Пушкиным.



Верность дружбе — благородное качество Пушкина — про­явилось в стихотворении, посланном в Сибирь друзьям-декабри­стам, «Во глубине сибирских руд...» (1827). «Свободный глас» не стесненного цензурными условиями поэта доходит в «каторжные норы» ссыльных. Так же, уверен Пушкин, дойдут до узников «любовь и дружество». Эта дружба сродни братству: при осво­бождении «братья» отдадут борцам меч, который сохранили во имя их.

В «Арионе» (1827) та же верность товарищам, которых по во­ле судьбы разметал «вихорь шумный» — «гроза», выбросившая на берег певца. Здесь переосмыслен древнегреческий миф о чудес­но спасшемся певце. Пушкин превращает Ариона из пленника в товарища гребцов. Их судьба трагична, певцу же удалось избе­жать гибели, и теперь только он остался хранителем памяти о по­гибших товарищах. «Гимны прежние» певца — это не только вер­ность свободолюбивым идеалам юности, но прежде всего — вер­ность человеческим отношениям, которая и есть залог нравст­венной самостоятельности личности, ее неспособность к трусос­ти и предательству.

В 1831 году, в очередную «святую годовщину» 19 октября, Пушкин пишет печальное и мудрое стихотворение «Чем чаще празднует лицей...». Круг друзей становится все уже, теснее (шесть человек умерли за это время), и все больше превращает­ся в «семью». Ушел Дельвиг, который был для Пушкина в это время самым близким другом. «И мнится, очередь за мной, // Зовет меня мой Дельвиг милый», — чувствует осиротевший по­эт, словно сам стремится в толпу «теней родных». И смерть от этого становится не столь страшна. О возможности преодоления смерти в дружбе высоко и трагично размышляет Пушкин в этом стихотворении.

Лирика дружбы — прекрасная и человечная тема Пушкина. Она вмещает в себя богатейшее содержание: это душевная от­крытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов, это верность в тяжелых жизненных испытаниях, забо­та и тревога о близком, чувство поколения, придающее силы, это, наконец, ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти.

Контрольные вопросы и задания

  1. Почему тема дружбы так значима для Пушкина?

2. Кто такой П.Я. Чаадаев? Прочитайте послание «К Чаада­еву». Что объединяет Пушкина и Чаадаева, на чем основывается их дружба?

3. Прочитайте стихотворения «Демон» и «Коварность». С какими событиями связано их написание? Сколько частей в стихо­творении «Демон»? Каковы взгляды, характер, эмоциональное со­стояние лирического героя, изображенные в первой части стихотворения? Каково отношение к жизни демона? Как в стихотворе­нии соотносятся эти два образа? Почему демон назван Пушкиным «злобным гением»? Какие поэтические приемы усиливают ораторскую тональность стихотворения «Коварность»? Как Пушкин относится к предательству?


4. С какими личными обстоятельствами связаны пессимисти­ческие мотивы стихотворения «Дружба»?

5. В связи с какими событиями написано стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)? Каково отно­шение Пушкина к лицейским друзьям? Почему он грустит, вспоминая их? Каково значение мотива судьбы в этом стихотворении.

6. Перечитайте стихотворение «И.И. Пущину». Какие поэтические приемы передают эмоциональную взволнованность и ис­кренность чувств поэта, выраженных в стихотворении? Каково значение мотивов одиночества, судьбы, утешения? Как в стихотворении характеризуются лицейские дни?

7. Перечитайте стихотворение «Няне». Какими чувствами своей няни дорожит Пушкин? Что в стихотворении свидетельст­вует о теплоте отношения Пушкина к няне?

8. Каким образом в стихотворении «Во глубине сибирских руд...» взаимодействуют темы дружбы и свободы?

9. Каково значение мотива судьбы в стихотворении «Арион»? Что доказывает верность Пушкина идеалам свободы, дружбы? Почему для выражения своих идей Пушкин использовал мифоло­гическую основу?

10. Перечитайте стихотворение «Чем чаще празднует ли­цей...». Какими мотивами оно взаимосвязано со стихотворением «19 октября»? Какие настроения преобладают в стихотворении, почему? Как в тему дружбы входит мотив смерти?

11. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для темы дружбы в лирике Пушкина. Как они взаимосвязаны с темой свободы?
Темы контрольного сочинения

1. Тема дружбы в поэзии Пушкина: динамика основных мо­тивов и идей.

Каково место темы дружбы в лирике Пушкина, что позволило ей стать одной из главных для поэта? Что несет дружба человеку, почему следует беречь ее? Раскройте, как отвечает Пушкин на эти вопросы в своем твор­честве. Как развивается образ дружбы у поэта: от беспечного кружка юных друзей к тесному сообществу людей, сохраняющих дружбу вопреки власти времени и жестокого мира.

2.Верность и предательство как полярные спутники дружбы в оценке Пушкина.

В чем драматизм стихотворений Пушкина о дружбе? Что такое вер­ность, всегда ли легко сохранить ее в трагичном, меняющемся мире? В чем состоит грех предательства («Коварность»)?

3. «Друзья мои, прекрасен наш союз!»: Пушкин о лицейских друзь­ях и лицейской дружбе.

Тема предполагает анализ стихотворений Пушкина из цикла «19 ок­тября», а также «Разлука», «Пущину» («Мой первый друг, мой друг бес­ценный!..»). Чем был Царскосельский лицей в жизни Пушкина? Как меня­ется осмысление поэтом лицейской дружбы от первых послелицейских лет до последних годов жизни? Эти вопросы следует раскрыть в сочинении.


Творческие задания

1. Определите общие мотивы в стихотворениях «К Чаадае­ву», «Во глубине сибирских руд...», «Арион». Как тема друж­бы взаимодействует в них с темой свободы? В чем проявля­ется верность Пушкина декабристам?

2. Сравните стихотворения «19 октября», «И.И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей...». Каково значение мотивов прошлого, настояще­го, будущего, судьбы, испытаний, преданности? Что для Пушкина свя­то в лицейских друзьях и лицейском союзе?

3. Сравните стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «И.И. Пущину», «Няне», «Во глубине сибирских руд...». Какие черты жанра послания вы можете выделить в этих стихотворениях? Какие художественные приемы передают эмоциональность, взволнованность автора посланий?
Философская лирика Пушкина

«Безверие» (1817), «Демон» (1823), «Если жизнь тебя обма­нет...» (1825), «Вакхическая песня» (1825), «Ангел» (1826), «Воспоминание» (1828), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») (1830), «Бе­сы» (1830), «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» (1834), «Вновь я посетил...» (1835), «Когда за городом, задумчив, я брожу...» (1836).

В гармоничном, многомерном художественном мире пуш­кинской лирики важное место занимают размышления о глубин­ных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смер­ти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают практически все произведения поэта; свобода, любовь, дружба, история, искусство понимаются в пушкинских стихах как выс­шие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским во­просам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает чересчур «холодного» отвлеченного философ­ствования, не создает поэтических «иллюстраций» готовых фило­софских систем. В его стихах, в живых поэтических образах рож­дается самобытная художественная философия; пушкинский ли­рический герой размышляет, не теряя из виду живых образов ре­альности.

Центральным вопросом философской лирики Пушкина стал вопрос о вере, ее значении для человеческой души, о том, сколь тягостно и страшно безверие. Эта тема появляется еще в лицее: к выпускному экзамену 1817 года Пушкиным было написано стихотворение «Безверие» — философская ода-размышление о том, чем являются безверие и истинная вера для человека. Страх смерти, ощущение вечного одиночества, беспокойство души — неизбежная плата гордого рассудка за утрату веры. Размышляя, поэт хочет понять истоки этого тягостного состояния души, и видит их в охлажденности сердца («ум ищет божества, а сердце не находит»). Исследование этой разочарованности, а главное — путей, которыми ее можно преодолеть, и станет главным пред­метом пушкинских размышлений.