Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этом «ты» есть ощущение теплой, восторженной близости к той, явление которой подобно чуду.
Это чудо длилось одно «мгновенье» — и вот его уже нет — оно мимолетно. Однако эта мысль лишена у Пушкина трагизма, упор сделан на радости от существования чуда. Выражение Жуковского «гений чистой красоты», ставшее у Пушкина сравнением, означает «дух чистой красоты». Он и явился в образе прелестной женщины.
Чудо того далекого «мгновенья» мощно повлияло на человека. Уже не видя эту женщину, он «долго» помнил о ней. В памяти остался «голос нежный» (как бы музыкальная сторона ее образа), и «снились милые черты». Сон как продолжение «виденья» — вот та форма, в которой предстает желанный образ. Это не обязательно сон как таковой. Возможно, здесь и греза наяву, как воплощение свободы души, права любить, которое никто не отнимет у человека.
И вот кажется, что «годы», «бурь порыв мятежный» разрушили «прежние мечты». Наступило забвение. Удивительно, но этот период забвения, эта жизнь «во мраке заточенья», жизнь «без жизни», эти «тихо» тянувшиеся дни не отвергаются, не проклинаются Пушкиным. Это тоже жизнь, иначе вместо «тихо» он использовал бы более резкое, отвергающее эту жизнь слово. И все же она — «без божества», «без вдохновенья», и человек не в силах мириться с этим бессмысленным существованием.
Возможно, самый интересный фрагмент стихотворения — это осознание причин перерождения героя. Существуют разные мнения на этот счет, разные варианты прочтения предпоследней строфы, но предложенный Б.В. Томашевским нам кажется предпочтительней. Ученый считает, что воскресение любви объясняется состоянием души человека:
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное веденье, Как гений чистой красоты.
Душе человека, субстанции таинственной и самостоятельной, настало время пробудиться. В этом состоянии человек обрел возможность видеть красоту. Для его сердца «воскресли» не только «и жизнь, и слезы, и любовь», но и «божество и вдохновенье». Давно замечено, что некоторые эпистолярные оценки Пушкиным Анны Керн язвительны и негативны. Видеть во всем этом неискренность Пушкина-поэта не стоит: чудо длилось всего одно мгновение, образ реальной женщины чудесно переплавился в горниле поэзии...
Мотив светлого воспоминания о прошедшей любви звучит в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». В 1829 году, после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой, Пушкин отправляется на Кавказ, в район боевых действий. Все окружающее пронизано памятью об оставленной возлюбленной:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного. Она как бы наполняет светом («светла») окружающую «ночную мглу». Вся благостная и возвышенная природа Грузии, шум реки воплощают это печальное и светлое воспоминание. Выражением этого примиряющего начала любви становится гармоничная музыкальность звукового строя стихотворения. Равномерное чередование шестистопного и четырехстопного ямба, как и не сразу бросающаяся в глаза аллитерация — повтор плавного «р» и сонорных согласных «м», «н» и «л», — подобны тихому ропоту водного потока, мерное движение которого становится здесь выражением самой жизни души. Любовь в этом стихотворении — это потребность и высшее проявление человеческого сердца. Сердце «горит и любит», и свет этого огня тоже окрашивает атмосферу стихотворения, определяет его оптимистическое звучание.
К Анне Олениной, петербургскому увлечению Пушкина, обращено другое прославленное стихотворение — «Я вас любил...» (1829). Кажется, что чувство, в нем изображенное, действительно в прошлом, но уже следующая фраза звучит невольным признанием: «Любовь еще, быть может, // В душе моей угасла не совсем...» Лирический герой словно балансирует между прошлым и настоящим, чувствует, как ускользает любовь, пусть печальная, «безмолвная», «безнадежная», но все же очень нужная для души. Это она, любовь, дает силы к самоотречению («я не хочу печалить вас ничем»), освобождает от чувства ревности и, наконец, позволяет возвыситься до благословения любимой женщины:
Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
В сонете «Мадона» (1830) воспеваются не восторги и превратности любви, а промысел Творца, ниспославшего труженику утешение и отраду среди его «медленных трудов». «Чистейшей прелести чистейший образец» — такова Наталья Гончарова, «Мадона» поэта. Заметим, что не красотой, а именно прелестью души дорога невеста для главы будущей семьи. Божественный смысл семейного счастья выразил Пушкин в этом сдержанном и возвышенном стихотворении.
Любовь как радость и печаль жизни в лицейской лирике Пушкина уступает место любви как тяжело постигаемой подлинности среди обмана. Это единственный смысл бытия среди всеобщего разочарования. Только в любви заключен божественный смысл, явленный как чудо. Она придает новое, волнующее качество окружающему. Настоящая любовь человечна, очищена страданием и делает жизнь человека причастной высокому смыслу.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково влияние творчества К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского на любовную лирику Пушкина?
2. Какие романтические идеи входят в стихотворение «Погасло дневное светило...»? Как они взаимосвязаны с любовными мотивами?
3. Перечитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие пессимистические мотивы звучат в стихотворении? Как трактуется любовь в этом стихотворении?
4. Какие реальные события послужили основой для написания стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)? Каково значение мотивов чуда, мгновения, видения, красоты, времени в стихотворении? Как в нем развивается образ-переживание?
5. Каковы основные мотивы стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»? Кому посвящено данное стихотворение?
6. Перечитайте стихотворение «Я вас любил...». Кому оно посвящено? Каково значение мотивов прошлого и настоящего? Какую содержательную нагрузку выполняют анафоры? Какова концепция любви в этом стихотворении?
7. Кому посвящено стихотворение «Мадона»? Каковы основные идеи, тональность стихотворения?
8. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для любовной лирики Пушкина.
Темы контрольного сочинения
1. Тема любви в лирике Пушкина: динамика основных мотивов и идей.
Как меняется осознание любви от эпикурейской лицейской лирики к стихам поэта второй половины 1820-х и 1830-х годов ? Анализ этой проблемы и должен стать содержанием работы.
2. «Глубоких ран любви ничто не излечило»: мотив памяти в любовной лирике Пушкина.
Любовь в поэзии — чаще всего печальное чувство, проникнутое ощущением утраченного счастья, потери возлюбленной. Такова природа жанра романтической элегии. Какое место занимают эти мотивы в лирике Пушкина? Как память помогает преодолеть тот трагический разрыв, который происходит между людьми по воле судьбы? Проанализируйте стихотворения «Погасло дневное светило...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Сожженное письмо», «Талисман», «Прощание», «Заклинание» и др.
3. «И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может»: любовь как потребность человеческого сердца и смысл жизни.
В центре сочинения — анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», но тема предполагает обращение к целому ряду стихотворений поэта («Я помню чудное мгновенье...», «Признание», «Ма-дона» и др.). Почему человеческое сердце не может жить без любви? Как преображает любовь душу человека и мир вокруг?
4. «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона»: образ женщины и отношение к ней в любовной лирике Пушкина.
Каков облик встающей «рядом» с лирическим героем любовной лирики Пушкина «идеальной» возлюбленной? Чего в нем больше — внешней красоты или ощущения внутреннего совершенства ? Меняется ли этот образ в различные периоды творчества поэта? Ответы на эти вопросы предполагает тема сочинения.
5. «И жизнь, и слезы, и любовь»: Пушкин о превратностях любви.
Какие опасности, превратности, «странности» любви исследует в своих лирических стихотворениях Пушкин? Безответная любовь, равнодушная насмешка, неверность красавицы, разлука, смерть... все это заставляет страдать лирического героя, но отречется ли он от любви, боясь этих страданий? Выводом о своеобразном психологическом мастерстве Пушкина в любовной лирике можно завершить сочинение.
Творческие задания
1. Проведите целостный анализ стихотворения Пушкина «К***» . М.И. Глинка написал на пушкинский текст знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье». В чем заключается «музыкальность» стихотворения Пушкина?
2. Сравните стихотворения «Погасло дневное светило...» и «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие мотивы и идеи объединяют стихотворения? Почему их можно считать романтическими?
3. Сравните стихотворения «К***» и «Я вас любил...». Каково значение мотива памяти в стихотворениях? Как в этих стихотворениях развивается лирический сюжет, образ-переживание? Что общего и различного в них? Чем различается идейный смысл стихотворений?
4. Дополните список любовных стихотворений Пушкина. Какие содержательные нюансы отличают их?
Тема дружбы в лирике Пушкина
«К Чаадаеву» (1818), «Демон» (1823), «Коварность» (1824), «К морю» (1824), «Дружба» (1824), «19 октября» (1825), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827), «Чем чаще празднует лицей...» (1831).
Пушкин — один из немногих русских поэтов, в лирике которого широко и полно представлена тема дружбы. Лицей стал местом, где образовались связи на всю жизнь, которые затем оказались проверены самыми суровыми испытаниями судьбы. Не случайно в лицейской лирике Пушкина так популярен жанр послания. Это послания к однокурсникам Горчакову, Пущину, Дельвигу, Юдину, Илличевскому, к преподавателю Галичу, поэтам Батюшкову, Вяземскому, Жуковскому, дяде поэта В.Л. Пушкину. Душевная открытость, горячность, отзывчивость Пушкина, его потребность в обмене впечатлениями во многом определяли эти отношения. Особенность лицейской дружбы в том, что она проникнута поэтическими интересами, она произрастала «под сенью дружных муз». И тема многих посланий юного Пушкина — именно поэзия. В дружеском кругу хотелось высказаться, поспорить, здесь яснее и ярче становились мысли, определялись убеждения. Эта дружба неразлучна с весельем, шутками, розыгрышами. Многочисленные эпиграммы, например на Кюхельбекера, тоже характеризуют эти отношения.
В лицейские годы Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым; его гусарский полк был расквартирован в Царском Селе. Дружба с этим офицером, участником наполеоновских войн, умным и скептичным, высоко ценилась юным Пушкиным. И одно из самых вдохновенных посланий петербургского периода — «К Чаадаеву» (1818). «Друг», «товарищ» — так обращается Пушкин к Чаадаеву. В этом не только выражение полного доверия, но осознание единства взглядов, единства пути. «Мы», «нас», «наши» — так в стихотворении выражается душевное слияние людей, объединенных не развлечениями, досугом, поэтическим поприщем, а гораздо большим — «горением», жаждой свободы. Это придает дружбе высоту, благородство, истинную красоту. «Имена друзей», написанные на обломках ненавистной власти, которая легла на отчизну «гнетом», символизируют красоту совместного подвига во имя родины, призвавшей на помощь своих сынов.
Южная ссылка отсеяла немало ненастоящих друзей Пушкина. В стихотворениях «Демон» (1823), «Коварность» (1824) поэт подверг художественному исследованию те психологические тайны предательства, какие прежде не были доступны лирической поэзии. Не способный к предательству сам, Пушкин потом, в стихотворении