Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В этом «ты» есть ощущение теплой, восторженной близости к той, явление которой подобно чуду.

Это чудо длилось одно «мгновенье» — и вот его уже нет — оно мимолетно. Однако эта мысль лишена у Пушкина трагизма, упор сделан на радости от существования чуда. Выражение Жуковского «гений чистой красоты», ставшее у Пушкина сравнени­ем, означает «дух чистой красоты». Он и явился в образе преле­стной женщины.

Чудо того далекого «мгновенья» мощно повлияло на человека. Уже не видя эту женщину, он «долго» помнил о ней. В памяти остался «голос нежный» (как бы музыкальная сторона ее образа), и «снились милые черты». Сон как продолжение «виденья» — вот та форма, в которой предстает желанный образ. Это не обяза­тельно сон как таковой. Возможно, здесь и греза наяву, как во­площение свободы души, права любить, которое никто не отни­мет у человека.

И вот кажется, что «годы», «бурь порыв мятежный» разруши­ли «прежние мечты». Наступило забвение. Удивительно, но этот период забвения, эта жизнь «во мраке заточенья», жизнь «без жизни», эти «тихо» тянувшиеся дни не отвергаются, не прокли­наются Пушкиным. Это тоже жизнь, иначе вместо «тихо» он ис­пользовал бы более резкое, отвергающее эту жизнь слово. И все же она — «без божества», «без вдохновенья», и человек не в си­лах мириться с этим бессмысленным существованием.

Возможно, самый интересный фрагмент стихотворения — это осознание причин перерождения героя. Существуют разные мнения на этот счет, разные варианты прочтения предпоследней строфы, но предложенный Б.В. Томашевским нам кажется пред­почтительней. Ученый считает, что воскресение любви объясня­ется состоянием души человека:

Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное веденье, Как гений чистой красоты.

Душе человека, субстанции таинственной и самостоятель­ной, настало время пробудиться. В этом состоянии человек об­рел возможность видеть красоту. Для его сердца «воскресли» не только «и жизнь, и слезы, и любовь», но и «божество и вдохно­венье». Давно замечено, что некоторые эпистолярные оценки Пушкиным Анны Керн язвительны и негативны. Видеть во всем этом неискренность Пушкина-поэта не стоит: чудо длилось все­го одно мгновение, образ реальной женщины чудесно перепла­вился в горниле поэзии...


Мотив светлого воспоминания о прошедшей любви звучит в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». В 1829 го­ду, после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой, Пушкин отправляется на Кавказ, в район боевых действий. Все окружаю­щее пронизано памятью об оставленной возлюбленной:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного. Она как бы наполняет светом («светла») окружающую «ночную мглу». Вся благостная и возвышенная природа Грузии, шум реки вопло­щают это печальное и светлое воспоминание. Выражением этого примиряющего начала любви становится гармоничная музыкаль­ность звукового строя стихотворения. Равномерное чередование шестистопного и четырехстопного ямба, как и не сразу бросаю­щаяся в глаза аллитерация — повтор плавного «р» и сонорных согласных «м», «н» и «л», — подобны тихому ропоту водного по­тока, мерное движение которого становится здесь выражением самой жизни души. Любовь в этом стихотворении — это потреб­ность и высшее проявление человеческого сердца. Сердце «горит и любит», и свет этого огня тоже окрашивает атмосферу стихо­творения, определяет его оптимистическое звучание.

К Анне Олениной, петербургскому увлечению Пушкина, об­ращено другое прославленное стихотворение — «Я вас любил...» (1829). Кажется, что чувство, в нем изображенное, действитель­но в прошлом, но уже следующая фраза звучит невольным при­знанием: «Любовь еще, быть может, // В душе моей угасла не сов­сем...» Лирический герой словно балансирует между прошлым и настоящим, чувствует, как ускользает любовь, пусть печальная, «безмолвная», «безнадежная», но все же очень нужная для души. Это она, любовь, дает силы к самоотречению («я не хочу печа­лить вас ничем»), освобождает от чувства ревности и, наконец, позволяет возвыситься до благословения любимой женщины:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

В сонете «Мадона» (1830) воспеваются не восторги и пре­вратности любви, а промысел Творца, ниспославшего труженику утешение и отраду среди его «медленных трудов». «Чистейшей прелести чистейший образец» — такова Наталья Гончарова, «Ма­дона» поэта. Заметим, что не красотой, а именно прелестью души дорога невеста для главы будущей семьи. Божественный смысл семейного счастья выразил Пушкин в этом сдержанном и возвышенном стихотворении.



Любовь как радость и печаль жизни в лицейской лирике Пушкина уступает место любви как тяжело постигаемой подлин­ности среди обмана. Это единственный смысл бытия среди все­общего разочарования. Только в любви заключен божественный смысл, явленный как чудо. Она придает новое, волнующее каче­ство окружающему. Настоящая любовь человечна, очищена стра­данием и делает жизнь человека причастной высокому смыслу.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково влияние творчества К.Н. Батюшкова и В.А. Жу­ковского на любовную лирику Пушкина?

2. Какие романтические идеи входят в стихотворение «Погас­ло дневное светило...»? Как они взаимосвязаны с любовными мотивами?

3. Перечитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие пессимистические мотивы звучат в стихотворении? Как трактуется любовь в этом стихотворении?

4. Какие реальные события послужили основой для написания стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)? Каково значение мотивов чуда, мгновения, видения, красоты, време­ни в стихотворении? Как в нем развивается образ-переживание?

5. Каковы основные мотивы стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»? Кому посвящено данное стихотворе­ние?

6. Перечитайте стихотворение «Я вас любил...». Кому оно по­священо? Каково значение мотивов прошлого и настоящего? Какую содержательную нагрузку выполняют анафоры? Какова концепция любви в этом стихотворении?

7. Кому посвящено стихотворение «Мадона»? Каковы основные идеи, тональность стихотворения?

8. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для любов­ной лирики Пушкина.

Темы контрольного сочинения

1. Тема любви в лирике Пушкина: динамика основных мо­тивов и идей.

Как меняется осознание любви от эпикурейской лицейской лирики к стихам поэта второй половины 1820-х и 1830-х годов ? Анализ этой про­блемы и должен стать содержанием работы.

2. «Глубоких ран любви ничто не излечило»: мотив памяти в любов­ной лирике Пушкина.

Любовь в поэзии чаще всего печальное чувство, проникнутое ощуще­нием утраченного счастья, потери возлюбленной. Такова природа жанра романтической элегии. Какое место занимают эти мотивы в лирике Пуш­кина? Как память помогает преодолеть тот трагический разрыв, кото­рый происходит между людьми по воле судьбы? Проанализируйте стихо­творения «Погасло дневное светило...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Сожженное письмо», «Талисман», «Прощание», «Заклинание» и др.


3. «И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может»: любовь как потребность человеческого сердца и смысл жизни.

В центре сочинения анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», но тема предполагает обращение к целому ряду стихотворений поэта («Я помню чудное мгновенье...», «Признание», «Ма-дона» и др.). Почему человеческое сердце не может жить без любви? Как преображает любовь душу человека и мир вокруг?

4. «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона»: образ женщины и отношение к ней в любовной лирике Пушкина.

Каков облик встающей «рядом» с лирическим героем любовной лирики Пушкина «идеальной» возлюбленной? Чего в нем больше внешней красо­ты или ощущения внутреннего совершенства ? Меняется ли этот образ в различные периоды творчества поэта? Ответы на эти вопросы предпола­гает тема сочинения.

5. «И жизнь, и слезы, и любовь»: Пушкин о превратностях любви.
Какие опасности, превратности, «странности» любви исследует в своих лирических стихотворениях Пушкин? Безответная любовь, равно­душная насмешка, неверность красавицы, разлука, смерть... все это за­ставляет страдать лирического героя, но отречется ли он от любви, боясь этих страданий? Выводом о своеобразном психологическом мастерстве Пушкина в любовной лирике можно завершить сочинение.

Творческие задания

1. Проведите целостный анализ стихотворения Пушкина «К***» . М.И. Глинка написал на пушкинский текст знаме­нитый романс «Я помню чудное мгновенье». В чем заключа­ется «музыкальность» стихотворения Пушкина?

2. Сравните стихотворения «Погасло дневное светило...» и «Надеж­дой сладостной младенчески дыша...». Какие мотивы и идеи объединяют стихотворения? Почему их можно считать романтическими?

3. Сравните стихотворения «К***» и «Я вас любил...». Каково значение мотива памяти в стихотворениях? Как в этих стихотворениях развивается лирический сюжет, образ-переживание? Что общего и различного в них? Чем различается идейный смысл стихотворений?

4. Дополните список любовных стихотворений Пушкина. Какие содержательные нюансы отличают их?

Тема дружбы в лирике Пушкина

«К Чаадаеву» (1818), «Демон» (1823), «Коварность» (1824), «К морю» (1824), «Дружба» (1824), «19 октября» (1825), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Во глубине сибир­ских руд...» (1827), «Арион» (1827), «Чем чаще празднует лицей...» (1831).

Пушкин — один из немногих русских поэтов, в лирике ко­торого широко и полно представлена тема дружбы. Лицей стал местом, где образовались связи на всю жизнь, которые затем оказались проверены самыми суровыми испытаниями судьбы. Не случайно в лицейской лирике Пушкина так популярен жанр послания. Это послания к однокурсникам Горчакову, Пущину, Дельвигу, Юдину, Илличевскому, к преподавателю Галичу, по­этам Батюшкову, Вяземскому, Жуковскому, дяде поэта В.Л. Пуш­кину. Душевная открытость, горячность, отзывчивость Пушкина, его потребность в обмене впечатлениями во многом определяли эти отношения. Особенность лицейской дружбы в том, что она проникнута поэтическими интересами, она произрастала «под сенью дружных муз». И тема многих посланий юного Пушкина — именно поэзия. В дружеском кругу хотелось высказаться, поспо­рить, здесь яснее и ярче становились мысли, определялись убеж­дения. Эта дружба неразлучна с весельем, шутками, розыгрыша­ми. Многочисленные эпиграммы, например на Кюхельбекера, тоже характеризуют эти отношения.

В лицейские годы Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым; его гусарский полк был расквартирован в Царском Селе. Друж­ба с этим офицером, участником наполеоновских войн, умным и скептичным, высоко ценилась юным Пушкиным. И одно из са­мых вдохновенных посланий петербургского периода — «К Чаа­даеву» (1818). «Друг», «товарищ» — так обращается Пушкин к Чаадаеву. В этом не только выражение полного доверия, но осо­знание единства взглядов, единства пути. «Мы», «нас», «наши» — так в стихотворении выражается душевное слияние людей, объе­диненных не развлечениями, досугом, поэтическим поприщем, а гораздо большим — «горением», жаждой свободы. Это придает дружбе высоту, благородство, истинную красоту. «Имена дру­зей», написанные на обломках ненавистной власти, которая лег­ла на отчизну «гнетом», символизируют красоту совместного по­двига во имя родины, призвавшей на помощь своих сынов.

Южная ссылка отсеяла немало ненастоящих друзей Пушки­на. В стихотворениях «Демон» (1823), «Коварность» (1824) поэт подверг художественному исследованию те психологические тай­ны предательства, какие прежде не были доступны лирической поэзии. Не способный к предательству сам, Пушкин потом, в стихотворении