Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пушкин начинает со сравнения: свой «нерукотворный памятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрийским столпом». Что здесь имеется в виду — маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на празднование открытия этой колонны: Александр I принес ему немало бед. Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк знаменитого пушкинского стихотворения: памятник этот — «нерукотворный», он «вознесся» словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника — «глава непокорная»: независимость, свободолюбие свойственны пушкинской поэзии.
Величественная мысль о преодолении смерти является духовно-философским центром стихотворения. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...
Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию — «заветная лира». В этом имени — задушевность и любовь.
Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства («Пока великий Рим владеет светом...», «Доколь славянов род вселенна будет чтить...» — до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина), Пушкин переосмысливает этот мотив и принципиально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственности. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому «памятник»-поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви Пушкин видит в добре («чувствах добрых»), которые пробуждает его поэзия. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку «Звуки новые для песен я обрел», более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравственной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой источник своей посмертной славы — это прославление свободы. Именно в нем — залог «самостояния», независимости поэта от «жестокого века», в котором ему пришлось жить.
Наконец, третье: «И милость к падшим призывал». Христианское понятие милосердия, «милости» становится очень важным у позднего Пушкина, соединяясь с народной жалостью к оступившимся, «падшим». Милосердие к согрешившим является одной из главных нравственных ценностей в народе. В призывании поэтом «милости» — оправдение его жизни и поэзии, верность друзьям юности, сожаление обо всех страдающих, униженных, заблудших.
В конце стихотворения есть призывы-увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд. Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии (свобода, независимость от мнений толпы, исполнение воли Бога) с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям добра, свободы и милосердия.
Контрольные вопросы и задания
1. Как трактуется Пушкиным образ поэта в лицейской лирике, в стихотворениях «Вольность», «Деревня»?
2. Перечитайте стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Как вы думаете, почему форма этого стихотворения диалогична? Какой ответ поэта является содержательной кульминацией стихотворения? Какие три аспекта творчества, упоминаемые книгопродавцом, отвергает поэт, почему? Как отвечает поэт на предложение о продаже рукописи? Почему этот ответ не стихотворный, а прозаический? Сопоставьте лексику в репликах книгопродавца и поэта. Чем она отличается?
3. Перечитайте стихотворение «Пророк». Какой философский смысл вкладывается поэтом в мотивы «духовной жажды», «пустыни», «перепутья» в начале стихотворения? Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения?
4. Перечитайте стихотворение «Поэт». Сколько частей в стихотворении? Каков поэт в обычной жизни? Каков поэт в творчестве? Каково значение мотивов одиночества, уединения? Как выпонимаете, что такое «божественный глагол»?
5. Перечитайте стихотворение «Поэт и толпа». Каково значение диалогической формы стихотворения? Каков образ толпы, черни? В чем упрекает ее поэт? В чем видит Пушкин истинное призвание поэзии?
6. Перечитайте стихотворение «Поэту». Какова форма этого стихотворения? Как развиваются в нем идеи стихотворения «Поэт и толпа»? Каково значение мотивов суда, одиночества?
7. Какие поэты кроме Пушкина трактовали свою поэзию как «памятник»? Какие идеи вкладываются Пушкиным в этот символ?
Темы для контрольного сочинения
1. Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: динамика основных мотивов и идей.
Как эволюционирует осмысление роли поэта и предназначения поэзии в творчестве Пушкина от лицейских лет («К другу-стихотворцу») до произведений 1830-х годов («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)? Какие мотивы объединяют стихи о пушкинском понимании поэзии: поэтическая свобода, независимость от воли толпы, пророческое призвание поэта ? Как связаны они в пушкинском творчестве, как меняются в разные этапы жизни поэта?
2. «Поэт и книгопродавец», «поэт и пророк», «поэт и толпа», «поэт и собственная частная жизнь»: различные грани поэтического творчества в интерпретации Пушкина.
Осознание себя происходит быстрее, когда человек видит некую противоположность. Конфликт, противостояние присутствует во многих стихах Пушкина о поэте и поэзии. Какие позиции противоборствующих сторон в них представлены? Какова позиция поэта? Что позволяет ему стать пророком, преодолеть заботы частной жизни? Ответы на эти вопросы предполагает тема сочинения.
3. «Небес избранник»: Пушкин о «божественном» значении поэта и поэзии.
Как в осмыслении Пушкина земная личность поэта обретает пророческую силу, способность нести людям «Божий глас» ? Необходимо сравнить условно-поэтическую трактовку этой темы в ранней лирике поэта («Муза») и в зрелых стихотворениях («Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
4. Диалогические стихотворения Пушкина о поэте и поэзии: смысл идейной полемики.
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»: в чем сходство и различие образа поэта, понимания свободы творчества, осознания разрушительной власти толпы над искусством и необходимости защитить творческую независимость художника? Кто побеждает в идейной полемике, представленной в стихотворениях, и почему?
Творческие задания.
1. Внимательно перечитайте первые пять ответов поэта в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Какие автобиографические мотивы звучат в этих ответах? Перед нами образ поэта-романтика или поэта-реалиста? Почему книгопродавец упоминает имена Байрона и Жуковского? Как Пушкиным описывается творческий процесс? Что в этом процессе наиболее важно для поэта?
2. Перечитайте последнюю строфу из «Воспоминаний в Царском Селе» 1814 года и последнее четверостишие из стихотворения «Поэт и толпа». Противоречат ли они друг другу по смыслу? Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина сочетаются черты гражданской поэзии и «чистой» лирики?
3. Сравните концепцию творческого процесса, представленную в стихотворениях «Поэт и толпа» и «Поэт». Противоречат ли они друг другу или взаимосвязаны?
4. Перечитайте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Выявите содержательное значение анафорических союзов «и» и «что». Сколько раз они повторяются и каким образом связаны с общей композицией стихотворения?
5. Расширьте список стихотворений Пушкина о поэте и поэзии. Какие мотивы и идеи звучат в других стихотворениях на эту тему?
Тема любви в лирике Пушкина
«Рассудок и любовь» (1814), «Уныние» (1816), «Погасло дневное светило...» (1820), «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823), «К морю» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Я вас любил...» (1829), «Мадона» (1830).
В лицейской лирике Пушкина любовь изображалась в гедонистических красках, близких традиции Батюшкова («Рассудок и любовь», 1814, «Красавице, которая нюхала табак», 1814, «Вишня», 1815) и в элегической интерпретации Жуковского («Уныние», 1816, «Желание», 1816, «Пробуждение», 1816). Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816— 1817 годах мотивами любовного разочарования, любовной печали, уныния.
Гражданские мотивы, увлекающие юного Пушкина после лицея, кажется, вытесняют мотивы любви: не случайно в стихотворении «К Чаадаеву» (1818) любовь (наряду с надеждой», «тихой славой») названа «обманом»; поэт поглощен темой свободы. Но этот период длился недолго. Вскоре тема любви зазвучала в творчестве Пушкина с новой силой.
В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...», где с байроническими мотивами разочарования в жизни, романтического бегства от родины оказался сложно связан любовный мотив. В этом лирическом шедевре Пушкина романтическое разочарование наполнено, однако, гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоминаний о прошлом волнуется, «кипит и замирает», бросается от движения к мертвенному покою, а затем вновь к движению. Перед нами человек, который, сколько бы страданий ни перенес на родине, не может оставить ее без сожаления. Вот откуда глубокое, перекликающееся с волнением моря, волнение души. Это волнение передается своеобразной прихотливой ритмикой и строфикой стихотворения, рефреном «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Ночь, море, корабль — эта обстановка позволила герою не стесняться своих чувств. Он взволнован нахлынувшими воспоминаниями, как когда-то самими событиями («в очах родились слезы вновь»).
Время и расстояние просветлили память героя. Ему стало яснее его прошлое; в воспоминаниях легче отделить истинное от ложного. Таково свойство памяти. Ложное, ненастоящее забыто: «минутные друзья», «изменницы младые», которых он, оказывается, не любил... Но обнаружилось то главное, что не подлежит забвению, «излечению»: «глубоких ран любви ничто не излечило» — истинно ценное помнится и по-прежнему ранит, волнует. Это стихотворение о минутах прозрения человека, когда он понимает себя, людей, когда видит мир в целом.
Среди всех жизненных очарований любовь, возможно, самое главное. В стихотворении Пушкина «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823) наиболее трагически выражено романтическое неприятие всего вокруг, так терзавшего поэта в период глубокого душевного кризиза начала 1820-х годов. Душевная тоска столь сильна, что человек готов «сокрушить» свою собственную жизнь, которая кажется «уродливым кумиром», готов добровольно расстаться с нею. Сомнения, неверие терзают человека; «младенческая» надежда, светлая вера не в силах противостоять холодному рассудку: «Мой ум упорствует, надежду презирает...» Но у жизни, лишенной высокой надежды, все же сохраняется последняя опора. Смысл существования состоит в том, чтобы хранить в себе любовь:
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
Любимый образ горит в душе героя, словно костер, и герой стремится, чтобы дольше сохранить такую жизнь своей возлюбленной, долго жить. В его душе «образ милый» именно живет, таится и пылает. Это единственный смысл существования «унылой» души героя-романтика.
Замечательное послание Пушкина «К морю» (1824) — о свободе. Но оказывается, что свобода — не самая главная человеческая ценность. Любовь оказалась сильнее:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. И человек как бы исповедуется стихии, рассказывает ей о том, о чем море знать не может — о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.
Шедевр любовной лирики Пушкина Михайловского периода — стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...») — вдохновлен встречей с Анной Керн в 1825 году, когда она приехала погостить в соседнее Тригорское. Он уже встречался с ней шесть лет назад, в 1819 году, в Петербурге, в доме Олениных. И впечатление она произвела на него тогда сильнейшее, сравнимое с видением, чудом. Композиция стихотворения подчинена развертыванию истории души человека, истинным содержанием которой является... любовь. Каждая строфа — этап внутренней эволюции героя, и все стихотворение в целом — история о том, как любовь врачует душу человека.
Первая строфа стихотворения рисует рождение любви, которое сопоставимо с божественным откровением, ослепительным светом в темноте, внезапно вспыхнувшим перед глазами и преобразившим и душу человека, и все вокруг: