Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пушкин начинает со сравнения: свой «нерукотворный па­мятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрий­ским столпом». Что здесь имеется в виду — маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцо­вой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на пра­зднование открытия этой колонны: Александр I принес ему не­мало бед. Божественный смысл подлинной поэзии начинает об­наруживаться с первых строк знаменитого пушкинского стихо­творения: памятник этот — «нерукотворный», он «вознесся» словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника — «гла­ва непокорная»: независимость, свободолюбие свойственны пушкинской поэзии.

Величественная мысль о преодолении смерти является ду­ховно-философским центром стихотворения. Вечная жизнь че­ловека обеспечена настоящей поэзией:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию — «заветная лира». В этом имени — задушевность и любовь.

Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства («Пока великий Рим владеет светом...», «Доколь славянов род вселенна будет чтить...» — до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина), Пушкин переосмысливает этот мотив и принципи­ально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственно­сти. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому «памятник»-поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви Пушкин видит в добре («чувствах добрых»), которые пробуждает его поэзия. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку «Звуки новые для песен я обрел», более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравст­венной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой ис­точник своей посмертной славы — это прославление свободы. Именно в нем — залог «самостояния», независимости поэта от «жестокого века», в котором ему пришлось жить.

Наконец, третье: «И милость к падшим призывал». Христи­анское понятие милосердия, «милости» становится очень важ­ным у позднего Пушкина, соединяясь с народной жалостью к ос­тупившимся, «падшим». Милосердие к согрешившим является одной из главных нравственных ценностей в народе. В призыва­нии поэтом «милости» — оправдение его жизни и поэзии, вер­ность друзьям юности, сожаление обо всех страдающих, унижен­ных, заблудших.


В конце стихотворения есть призывы-увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд. Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии (свобода, независимость от мнений толпы, исполнение воли Бо­га) с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям добра, свободы и милосердия.

Контрольные вопросы и задания

1. Как трактуется Пушкиным образ поэта в лицейской ли­рике, в стихотворениях «Вольность», «Деревня»?

2. Перечитайте стихотворение «Разговор книгопродавца с по­этом». Как вы думаете, почему форма этого стихотворения диало­гична? Какой ответ поэта является содержательной кульминаци­ей стихотворения? Какие три аспекта творчества, упоминаемые книгопродавцом, отвергает поэт, почему? Как отвечает поэт на предложение о продаже рукописи? Почему этот ответ не стихо­творный, а прозаический? Сопоставьте лексику в репликах кни­гопродавца и поэта. Чем она отличается?

3. Перечитайте стихотворение «Пророк». Какой философ­ский смысл вкладывается поэтом в мотивы «духовной жажды», «пустыни», «перепутья» в начале стихотворения? Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения?

4. Перечитайте стихотворение «Поэт». Сколько частей в стихотворении? Каков поэт в обычной жизни? Каков поэт в творчестве? Каково значение мотивов одиночества, уединения? Как выпонимаете, что такое «божественный глагол»?

5. Перечитайте стихотворение «Поэт и толпа». Каково значе­ние диалогической формы стихотворения? Каков образ толпы, черни? В чем упрекает ее поэт? В чем видит Пушкин истинное призвание поэзии?

6. Перечитайте стихотворение «Поэту». Какова форма этого стихотворения? Как развиваются в нем идеи стихотворения «По­эт и толпа»? Каково значение мотивов суда, одиночества?

7. Какие поэты кроме Пушкина трактовали свою поэзию как «памятник»? Какие идеи вкладываются Пушкиным в этот символ?
Темы для контрольного сочинения

1. Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: динамика ос­новных мотивов и идей.

Как эволюционирует осмысление роли поэта и предназначения поэзии в творчестве Пушкина от лицейских лет («К другу-стихотворцу») до произведений 1830-х годов («Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...»)? Какие мотивы объединяют стихи о пушкинском понимании по­эзии: поэтическая свобода, независимость от воли толпы, пророческое при­звание поэта ? Как связаны они в пушкинском творчестве, как меняются в разные этапы жизни поэта?



2. «Поэт и книгопродавец», «поэт и пророк», «поэт и толпа», «поэт и собственная частная жизнь»: различные грани поэтического творчест­ва в интерпретации Пушкина.

Осознание себя происходит быстрее, когда человек видит некую про­тивоположность. Конфликт, противостояние присутствует во многих стихах Пушкина о поэте и поэзии. Какие позиции противоборствующих сторон в них представлены? Какова позиция поэта? Что позволяет ему стать пророком, преодолеть заботы частной жизни? Ответы на эти во­просы предполагает тема сочинения.

3. «Небес избранник»: Пушкин о «божественном» значении поэта и поэзии.

Как в осмыслении Пушкина земная личность поэта обретает пророче­скую силу, способность нести людям «Божий глас» ? Необходимо сравнить условно-поэтическую трактовку этой темы в ранней лирике поэта («Му­за») и в зрелых стихотворениях («Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...»).

4. Диалогические стихотворения Пушкина о поэте и поэзии: смысл идейной полемики.

«Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»: в чем сходство и различие образа поэта, понимания свободы творчества, осознания разру­шительной власти толпы над искусством и необходимости защитить творческую независимость художника? Кто побеждает в идейной полеми­ке, представленной в стихотворениях, и почему?

Творческие задания.

1. Внимательно перечитайте первые пять ответов поэта в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Какие автобиографические мотивы звучат в этих ответах? Перед на­ми образ поэта-романтика или поэта-реалиста? Почему книгопродавец упоминает имена Байрона и Жуковского? Как Пушкиным описывается творческий процесс? Что в этом процессе наиболее важно для поэта?

2. Перечитайте последнюю строфу из «Воспоминаний в Царском Селе» 1814 года и последнее четверостишие из стихотворения «Поэт и толпа». Противоречат ли они друг другу по смыслу? Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина сочетаются черты гражданской поэзии и «чистой» лирики?

3. Сравните концепцию творческого процесса, представленную в стихотворениях «Поэт и толпа» и «Поэт». Противоречат ли они друг другу или взаимосвязаны?

4. Перечитайте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Выявите содержательное значение анафорических союзов «и» и «что». Сколько раз они повторяются и каким образом связаны с общей композицией стихотворения?

5. Расширьте список стихотворений Пушкина о поэте и поэзии. Какие мотивы и идеи звучат в других стихотворениях на эту тему?

Тема любви в лирике Пушкина

«Рассудок и любовь» (1814), «Уныние» (1816), «Погасло дневное светило...» (1820), «Надеждой сладостной младен­чески дыша...» (1823), «К морю» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Я вас любил...» (1829), «Мадона» (1830).

В лицейской лирике Пушкина любовь изображалась в гедо­нистических красках, близких традиции Батюшкова («Рассудок и любовь», 1814, «Красавице, которая нюхала табак», 1814, «Виш­ня», 1815) и в элегической интерпретации Жуковского («Уны­ние», 1816, «Желание», 1816, «Пробуждение», 1816). Мотив лю­бовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816— 1817 годах мотивами любовного разочарования, любовной печа­ли, уныния.

Гражданские мотивы, увлекающие юного Пушкина после лицея, кажется, вытесняют мотивы любви: не случайно в стихо­творении «К Чаадаеву» (1818) любовь (наряду с надеждой», «ти­хой славой») названа «обманом»; поэт поглощен темой свободы. Но этот период длился недолго. Вскоре тема любви зазвучала в творчестве Пушкина с новой силой.

В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...», где с байроническими мотивами разочарования в жизни, романтического бегства от родины оказался сложно свя­зан любовный мотив. В этом лирическом шедевре Пушкина ро­мантическое разочарование наполнено, однако, гуманным со­держанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспо­минаний о прошлом волнуется, «кипит и замирает», бросается от движения к мертвенному покою, а затем вновь к движению. Пе­ред нами человек, который, сколько бы страданий ни перенес на родине, не может оставить ее без сожаления. Вот откуда глубо­кое, перекликающееся с волнением моря, волнение души. Это волнение передается своеобразной прихотливой ритмикой и строфикой стихотворения, рефреном «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Ночь, море, корабль — эта обстановка позволила герою не стесняться своих чувств. Он взволнован нахлынувшими воспо­минаниями, как когда-то самими событиями («в очах родились слезы вновь»).

Время и расстояние просветлили память героя. Ему стало яс­нее его прошлое; в воспоминаниях легче отделить истинное от ложного. Таково свойство памяти. Ложное, ненастоящее забыто: «минутные друзья», «изменницы младые», которых он, оказыва­ется, не любил... Но обнаружилось то главное, что не подлежит забвению, «излечению»: «глубоких ран любви ничто не излечи­ло» — истинно ценное помнится и по-прежнему ранит, волнует. Это стихотворение о минутах прозрения человека, когда он по­нимает себя, людей, когда видит мир в целом.


Среди всех жизненных очарований любовь, возможно, самое главное. В стихотворении Пушкина «Надеждой сладостной мла­денчески дыша...» (1823) наиболее трагически выражено роман­тическое неприятие всего вокруг, так терзавшего поэта в период глубокого душевного кризиза начала 1820-х годов. Душевная то­ска столь сильна, что человек готов «сокрушить» свою собствен­ную жизнь, которая кажется «уродливым кумиром», готов добро­вольно расстаться с нею. Сомнения, неверие терзают человека; «младенческая» надежда, светлая вера не в силах противостоять холодному рассудку: «Мой ум упорствует, надежду презирает...» Но у жизни, лишенной высокой надежды, все же сохраняется последняя опора. Смысл существования состоит в том, чтобы хранить в себе любовь:

И долго жить хочу, чтоб долго образ милый

Таился и пылал в душе моей унылой.

Любимый образ горит в душе героя, словно костер, и герой стремится, чтобы дольше сохранить такую жизнь своей возлюб­ленной, долго жить. В его душе «образ милый» именно живет, та­ится и пылает. Это единственный смысл существования «уны­лой» души героя-романтика.

Замечательное послание Пушкина «К морю» (1824) — о сво­боде. Но оказывается, что свобода — не самая главная человече­ская ценность. Любовь оказалась сильнее:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. И человек как бы исповедуется стихии, расска­зывает ей о том, о чем море знать не может — о могучей привя­занности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.

Шедевр любовной лирики Пушкина Михайловского перио­да — стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...») — вдохновлен встречей с Анной Керн в 1825 году, когда она при­ехала погостить в соседнее Тригорское. Он уже встречался с ней шесть лет назад, в 1819 году, в Петербурге, в доме Олениных. И впечатление она произвела на него тогда сильнейшее, срав­нимое с видением, чудом. Композиция стихотворения подчине­на развертыванию истории души человека, истинным содержа­нием которой является... любовь. Каждая строфа — этап внут­ренней эволюции героя, и все стихотворение в целом — исто­рия о том, как любовь врачует душу человека.

Первая строфа стихотворения рисует рождение любви, ко­торое сопоставимо с божественным откровением, ослепитель­ным светом в темноте, внезапно вспыхнувшим перед глазами и преобразившим и душу человека, и все вокруг: