Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но не тут-то было — история Дуни не укладывается ни в схему, ни в типичную историю соблазненной и брошенной столичным пройдохой девушки (вспомним «Бедную Лизу» Карамзина). Что-то большее, волну­ющее, красивое, но и трагическое связывает Дуню и Минского. Да и са­ма трагедия Самсона Вырина, его ранняя смерть — не вызвано ли это его убеждением в непрочности положения дочери, постоянным ожида­нием конца благополучия Дуни? Возможно, расхожая схема Дуниной жизни, а не сама ее жизнь убивает старика. И все же именно трагизм судьбы Самсона Вырина определяет общую тональность этой самой пе­чальной из всех рассказанных Белкину историй. В сложной системе «рассказов» о событиях повести (они увидены и глазами Белкина, и гла­зами рассказчика, и Минского, и Дуни, и пьяного ямщика, и мальчика Ванюши — невольного свидетеля прощания Дуни с могилой отца) про­рывается голос самого станционного смотрителя. Утрата им Дуни раз­била его сердце, эгоизм упивающегося счастьем Минского оскорбил его, как деньги за дочь, что сует Минский за обшлаг его рукава, словно отцовская привязанность, тепло родительского дома имеют материаль­ную цену. Сочувствие печальной судьбе «маленького человека» опреде­ляет гуманистический пафос повести, позднее подхваченный в творчест­ве Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные»).

Самая светлая повесть цикла, «Барышня-крестьянка», проникнута духом литературной игры, которая удивительно соответствует атмосфе­ре юной любви героев, их упоения молодостью, возможностью творить собственную судьбу. Благодаря самым разным намекам, Пушкин напо­минает читателям повести о карамзинской «Бедной Лизе» (ее сюжет как бы зеркально отразился в сентиментально-возвышенной любви Алексея Берестова к «пастушке» Акулине) и о «Наталье, боярской дочери» (не­спроста именно эту повесть читают Лиза-Акулина и Алексей). Эпиграф из шутливой поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька» («Во всех ты, душень­ка, нарядах хороша!») также вводит в круг читательских представлений очень популярное произведение, в котором также были и шутки, и та­инственный жених, и перевоплощения героини, и счастливая развязка. Наконец, сюжет «Барышни-крестьянки» вызывал в памяти читателя ни много ни мало как историю шекспировских Ромео и Джульетты — и Пушкин словно показывает этим, что трагизм жизни, которая так часто губит любовь, обрекает людей на гибель, можно преодолеть. Так делает­ся явным глубокий философский смысл изящной литературной шутки.


Разрушение в «Повестях Белкина» литературных канонов путем их пародирования и «сталкивания» с непредсказуемостью жизненных ситу­аций — важный элемент художественного содержания прозаического цикла Пушкина. Неожиданность, случай, причудливая игра и судьбы, и самих героев определяет и тональность заключительной повести «Ба­рышня-крестьянка», пронизанной атмосферой молодости, жизненной силы и надежды.

Идея узости всяких схем для истолкования смысла человеческой жизни, человеческих отношений, судьбы находит свое продолжение в идее неадекватности, узости всякого рассказа, которая тоже является со­держанием «Повестей Белкина». Эти повести существуют, так сказать, в системе рассказчиков.

Это утверждение на первый взгляд неожиданно: мы привыкли го­ворить о простоте, незамысловатости построения этого пушкинского прозаического цикла. Действительно, в одном отношении «Повести Белкина» очень просты, но если на них взглянуть внимательно, то они окажутся сложны и даже изощренны.

Начнем с автора. Эти «Повести» якобы написал Белкин, а издал не­кий А. П. Но в близком себе читательском кругу Пушкин распространил слух о своем авторстве. Эта прозрачность настоящего автора была худо­жественным расчетом Пушкина. Он сознательно шел на литературную мистификацию и тут же почти разоблачал ее. Обратим внимание на пе­рекличку, фонетическое сходство фамилий Пушкин—Белкин. Но Пуш­кину нужна была фигура Ивана Петровича Белкина как «обнимающая» мир повестей, его объясняющая и продолжающая. Доброта, мягкосерде­чие, а также типичность и русскость его имени и облика («Иван Петро­вич был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом он был бел и худощав») многое объясняют в акцентах и оценках «Повестей...».

Вымышленный издатель дан с плохо скрытой иронией. Имитация научной щепетильности в предисловии «От издателя» производит коми­ческий эффект: зачем было вообще упоминать о Марье Трафилиной, ес­ли от нее не получено никаких сведений об И.П. Белкине. Обещание издателя поместить письмо неизвестного друга Белкина «безо всяких пе­ремен и примечаний» тут же нарушается — выпущен эпизод из жизни сочинителя, даны примечания.

Краткая история жизни Белкина позволяет представить провинци­альную глушь, где протекала его жизнь, где его творчество никто не мог оценить. Это окружение, однако, не вызывало никакого ожесточения в «кротком» Белкине. Этот русский тип, в противовес «хищному» (напри­мер, Алеко из «Цыган»), затем возвысят в своих статьях о Пушкине Ап.А. Григорьев и Ф.М. Достоевский. Даже сам эпитет «покойный», по­павший в название цикла, значит, на наш взгляд, больше, чем «умер­ший». Он говорит также о «покое», смирении, кротости взгляда на мир.



Оказывается, однако, что кроме издателя и вымышленного автора между читателями повестей и жизнью, в них изображенной, есть другие посредники. Свои повести И.П. Белкин слышал от разных лиц, обозна­ченных в тексте инициалами: «Станционный смотритель» — от титуляр­ного советника А.Г.Н., «Выстрел» — от подполковника И.Л.П., «Гробов­щик» — от приказчика Б.В., «Метель» и «Барышню-крестьянку» — от девицы К.И.Т.

Но и в самих повестях рассказчиков предостаточно. Возьмем «Станционного смотрителя». Важнейшие сведения о состоянии увози­мой Минским Дуни Вырин узнает от ямщика, нанятого Минским. И мы должны довольствоваться его нетрезвыми соображениями — иных сви­детелей у Минского и Дуни не было. Не забудем, что о рассказе ямщи­ка повествует Вырин, от него о событии узнает некий титулярный со­ветник, затем Белкин, а издает все это А.П.

Вот так, опосредованно, через отражения рассказов друг в друге, «мерцает» в повести жизнь, тайну которой так и не удается до конца раскрыть ни одному из рассказчиков. Да и настоящий автор — Пушкин вряд ли ставит эту задачу. Он донес в этой сложной форме биение не­уловимой, не подвластной пересказу жизни. Глазами потрясенного Вы­рина мы видим незабываемую сценку, когда на ручке кресла, рядом с задумавшимся Минским, сидит Дуня, нежно «наматывая черные его ку­дри на свои сверкающие пальцы». Что связывает этих людей? Что разъ­единяет? И как они прекрасны... Реальность встает за рассказами, в них не исчерпывается.

Эта форма адекватно доносит таинственность жизни, ее скрытое те­чение. Что за сила управляет всем? Что заставило Вырина подтолкнуть нерешительно стоявшую перед коляской Минского Дуню и уговорить ее «прокатиться»: «Чего же ты боишься? ведь его благородие не волк и те­бя не съест...» Как мог отец отправить свою «овечку» с «волком»? Бед­ный смотритель никак не мог объяснить потом своего ослепления — так решила судьба. А в «Метели» Бурмин отчего-то не поддался на уговоры ямщиков, советовавших переждать метель, и поехал в самую бурю. Им овладело какое-то «непонятное беспокойство». Ему казалось, что «кто-то... так и толкал» его, и Бурмин поехал навстречу своей судьбе. Концепция жизни в «Повестях Белкина» включает в себя мистику, ма­нит своей таинственностью.

Несмотря на то что в «Повестях Белкина» много неожиданных, та­инственных событий и героев, в них глубоко проникает реалистическое начало. Пушкин воссоздает особенности жизни военных, станционных смотрителей, столичной аристократии, мещан, ремесленников, провин­циальных помещиков. В «Повестях Белкина» ставятся социальные, нравственные, философские проблемы, актуальные для эпохи первой половины XIX века. Величайшим открытием гуманиста Пушкина в «Станционном смотрителе» был так называемый «маленький человек». Жизнь его, несмотря на внешнюю заурядность и мелочность, в трактов­ке Пушкина исполнена высокой трагедии. Это открытие Пушкина по­том блестяще развили Гоголь и Достоевский.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда были написаны «Повести Белкина»? Каковы стилистические особенности прозы Пушкина, проявившиеся в них?

2. Какие образцы современной прозы пародировал Пушкин в «Повестях Белкина»? Как проявляется пародийный стиль во всех пяти повестях цикла?

3. Определите во всех пяти повестях жизненные «схемы», каноны, которые Пушкин опровергает.

4. Укажите во всех пяти повестях черты сентиментализма и романтизма в характерах героев, сюжетах, стиле повествования.

5. Определите значение повести «Станционный смотритель» в структуре всего цикла.

6. Что вы можете сказать о рассказчиках, издателе «Повестей Белкина»? Каков содержательный смысл «многоголосия» повес­тей?

7. Во всех пяти повестях назовите сюжетные сцены, которые являются переломными в развитии действия. Каков их содержа­тельный смысл?

8. Как в «Повестях Белкина» трактуются проблемы человечес­кого счастья, истинной любви, чести, гордости, прощения, судьбы?

9. Выявите во всех пяти повестях реалистическую основу.

10. Каков смысл названий, эпиграфов повестей?
Темы контрольного сочинения

1. Художественные особенности «Повестей Белкина». Здесь следует выделить своеобразие взаимодействия романтиз­ма и реализма в художественном мире повестей. Как бытовые обстоятельства, подробная прорисовка характеров героев, «обычность» картин, изображенных в повестях, взаимодействуют с необычайными про­исшествиями, о которых в них нередко идет речь, с яркими, романтичес­кими характерами персонажей? Выводом работы может быть мысль о сущности творческой эволюции Пушкина, его отношении к романтическо­му и реалистическому творчеству в 1830-е годы.

2.Ирония, интрига, неожиданность в «Повестях Белкина».
Авторская ирония в обращении с читателями и некоторыми героями повестей, занимательные интриги, которые нередко разрешаются вовсе не так, как привыкли ожидать читатели-«знатоки» романтической литера­туры, — вот что является предметом анализа в данном сочинении. Цент­ром работы станет анализ повестей «Гробовщик», «Метель», «Барышня-Крестьянка». В чем неожиданность развязки в повестях «Выстрел» и «Станционный смотритель»?

3. Смешное и серьезное в «Повестях Белкина».

Как ирония перерастает в серьезное размышление о человеке и его судьбе, о причинах разъединения людей, их непонимания в этом мире ? Осо­бенно подробно проанализируйте композицию повести «Станционный смо­тритель» (путь от ироничного эпиграфа к изображению трагедии судьбы «маленького человека»), особенности обрисовки на бытовом фоне романти­ческой фигуры героя повести «Выстрел» Сильвио.


4. Пушкин о поисках человеческого счастья (по «Повестям Бел­кина»).

Какое место занимает тема счастья и его поисков в таких повестях, как «Выстрел», «Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крес­тьянка»? Что ведет героев к счастью, а что делает их несчастными?

5. Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».

В чем особенность места «Станционного смотрителя» в цикле «Пове­стей Белкина» ? Почему Пушкин решил обратиться к трагическому аспек­ту обыкновенной жизни обыкновенных людей? Проанализируйте компози­цию повести, суть конфликта Самсона Вырина с Минским, место и роль образа рассказчика в повести. В чем вы видите смысл финала?

Творческие задания

1. Подберите стихотворения Пушкина, которые бы углубля­ли, дополняли мотив судьбы в «Повестях Белкина».

2. Проанализируйте портреты, пейзажи, интерьеры в «Пове­стях Белкина». Что их отличает? Это романтические или реалистические изображения? Как в прозаических изображениях людей, природы, бы­товой обстановки проявляется мастерство Пушкина-художника (вспом­ните рисунки Пушкина)?

3. В «Повестях Белкина» упоминаются некоторые картины. Что это за картины, что на них изображается, каков содержательный смысл этого художественного приема?

4. Познакомьтесь с мнением В.Г. Белинского о «Повестях Белкина» Пушкина («Сочинения Александра Пушкина», статья одиннадцатая). Согласны ли вы с ним?

5. В работе В.Е. Хализева и С.В. Шешуновой «Цикл А.С. Пушкина "Повести Белкина"» есть следующий вывод: «Для Пушкина рубежа 20—30-х годов характерен резко возросший интерес к обыкновенной жизни с ее укладом, нравами, сменившими романтическое переживание высо­кой тайны, одиноких скитаний, необычности происходящего. <...> В центре внимания автора — образ жизни и поступки людей, сформировав­шихся в основном "в глуши забытого селенья" <...> "Белкинский мир" ограничен в буквальном смысле слова: Пушкин обозначает его четкие пределы, не допуская в художественное пространство цикла какие-либо крайности. И эта "средняя" реальность, ранее лишь эпизодически по­ падавшаяся в поле творческого внимания писателей, оказалась для Пушкина 1830 года весьма плодотворным материалом». Согласны ли вы с оценкой, данной исследователями пушкинским произведениям? Выявите границы художественного пространства, «средней реальности» «Повестей Белкина». Какой изображается повседневная провинциальная жизнь, в чем ее многоплановость, неоднородность? Какие ценнос­ти обнаруживает Пушкин в обыкновенной жизни простого человека?