Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.«Откройте мне вашу тайну!»: реальность и фантастика на страницах повести.

Согласны ли вы с тем, что мечта Германна узнать тайну трех карт продиктована не только жаждой богатства, но и желанием прикоснуться к таинственной силе, чуду, олицетворенному в таинственном графе Сен-Жермене, старой графине, Чекалинском? Как Переплетаются в повести реальность и фантастика? Обратите особое внимание на сцену появления призрака графини: сон это или действительное чудо? Почему Германн так стремится к этому таинственному миру, есть ли эта яркость, богатство ощущений в его реальной жизни? Почему тайна ускользает от героя?

5. Художественное своеобразие повести «Пиковая дама».

Рассмотрите особенности сюжета и композиции повести, динамизм развития событий, сочетание «обычности» и исключительности в характерах героев, их поступках, обстоятельствах жизни; своеобразие переплетения реальности и фантастики. Сделайте вывод о специфике художественного метода Пушкина-прозаика в 1830-е годы.


Творческие задания

  1. Сравните две повести: «Пиковая дама» и «Выстрел» («Повести Белкина»). Что сближает образы Сильвио и Германна? Какую содержательную роль выполняют сюжетные эпизоды игры в карты, «поединка»? Почему в судьбоносные моменты жизни Сильвио и Германн ведут себя по-разному?

2. Сопоставьте образ Петербурга в «Пиковой даме» и «Станционном смотрителе» («Повести Белкина»), Какова жизнь Германна, Лизы, старой графини; Минского и Дуни? Петербург Пушкина — это парадная столица, гордость Российской империи или город социальных контрастов?

3. Внимательно рассмотрите иллюстрации А. Бенуа к «Пиковой даме» Пушкина. Какие психологические состояния героев, идеи Пушкина подчеркивает художник?

4. На сюжет пушкинской повести написана опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» (1890). Либретто оперы создавал брат композитора, М.И. Чайковский. Сравните текст пушкинской повести и либретто оперы. Чем музыкальная интерпретация отличается от литературного источника? Какие сюжетные эпизоды, идеи акцентируются композитором? Какие оперные арии стали знаменитыми?

5. Как оценивает «Пиковую даму» В. Белинский («Сочинения Александра Пушкина», статья одиннадцатая)? Прав ли критик в своих оценках?

6. В книге «Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы» Г.П. Макогоненко писал: «...изучение фантастического в “Пиковой даме” позволит увидеть и понять ее органическую связь с символикой... Символическое начало “Пиковой дамы” раскрывает не только глубокое идейное содержание повести, но позволяет понять особенность именно пушкинского изображения фантастического, подлинное своеобразие его реализма». Какие реалистические, фантастические, символические элементы в «Пиковой даме» вы можете назвать? Как в повести сосуществуют фантастика и реальность?

Далее Макогоненко писал: «Германн не жертва общества, где начинают властвовать деньги, но носитель его идеологии, типичная фигура современности, принадлежащая к племени людей с профилем Наполеона. <...> Колоссальное лицо человека с профилем Наполеона воплощало не только русские обстоятельства жизни, но и эпоху буржуазного века». В этом проявилась «всемирность» Пушкина, его возраставший из года в год интерес к жизни и проблемам Запада, иное их решение по
сравнению с европейскими писателями». Согласны ли вы с выводами ученого? Вспомните по лирике Пушкина, как менялось отношение поэта к Наполеону («Наполеон», «К морю» и др.), как осмысливалась проблема России и Запада («Клеветникам России», «Бородинская годовщина» и др.). Как это помогает понять образ Германна, проблематику «Пиковой дамы»?


«ДУБРОВСКИЙ»

Что общего в судьбах Троекурова и Дубровского-старшего? Что послужило причиной ссоры двух друзей? Как вы думаете, почему Пушкин включает в художественное произведение реальный текст «судебного определения»? Сколько лет Владимир Дубровский «не видал своей родины»? Какова роль крестьян в бунте и поджоге дома Дубровского? Каковы обстоятельства «превращения» Владимира Дубровского в Дефоржа? О чем говорит Дубровский Маше Троекуровой во время свидания «в беседке у ручья»? Почему Дубровский не смог помочь, как обещал, Маше Троекуровой? Почему Дубровский покидает разбойников?

Роман Пушкина «Дубровский» остался незаконченным. В качестве реальной основы сюжета исследователями иногда указывается псковское предание о бунте крестьян помещика Дубровского в 1733 году, когда крестьяне во главе с Дубровским выступили против помещиков. В 1833 году поэт прекратил работу над романом, увлекшись темой участия дворянина в крестьянском бунте, основанной на историческом материале. У сюжета «Дубровского» есть еще один источник: друг Пушки-
на П.В. Нащокин рассказал ему историю небогатого белорусского дворянина Островского, который имел судебную тяжбу с соседом, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабителем. Нащокин видел Островского в остроге. Эта история, послужившая реальной основой романа «Дубровский», обросла при ее переработке Пушкиным романтическими деталями и стала походить на повествование о благородном разбойнике наподобие «Разбойников» Шиллера, «Ринальдо Ринальдини» Вульпиуса, «Роб Роя» В. Скотта. Это, видимо, и послужило причиной утраты интереса к герою. Издатели опубликовали и озаглавили роман Пушкина уже после смерти автора.


Текст «Дубровского» несет в себе следы незавершенности. Первый том исполнен в реалистической манере, характеры Троекурова и Андрея Дубровского тщательно проработаны. Второй том, как уже сказано, сбивается на авантюрный, романтический роман. Финал скомкан.

При работе над произведением Пушкина более всего, видимо, интересовали причины крестьянского бунта — отсюда тщательное реалистическое исследование жизни и характеров двух друзей-помещиков, которые вскоре станут врагами, и эта вражда перекинется на их крестьян.

Кирила Петрович Троекуров обрисован Пушкиным во всей широте его натуры, вмещающей и многочисленные пороки (пьянство, обжорство, разврат, праздность, чувствительность к лести, жестокие забавы, избалованность, капризность), и несомненные достоинства (уважение к гордости друга, великодушие, любовь к дочери). Будучи богатым и влиятельным, он буквально плодил вокруг себя пороки — его слуги тщеславились богатством своего барина и, надеясь на его покровительство, многое позволяли себе в отношении соседей. И Троекуров, потворствуя их льстивым и грубым шуткам, даже не заметил унижения друга своим псарем.


Андрей Гаврилович Дубровский, бедный, но гордый и горячий, отказался от покровительства Троекурова и от его предложения выдать дочь за его сына. Одного Дубровского уважал Кирила Петрович из всей округи. Дерзкой шутки троекуровского холопа, хотя она могла относиться ко всем гостям, не стерпел один Дубровский — свою честь он берег как зеницу ока и в гневном письме-отповеди Троекурову заявил, что он «не шут, а старинный дворянин».

Пушкин очень высоко ставил понятие чести, считал, что это качество должно быть главным в дворянском сословии и, мы знаем, сам защищал честь с оружием в руках. Не случайно эпиграфом к «Капитанской дочке» будет пословица «Береги честь смолоду». Именно сохранение чести делает человека человеком, гражданином. Несомненно, Дубровский близок и понятен Пушкину не только его высоким пониманием чести, но и своей горячностью, доверчивостью.

В такой сложной, неоднозначной трактовке характеров Троекурова и Дубровского мы видим реалистические достижения Пушкина: в литературе классицизма герой был воплощением одной страсти (скупости, злодейства и др.), здесь же он изображен в совокупности и конфликте своих свойств.

Богатство Троекурова и бедность поручика Дубровского во многом обусловили их поведение и характеры. Подобострастие окружающих соседей, слуг, судей к Троекурову сделало из него самовластного деспота; а невнимание и унижение, которым подвергался Дубровский, развивало в нем болезненное самолюбие.

Бесчеловечность и несправедливость суда, отнявшего у Дубровского имение, нанесли ему страшную обиду — такого честный Дубровский не ожидал, гордость его была уязвлена и ум помутился. В бреду этого внезапного сумасшествия ему все представлялись собаки, которых псари (здесь источник обиды на Троекурова) вводят в «божию церковь», покушаются на святое. Так проявилось в его сознании попрание человеческого достоинства, его ужас перед свершившимся неправым судом.
Что еще ему остается — он намеревается «проучить» по-своему всех своих обидчиков. Но волнение ненависти и обиды было в нем так сильно, что позднее при одном виде Троекурова (который приехал в Кистенёвку мириться) Дубровский упал замертво.


Владимир Дубровский унаследовал горячее сердце и гордость своего отца. Описание поджога Владимиром своего дома, поведение кузнеца Архипа и его «Как не так!» — верх совершенства пушкинской прозы. Просто и величественно поступил Дубровский и его крепостные, любившие своих несправедливо обиженных господ и не желавшие идти в холопы к Троекурову. Возможно, впрочем, что смена хозяев, решительное поведение молодого Дубровского были лишь поводом, пробудившим в крестьянах дремавшие мятежные инстинкты. Архип с топором, стоящий в темных сенях, очень напоминает Пугачева из «Капитанской дочки». Крестьянский бунт, его причина, его вожди — вот на чем сосредоточился Пушкин. А романтическая история Владимира и Маши — это рассказ о несостоявшейся мести и несостоявшейся любви, о дворянинеразбойнике. Реалистическая трактовка поведения дворянина в крестьянском бунте будет развита в романе Пушкина «Капитанская дочка».


Контрольные вопросы и задания

1. Какова история создания романа?

2. Какая тема волновала Пушкина во время работы над повестью и как она воплощена в «Дубровском»?

3. Дайте характеристику образов Троекурова и Андрея Дубровского.

4. Какие проблемы ставит Пушкин в этом произведении?

5. Проанализируйте образ Владимира Дубровского.

6. Каково значение эпизода крестьянского бунта в романе? Расскажите о роли крестьян и Владимира Дубровского в бунте.

7. Какова роль любовной линии в произведении?

8. Дайте характеристику образа Маши Троекуровой.

9. Какие романтические и реалистические черты взаимодействуют в романе?

Темы контрольного сочинения

1. Изображение крестьянского бунта в романе «Дубровский».
Основа работы — ответ на вопрос: как соотносится мотив романтического бунта героя-одиночки и изображение общего народного движения в пушкинском романе «Дубровский». Почему изображение крестьян Дубровского осталось на периферии повествования? Какие фигуры крестьян-бунтарей запоминаются особенно, какими художественными красками они представлены?


2. Проблема чести и достоинства человека в романе.

Какие аспекты понятий «честь», «человеческое достоинство» помогают представить судьбы и характеры главных героев романаТроекурова, Дубровского-отца, Владимира Дубровского? Что добавляют к анализу фигуры второстепенных героев романа (Марьи Кирилловны, князя Верейского, приказных, гостей Троекурова и др.)?

3. Месть в художественной интерпретации Пушкина (по роману «Дубровский»).

Как представлена романтическая тема мести в пушкинском романе о герое-современнике? Имеет ли Дубровский право на мщение? К каким жизненным итогам приводит героя увлеченность местью? Какова конечная оценка Пушкиным пути героя? Пусть эти вопросы станут вехами вашей работы.

4. Взаимодействие романтизма и реализма в романе «Дубровский».

Тема предполагает характеристику романтических элементов поэтики неоконченного романа Пушкина (динамичность и фрагментарность сюжета, яркий романтический характер главного героя«благородного разбойника», романтическая тема мести, непримиримого конфликта героя со своей средой, романтическая тема любви, таинственность линии Дубровского-Дефоржа и др.) во взаимодействии с реалистическими особенностями произведения (подробность социальных и психологических характеристик героев, историческая типичность и персонажей, и их конфликтов, многостороннее изображение бытового фона).