Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1830-е годы в жизни Пушкина — трудный период. Стремясь осмыслить истоки современной политической ситуации, Пушкин углубленно занимается историей. В 1831 году он зачисляется на службу в качестве «историографа», получив задание от Николая I написать «Историю Петра». На этот год приходятся поэтические декларации Пушкина как «государственника»: холерные бунты, польские сепаратистские выступления могли быть устранены, по его мнению, сильной властью. Так появились стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина».
Смерть в 1831 году любимого Дельвига, охлаждение критики, не понимавшей «поэзии действительности», сложные отношения с великосветским Петербургом, финансовые затруднения — эти обстоятельства делают понятным постоянное желание поэта уехать от суетной и жестокой светской жизни в дорогое Михайловское, уединиться там с семьей, трудиться, размышлять...
Но сменить Петербург на деревню Пушкину было не суждено. Летом 1833 года он отправляется на Урал для сбора материала о Пугачевском восстании, а по возвращении из путешествия, осенью 1833 года, снова оказывается в Болдине. Это была вторая Болдинская осень в жизни Пушкина, отмеченная необыкновенным взлетом его таланта. Главное произведение этого периода — поэма «Медный всадник», в которой Пушкин продолжает развитие реалистических принципов. Поэма многопроблемна. В ней Пушкин возвращается к образу Петра I, впервые так ярко рисует образ Петербурга, вновь ставит проблему «маленького человека». Судьбы людей в историческом контексте, интересы государства, выдающегося деятеля и жизнь простого человека — вот что волнует Пушкина. В поэме усиливаются не только реалистические обобщения, основанные на глубоком анализе окружающей действительности, но и трагические интонации.
Поэме «Медный всадник» близка по художественным принципам и идейному настроению повесть «Пиковая дама» (1833), также завершенная в Болдине. Здесь подробно раскрывается образ Петербурга, но тема повести иная — страсть к обогащению, зарождение капиталистических отношений в обществе. В «Пиковой даме» также разработан новый герой — человек, готовый ради денег пренебречь любыми моральными законами, с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Как видим, Пушкин откликается на самые сложные и самые актуальные проблемы своей эпохи, раскрывая их реалистически. Его произведения звучали остро, полемично, правдиво, что устраивало далеко не всех читателей в великосветском Петербурге.
В 1834 году Пушкин получил придворное звание камер-юнкера (событие, возмутившее поэта, потому что это звание давалось, как правило, молодым людям). Попытка Пушкина отказаться от камер-юнкерства вызвала ответный шаг Николая — он пригрозил поэту запрещением заниматься в архивах, что для Пушкина, работавшего над «Историей Петра» и «Капитанской дочкой», было невозможно.
Пушкин решил издавать журнал с характерным названием «Современник» (начал издаваться в 1836 году), к которому привлек лучших писателей своего времени — Гоголя, Тютчева и др. Журнал Пушкина отличался высоким художественным уровнем, но раскупался плохо.
И все же главным для Пушкина оставалось творчество. В 1830-е годы он активно занимается темой крестьянского бунта, народного восстания. В 1832—1833 годах Пушкин пишет роман «Дубровский», в основу которого были положены реальные факты об участии дворянина в крестьянском бунте. Но роман не был завершен. В рамках народной тематики, интересовавшей Пушкина, необходимо назвать также его знаменитые сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Проникновение в народные обычаи, фольклор оказалось очень продуктивным и нашло отражение в другом прозаическом произведении о народном бунте — в романе «Капитанская дочка» (1833—1836). Образ Пугачева, жестокого и вместе с тем милосердного, безрассудного и мудрого, эгоистичного и человеколюбивого, то есть крайне противоречивого русского бунтаря, является величайшим художественным достижением Пушкина. Постижение народного характера приводит Пушкина к главному выводу — русский народ терпелив, но в своем протесте он воистину страшен: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
В 1830-е годы многие литературные критики и читатели более чем сдержанно оценивали произведения Пушкина. В условиях литературно-журнальных неудач, моральной угнетенности появляется пушкинское стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В нем заключена вдохновенная мысль о собственном бессмертии. Что же дает право на него? Лишь любовь народа — устами лирического героя восклицает и сам автор, завещая этот исторический урок потомкам. Нет, Пушкин не стал вдруг призывать писать для народа, его воспитания. Он просто заметил, что народ полюбит его поэзию за то, что она пробуждает «чувства добрые». Добро — это абсолютное качество великой поэзии.
Пушкин думал о смерти: схоронив в 1836 году мать, он купил и себе место на кладбище у того же Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Не меньше Пушкин думал о жизни — у него было немало захватывающих творческих замыслов. Все рухнуло в результате семейной драмы поэта. Удачливый красавец-француз Дантес вторгся в святая святых Пушкина — его семью. Свои ухаживания за женой поэта Дантес вскоре объяснил чувствами к ее сестре Екатерине. Однако его брак с Екатериной Гончаровой не прекратил невыносимых для Пушкина отношений. Пушкин, как воин на поле битвы, защитил честь своей семьи на дуэли. В этот день, 27 января 1837 года, он был смертельно ранен. Ужасны, возвышенны и трогательны его последние дни на земле. Он скончался после невыносимых физических мучений 29 января. Забота о жене, детях, нежность к друзьям, отказ от мести, громадное мужество в преодолении боли — таков был Пушкин в последние часы жизни. Придворный врач А.Ф. Арендт признавался, что даже в сражениях ему редко удавалось видеть подобное мужество. Незадолго до кончины Пушкин попросил жену покормить его моченой морошкой, и Наталья Николаевна, встав на колени около своего мужа и защитника, дала ему несколько ложечек его любимых ягод. Пушкин завещал ей, чтобы после нескольких лет вдовства она выходила замуж. Царь оплатил все долги Пушкина и назначил пенсию его жене и детям.
Около квартиры Пушкина на набережной реки Мойки в Петербурге творилось что-то необычайное — в последние дни жизни поэта здесь стояла огромная толпа народа, понявшего значение происходящего. Тело Пушкина нашло приют в родных местах поэта недалеко от Михайловского, а его поэзия, не подвластная времени и обстоятельствам, жива и будет жить вечно.
Контрольные вопросы и задания
1. Каким увидел Петербург Пушкин после ссылки? Почему?
2. Прочитайте стихотворение «Во глубине сибирских руд...». Как Пушкиным оценивается «скорбный труд» декабристов? Во что верит Пушкин?
3. Прочитайте стихотворение «Арион». На каком мифе основано стихотворение, как трансформируется античный мир у Пушкина? Как вы понимаете смысл поэтических метафор: «парус», «веслы», «кормщик», «челн», «пловцы», «волны», «вихорь» и др.?
Какова судьба «кормщика», «пловца»? Какова судьба «таинственного певца»? В чем состоит иносказательный смысл стихотворения?
4. Прочитайте стихотворение «Поэт». Какие эмоциональные части можно выделить в стихотворении? Какова, по мнению Пушкина, частная жизнь поэта? Как меняется поэт, когда его «коснется божественный глагол», то есть в творчестве? Каковы отношения общества и поэта? В чем вы видите значение мотива одиночества в стихотворении?
5. Расскажите об обстоятельствах сватовства и женитьбы поэта. Какие произведения связаны с этими событиями?
6. Прочитайте стихотворение «Мадона». Кому посвящено стихотворение? Какую бы картину желал видеть лирический герой в своей обители? Каково значение следующих образов: Пречистая, Божественный Спаситель, пальма Сиона? Сбываются ли мечты лирического героя?
7. Прочитайте стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». При каких обстоятельствах оно было написано? Почему печаль лирического героя «светла»? Как вы понимаете пушкинскую концепцию любви: сердце любит оттого, «что не любить оно не может»?
8. Какие произведения были написаны Болдинской осенью 1830 года? Какова их тематика и проблематика?
9. Прочитайте стихотворение «Клеветникам России». Какие события жизни Европы стали причиной его создания? Как Пушкин оценивает высказывания «витий», «клеветников России»? В чем он видит причины нападок на Россию? Как Пушкин оценивает конфликт русских и поляков, «волнения Литвы»? Почему Пушкин преисполнен гордости за Россию?
10. Прочитайте стихотворение «Бородинская годовщина». Как в стихотворении соотносятся события 1812 года и «падения Варшавы»? «Сильна ли Русь?» — как Пушкин отвечает на этот вопрос?
11. Какие произведения были написаны Болдинской осенью 1833 года? Какова их тематика и проблематика?
12.Прочитайте стихотворение «Пир Петра Первого». Как трактуется в этом стихотворении образ Петра I? Чему посвящен пир? Почему способность к прощению оценивается поэтом как важнейшая черта личности монарха?
13. В каких двух прозаических произведениях Пушкин ставит проблему «русского бунта»? Когда они создавались? Какие события в жизни России той поры определили интерес Пушкина к проблеме бунта?
14. Прочитайте стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Какова эмоциональная тональность размышлений поэта о смерти?
15. Прочитайте стихотворение «(Из Пиндемонти)». Какие права Пушкин называет «громкими»? Почему ему дороги другие права? В чем он видит истинную свободу, счастье человека?
16. Какой журнал издавал Пушкин? Имел ли он успех?
17. Что стало причиной семейной драмы Пушкина?
18. Каковы обстоятельства смерти Пушкина?
19. Прочитайте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии? Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы?
ЛИРИКА ПУШКИНА
В русской литературе XVIII — начала XIX века поэзия занимала важное место. Но освоение тех или иных жанров во многом зависело от художественных направлений, преобладавших на разных этапах развития словесности. С поэтикой классицизма связано прежде всего распространение жанров оды и сатиры, с эстетикой сентиментализма — жанров песни, идиллии и др. При этом с каждым жанром ассоциировалось определенное содержание, что было обусловлено поэтической традицией.
В творчестве Пушкина эти ограничения снимаются. Более того, его лирика настолько многожанрова, что, кажется, она охватывает весь возможный объем поэтического содержания. В своем творчестве Пушкин обращался к жанрам оды, элегии, песни, романса, эпиграммы, послания, сонета и др. Лирика Пушкина — это средоточие общечеловеческих и национальных ценностей, воплощение гуманности и красоты. Глубина проблематики, масштабность миросозерцания, психологическая тонкость, ясность изложения — вот свойства пушкинского лирического гения. Если поэзию Жуковского можно определить как «элегический романтизм», Батюшкова — «гедонистический», Рылеева — «гражданский», Баратынского — «философский», то пушкинская лирика демонстрирует собой синтез художественных систем его предшественников. Лирика Пушкина тематически многообразна. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.