Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Гриневе поражает простота, человечность чувств, отсутствие экзальтации. В этом смысле особенно характерно его поведение на пиру у Пугачева. Этот пир, с одной стороны — сборище разбойников; с другой стороны — «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», заставляет задуматься о трагическом будущем этих людей. Вспоминается пушкинский «Пир во время чумы». Гриневу доступно ощущение трагедии бытия. Не странно ли, что этот человек,
недавно ставший свидетелем героический смерти товарищей, сам только что волею судьбы избежавший казни, в вечер того же дня смеется с
виновником этой трагедии? Пушкин воплотил здесь парадоксальность человеческого поведения. Этот смех, освободивший от условностей двоих оставшихся с глазу на глаз людей, странно связанных между собой, обусловил, возможно, и дальнейшую искренность Гринева, поразившую Пугачева. Гринев не верит в царское происхождение «вожатого»; впрочем, и сам Пугачев не особенно убеждает в этом Гринева. Правда и искренность отношений Гринева и Пугачева, основанных на добрых чело-
веческих началах, на странном интересе друг к другу, завязывается в буран и продолжается в трагических условиях другой стихии — мятежа.
Гринев верит в свою судьбу, в «провидение», сводящее его с Пугачевым, и эти встречи являются знаменательными для обоих. Особенно показательна реакция Гринева на рассказанную ему Пугачевым калмыцкую сказку о вороне и орле. «Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину», — сказал Гринев. Пугачев посмотрел на него с удивлением и ничего не ответил. Отрицание Гриневым кровавого насилия как цены за свободу вызвало нелегкие размышления у Пугачева.
После всего пережитого не случайно у гуманного Гринева вырвались знаменательные слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Ведь во время бунта не было и речи о следствии и суде, ибо «наказывали и миловали» начальники разбойничьих отрядов, государственное правление исчезло, человеческая жизнь обесценилась.
Последнее испытание благородства и человечности Гринева произошло во время ареста и суда над ним. Имея чистую совесть, произнеся молитву Богу о заступничестве, Гринев стал даже беспечен. И когда решение клонилось в его сторону, он замолчал — нежелание вмешивать Машу в судебное дело, сопряженное с допросами, очными ставками, защита имени и чести Маши ценой, может быть, своей жизни еще раз подтверждают благородство Гринева.
Особую роль в романе играет самозванец Пугачев; тема русского самозванства занимала Пушкина со времен «Бориса Годунова».
Пугачев — это «вожатый», вышедший из бурана, из снежной русской стихии, и воплощающий стихию мятежа с ее человеческими и звериными чертами. Характеристика «вожатого» во второй главе — «или волк, или человек» — полна громадного гуманистического смысла: то волком, то человеком окажется в разных сценах Пугачев.
Облик и поведение Пугачева поразили Гринева своей незаурядностью — хладнокровие «мужика с черной бородой» ободрило заблудившегося Гринева, сметливость и тонкость чутья изумили. «Два сверкающие глаза» говорят о ярком темпераменте, воле, физическом здоровье; вообще наружность «вожатого» показалась Гриневу «замечательна». По этим «сверкающим глазам» Гринев узнает потом Пугачева, во время свершения им казни в Белогорской крепости. Необходимость скрываться, беречь тайну обусловили плутовское выражение лица, замысловатость разговора будущего вожака крестьянского восстания.
Каким-то непостижимым чутьем еще при первом знакомстве Гринев почувствовал особенное значение Пугачева в своей жизни. Ключевым моментом здесь явился сон, где эти два человека так тесно и драматично связаны и где к постели «посаженного отца» Петрушу подводит мать. Отцовское благословение (его на брак с Машей Гринев будет ждать очень долго) хочет дать ему Пугачев. Отношения отца к сыну и в самом деле будут сквозить в широких, великодушных жестах Пугачева,оберегающего Гринева. Пугачев и по возрасту годится ему в отцы («он был лет сорока» — определяет Гринев). Кровное и человеческое проверяется в ситуации исторического разлома. Никогда Пугачев не забудет о подарке Гринева, и этот заячий тулуп символизирует теплоту, искренность отношений, душевную открытость как качества, объединяющие людей вопреки трагическим и враждебным обстоятельствам.
Человечное в Пугачеве соседствует с ужасным (сцена казни), трагическим (сцена пира), со сказочным (сцена освобождения Пугачевым-героем «красной девицы» — Маши), а также с комическим (сцена допроса Гринева в мятежной Бердской слободе, несмотря на кровавые намерения Белобородова, на опасность положения Гринева, содержит немало смешного).
В образе Пугачева в «Капитанской дочке» поразительно сочетаются два лика. С одной стороны, спаситель Гринева, таинственно с ним связанный, избавитель Маши, обаятельный и сильный человек с громадными претензиями, которому, как поэту, ведомо «какое-то дикое вдохновение». С другой стороны, «кровопийца», у которого «опрометчивая жестокость и кровожадные привычки». Концепция жизни, изложенная Пугачевым в калмыцкой сказке, — жизни короткой, но яркой, свободной, опровергается Гриневым именно потому, что цена этой свободы — кровавое насилие.
Фигура Пугачева, отношения с ним Гринева выходят в романе на первый план, а ведь называется он «Капитанская дочка». Чистота, беззащитность и твердость Маши Мироновой, честное имя, сбереженное ею в трагических обстоятельствах, — отношением к этим вечным человеческим ценностям испытываются окружавшие ее люди. С другой стороны, даже не сам по себе образ Маши Мироновой столь важен для Пушкина, а то в нем, что она — дочь героически погибшего капитана, несущая в себе его родовые черты. И отношением к сироте, к дочери честного человека проверяется человечность и честность героев этого романа Пушкина.
Знаменательно, что решающую для судьбы Гринева сцену свидания Маши с Екатериной II Пушкин поместил в хорошо известный ему парк Царского Села, воспетый им, пятнадцатилетним лицеистом, в «Воспоминаниях в Царском Селе».
Финал повести уравновесил композицию — если раньше крестьянский «царь» спасал Машу по просьбе Гринева, то теперь дворянская царица спасала Гринева по просьбе Маши (это наблюдение принадлежит Ю.М. Лотману).
Философский смысл романа «Капитанская дочка» можно видеть в том, что этот первый русский реалистический роман оказывается историей о чуде, совершаемом любовью и верой, упованием на благую волю Провидения, которая хранит человека в самых страшных испытаниях истории. Здесь окончательно сформировался и проявился духовный взгляд Пушкина на историю, о котором русский философ начала XX столетия Л. Шестов писал: «Какие ужасы только не проходили перед его духовным взором. И тем не менее — он не смутился. Везде, во всем он умел отыскать внутренний глубокий смысл, точно жизнь решилась выдать своему любимцу и избраннику все свои сокровенные тайны».
Контрольные вопросы и задания
1. Какова история создания романа «Капитанская дочка»?
2. На чей литературный опыт опирался Пушкин, создавая исторический роман?
3. Кому Пушкин доверяет рассказ о Пугачевском восстании, почему?
4. Расскажите о семье Гриневых.
5. Охарактеризуйте Петра Гринева. Какие этапы эволюции героя можно выделить?
6. Расскажите о семье Мироновых. Как в образах старого коменданта и его жены раскрывается «простое величие простых людей» (Н.В. Гоголь)?
7. Сколько сюжетных линий в романе? Какова их содержательная нагрузка?
8. Какие нравственные, социально-исторические проблемы ставит Пушкин в этом романе?
9. Какова точка зрения Петра Гринева и самого Пушкина на Пугачевское восстание, русский бунт?
10. Дайте характеристику образа Пугачева.
11. Какова роль образа Савельича в романе?
12. В чем проявляется реалистичность изображения исторических событий?
13. Какова роль внесюжетных элементов в романе: сна Гринева, писем, бурлацкой песни, калмыцкой сказки?
14. В романе ярко проявляется фольклорное начало. Назовите художественные приемы, элементы, которые придают повести народный колорит, сближают ее с произведениями устного народного творчества.
Темы контрольного сочинения
-
«Русский бунт, бессмысленный и беспощадный» на страницах романа «Капитанская дочка».
Фраза, ставшая темой сочинений, принадлежит рассказчику — согласен ли с нею автор романа? Как показывает Пушкин бессмысленную жестокость и самого восстания, и неизбежного его подавления (на уровне сюжета, характеров и судеб отдельных героев, в символическом плане произведения)? Сделайте вывод о нравственном, историческом, философском значении пушкинской оценки пугачевщины.
2. Тема любви и ее место в романе.
Случайно ли в названии романа упомянута его героиня — Маша Миронова, «капитанская дочка»? Какое значение, по мысли Пушкина, имеет любовь в мире, охваченном взаимной ненавистью людей? Проанализируйте значение любви в становлении характеров и развитии судеб главных героев романа
— Петра Гринева, Маши Мироновой, Швабрина.
3. Нравственные ориентиры в романе «Капитанская дочка».
Какое место в романе занимает изображение истинных нравственных ценностей: чести, милосердия, любви, доброты ? В каких сюжетных линиях, в характерах и поступках каких героев воплотились эти идеалы ?
4. Судьба человека в контексте исторических событий.
Проанализируйте развитие судеб основных героев романа в связи с их участием — вольным или невольным — в исторических событиях эпохи. Каков вывод Пушкина: что несет история «простому» человеку, как выстоять в исторических потрясениях?
5. Художественное своеобразие романа «Капитанская дочка».
При раскрытии темы обратите внимание на следующие вопросы: особенности жанра «Капитанской дочки» как исторического романа с серьезной нравственно-философской проблематикой; особенности изображения истории «домашним образом», через судьбы отдельных людей; изображение личности человека в развитии, в неразрывной связи с историей; значение героя-рассказчика; место эпиграфов, поэтических фрагментов, фольклорных элементов в произведении; своеобразие описаний природы; значение таинственности в сюжетном и философском плане романа. Сделайте вывод о специфике изображения жизни и человеческих характеров в творчестве Пушкина-реалиста.
Творческие задания
1. Сравните изображение крестьянского бунта в двух романах: «Дубровский» и «Капитанская дочка». Что сближает и отличает их?
2. Сопоставьте эпизоды метели, бурана в «Капитанской дочке» и «Повестях Белкина» («Метель»). Какие идеи вкладывает Пушкин в образ разбушевавшейся природы?
3. Сравните образы Зурина и Сильвио («Выстрел» из «Повестей Белкина»). В каких традициях решены образы: в романтических или реалистических? Что сближает и отличает их?
4. В чем проявилось мастерство Пушкина-художника в изображении внешности героев?
5. Сравните сцену суда Пугачева из повести «Капитанская дочка» и картину В. Перова «Суд Пугачева» (1875). Насколько близки эти изображения? Каков их идейный смысл?
6. Познакомьтесь с мнением В. Белинского о «Капитанской дочке» («Сочинения Александра Пушкина», статья одиннадцатая). Как оценивает критик пушкинский роман? Согласны ли вы с его мнением? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.
6. Прочитайте статьи Марины Цветаевой «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев». Почему поэтесса считает, что Пушкин очарован Пугачевым?