ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Проблемы аддиктивного, девиантного поведения подростков
1.2. Причины и условия формирования аддиктивного, девиантного, наркозависимого поведения
1.3. Технологии превенции наркоависимого поведения подростков
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В МБС(К)ОУ № 10 VIII ВИДА Г. КЫЗЫЛА
2.1. Деятельность МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла
2.2. Анализ превенции наркозависимого поведения у подростков
3. ПРОГРАММА «ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
3.1. Актуальность, цель и задачи программы
Злоупотребление наркотиками никогда не должно упускаться из виду или игнорироваться, но должно решаться как можно скорее. [2]
Клиника Майо призывает родителей признать, что эмоциональные проблемы у молодого человека могут усилить стресс и привести к злоупотреблению наркотиками и зависимости. Эмоциональное и психическое благополучие может предотвратить злоупотребление наркотиками и зависимость. Обеспечение того, чтобы молодые люди получали помощь, необходимую им для преодоления депрессии, тревоги или других расстройств психического здоровья, повысит их устойчивость к злоупотреблению наркотиками и зависимости. [3]
Помочь молодому человеку, о котором вы заботитесь, пройти путь к взрослой жизни без наркотиков – это ценное усилие. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно начинать.
Таким образом, в качестве показателя эффективности технологий превенции наркозависимого поведения подростков в России и за рубежом поведения несовершеннолетних является наличие гуманистически ориентированных социальных учреждений, их открытый характер образовательного, социально-педагогического, коррекционного направления.
Социально-педагогического учреждения – «это сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию» [15, c. 87].
Можно говорить о достижениях отечественной и зарубежной науки в рамках коррекции наркозависимого поведения. Новые формы работы с детьми группы риска, наполняют деятельность наибольшей эффективностью и новыми способами достижения поставленных задач [20, c. 277-280].
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В МБС(К)ОУ № 10 VIII ВИДА Г. КЫЗЫЛА
2.1. Деятельность МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла
База выпускного квалификационно исследования – Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение №10 VIII вида города Кызыла начала в 1955 г.
В настоящее время в учреждении работают 48 педагогов, которые создают все возможные условия для реабилитации и исправления недостатков и проблем поведения и воспитания детей.
Согласно статистике, по состоянию на 1 сентября 2020 года в образовательном учреждении насчитывается всего 190 детей: сироты (10%), дети-инвалиды (26%), многодетные семьи (23%), дети из неблагополучных семей (23%), дети «группы риска» (18%).
Рисунок 1 - Количество детей
Воспитательная работа направлена на то, чтобы каждая возрастная группа выполняла как воспитательные, так и коррекционно-воспитательные задачи.
2.2. Анализ превенции наркозависимого поведения у подростков
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено социологическое исследование. Приняли участие 100 учащихся с 8-го по 11-й класс. База исследования: МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: беседа, анализ статистических и отчетных материалов.
Индивидуальная и групповая работа проводится с девиантными подростками в форме бесед, консультаций (а также оформления стенда психолога), занятий, встреч, диагностики.
В 2019-2020 учебном году 11 учеников были зарегистрированы педагогами-психологами МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла за аутоагрессивное поведение. Список учащихся был составлен на основе опроса классных руководителей.
Для каждого учащегося индивидуально составлена психолого-педагогическая диагностика, составлен индивидуальный план профилактической деятельности, составлен долгосрочный индивидуальный план работы. Из них: мальчиков - 7, девочек - 4.
Основными причинами наркозависимого поведения являются:
Социальные (сложные семейные обстоятельства, непонимание в семье, недостаток внимания со стороны родителей, опекунов, сверстников);
Психофизиологические особенности (список, склонность к аффективным вспышкам, депрессии).
Основная проблема – низкий психологический, культурный, образовательный уровень развития родителей, опекунов. А также в том, что становится сложнее работать с родителями, которые часто находятся в состоянии алкогольного опьянения, не приходят на консультации, усложняется работа детско-родительских отношений.
Для психологической поддержки в рамках программы профилактики наркомании среди детей и подростков в течение учебного года были проведены следующие мероприятия, которые включены в приложении А. По итогам работы с детьми с девиантным поведением было принято решение усилить работу социальных педагогов с семьями, ведущими асоциальный образ жизни.
В исследовании приняли участие 100 учащихся с 8 по 11 класс.
Были использованы следующие методы:
1. Карта наблюдений.
2. Анкета «Признаки агрессии».
3. Анкета А. Айзенка.
Полученные результаты приведены в рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень агрессии учащихся
В процессе сопровождения коррекционная работа проводилась в соответствии с программами:
1. Агрессия и насилие в подростковой среде.
2. Формирование эффективной коммуникации. Составитель: Булгакова И.В. «Сайзырал».
3. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями.
Таким образом, было выявлено, что 6 % учащихся имеют высокий уровень, 41 % учащихся имеют средний уровень, а 53 % учащихся имеют низкий уровень. Следовательно, наблюдается положительная тенденция к снижению агрессии у четырех учащихся.
В течение первого квартала у 6 учащихся было диагностировано аутоагрессивное поведение. Из них 4 мальчика-подростка, 2 девочки-подростка. Основная причина - нестабильность эмоционально-волевой сферы, высокий уровень тревожности, обиды, частые конфликты. Данные состоят из нескольких лет. Трудности обусловлены особенностями развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Этих ребят должен сопровождать психиатр. Контроль образовательных процессов всеми участниками педагогического процесса и во внеурочное время со стороны родителей.
В конце квартала один ученик начального уровня был снят с учета в связи с переводом в школу-интернат имени Щербинского.
За период второй четверти 17 учащихся были назначены для поддержки аутоагрессивного поведения. Основная причина – высокий уровень тревожности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, говорящая о нежелании жить.
Для этих учащихся составляется индивидуальная поддержка на период учебного года. Основные направления работы:
1. Индивидуальная диагностика (тревожность, агрессивность, карточка наблюдения от классного руководителя, хорошие манеры, на усмотрение интеллектуальных способностей учащихся).
2. Практические индивидуальные упражнения по индивидуальному долгосрочному планированию, по запросу.
3. Консультирование.
Цель поддержки: снизить уровень высокого уровня тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к себе, научить справляться с эмоциональным стрессом, улучшить детско-родительские отношения.
Задачи:
1. Довести до сознания собственную ответственность за свои поступки.
2. Развивайте волевое поведение.
3. Научите нервно-мышечному напряжению.
4. Познакомьте с основными способами снятия эмоционального стресса.
5. Психолого-педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, социального педагога, медсестры, психолога.
6. Улучшение отношений между детьми и родителями.
7. Консультации по запросу.
Были выделены рекомендации по результатам работы:
1. Поддержка, контроль поведения во второй половине года.
2. Индивидуальная поддержка психологами в соответствии с индивидуальным планом поддержки.
3. Взаимодействие всех специалистов.
4. Взаимодействие с родителями.
За период четвертого квартала 17 учащихся были назначены для поддержки аутоагрессивного поведения. Основная причина – высокий уровень тревожности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, говорящая о нежелании жить.
Индивидуальное сопровождение на период учебного года было составлено по данным учащихся. Основные направления работы:
1. Индивидуальная диагностика (тревожность, агрессивность, карточка наблюдения от классного руководителя, хорошие манеры, на усмотрение интеллектуальных способностей учащихся).
2. Практические индивидуальные упражнения по индивидуальному долгосрочному планированию, по запросу.
3. Консультирование.
Цель поддержки: снизить уровень высокого уровня тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к себе, научить справляться с эмоциональным стрессом, улучшить детско-родительские отношения.
Задачи:
1. Довести до сознания собственную ответственность за свои поступки.
2. Развивайте волевое поведение.
3. Научите нервно-мышечному напряжению.
4. Познакомьте с основными способами снятия эмоционального стресса.
5. Психолого-педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, социального педагога, медсестры, психолога.
6. Улучшение отношений между детьми и родителями.
7. Консультации по запросу.
С целью формирования позитивного отношения к себе, к окружающему миру, активизации ваших личностных аспектов, нормализации детско-родительских отношений, снижения уровня личностной тревожности.
2020-2021 список учащихся с аутоагрессией:
1 квартал - 18
2 квартал - 16
Каждый год в первом квартале проводится совещание на тему «Наркозависимое поведение: причины, факторы, помощь» с анализом учета и работы с группой риска. Также жестокое обращение с детьми.
Согласие подписывается с каждым родителем (приложение Б).
Анализ деятельности образовательного учреждения по профилактике отклонений в поведении несовершеннолетних отражает динамику подростков, состоящих на учете в школе, зарегистрированных в ОПДН подростков МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла.
Количество учащихся МБС(К)ОУ № 10 VIII вида города Кызыла, состоящих на учете в школе, регистрации в ОПДН, показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Количество подростков, состоящих на учете, из
n = 100 учащихся 8-11 классов
На рисунке показано, что на 1 января 2019 года из 100 учащихся 8-11 классов MБС(K)ОУ № 10 VIII вида города Кызыла, в школе зарегистрировано 25 подростков, состоящих на учете в ПДН, что составляет 25 % от общего числа исследуемых учащихся образовательного учреждения.
По состоянию на 1 января 2020 года ситуация выглядит следующим образом: из 100 учащихся зарегистрировано 27% учащихся с 8 по 11 класс.
По состоянию на 1 января 2021 года показатели следующие: с 8 по 11 класс из 100 учащихся зарегистрировано 24%.
Представленный анализ убедительно демонстрирует положительную динамику несовершеннолетних МБС(К), состоящих на учете в школе, состоящих на учете в ПДОУ № 10 VIII вида г. Кызыла в период с 2019 по 2021 год.
Динамика несовершеннолетних МБС(К), состоящих на учете в школе, состоящих на учете в ПДОУ № 10 VIII вида города Кызыла в период с 2019 по 2021 год показана на рисунке 4.