Файл: Превенция наркозависимого поведения у подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, является хорошей стратегией.

Злоупотребление наркотиками никогда не должно упускаться из виду или игнорироваться, но должно решаться как можно скорее. [2]

Клиника Майо призывает родителей признать, что эмоциональные проблемы у молодого человека могут усилить стресс и привести к злоупотреблению наркотиками и зависимости. Эмоциональное и психическое благополучие может предотвратить злоупотребление наркотиками и зависимость. Обеспечение того, чтобы молодые люди получали помощь, необходимую им для преодоления депрессии, тревоги или других расстройств психического здоровья, повысит их устойчивость к злоупотреблению наркотиками и зависимости. [3]

Помочь молодому человеку, о котором вы заботитесь, пройти путь к взрослой жизни без наркотиков – это ценное усилие. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно начинать.

Таким образом, в качестве показателя эффективности технологий превенции наркозависимого поведения подростков в России и за рубежом поведения несовершеннолетних является наличие гуманистически ориентированных социальных учреждений, их открытый характер образовательного, социально-педагогического, коррекционного направления.

Социально-педагогического учреждения – «это сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию» [15, c. 87].

Можно говорить о достижениях отечественной и зару­бежной науки в рамках коррекции наркозависимого поведения. Новые формы работы с детьми группы риска, наполняют деятельность наибольшей эф­фективностью и новыми способами достижения поставленных задач [20, c. 277-280].


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В МБС(К)ОУ № 10 VIII ВИДА Г. КЫЗЫЛА




2.1. Деятельность МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла




База выпускного квалификационно исследования – Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение №10 VIII вида города Кызыла начала в 1955 г.

В настоящее время в учреждении работают 48 педагогов, которые создают все возможные условия для реабилитации и исправления недостатков и проблем поведения и воспитания детей.

Согласно статистике, по состоянию на 1 сентября 2020 года в образовательном учреждении насчитывается всего 190 детей: сироты (10%), дети-инвалиды (26%), многодетные семьи (23%), дети из неблагополучных семей (23%), дети «группы риска» (18%).


Рисунок 1 - Количество детей
Воспитательная работа направлена на то, чтобы каждая возрастная группа выполняла как воспитательные, так и коррекционно-воспитательные задачи.

2.2. Анализ превенции наркозависимого поведения у подростков


В рамках выпускной квалификационной работы было проведено социологическое исследование. Приняли участие 100 учащихся с 8-го по 11-й класс. База исследования: МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: беседа, анализ статистических и отчетных материалов.

Индивидуальная и групповая работа проводится с девиантными подростками в форме бесед, консультаций (а также оформления стенда психолога), занятий, встреч, диагностики.

В 2019-2020 учебном году 11 учеников были зарегистрированы педагогами-психологами МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла за аутоагрессивное поведение. Список учащихся был составлен на основе опроса классных руководителей.

Для каждого учащегося индивидуально составлена психолого-педагогическая диагностика, составлен индивидуальный план профилактической деятельности, составлен долгосрочный индивидуальный план работы. Из них: мальчиков - 7, девочек - 4.

Основными причинами наркозависимого поведения являются:

Социальные (сложные семейные обстоятельства, непонимание в семье, недостаток внимания со стороны родителей, опекунов, сверстников);

Психофизиологические особенности (список, склонность к аффективным вспышкам, депрессии).



Основная проблема – низкий психологический, культурный, образовательный уровень развития родителей, опекунов. А также в том, что становится сложнее работать с родителями, которые часто находятся в состоянии алкогольного опьянения, не приходят на консультации, усложняется работа детско-родительских отношений.

Для психологической поддержки в рамках программы профилактики наркомании среди детей и подростков в течение учебного года были проведены следующие мероприятия, которые включены в приложении А. По итогам работы с детьми с девиантным поведением было принято решение усилить работу социальных педагогов с семьями, ведущими асоциальный образ жизни.

В исследовании приняли участие 100 учащихся с 8 по 11 класс.

Были использованы следующие методы:

1. Карта наблюдений.

2. Анкета «Признаки агрессии».

3. Анкета А. Айзенка.

Полученные результаты приведены в рисунке 2.


Рисунок 2 – Уровень агрессии учащихся

В процессе сопровождения коррекционная работа проводилась в соответствии с программами:

1. Агрессия и насилие в подростковой среде.

2. Формирование эффективной коммуникации. Составитель: Булгакова И.В. «Сайзырал».

3. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями.

Таким образом, было выявлено, что 6 % учащихся имеют высокий уровень, 41 % учащихся имеют средний уровень, а 53 % учащихся имеют низкий уровень. Следовательно, наблюдается положительная тенденция к снижению агрессии у четырех учащихся.

В течение первого квартала у 6 учащихся было диагностировано аутоагрессивное поведение. Из них 4 мальчика-подростка, 2 девочки-подростка. Основная причина - нестабильность эмоционально-волевой сферы, высокий уровень тревожности, обиды, частые конфликты. Данные состоят из нескольких лет. Трудности обусловлены особенностями развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Этих ребят должен сопровождать психиатр. Контроль образовательных процессов всеми участниками педагогического процесса и во внеурочное время со стороны родителей.

В конце квартала один ученик начального уровня был снят с учета в связи с переводом в школу-интернат имени Щербинского.

За период второй четверти 17 учащихся были назначены для поддержки аутоагрессивного поведения. Основная причина – высокий уровень тревожности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, говорящая о нежелании жить.


Для этих учащихся составляется индивидуальная поддержка на период учебного года. Основные направления работы:

1. Индивидуальная диагностика (тревожность, агрессивность, карточка наблюдения от классного руководителя, хорошие манеры, на усмотрение интеллектуальных способностей учащихся).

2. Практические индивидуальные упражнения по индивидуальному долгосрочному планированию, по запросу.

3. Консультирование.

Цель поддержки: снизить уровень высокого уровня тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к себе, научить справляться с эмоциональным стрессом, улучшить детско-родительские отношения.

Задачи:

1. Довести до сознания собственную ответственность за свои поступки.

2. Развивайте волевое поведение.

3. Научите нервно-мышечному напряжению.

4. Познакомьте с основными способами снятия эмоционального стресса.

5. Психолого-педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, социального педагога, медсестры, психолога.

6. Улучшение отношений между детьми и родителями.

7. Консультации по запросу.

Были выделены рекомендации по результатам работы:

1. Поддержка, контроль поведения во второй половине года.

2. Индивидуальная поддержка психологами в соответствии с индивидуальным планом поддержки.

3. Взаимодействие всех специалистов.

4. Взаимодействие с родителями.

За период четвертого квартала 17 учащихся были назначены для поддержки аутоагрессивного поведения. Основная причина – высокий уровень тревожности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, говорящая о нежелании жить.

Индивидуальное сопровождение на период учебного года было составлено по данным учащихся. Основные направления работы:

1. Индивидуальная диагностика (тревожность, агрессивность, карточка наблюдения от классного руководителя, хорошие манеры, на усмотрение интеллектуальных способностей учащихся).

2. Практические индивидуальные упражнения по индивидуальному долгосрочному планированию, по запросу.

3. Консультирование.

Цель поддержки: снизить уровень высокого уровня тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к себе, научить справляться с эмоциональным стрессом, улучшить детско-родительские отношения.


Задачи:

1. Довести до сознания собственную ответственность за свои поступки.

2. Развивайте волевое поведение.

3. Научите нервно-мышечному напряжению.

4. Познакомьте с основными способами снятия эмоционального стресса.

5. Психолого-педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, социального педагога, медсестры, психолога.

6. Улучшение отношений между детьми и родителями.

7. Консультации по запросу.

С целью формирования позитивного отношения к себе, к окружающему миру, активизации ваших личностных аспектов, нормализации детско-родительских отношений, снижения уровня личностной тревожности.

2020-2021 список учащихся с аутоагрессией:

1 квартал - 18

2 квартал - 16

Каждый год в первом квартале проводится совещание на тему «Наркозависимое поведение: причины, факторы, помощь» с анализом учета и работы с группой риска. Также жестокое обращение с детьми.

Согласие подписывается с каждым родителем (приложение Б).

Анализ деятельности образовательного учреждения по профилактике отклонений в поведении несовершеннолетних отражает динамику подростков, состоящих на учете в школе, зарегистрированных в ОПДН подростков МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла.

Количество учащихся МБС(К)ОУ № 10 VIII вида города Кызыла, состоящих на учете в школе, регистрации в ОПДН, показано на рисунке 3.


Рисунок 3 – Количество подростков, состоящих на учете, из
n = 100 учащихся 8-11 классов
На рисунке показано, что на 1 января 2019 года из 100 учащихся 8-11 классов MБС(K)ОУ № 10 VIII вида города Кызыла, в школе зарегистрировано 25 подростков, состоящих на учете в ПДН, что составляет 25 % от общего числа исследуемых учащихся образовательного учреждения.

По состоянию на 1 января 2020 года ситуация выглядит следующим образом: из 100 учащихся зарегистрировано 27% учащихся с 8 по 11 класс.

По состоянию на 1 января 2021 года показатели следующие: с 8 по 11 класс из 100 учащихся зарегистрировано 24%.

Представленный анализ убедительно демонстрирует положительную динамику несовершеннолетних МБС(К), состоящих на учете в школе, состоящих на учете в ПДОУ № 10 VIII вида г. Кызыла в период с 2019 по 2021 год.

Динамика несовершеннолетних МБС(К), состоящих на учете в школе, состоящих на учете в ПДОУ № 10 VIII вида города Кызыла в период с 2019 по 2021 год показана на рисунке 4.