Файл: 1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике 5.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике
1.1 Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии общества
1.2 Принципы построения государственного бюджета
1.3 Структура доходов и расходов государственного бюджета
2 Анализ государственного бюджета РФ и его роль в социально-экономическом развитии
2.1 Оценка доходов государственного бюджета РФ
2.2 Оценка расходов государственного бюджета РФ
3 Анализ проблем и перспективы развития государственного бюджета РФ
3.1 Проблемы государственного бюджета РФ в социально – экономическом развитии
Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2021 год были учтены не все поступающие доходы, что не соответствует принципу полноты отражения доходов в бюджете.
2.2 Оценка расходов государственного бюджета РФ
Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ утвержден общий объем расходов федерального бюджета в сумме 19503,3 млрд. рублей. В ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году изменение бюджетных ассигнований осуществлялось путем внесения изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ и сводную бюджетную роспись федерального бюджета. В 2020 году изменения бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», составили (+) 4176,5 млрд. рублей.
Таблица 1 – Анализ расходов государственного бюджета на 2019–2021
| Год | 2019 | 2020 | 2021 |
1 | Доходы, всего | 20 188,8 | 18 719,1 | 25 286,5 |
2 | Расходы, всего | 18 214,5 | 22 821,6 | 24 771,8 |
2.1. | Общегосударственные вопросы | 1 363,5 | 1 507,7 | 1 766,6 |
2.2. | Национальная оборона | 2 997,4 | 3 168,8 | 3 576,1 |
2.3. | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 083,2 | 2 226,6 | 2 337,7 |
2.4. | Национальная экономика | 2 827,1 | 3 483,9 | 4 356,7 |
2.5. | Жилищно-коммунальное хозяйство | 282,2 | 371,5 | 591,4 |
2.6. | Охрана окружающей среды | 197,6 | 260,6 | 405,1 |
2.7. | Образование | 826,5 | 956,9 | 1 064,6 |
2.8. | Культура, кинематография | 122,4 | 144,5 | 146,7 |
2.9. | Здравоохранение | 713,0 | 1 334,4 | 1 474,0 |
2.10. | Социальная политика | 4 882,8 | 6 990,3 | 6 675,9 |
2.11. | Физическая культура и спорт | 81,4 | 75,3 | 70,9 |
2.12. | Средства массовой информации | 103,5 | 121,1 | 114,0 |
2.13. | Обслуживание государственного и муниципального долга | 730,8 | 784,2 | 1 084,2 |
2.14. | Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 1 003,1 | 1 395,9 | 1 107,7 |
Исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году составило 18 214,5 млрд рублей, или 90,2 % к уточненной росписи. В 2019 году наибольшую долю в объеме расходов государственного бюджета составила социальная политика (26,8%), национальная оборона (16,4%) и национальная экономика (15,5% общего объема расходов) (таблица 2).
По состоянию на конец 2020 года объем расходов составил 22 821, 6 млрд рублей, что на 4 607,1 млрд рублей больше, чем в 2019 году. В 2020 году наибольшую долю в объеме расходов государственного бюджета составила социальная политика (30,6%), национальная экономика (15,3%) и национальная оборона (13,9% общего объема расходов) (таблица 2).
В 2021 году объем расходов увеличился на 6557, 3 млрд рублей по сравнению с 2019 годом, на 1950,2 млрд рублей по сравнению с 2020 годом и составил 24 771,8 млрд рублей. В 2021 году наибольшую долю в объеме расходов государственного бюджета составила социальная политика (27%), национальная экономика (17,6%) и национальная оборона (14,4% общего объема расходов) (таблица 2).
По состоянию на 1 июля 2021 года общий объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 2021 год (далее – сводная роспись с изменениями) составил 22734789,9 млн рублей, что на 1214721,8 млн рублей, или на 5,6%, больше объема бюджетных ассигнований на 2021 год, утвержденного Федеральным законом № 385‑ФЗ, и на 1 052488,8 млн рублей меньше аналогичного показателя 2020 года (2267210,6 млн рублей).
Указанное увеличение сложилось в основном за счет остатков не использованных в 2020 году средств федерального бюджета в объеме 1 063516,4 млн рублей, подлежащих использованию в 2021 году на те же цели или направлению в резервный фонд Правительства Российской Федерации (общий объем неиспользованных средств федерального бюджета на 1 января 2021 года составляет 1 020 889,8 млн рублей); денежных средств, полученных от уплаты платежей в возмещение вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, включая уплату платежа АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», сверх объемов, учтенных при утверждении общего объема доходов федерального бюджета и направленных в резервный фонд Правительства Российской Федерации, в объеме 145790,6 млн рублей.
Перечень положений статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 октября 2020 г. № 327‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (с изменениями) (далее – Федеральный закон № 367‑ФЗ), на основании которых произведено увеличение бюджетных ассигнований сводной росписи на 2021 год в объеме 1 214 721,8 млн рублей.
Таким образом, в заключение можно сказать, что в течение анализируемого периода отмечается тенденция роста расходов федерального бюджета. Наиболее значимые объемы бюджетных ассигнований предусматриваются по таким разделам, как социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
3 Анализ проблем и перспективы развития государственного бюджета РФ
3.1 Проблемы государственного бюджета РФ в социально – экономическом развитии
Ниже содержится краткий обзор современных проблем государственного бюджета в социально-экономическом развитии.
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
– противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например, учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
– нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
– снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:
– устранить неясности в Бюджетном кодексе;
– предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита;
– создать группу для соответствующей доработки бюджетного кодекса;
– просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам;
– увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
– высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
– действующая практика формирования территориальных бюджетов;
– тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
– принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;