Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.5. Публицистический стиль речи
Стилеобразующие факторы публицистического стиля. Публи- цистический стиль (от лат. publicare – сделать общим достоянием, открыть для всех, обнародовать) – это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживаю- щая широкую сферу общественных отношений: политических; эко- номических, культурных; спортивных и др. Так как этот стиль, пре- жде всего, используется в средствах массовой информации (в СМИ, то есть в газетах, журналах, Интернете, на радио, телевидении), по- этому его также называют газетно-публицистическим. Публици- стика посвящена актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества. Адресат публицистического текста яв- ляется массовым.
Основные цели публицистического стиля − информирование граж- дан о социально значимых событиях, которые происходят в стране и в мире, формирование общественного мнения. Публицисты стре- мятся максимально воздействовать на адресата текста, его сознание, настроение, миропонимание, не только дать информацию о чём- либо актуальном, существенном, но и интерпретировать ее.
Для текстов публицистического стиля речи характерны следующие
стилеобразующие факторы.
Сфера употребления: общественно-политическая жизнь.
Функции:информативная и воздействующая (сообщение в целях привлечения внимания к важному вопросу, убеждение в целях фор- мирования какой-либо позиции; побуждение к действию)
Стилевые черты:

82 1. Призывность, что определяется побудительным характером пуб- лицистической речи.
2. Полемичность(дискуссионность, спорность).
3. Эмоциональность.
4.Сочетание экспрессии и стандарта(поиск новых, необычных вы- разительных средств, эмоционально воздействующих на аудиторию, и употребление стандартов, языковых клише, связанных с частотой употребления этих средств языка − страны третьего мира, нанес-
ти ущерб, курс реформ, состав правительства, курс рубля и долла-
ра), логического и образного; оценочного и доказательного.
5. Экономия языковых средств (доходчивость, лаконичность, после- довательность изложения при информативной насыщенности).
6. Наличие позиции автора, которая проявляется в оценочном от- ношении к фактам, явлениям, событиям, так как текст рассматрива- ется как социальное действие, с помощью которого автор убеждает адресата в определенных заданных идеях. Например: открывается
блестящая перспектива, цинизм рекламы ).
7. Диалогизация (автор обращается к читателю или слушателю со своими мыслями, чувствами, оценками, поэтому в его изложении всегда проявляется авторское «Я».
8. Проявление оценочности в наличии ярлыков, то есть неодобри- тельной односторонней характеристикой личности или явления.
Ярлык «конденсирует» в себе отрицательный эмоциональный заряд, упрощает картину мира, делает ее двухмерной, черно-белой, таким образом способствуя шаблонизации читательского сознания. (на- пример: последний диктатор вропы – об А. Лукашенко).
7. Документальная точность − речь идет о реальных событиях.
Подстили и жанры публицистического стиля. В зависимости от конкретной сферы употребления выделяют два подстиля публици- стического стиля и соответствующие им жанры:


83
Информационный подстиль информирует читателей о социально значимых событиях, случаях, происшествиях, фактах. Жанры: ин- формационная заметка, корреспонденция, анонс, репортаж.
Собственно публицистический подстиль не только информирует читателей, но и воздействует на них. Письменные жанры: аналити- ческая статья, очерк (портретный, проблемный, путевой), эссе (раз- думья, размышления о жизни, литературе, искусстве и др.), фелье- тон, журналистское расследование, интервью.
К устным жанрам этого подстиля относятся ораторская речь, вы- ступление на митинге, на собрании.
Языковые средства, формирующие публицистический стиль ре-
чи.
В публицистическом стиле употребляются разнообразные пред- метно-тематические разряды лексики (например, из области эконо- мики, финансово-коммерческой и предпринимательской деятельно- сти, научно-технической и производственно-технической области), так как в публицистике обсуждается широкий круг актуальных про- блем. Публицистический словарь формируется из единиц различ- ных лексико-стилистических пластов. Здесь представлены высокие торжественные слова наряду с разговорными.
Информативная и воздействующая функции публицистического стиля также определяют отбор и организацию его языковых средств. Кроме того, автор публицистического текста обязательно должен учитывать фактор адресата и строить свой текст в соответ- ствии с его характеристиками (возраст, пол, уровень образования, социальный статус, уровень жизни, жизненные интересы). Важно и то, что публицистические тексты могут быть устными и письмен- ными. Следовательно, автор публицистического текста должен учи- тывать особенности человеческого восприятия информации, свя- занные со способом её передачи. Все это также влияет на отбор и организацию его языковых средств.
Основнымиособенностями этого стиля на уровне лексики являются широкое использование:

84
 общественно-политической лексики (общество, парламент, де-
мократия, авторитаризм, депутат);
 заимствованной лексики (саммит, коррупция, акция, брифинг,
мониторинг, менеджмент и др.);
 экспрессивных, выразительных, эмоциональных средств языка, широкое разнообразие лексики и фразеологии. В публицистике уместны: пословицы; художественно-изобразительные средства
(сравнения, метафоры), разговорная и даже жаргонная лексика:
тусовка, показуха, крутой, бабки, разборка и др.;
 семантически переосмысленных слов (перестройка, духовность,
прорыв, гласность, модель и др.).
К морфологическим особенностям публицистического стиля отно- сятся частое употребление:
 существительных с интернациональными суффиксами и пре- фиксами (например, националист, дезинформация);
 слов, образованных путем сложения (например, общественно-
политический, социально-экономический);
 форм страдательных причастий прошедшего времени (например,
открыт, изготовлен).
Для синтаксиса публицистического стиля характерны:
 эллиптические конструкции, то есть пропуск некоторых струк- турных элементов (например: Россия – на первом месте, а Бра-
зилия – на втором − о месте в спортивных соревнованиях);
 номинативные (назывные, односоставные) предложения (особен- но в заголовках): например, название статьи «Конверсия интел-
лекта»;
 парцеллированные (от франц. рarcel − часть) конструкции. Пар- целляция – это конструкция экспрессивного синтаксиса, пред- ставляющая собой намеренное расчленение связанного текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков. Например:
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хоро-
шая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая.


85
Я надел её… и отправился встречать Макса. » (Евгений Гриш- ковец).
Приведем в качестве образца публицистического стиля фрагменты текстов разных жанров.
1. Фрагмент аналитической статьи:
Беда ещё в том, что воспитательные ориентиры не могут быть
введены указом. Они должны передаваться из поколения в поколе-
ние в любой семье, каждой газетой и телепрограммой. Пока же в
общественном сознании представления размыты. Стратегия раз-
вития информационного пространства отсутствует.
2. Фрагмент эссе:
Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека.
И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счаст-
ливее. Но понимать произведения искусства далеко не просто.
Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в
расширении своего понимания искусства не может быть. Может
быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искус-
ство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и
в этом громадная щедрость искусства (Д.С. Лихачев).
3. Фрагмент интервью:
Как Вам удалось запустить такой успешный проект в наше не-
простое для бизнеса время?
− Кризис − это оправдание для слабых. Я считаю, что именно
трудности нас закаляют, мобилизуют скрытый творческий и де-
ловой потенциал и заставляют двигаться дальше.
− Какой Ваш любимый девиз?
− Жизнь слишком коротка, но еще есть время вписать в историю
свое имя.
− А что в жизни для Вас самое главное?
− Важнее семьи нет ничего и никого на свете. Работа, удовольст-
вие от работы − все это только ради близких людей.

86 4. Фрагмент фельетона:
На орбите планеты Земля появился марсианский корабль иноземно-
го производства; так уж вышло: в гадском НЛО, посланном воин-
ствующими амёбами с Красной планеты, что-то отказало. И завис
сей агрегат между небом и землёй, цель же посещения братьев по
разуму была вселенского масштаба. Они предлагали в разговорах о
литературе не «глаголом жечь сердца людей», но интегралами и
прогрессиями выжигать последние мозги.
5. Фрагмент информационной заметки:
Следователи нашли уникальную чудотворную икону XVII века. Ико-
на святой великомученицы Параскевы Пятницы была похищена из
храма Божией Матери «Знамение» села Красного Палехского рай-
она в 2004 году и считалась утраченной. Чудотворная икона будет
возвращена в иконостас церкви.
1.6. Разговорный стиль речи
Стилеобразующие факторы разговорного стиля речи. Разговор- ный (разговорно-обиходный) стиль используется в повседневно- бытовом общении. Его цель − непосредственная передача информа- ции, как правило, в устной форме, когда автор делится с окружаю- щими своими мыслями или чувствами в неофициальной обстановке.
Отсутствие официальных отношений между участниками обще- ния – одно из условий для того, чтобы разговорная речь состоялась.
Непосредственность общения предполагает возможность участни- ков речевого акта прямо и непосредственно обращаться друг к дру- гу.
Для текстов разговорного стиля характерны следующие стилеобра-
зующие факторы.
Сфера употребления: частная, повседневно-бытовая (дружеская, семейная и т. п.).


87
Функция:обмен информацией (мыслями и чувствами) в неофици- альной обстановке в форме непосредственного общения или в част- ной, неофициальной переписке.
Стилевые черты:
 непринужденность (неофициальность);
 спонтанность (неподготовленность), автоматизм речи;
 экспрессивность;
 использование невербальных средств;
 меньшая, чем в других стилях, степень регламентации, зависи- мость от взаимоотношений говорящих; большое влияние ситуа- ции, в которой протекает общение; зависимость от экстралин- гвистических факторов.Экстралингвистические факторы (от лат.
extra + lingua – внеязыковой) не входят в круг предметов, изу- чаемых лингвистикой, однако их знание помогает правильно ин- терпретировать значения языковых единиц в высказывании. Это позволяет предельно сокращать высказывание, могут отсутство- вать отдельные компоненты, но это не мешает правильно вос- принимать разговорные фразы.
Языковые средства, формирующие разговорный стиль речи. Для разговорного стиля характерны отсутствие предварительного отбо- ра языковых средств; автоматизм речи; обыденность содержания, диалогическая форма.
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона ре- чи, и прежде всего, интонация, именно она создает впечатление раз- говорности. Разговорной речи свойствен неполный стиль произно- шения, в котором наблюдается менее отчетливое произношение звуков, их сокращение (Марья Сергеевна – Марь Сергеевна), изме- няется качество звуков и даже наблюдается их полное исчезновение
(здравствуйте – здрасьте).
Для лексики разговорного стиля характерно:
 деление на две большие группы: 1) общеупотребительные слова
(город, час и др.); 2) разговорные слова (например, картошка);

88
 употребление просторечных слов, профессионализмов, диалек- тизмов, жаргонизмов, то есть внелитературных элементов (при- мер использования просторечия: А ты всё в бумагах возишься,
как мыша).
 действие закона «экономии речевых средств» (вместо названий, состоящих из двух или более слов, употребляется одно (сгущен-
ное молоко – сгущенка, пятиэтажный дом – пятиэтажка), вместо двух слов в устойчивом словосочетании употребляется одно (больничный лист – больничный);
 употребление фразеологизмов, которые придают речи образность
(например, как с гуся вода)
Словообразование разговорной речи характеризует черты, обуслов- ленные ее экспрессивностью и оценочностью. Широко используют- ся:
 суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.: (например, домище, холо-
дина);
 суффиксы с функциональной окраской разговорности (например:
раздевалка, дождик, работяга);
 слова с усечением основы (например: комп вместо компьютер).
В области морфологии разговорный стиль отличается от других стилей особой частотой использования:
 глаголов;
 личных и указательных местоимений, что обусловлено диало- гом, использованием невербальных средств общения, требующих частого употребления этого разряда местоимений;
 притяжательных прилагательных (например, папина работа);
 частиц и междометий.
Однако для разговорного стиля не свойственны краткие прилага- тельные, причастия и деепричастия;
В морфологии этого стиля отдается предпочтение вариантным фор- мам:


89
 существительных (в цеху, отпуску, на дому, стакан чаю, меду,
слесаря, цеха);
 глаголов (не слыхать).
В этом стиле востребованы разговорные формы степеней сравнения прилагательных (получше, труднее всех), наречий (побыстрей, по-
удобней), нулевые окончания в родительном падеже множественно- го числа существительных (пять килограмм, грамм, апельсин).
Для синтаксиса разговорной речи характерны:
 простые предложения, чаще неполные;
 необычный порядок слов живой речи. На первое место ставится самое важное в сообщении слово (Мобильник купил!);
 употребление местоимения, дублирующего подлежащее (Декан,
он скоро придет);
 использование вставных конструкций (Михаил – он порядочный
человек – хотел помочь…);
 широкое распространение лексических повторов (да-да, нет-
нет).
Приведем пример фрагмента текста разговорного стиля речи:
Все, что ни делается, все к лучшему! Я рада, на самом деле, что был
второй тур. Мне не нужна была победа любой ценой. И то, что мы на-
брали большинство голосов в первом туре, еще раз подтвердило то, что
наша кампания была честной. У меня нет никакой эйфории от победы,
хотя выборы были нелегкими < … > Нет потому, что, на самом деле,
именно завтра начнется самое сложное (из речи В. Матвиенко в связи с выборами на должность губернатораСанкт-Петербурга).
1.7. Художественный стиль речи
К стилеобразующим факторам художественного стиля относятся:
Сфера употребления: литература, искусство.
Функция: эстетическая (создание художественного образа, воздей- ствие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя; пе- редача мыслей и чувств автора.

90
Стилевые черты: образность, эмоциональность.
Для языковых средств, формирующих художественный стиль речи, характерноиспользование всего богатства лексики, тропов, фигур речи, стилистических средств других стилей, всех форм националь- ного языка.
Примером художественного стиля может служить следующий фрагмент текста:
Летали дремотно-вялые майские жуки, тяжело кружились над зе-
ленеющими берёзами. Невидимые, выплывали из сумерек леса, элек-
трическим каким-то, потрескивающим гудением объявляли о своём
приближении.
1.8. Стилистическая окраска слов
Понимание характеристики стилистической окраски слова позволя- ет говорящему или пишущему быть уместным в любой речевой си- туации. Так, разговорные слова нельзя употреблять в беседе с чело- веком, с которым мы связаны официальными отношениями, а высо- кая лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то значи- тельном, например, в выступлении ораторов, поэтической речи, где уместен патетический тон.
В современной лингвистике используется понятие экспрессивные
стили. Экспрессивные стили классифицируются в зависимости от заключенной в языковых элементах экспрессии. Для этих стилей важнейшей является функция воздействия.
К экспрессивным стилям относятся:
 торжественный (высокий, риторический);
 фамильярный (сниженный);
 интимно-ласковый;
 шутливый (иронический);
 насмешливый (сатирический).