Файл: Оценка информационных технологий в маркетинговой деятельности.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дипломная работа на тему «Оценка информационных технологий в маркетинговой деятельности»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия
1.1. Экономическая сущность и роль анализа информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия
1.2. Принципы и методы оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия
1.3. Современные тенденции и концепции анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности
Глава 2. Анализ и оценка информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия ООО “Бригантина”
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО “Бригантина”
2.2. Анализ применения информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия ООО “Бригантина”
2.3. Оценка эффективности использования информационных технологий на предприятии
Глава 3. Пути совершенствования информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия ООО “Бригантина”
3.1. Основные направления совершенствования информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия ООО “Бригантина”
3.2. Применение сети интернет для продвижения услуг предприятия ООО “Бригантина”
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий для предприятия ООО “Бригантина”
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время информационные технологии развиваются очень динамично, а их применение в маркетинговой деятельности предприятия имеет первостепенное значение. Для успешной реализации товаров и услуг современному потребителю, предприятие должно уметь эффективно использовать информационные технологии в маркетинговой деятельности, это определяется условиями постоянно растущей конкуренции, в частности её неценовых факторов. Предприятие должно продавать свои товары и услуги, сопровождая их оригинальным, содержательным и заманчивым обращением, которое могло бы убедить в соответствии таких товаров и услуг потребностям и желаниям потребителей.
Так же предприятие нуждается в надежной и эффективной информационной поддержке своей деятельности. Объем накапливаемых данных непрерывно растет, а их обработка усложняется. Быстрота сбора и анализа информации для принятия эффективных управленческих решений становится решающим фактором для ведения бизнеса. В этих условиях даже небольшие предприятия не могут обойтись без использования ИТ.
Маркетинг – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов, в котором применяются информационные технологии. В условиях постоянного развития рыночных отношений и роста конкуренции использование ИТ является стратегическим фактором повышения экономического благосостояния предприятия.
В маркетинге, как ни в какой другой сфере, определяющими являются проблемы связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации.
Опыт специалистов в данной области показывает, что в настоящее время многие предприятия, занимающиеся проведением маркетинговых исследований, часто используют весьма ограниченный набор аналитических инструментов, а иногда обходятся и вовсе без применения информационных технологий.
Таким образом, в современных условиях конкуренции особое значение приобретают проблемы анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия, что и определило актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются информационные технологии в маркетинговой деятельности предприятия.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия.
Целью исследования представленной выпускной квалификационной работы является проведение анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности туристического предприятия ООО «Бригантина».
В процессе исследования ставятся следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические основы анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия; -
проанализировать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Бригантина»; -
провести анализ и оценку использования информационных технологий на предприятии ООО «Бригантина»; -
определить направления совершенствования информационных технологий предприятия ООО «Бригантина»; -
разработать способы продвижения услуг на предприятии ООО «Бригантина» в сети интернет при помощи информационных технологий; -
дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
При написании представленной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследований: метод анализа документов, метод сравнений, метод факторного анализа, экономико-математический метод, PEST анализ, EFAS-анализ, модель пяти конкурентных сил М. Портера, горизонтальный и вертикальный финансовый анализ и анализ финансовых коэффициентов.
Теоретической и методологической основой для написания данной работы послужили нормативно-правовые, методические и справочные материалы, постановления, материалы ведомств, ресурсы сети интернет, научные статьи, труды отечественных и зарубежных авторов регламентирующие вопросы организации маркетинга.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались в ходе работы следующих научно – практических конференций: на II Международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы экономики и современного менеджмента» на темы: «Интернет – технологии в маркетинговой деятельности предприятия», «Методы принятия управленческих решений в маркетинге» (г. Симферополь, 21 ноября 2016г.). На Международной научно – практической конференции «Современный взгляд на будущее науки» на темы: «Эффективная информационная система на предприятии как основа стратегического менеджмента» (г. Казань, 20 марта 2017г.). Внедрение результатов исследования подтверждено соответствующими документами.
Информационной базой исследования является статистическая и бухгалтерская отчетность, а также данные внутреннего учета и оперативная информация. Представленная работа выполнена с использованием годовой бухгалтерской отчётности ООО «Бригантина» за 2014-2016 гг.: бухгалтерский баланс – форма № 1; отчёт о финансовых результатах – форма № 2.
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия
1.1. Экономическая сущность и роль анализа информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия
Современные условия конкуренции на рынке формируют практический и научный интерес к проблемам повышения эффективности использования информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия. Опыт специалистов в данной области показывает, что в настоящее время многие предприятия, занимающиеся проведением маркетинговых исследований, часто используют весьма ограниченный набор аналитических инструментов, а иногда обходятся и вовсе без применения современных информационных технологий[10, 15, 32].
Сложность задач экономического анализа практически во всех областях деятельности обуславливается тем, что многие ключевые параметры экономических моделей носят вероятностный характер. Необходимо также учитывать трудоемкость такого анализа, необходимость привлечения дополнительных специалистов и сторонних консультантов, работу специалистов, работающих на самом предприятии, и кроме того, невозможностью дать достоверную, достаточно точную оценку стоимости информационных ресурсов, а также оценить последствия различных нарушений в денежном выражении.
Важнейшими положительными сторонами использования ИТ, в первую очередь являются:
-
социальную – существенное увеличение «осмысленности» данных, циркулирующих в сообществах, представленных на той или иной площадке социальных сетей, вовлечение новых слоев общества в активное использование социальных сетей в повседневной жизни, интеграция социальных сетей и, как следствие, с увеличением взаимодействия между разными слоями общества, появление нового класса социальных сетей – сетей экспертных сообществ, предоставляющих независимые консультации в области своей компетенции;
-
экономическую – появление социальных бизнес-сетей, где производители товаров и услуг смогут быстро получать реальный отклик на свои новые решения, а потребители получат возможности разносторонней оценки предоставляемых товаров и услуг, а также быстрый доступ к приобретению нужных товаров и услуг; -
«политическую» – возможность создания социальных сетей, где формируется общественное мнение по поводу политики предприятия[43, с. 151].
Как следует из опроса, проведенного в 2015 году компанией Accenture совместно с The Economist Intelligence Unit, в котором принимали участие более 1400 руководителей маркетинговых подразделений и ИТ-служб, 40% директоров по маркетингу убеждены в том, что ИТ-служба их предприятий не понимает, насколько важна срочная интеграция современных информационных технологий в маркетинговую деятельность, а 43% руководителей считают, что требования и приоритеты отдела маркетинга меняются слишком часто и поспеть за ними просто невозможно. Так же руководители поделились своим мнением по поводу преимуществ использования ИТ (рис1.1).
Стоит отметить, что в опросе 2014 года менее трети (31%) руководителей предприятий отметили возможности получения дохода, инвестировав в ИТ, но в 2015 году уже 61% респондентов назвали внедрение ИТ одним из инструментов экономического роста[51, с. 5].
Отечественный бизнес начинает выходить из состояния, когда успех определялся, в основном, масштабом материальных активов, которыми обладает предприятие. На первый план среди факторов, определяющих успех бизнеса, выходят способности фирмы быстро создавать и развивать основу для эффективной работы в динамично развивающейся рыночной среде. В связи с этим, все больший интерес представляют собой нематериальные маркетинговые активы – торговые марки, базы данных и механизмы взаимодействия с потребителями, знания рынка и потребительского поведения, способности к созданию и реализации рыночных стратегий и технологий.
Все перечисленные активы имеют свойство достаточно быстро устаревать без соответствующего внимания со стороны предприятия, поэтому некогда успешные решения оказываются неэффективными и требуют дополнительной проработки. Если скорость перемен снаружи предприятия оказывается выше чем внутри, то это может означать что в скором времени у него могут возникнуть серьезные проблемы, порожденные конкуренцией[13, с.7].
Однако уже существуют программные средства, с помощью которых можно было бы проводить качественную обработку маркетинговой информации. Использование ИТ в маркетинге позволяет улучшить оперативность и качество принимаемых решений, что, в свою очередь, приводит к повышению экономических показателей и конкурентоспособности предприятий. Главной причиной неиспользования ИТ является отсутствие четко сформулированной концепции управления маркетингом на предприятии на основе использования современных технологий[29, с. 100].
Некоторые исследования консалтинговых предприятий свидетельствуют о том, что к 2017 г. руководителям маркетинговых отделов понадобится больше средств на ИТ, чем непосредственно причастным к ним ИТ-директорам[21, 31, 52].
В целом на сегодняшний день совокупный объем мирового рынка ИТ превышает два триллиона долларов США[19].
Самым крупным сегментом мирового рынка ИТ по объему расходов является оборудование[36]..
Российский рынок ИТ-услуг – наименее пострадавший во время последнего кризиса сегмент ИТ-рынка[35]. В 2015 году отечественные предприятия сокращали расходы на ИТ, старались переводить капитальные затраты в операционные, отдавали предпочтение проектам с быстрой отдачей и все чаще смотрели в сторону облачных услуг и ИТ-аутсорсинга[4, с.154].