Файл: Оценка информационных технологий в маркетинговой деятельности.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По итогам 2015 года TAdviser зафиксировал небольшой рост рынка ИТ-услуг в рублевом выражении (около 3%). Таким образом, его объем достиг отметки в 294,6 млрд рублей.
Увеличению спроса на ИТ-услуги способствует растущее многообразие и сложность корпоративных ИТ-систем. Они требуют больших затрат на установку, интеграцию, обслуживание и обучение персонала. Вследствие этого ИТ-аутсорсинг, то есть передача функций по поддержке и обслуживанию ИТ-инфраструктуры сторонним предприятиям, является одним из перспективных направлений развития ИТ индустрии.
Среди стратегических направлений развития ИТ особое место занимают аналитика больших объемов данных, интеграция мобильных устройств и технологий социальных сетей в корпоративную среду.
30 августа 2015 года аналитическая компания IDC опубликовала краткие результаты исследования российского рынка ИТ-услуг. Его объем ощутимо упал в долларах, но вырос в рублях, а IBM и SAP стремительно наращивают выручку от ИТ-услуг в России[33].
Согласно данным IDC, в 2015 году 30 из 100 крупнейших поставщиков ИТ-услуг на российском рынке – это международные компании. IBM и SAP показали наилучшие результаты, увеличив выручку в рублях на 40%.Агентство IDC опубликовало в сентябре 2014 года исследование, согласно которому объем рынка технологий и услуг в сфере больших данных будет ежегодно расти примерно на 26,4% и к 2018 г. достигнет 41,5 млрд дол.[9].
Согласно отчету Russia IT Services 2014–2018 Forecast and 2013 Analysis компании IDC, объем российского рынка ИТ-услуг в 2013 году вырос почти на 8% и составил 7,7 млрд дол. (269,8 млрд руб. по курсу ЦБ на 24 июля 2014 года). В 2013 году аналитики IDC прогнозировали, что рынок услуг в среднем будет расти на 12% в год, однако показатель пришлось снизить из-за ухудшения экономической ситуации в стране и оттока капитала, объясняет менеджер IDC по исследованиям Александр Прохоров.
ИТ-услуги занимали 22% всего ИТ-рынка России, отмечал представитель IDC Сергей Логинов. Исходя из этих цифр вся российская ИТ-индустрия заработала в 2013 г. около 35,15 млрд дол. (1232 млрд руб. по курсу ЦБ на 26 июля 2014 года)[20].
Многие учёные отмечают бурный темп роста соответствующих технологий и сервисов[5, 16, 17].
В крупнейших компаниях мира появляется соответствующая должность – директор по маркетинговым технологиям, значительно расширившая функции типичного маркетолога.
В общей сложности, насчитывается уже более 1000 поставщиков программного обеспечения для маркетинга с различной функциональной направленностью для любых платформ[42, с. 10].
Поскольку интернет-маркетинг и виртуальная торговля постепенно приходит на смену традиционным формам отношений с потребителями, особо заметным становится уровень взаимодействия ИТ с маркетинговыми исследованиями и поиском новых конкурентных решений[30, с. 84].
Две основные задачи ИТ в маркетинге:
-
предоставление информации для принятия маркетинговых решений; -
обеспечение инфраструктуры и каналов для предоставления услуг новыми способами[44, c. 317].
Достаточно часто предприятия сталкиваются с ситуацией, когда для проведения исследований не хватает каких-либо ресурсов (времени, человеческих ресурсов и т.д.). Поэтому для получения значимых результатов маркетинговых исследований в условиях ограниченности ресурсов целесообразным может быть использование современных ИТ, которые направлены на достижение оптимальных результатов деятельности предприятия. Например:
-
аналитические модели и методы принятия решений; -
информационные и интеллектуальные системы; -
различные инструментальные средства бизнес-моделирования; -
глобальные телекоммуникационные технологии в области рекламы и электронной торговли [18, c. 146].
Актуальным является использование интернет-маркетинга в деятельности предприятий. Одним из главных преимуществ реализации маркетинговых исследований в сети интернет является их доступность для любого предприятия. Интернет дает возможность проводить маркетинговую стратегию быстро, эффективно и с минимальными затратами.
Исходя из всего, можно утверждать, что интернет и современные ИТ оказывают большое влияние на построение единой маркетинговой информационной системы, так как интернет позволяет привлечь к сотрудничеству широкую аудиторию, а современные ИТ позволяют эффективно и быстро осуществлять ввод, хранение, преобразование, анализ маркетинговой информации[28, с. 64]. В таблице 1.1 представлены основные показатели, характеризующие эффективность маркетинговой ИС.
Таблица 1.1. Показатели, характеризующие эффективность использования маркетинговой ИС[44, c. 69].
№ | Направление воздействия | Ожидаемые результаты |
1 | Развитие товара | Сокращение затрат на проектирование, изготовление, реализацию товара |
2 | Качество товара | Сокращение брака |
3 | Продажи | Идентификация класса заинтересованных потребителей |
4 | Маркетинг-логистика | Улучшение обслуживания клиентов, повышение скорости доставки |
5 | Расширение свойств товара | Гибкость и адаптивность |
В целом маркетинговая информационная система дает множество преимуществ таких, как организованный сбор информации, предупреждение кризисов, координация плана маркетинга, скорость, результаты, выражаемые в количественном виде, анализ издержек и прибыли.
В качестве примера использования ИТ в маркетинге, приведем модель маркетингового плана, построенную с использованием программного продукта для моделирования бизнес-процессов предприятия –ARISExpress. Для построения модели использовался один из элементов данного инструментария – Generaldiagram.
Использование современных информационных технологий в маркетинге позволит улучшить качество и оперативность принятия решений, что приведет к повышению конкурентоспособности предприятий и улучшению их экономических показателей.
Таким образом, в современных условиях информатизации общества и конкуренции, а особенно влияния её неценовых факторов, предприятия не умеющие проводить эффективную маркетинговую политику обречены понести убытки. В свою очередь ИТ в таких условиях выступают эффективным инструментом проведения маркетинговой деятельности. Для повышения экономических результатов предприятия, руководителям необходимо уделять должное внимание анализу и совершенствованию маркетинговых исследований с применением различных ИТ, которых достаточно много на информационном рынке.
1.2. Принципы и методы оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия
Как уже говорилось в предыдущем подразделе, умение проводить анализ применения ИТ в маркетинговой деятельности предприятия, ведет к повышению эффективности использования таких технологий. Для более комплексного изучения темы работы, нам стоит выделить основные принципы и методы оценки ИТ в маркетинговой деятельности предприятия.
К основным функциям ИТ относят методы обработки данных. В качестве средства ИТ можно использовать как:
-
математические; -
технические; -
программные; -
информационные; -
аппаратные и другие инструменты[36 с. 4].
По мнению экспертов, основными принципами применения ИТ в маркетинговой деятельности предприятий являются:
-
целесообразность; -
наличие компонентов и структуры; -
взаимодействие с окружающей средой; -
целостность; -
развитие во времени[18, 27, 37].
В свою очередь, целесообразность – главная цель реализации ИТ, состоит из:
-
повышения эффективности производства на базе использования современных персональных компьютеров (ПК) и вычислительных систем; -
нахождение новых потребителей; -
распределенной обработки; -
распределенных баз данных; -
различных информационных и вычислительных сетей путем циркуляции и обработки информации.
Кроме того, каждая информационная технология имеет свою структуру и функциональные компоненты.
Функциональные компоненты – это конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации. Её информационная структура представляет собой внутреннюю организацию, сочетающую взаимосвязь составляющих ее компонентов, объединенных в две большие группы:
-
сильные технологии; -
базы знаний.
Модели предметных областей представляют собой набор описаний, которые обеспечивают понимание между пользователями, специалистами и корпоративными разработчиками. А базовая технология–это комплекс технических средств автоматизации, системного и инструментального ПО, которые финансируют подсистемы хранения и обработки информации[25 с.54].
Для повышения эффективности работы предприятия и совершенствования маркетинговой деятельности необходимо придерживаться следующих принципов:
-
правильное построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; -
подбор высококвалифицированных специалистов по маркетингу (маркетологов); -
создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговой службы предприятия; -
четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности в системе управления маркетингом; -
организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб с остальными службами предприятия[7,с. 21].
Организационная структура отдела маркетинга должна максимально соответствовать специфике данного предприятия, его ресурсным возможностям, направлению выпускаемой продукции и обслуживаемых рынков. Поэтому на каждом предприятии существует своя, отличная от других предприятий, организационная структура отдела маркетинга, которая соответствует товару, функции данного предприятия или того и другого одновременно[7, с. 22].
Информационные технологии и такой инструмент как сайт предприятия необходимо расценивать, как часть коммуникационной стратегии, следовательно, в основу продвижения инновационного предприятия необходимо ставить идею, план и способ ее реализации, полностью соответствующие коммуникационной стратегии предприятия[22, с. 74].
Успех создания эффективной бизнес-идеи зависит не только от творческого потенциала исполнителя, но и от серьезной предварительной работы по сбору, обработке и анализу информации по предстоящему проекту создания сайта предприятия:
-
анализ сложившейся ситуации на рынке работы предприятия, занимаемые им позиции, характеристики продукции и услуг, основные характеристики аудитории; -
анализ сайтов прямых конкурентов предприятия, необходимый для эффективной отстройки от конкурентов и учета ошибок, допущенных другими «игроками рынка»; -
формулировка задач, стоящих перед создаваемым ресурсом, выделение акцентов, разработка основного послания к предполагаемой аудитории;
На основе определенного информационного послания к аудитории, вырабатывается «Ключевая идея» проекта, включающая в себя, в зависимости от ситуации: