Файл: 2. Пять задач Стратегического управления Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изменения в отрасли и экономике в целом, в юридической, политической и иных значимых сферах.

2. Разработка конкурентной стратегии и рыночной политики, обеспечивающих устойчивое преимущество на рынке.

3. Накопление необходимых знаний и средств производства.

4. Координация стратегических инициатив функциональных подразделений.

5. Решение конкретных стратегических проблем компании.

 

Сильная бизнес-стратегия обеспечивает значительное и устойчивое конкурентное преимущество, слабая приводит к ослаблению конкурентных позиций!

 

Функциональная стратегия.

Функциональная стратегия – план деятельности функциональных единиц (НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание покупателей, сбыт, финансы, кадры и пр.) в рамках подразделений.

Главная ответственность за формирование функциональной стратегии лежит на руководителе функционального подразделения.

Формат функциональных стратегий отдельных подразделений компаний рассмотрен более подробно в теме 9.

 

Операционная стратегия.

Операционная стратегия определяет принципы управления звеньями организационной структуры (заводами, отделами продаж, центрами распределения) и решение стратегически важных оперативных задач (закупка, управление запасами, ремонт, транспортировка, реклама).

Операционная стратегия содержит принципы руководства ключевыми структурными (бизнес) - единицами (заводами, отделами продаж, центрами распределения).

Подход к формированию стратегии бизнес-единицы изложен в примере.

 

Пример.

 

Определение стратегии бизнес-единицы:

1. Ключевые вопросы формулирования целей бизнес-единицы:

·    Каких финансовых целей (например, каких доходов на активы) предполагается достичь?

·    Какую рыночную позицию (например, по рыночной доле) планирует занять бизнес-единица и какие задачи по удовлетворению запросов потребителей решить?

·    Какие внутренние задачи (например, удержание сотрудников, сокращение времени цикла) предполагается решить?

·    Какие инновационные и обучающие цели (например, процент продаж, получаемый от реализации новых продуктов) стоят перед компанией?

 

2. Определение масштабов деятельности бизнес-единицы:

·    На какие потребительские сегменты будут направлены усилия?


·    Каким будет географическое присутствие компании на рынке?

·    Какой набор товаров и услуг будет предложен целевым потребителям?

 

3. Определение планируемых баз для получения конкурентного преимущества:

·    По каким координатам компания планирует опережать конкурентов и сохранять превосходство?

·    По каким координатам будет сохраняться паритет с ними? Почему?

·    По каким координатам компания может отставать от них? Почему?

 

4. Проектирование системы цепочки ценности для бизнес-единицы:

·    Какой основной подход к проектированию архитектуры цепочки ценности будет реализован?

·    Какие виды деятельности, связанные с потребителями, следует осуществлять компании самостоятельно?

·    Какие виды деятельности, связанные с потребителями, будут переданы для выполнения партнерам по бизнесу (включая вариант формирования союзов или создания совместных предприятий)? Каким образом мы снизим/устраним риски невыполнения, непропорционального изъятия ценности или вытеснения, возможные при взаимодействии с партнерами по бизнесу?

·    Имеются ли у нас ресурсы и ТОП-характеристики для появления указанных разновидностей партнерств для создания ценности?

·    Если реализация будет осуществлена так, как планируется, приведет ли учреждение партнерств к созданию желаемой потребительской ценности, конкурентному преимуществу и росту акционерной стоимости?

 

5. Управление цепочкой ценности:

·    Каковы факторы, влияющие на потребительскую ценность, структуру издержек и инвестиции в активы, по каждому виду деятельности в цепочке ценности компании?

·    Как компания будет управлять каждым фактором по ценности и издержкам, чтобы обеспечить конкурентное преимущество?

·    Как будет гарантирована высокая степень интегрированности между видами деятельности, входящими в цепочку ценности, в том числе и выполняемыми партнерами по бизнесу.

 

Вопрос 2. Алгоритм разработки стратегии.

 



 

Рис.22. Алгоритм разработки стратегии диверсифицированной компании

 



 

Рис.23. Алгоритм разработки стратегии диверсифицированной компании



 

Вопрос 3. Важнейшие характеристики корпоративной стратегии.

 

Масштаб деятельности корпорации.

Для определения масштаба деятельности корпорации необходимо ответить на следующие вопросы: Таблица 45.

 

Таблица 45.

Масштабы: ключевые вопросы и аспекты

 

Корпоративный уровень

Масштаб бизнеса

 

Координата заинтересованных сторон

Взаимосвязанность

 

 

Средства для изменения масштабов

 

 

Стратегические вопросы

 

 

 

Стратегические вызовы

 

 

 

Уровень бизнес-единицы Ассортимент продукции

 

Охват потребителей

 

 

 

Географическая координата

 

Вертикальный охват

 

Координата заинтересованных сторон

 

 

 

Средства для изменения масштабов

 

Стратегические вопросы

 

Стратегические вызовы

Каким бизнесом занимается компания?

Какими видами бизнеса хочет заниматься?

 

Какие заинтересованные стороны может использовать компания для достижения своих целей?

Каким образом виды бизнеса компании должны быть связаны друг с другом, если это необходимо?

 

Внутреннее развитие, поглощение других структур, создание союзов, изъятие капитало­вложений, координирование действий с заинтересованными сторонами (игнорирование интересов отдельных заинтересованных сторон)

В какие секторы бизнеса следует инвестировать?

Следует ли сохранить текущий уровень инвестиций?

Следует ли сократить инвестирование или даже отказаться от него?

Как компания может повысить ценность для потребителей ее отдельных видов бизнеса? Что может быть основой синергии между двумя и более видами бизнеса корпорации?

 

Какой ассортимент продукции компания

хочет предложить на рынке?

Какие категории потребителей компания хочет обслуживать?

Какие потребительские запросы планирует удовлетворять?

Где (в каких регионах) компания будет предлагать свою продукцию?

 

Какие связи компания имеет (или хочет иметь) с поставщиками и заказчиками?

Какие заинтересованные стороны компания может использовать для достижения своих целей?

Добавление/изъятие продукции, обслуживание новых потребителей или отказ в обслуживании прежних, выход на новые регионы или уход со старых, координирование действий с заинтересованными сторонами (или игнорирование интересов отдельных заинтересованных сторон)

В какие виды продукции следует инвестировать?

Следует ли сохранить текущий уровень инвестиций, а может быть, надо сократить инвестирование или вообще от него отказаться? Какие отношения компания хочет развивать с заинтересованными сторонами?

Каким образом можно выявлять и использовать возможности?

Какова для этого наилучшая стратегия?


 

Связанность составляющих.

Все составляющие корпоративной стратегии связаны между собой и должны в конечном итоге поддерживать и развивать конкурентоспособность компании. Определить конкурентный облик компании по ее ключевым координатам можно с помощью табл. 46.

 

Таблица 46.

Конкурентный облик: примеры вариантов по ключевым координатам

 

Ширина товарной серии

Предлагаемый ассортимент

Характеристики продукции

 

Стиль

Дизайн

Сигнальные характеристики Размер и форма

Функциональность продукта

 

Общие показатели работы

Надежность

Продолжительность работы

Скорость

Вкусовые характеристики

Обслуживание

 

Техническая поддержка

Ремонт продукции

Наличие горячих линий

Обучение потребителей пользованию продуктом Гарантии

Наличие

 

Доступ через каналы дистрибьюции

Возможность оптовой покупки

Насколько быстро продукт может быть получен

Имидж и репутация

 

Название бренда

Имидж продукции высшего качества Репутация высокого качества обслуживания

Продажи и отношение

 

Продавцы, умеющие в подробностях описать большое число продуктов

Тесные связи с каналами дистрибьюции

Давние отношения с крупными конечными пользователями

Цена

 

Прейскурант

Скидки

Сравнение по параметрам работы и цены

Сравнение по параметрам цены и ценности

Позиция

 

Хочет иметь или сохранить, а  отказаться?

 

Продукты

 

Какого места она хочет добиться по каждому виду бизнеса в показателях лидерства на рынке?

Перечисленные ниже вопросы должны быть заданы в отношении каждой товарной серии:

Какую рыночную долю компания хочет получить и за какое время?

Какие типы новых потребителей она хочет привлечь? От каких конкурентов она хочет получить часть их доли?

Дифференциация

 

Какого типа дифференциации она хочет добиться?

Акционеры/владельцы

Что хочет получить организация ДЛЯ своих заинтересованных сторон?

На какой уровень акционерной стоимости она стремится выйти?

Какие поступления (например, выраженные в показателе прибыли на инвестированный капитал) она ожидает от конкретных капиталовложений?

Сотрудники

 

Какого уровня профессионализма она хочет добиться от сотрудников всех уровней?

Какой уровень вознаграждения хочет предоставить сотрудникам, занятым на всех уровнях?

Органы власти

 

Каким образом организация может помочь достижению своих целей за счет взаимодействия с теми или иными властными структурами?

Что она может сделать для обеспечения xopoшего управления обществом?

Потребители

 

Какого уровня удовлетворения потребителей и какой ценности для них она хочет добиться?

Каким образом организация может помочь своим потребителям в достижении их целей?

Общество

 

Каким способом организация хочет продемонстрировать, что она - «хороший гражданин»?

 Существуют ли какие-то социальные проекты, которыми она хочет помочь финансово или как-то иначе?


 

Методы управления масштабом и связанностью

 

Причиной изменения масштабов деятельности может быть любая из перечисленных ниже (в том числе и сразу несколько):

·   изменения в потребительской или конкурентной среде, в результате чего текущая стратегия компании становится менее привлекательной;

·   результаты деятельности отдела исследований и разработок, обещающие перспективные приложения за пределами текущих видов бизнеса;

·   изменения потребительского спроса в сторону расширения ассортимента;

·   возможно, «упущена» какая-то крупная техническая новинка;

·   недовольство акционеров по поводу ненужного, на их взгляд, создания акционерной стоимости в неключевых видах бизнеса, сопровождающееся требованием изъятия капиталовложений из этих направлений.

 

Каждая из этих ситуаций, как и множество других, вызывает необходимость в изменении масштабов деятельности корпорации.

Хотя такие изменения могут стимулироваться множеством обстоятельств, для расширения или сокращения масштабов деятельности существует ограниченное число методов. Расширение, например, может проходить за счет внутреннего развития, поглощения или создания того или иного стратегического союза (лицензирование, франчайзинг, совместное предприятие).

 

Одним из основных таких изменений может стать внутреннее развитие.

 

Новый вид бизнеса в рамках компании, как правило, создается «из ничего»: разрабатывается товар или услуга, возникают соответствующие структуры, ведутся операции, идет маркетинг. Во многих случаях это решение становится альтернативой приобретению существующего бизнеса.

На решение вопроса о создании нового вида бизнеса влияют несколько факторов. Во-первых, насколько тесно новый вид бизнеса связан с уже существующими в компании. Чем теснее такая связь с точки зрения технологии, технологического или производственного процесса, целевых потребителей или продукции.

 

Критерии оценки успешной стратегии.

Критериями оценки успешной стратегии являются:

1. Соответствие среде.

Стратегия должна соответствовать условия отрасли, конкуренции, рыночным возможностям и угрозам и другим аспектам внешней среды компании. При этом учитывать сильные и слабые стороны, ее компетенции, конкурентные возможности.