Файл: 2. Пять задач Стратегического управления Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Барьеры для новых участников.

3. Рыночная власть покупателей.

4. Рыночная власть поставщиков.

5. Угроза со стороны взаимозаменяемых продуктов или услуг.

 

Эта схема имеет исключительное значение для правильного понимания взаимоотношений между различными силами в бизнесе. Очень часто приходится слышать употребления выражения «деловой партнер». Как правило, под этим выражением понимаются лицами, с которыми компания имеет взаимный интерес или осуществляет совместную деятельность. Но если мы внимательно приглядимся к этой схеме, то мы увидим, что все «партнерские» отношения разбиваются на отношения между поставщиками и клиентами или между конкурентами, следовательно, они несут конкурентную угрозу. Это необходимо всегда учитывать при заключении партнерских соглашений. Информация, которую компания передает своему партнеру, должна ограничиваться исключительно совместными интересами и предметом соглашения.

Взаимодействие сотрудников двух компаний в процессе реализации «партнерского соглашения» должны быть выстроены таким образом, чтобы не допустить утечки иной информации или пересечения иных финансовых потоков компаний.

Схематично контрольный перечень этих сил приведен в Рис. 1.

 



 

Рис. 1. Пять конкурентных сил

 

Вопрос 4. Глобализация конкуренции.

 

Интегрирование глобальной и локальной конкуренции.

Термин «глобализация» был использован впервые американским ученым Левитом в 1983 г. Он обозначил им феномен слияния, интеграции рынков продуктов, производимых транснациональными корпорациями.

 

Глобализация – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.

 

Другое определение «Глобализации» описывает ее как «наиболее экстенсивный этап развития организации, при котором интересы компании простираются по всему миру. Стратегия в данном случае вырабатывается исходя из особенностей требований потребителей в различных странах и местных культур».

Наиболее ярким примером. Который характеризует глобализацию и определяет ее сущность (см. пример).

 

Пример.

 

Глобализация.

«Это когда английская принцесса со своим арабским любовником на немецкой машине с датским мотором и испанским водителем
, опившимся шотландским виски, гибнет в Париже, спасаясь от итальянских папарацци».

 

Таким образом, ярко высвечивается суть глобализации – интеграция.

 

Главное влияние глобализации на современную жизнь – это влияние новых, на современном этапе развития общества информационных технологий на общество и, шире, на человечество в целом.

 

Новая технология открывает в развитии человечества новый этап тогда и только тогда, когда ей оказывается по силам качественно изменить общественные отношения.

 

Главное в глобализации – изменение самого предмета человеческого труда.

Современные информационные технологии сделали наиболее прибыльным, наиболее коммерчески эффективным бизнесом не преобразование окружающей среды, мертвых вещей, но преобразование живого человеческого сознания – как индивидуального, так и коллективного.

 

Транснациональная корпорация (ТНК) как конкурентное преимущество в условиях глобальной конкуренции.

Транснациональные корпорации возникают в США как вынужденная необходимость развития бизнеса в силу ее геополитического положения.

Компании США нуждались в привлечении новых платежеспособных клиентов для своих товаров, а таковые находились в Европе. Экспортировать товары в Европу морским или воздушным транспортом было немыслимо дорого. Эти товары не выдерживали ценовой конкуренции по сравнению с европейскими. Приблизить потребителя к производству было невозможно, поэтому была выбрана стратегия приближения производства к потребителю. Вывоз к месту проживания целевой группы потребителей капитала для создания производственных мощностей, а не товаров – вот стратегия создания транснациональных корпораций.

Последующий этап развития транснациональных корпораций показал, что другой стратегией их развития, основанной на стратегии минимизации издержек, становится вывоз капитала для создания производственных мощностей и производства продуктов в местах расположения дешевой ресурсной базы. Когда последующие расходы на транспортировку товара к потенциальным потребителям с лихвой окупаются минимизацией расходов на их изготовление.

Необходимым ресурсом, позволившим реализовать эту стратегию, становится развитие информационных технологий и, в первую очередь, возможность совершения электронных платежей. Бесконтрольное со стороны государственных налоговых органов перемещение финансовых средств из одной страны в другую в рамках отделений одной корпорации, позволяет перемещать их на историческую родину – место регистрации головной компании, нести основную налоговую нагрузку на территории страны, резидентом которой она является, и выплачивать максимальные дивиденды главным акционерам – гражданам этой же страны.


Реализацию этой задачи облегчают международные стандарты финансовой отчетности, затрудняющие идентификацию мест происхождения финансовых средств в рамках транснациональной корпорации, предоставляющей для внешних контролирующих органов консолидированную отчетность.

Более подробно управление транснациональными корпорациями рассматриваются в курсе «Корпоративное управление». Основные характеристики 10 компаний «флагманов глобализации» представлены в табл. 4.

 

Вопрос 5. Ключевые Факторы успеха в конкурентной борьбе.

 

Одним из важнейших факторов успеха в конкурентной борьбе является восприимчивость к изменениям в окружающей среде. Обычно компании, достигшие успеха в конкурентной борьбе, успокаиваются и начинают считать, что они обошли конкурентов и могут позволить себе «отдохнуть». Однако современная быстроменяющаяся внешняя среда приводит нам массу примеров, когда такая позиция приводила к потере конкурентных преимуществ и утрате лидирующих позиций в отрасли и на рынке. Руководство компании должно использовать специальные методы и приемы для предотвращения развития подобной ситуации, описанные в табл. 4.

 

Таблица 4.

Методы и приемы корпоративного восприятия изменений окружающей среды2

 



Метод

Приемы

1

Средство против самодовольства

1. Выберете среди своих сотрудников «защитников конкурентов», которые будут изучать и адаптировать к вашим нуждам стратегии и технологии ваших соперников и других компаний, занятых решением аналогичных задач.

2. Поручите кому-либо отслеживать ошибки, допускаемые конкурентами, и не допускайте повторения этих ошибок вашей компанией.

3. Используйте партнерства для того, чтобы обогатиться новыми навыками и идеями.

2

Средство против незыблимости видения

1. Убедитесь в том, что ваши приоритеты совпадают с приоритетами потребителя.

2. Поручите каждому из топ-менеджеров лично отвечать за работу с ключевыми клиентами.

3

Средство против позитивного настроя

1. Награждайте сотрудников, которые обнаруживают изъяны или потенциальные проблемы в используемых компанией методах и схемах.

2. Поощряйте гонцов, которые предупреждают о приближении неприятеля (но не паникеров, которые разносят весть о конце света).

4

Средство против перфекционизма

1. Когда компании удается полностью выполнить поставленную перед ней задачу, выбирайте новую цель, а не ограничивайтесь поднятием планки.

2. Добейтесь того, чтобы высший руководящий состав на собственном примере демонстрировал подчиненным, как важно признавать свои ошибки и учиться на них.

3. Для оценки своих достижений используйте объективные критерии, в особенности когда речь идет о рутинных операциях или работе централизованных вспомогательных служб.

4. используйте все средства (например присвоение титула «ошибка месяца») для того, чтобы поощрять эксперименты, которые не приносят материальной выгоды, но обогащают компанию новыми знаниями.

5

Средство от избытка командного духа

1. Требуйте от сотрудников подготовки «особых мнений» и докладов, которые представляют аргументы в пользу второго по предпочтительности варианта действий.

2. Создайте многофункциональные команды и разнообразные рабочие группы, члены которых смотрят на выполняемую ими работу под разным углом.

3. Интересуйтесь мнением сторонних наблюдателей.

4. Сохраняйте способные к новаторскому мышлению группы, чтобы их члены могли оказывать друг другу поддержку.

6

Средство от защитно-пропагандистских рефлексов

1. Не допускайте юристов, специализирующихся на работе с претензиями, и представителей по связям с общественностью к участию в разработке стратегий, планировании и принятии основополагающих решений.

2. Не позволяйте себе мыслить категориями минимизации ущерба. Сфокусируйтесь на реальном устранении ущерба и его причин.


 

Характеристики 10 компаний, лидеров по фактору «глобальность» из списка FORTUNE World`s Admiered Companies

 

Наименование и структура

Краткая характеристика

Выручка,  мил. долл./рост за 2003 г.

Прибыль,  мил. долл./рост за 2003 г.

Активы,  млн. долл.

Капитализация, млн. долл. (на 12.04.04.)

Количество служащих/рост за 2003 г.

Место в списках FORTUNE 2004/2003 г.

Procter&gamble около 300 наименований продукции P&g  представлено в 140 странах

Сила P&g  в брендах. Ежегодный доход 13-ти из них превышает 1 млрд. долл. Самые известные: always, ariel, bounty, pampers, Pringles, tide. Основные направления деятельности P&g : производство моющих, чистящих и косметических средств, средств личной гигиены и по уходу за детьми, напитков и закусок. Основные конкуренты: jonson&jonson, Kimberly-clark, unilever.

 

 

43 377

 

7,8 %

 

 

5 186

 

19,2 %

 

 

43 706

 

 

 

 

138 442

 

 

98 000

 

3,9 %

 

FORTUNE 500

28/31

 

World`s Admiered Companies

9/7

Citigroup 4 500  офисов и отделений более чем в 100 странах

Около 49 млн. долл. – ежедневная чистая прибыль в 2003 г. Крупнейшая в мире финансовая компания оказывает банковские услуги, предоставляет кредиты и ссуды ( в основном через Citibank), управляет активами и инвестициями и занимается страхованием. Кроме того Citigroup – крупнейшая американская компания по размеру активов. Основные конкуренты: bank of America, Deutsche bank, j.p. morgan chase.

 

94 713

 

- 6,0 %

 

17 853

 

16,9 %

 

1 264 032

 

268 931

 

259 000

 

1,6 %

 

FORTUNE 500

8/6

World`s Admiered Companies

12/25

Nestle 508 фабрик почти в 100 странах

Крупнейшая в мире компания-производитель продуктов питания Nestle   - лидет по производству кофе (Nescafe) и бутилированной воды (Perrier).  Среди конкурентов отличается наибольшими в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки. Кроме того, покупка компании Ralson Purina  в 2001 году позволила Nestle   стать ведущим игроком на рынке производителей кормов для домашних животных. Основные конкуренты:  conagra, danone

 

65 460

 

13,7 %

 

4 623

 

- 5,3%

 

70 445

 

99 284

 

253 000

 

- 0,5 %

 

World`s Admiered Companies

21/19


 

Caterpillar  дилерская сеть почти в 200 странах

 Мировой лидер во всех сферах своей деятельности Сaterpillar производит строительную и сельско-хозяйственную технику, горное оборудование, лесозаготовительные машины, дизельные и газовые двигатели, промышленные газовые турбины, генераторы электроэнергии. Компания также развивает свою сеть электростанций по всему миру. Основные конкуренты: cnh global, cummins, komatsu.

 

IBM  ведет операции в 160 странах мира

Мировой лидер среди поставщиков компьютерного оборудования. Производит ПК и ноутбуки, серверы и системы хранения данных, программное обеспечение, полупроводники и целый ряд сопутствующей продукции. Приобретение консалтингового подразделения компании pricewaterhousecoopers в 2002 году позволило ibm создать крупнейшую в мире консалтинговую организацию - ibm business consulting services. Основные конкуренты: dell, hewlett-packard, microsoft.

 

UPS

Крупнейшая в мире служба доставки ups перевозит более 13 млн посылок и писем в течение рабочего дня. Парк ups состоит примерно из 88 тыс. автомобилей и более 575 самолетов, что позволяет компании обслуживать почти 1,8 млн клиентов в день. Менеджеры, служащие, пенсионеры и семьи основателей ups владеют 90% акций, которые обеспечивают им

99% голосов в компании. Основные конкуренты: fedex, u.S. postal service.

 

Occidental petroleum добывает нефть и газ, и газ более чем в 60 странах на пяти континентах

 

Широко используя богатое наследие технологического ноу-хау Запада,

производит химикаты, изделия из пластмассы и продукты нефтехимии. Объем доказанных

запасов нефти компании в США, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке составляет

пяти континентах около 2,2 млрд баррелей. Основные конкуренты: duропt, еххоп mobil, гоуа\ dutch/shell group.

 

BP

Ьр, или Ьо (от big oil- "большая нефть"), - крупнейший в мире нефтяной онцерн. Компания образовалась в 1998 году слиянием british petroleum и амо и значительно увеличила активы

за счет приобретения atlantic richfield сотрапу (агсо). Объем доказанных запасов нефти Ьр составляет 18,3 млрд баррелей. В сентябре 2003 года, объединив усилия и активы, Ьр, "альфа-групп" и access/Ренова третью по величине нефтедобывающую компанию России - ТНК-BP. Основные конкуренты: chevrontexaco, еххоп mobil.

 

Microsoft представительства в 90 странах

Флагман мирового производства программноro обеспечения microsoft осваивает новые направления деятельности. В поисках перспектив роста компания наладила производство игровых приставок, развивает интерактивное телевидение и доступ в Интернет. Свое программное обеспечение microsoft намеревается преобразовать в веб-портал технической поддержки частных и корпоративных клиентов. Основные конкуренты: ibm, oracle, time warner.

 

Coca-cola

Крупнейшей в мире компании-производителю безалкогольных напитков the coca-cola сотрапу принадлежат четыре из пяти ведущих брендов рынка: coca-cola, diet coke, fanta

и sprite. Всего coca-cola производит около 400 наименований напитков, включая кофе, соки, витаминизированные прохладительные напитки и несколько сортов чая.

Основные конкуренты: cadbury schweppes, nestle, pepsico.