Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Резюме.
1. «Стратегическое управление» можно охарактеризовать как совокупность следующих понятий:
· разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов (долгосрочному бизнес-успеху) (стратегическое управление как процесс);
· подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации (стратегическое управление как подсистема системы управления организацией);
· деятельность, направленная на преобразование системы в желаемое, заранее заданное состояние (стратегическое управление с точки зрения теории систем).
2. Три ключевых вопроса, ответы, на которые дает менеджерам стратегическое управление:
· Каковы цели нашей организации?
· Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?
· Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?
3. Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей.
4. Различная реакция организаций на происходящие изменения предопределяет и различные стили их поведения на рынке. Все они являются производными от двух типичных стилей – приростного (инкременталистского) и предпринимательского.
5. Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать.
6. Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.
7. Все современные организации являются открытыми системами.
8. С точки зрения теории систем реализация стратегии организации представляет собой внесение изменений в качественные характеристики организации как системы и элемента системы внешней среды, то есть перевод системы в другое, более устойчивое и конкурентоспособное состояние.
9. Поскольку любая система стремится к стабильности, то реализация стратегии является не чем иным как вывод системы из состояния стабильности, что обязательно должно вызывать у системы сопротивление, которое мы наблюдаем как во внешней среде, так и во внутренней среде организации, реализующей стратегические изменения.
10. Позиция различных заинтересованных лиц (Stakeholder theory) – теория, согласно которой на выработку целей компании влияют все лица, заинтересованные в данном бизнесе. Наряду с акционерами это могут быть директора, менеджеры, другие наемные работники, потребители, государство, субподрядчики и даже простые жители - в случае, если деятельность фирмы оказывает влияние на окружающую среду.
11. Заинтересованные лица могут способствовать как успеху и процветанию компании, так и ослаблению ее конкурентоспособности и даже гибели. Поэтому прежде чем приступать к разработке целей компании необходимо провести анализ заинтересованных лиц.
12. Существует пять конкурентных сил, которые действуют в индустрии и определяют ее прибыльность. Эти пять сил представляют собой:
· Соперничество между существующими фирмами;
· Барьеры для новых участников;
· Рыночная власть покупателей;
· Рыночная власть поставщиков;
· Угроза со стороны взаимозаменяемых продуктов или услуг.
Литература:
1. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТЕИС, 2004.
2. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
3. 10 вопросов к глобализации. Большой мир/тенденции//Большой бизнес, 2004, май, № 5 (10), с. 24-47.
4. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с анг. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004.
5. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Раздел IV. – М.: ИНФРА-М, 1999.
6. Томпсон А.А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
7. Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс MBA по стратегическому менеджменту / Пер. с анг. – М.: Альпина Паблишер, 2002.
8. Финкельштейн Сидни. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические выводы. Пер. с анг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
9. Charan R., Covin G. Why CEO’s Fail / Fortune. 1999. 21 June.
10. Kaplan, Robert S., David P. Norton, “The Balanced Scorecard – Measures That Drive Performance”, Harward Business Review, January – February 1992, p. 71-79.
11. www.mhhe.com/thompson
Тема 2. Пять задач Стратегического управления
Содержание темы:
1. Введение.
2. Формирование стратегического видения будущего компании.
3. Постановка целей.
4. Разработка стратеги.
5. Реализация стратегии.
6. Резюме.
Введение.
Суть стратегического аспекта в управлении - эффективная адаптация к внешним изменениям и поддержание устойчивой конкурентоспособности среды.
А.А. Томпсон определяет стратегическое управление (менеджмент) как "деятельность по стратегическому менеджменту, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на стратегическое управление. Способности к стратегическому менеджменту предполагают наличие пяти элементов:
1) умение смоделировать ситуацию,
2) умение выявить необходимость изменений,
3) умение разработать стратегию изменений,
4) умение использовать в ходе изменений надежные методы,
5) умение воплощать стратегию в жизнь" и состоит из пяти взаимосвязанных частей (Рис. 2.).
Рис. 2. Пять задач стратегического менеджмента
Основная цель темы – дать представление о 5 основных задачах стратегического менеджмента и модели стратегического управления.
По окончанию изучения слушатели должны уметь:
· знать: основные этапы и модель стратегического управления;
· уметь: формулировать и обосновывать миссию, цели и стратегическое видение компании,разработать программу реализации выбранной стратегии развития.
Вопрос 1. Формирование стратегического видения будущего компании.
Разработка стратегии компании начинается с формирования видения и выбора направления развития.
Формирование стратегического видения начинается с создания трех основных ее компонентов:
· Миссии компании, определяющей положение и бизнес компании в настоящее время;
· Долгосрочного курса, вырабатываемого на основе миссии и определяющего стратегические направления развития компании;
· Четкой формулировки стратегического видения, обеспечивающей получение широкой поддержки стратегии всеми сотрудниками компании.
Миссия как нравственная парадигма компании.
Миссия (mission) - наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и четко выражающая основную причину существования организации. Цели l-го и более низких уровней полагаются для осуществления миссии организации. Зачастую по тому, как организация формулирует свою миссию, можно судить о том, насколько ясна ее стратегия.
Формулировка миссии содержит описание трех элементов:
1. Потребности клиентов или лиц, заинтересованных в деятельности компании (какую общественную потребность компания будет удовлетворять).
2. Группы клиентов или лиц, заинтересованных в деятельности компании (чьи потребности копания будет удовлетворять).
3. Действия, технология или знания (как компания создает и распространяет потребительскую ценность и удовлетворяет потребности своих клиентов или лиц, заинтересованных в деятельности компании).
Пример.
Миссия__________________________________________________________________
(наименование организации)
заключается в обеспечении экономического роста и решении ________________
(формулировка конкретных социальных и/или экономических проблем)
посредством производства и реализации___________________________________
(наименование основных продуктов)
удовлетворяющих требованиям_________________________________________
(стандарты, качество, конкурентоспособность)
Это должно позволить акционерам и/или партнерам______________________
(наименование организации)
получить оптимальную прибыль, а персоналу – достойное и справедливое вознаграждение.
Миссия Gillette.
Наша цель - достижение бесспорного мирового лидерства в производстве и распространении товаров, в создании новых товаров. Мы предлагаем следующие товарные линии:
· Средства личной гигиены для мужчин: бритвы, лезвия и косметические средства для бритья, электробритвы, дезодоранты, антиперспиранты;
· Средства личной гигиены для женшин: средства депиляции, ухода за волосами и косметические, дезодоранты и антиперспиранты;