ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;
г) результат совместной деятельности ряда анализаторов;
д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;
е) составной элемент, из которого складывается все предметы и явления окружающего мира;
ж) искаженное отражение окружающего мира;
з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;
и) отражение законов природы и общества;
к) отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.
Задание 6. Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например, квадрат независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина? Дайте обоснование своего ответа.
Задание 7. На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же,- вне рта.
Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?
Задание 8. Если показать ребенку расплывшееся на бумаге чернильное пятно и спросить его: «Что ты видишь? Что это?»,- то ответы бывают обычно такого рода: «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились», «Это тетенька, вот у нее нос длинный»
Если же такой вопрос задать больному, то чаще всего он ответит: «клякса», «пятно».Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального человека и отсутствует у ребенка с нарушенной психикой? Свой ответ обоснуйте.
Задание 9. Прямо надо мной – черное небо и яркие, немерцающие, будто застывшие звезды. Не так, как с земли, выглядит и Солнце: нет вокруг него ни ореола, ни венчиков. Оно похоже на громадный раскаленный диск, ввинченный в черный бархат космического неба. А сам космос кажется бездонным колодцем. Простор такой, какого на земле никогда не увидишь. Внизу проплывала наша голубая планета. Из космоса она кажется огромным шаром. Все вокруг было похоже на кадры фантастического фильма, не хватало только электронной музыки.
Какой тип восприятия характеризует приведенный пример? Каковы его отличительные признаки?
Задание 10. Известны случаи, когда слепорожденные после удачной операции начинали видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой-шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Дайте обоснование ответа.
Задание 11.Если попытаться воспроизвести звуки незнакомого нам языка, то это окажется очень трудно сделать. Между тем не составит никаких трудностей воспроизвести слова на родном или просто знакомом языке. От какой особенности восприятия речи это зависит.
Самостоятельная работа
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ
План
-
Понятие о внимании. Основные теории внимания. -
Физиологические основы внимания. -
Виды внимания. -
Характеристики внимания. -
Функции внимания.
Литература: 14, 19, 20, 23, 45, 78, 84.
Теоретическое введение
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. Внимание на уровне характеристик может описываться и как психическое состояние, и как психический процесс
Внимание – это сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности, или направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.
Существующие теории внимания условно возможно классифицировать по трем направлениям.
1. Теория сознания. Внимание определяется как сосредоточение сознания на объектах действительности.
2. Теория деятельности. Внимание понимается как характеристика деятельности, синонимом которой выступает направленность, сосредоточенность. А.Н. Леонтьев внимание понимает как феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности.
3. Когнитивная теория внимания определяет его как функцию контроля и фильтра поступающей информации.
Физиологические основы внимания.
1. Внимание как результат процессов активации. Закон индукции нервных процессов по Шеррингтону (возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях). Отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, что связано с активной мозговой деятельностью. Активизация мозга связана с деятельностью неспецифической системы. (Ретикулярная формация, диффузная таламическая система, гипоталламические структуры, гиппокамп) Так, раздражение ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга, возникающее явление десинхронизации повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Что является нейрофизиологическим коррелятом внимания.
2. Ориентировочный рефлекс как врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды. (Рефлекс «Что такое?» по И.П.Павлову).
3. С помощью принципа доминанты возможно объяснить длительную интенсивность внимания. Временно господствующий очаг возбуждения (доминанта), обуславливает работу нервных центров в данный момент и придает этим поведению определенную направленность.
Виды внимания
1. Непроизвольное внимание. Его побудительные причины лежат вне осознания субъекта, оно чаще всего пассивно, то есть, нет задачи быть внимательным. Его субъективные условия закреплены в виде психофизиологических установок, отчасти врожденных, отчасти трансформированных или сложившихся заново по ходу научения и приспособления индивида к природной и социальной среде. Внимание определяет форма, свойства и характер раздражителя. (Выделяющиеся пропорции, резкий запах, яркий свет, резкое движение). Характеризуется отсутствием усилия, автоматичностью и сильным эмоциональным сопровождением. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам
2. Произвольное внимание. Отличительная черта всех случаев произвольного внимания – сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо. Основные характеристики произвольного внимания - активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности.
2.1. Волевое. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного.
2.2. Постпроизвольное (спонтанное). Носит целенаправленный характер, но не нуждается в постоянных волевых усилиях. С объективной стороны оно выглядит как направленное не на предмет, а на процесс деятельности; со стороны субъективной оно кажется ведомым какой-то высшей силой и сопровождается переживанием интереса.
Характеристики внимания
Внимание как психическое состояние имеет следующие характеристики.
-
Интенсивность внимания есть степень ясности и отчетливости отражения содержания объектов и явлений, находящихся в фокусе сознания. -
Концентрация - степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Степень сосредоточения внимания и объем связаны обратной зависимостью — увеличение объема, как правило, приводит к уменьшению степени и, наоборот. -
Направленность характеризует объекты и явления, удерживаемые в поле сознания. -
Объем близок к объему кратковременной памяти и составляет 7-9 элементов. -
Распределение предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения нескольких заданий.
Свойства внимания как процесса:
-
Колебания внимания. По Н.Н.Ланге колебания внимания (время, при котором предпороговый раздражитель может восприниматься 2-3с), обусловлено утомляемостью рецепторов, непрерывной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. -
Отвлечение – непроизвольное изменение направленности. -
Переключение характеризует направленность на любой аспект стимула, переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. -
Подвижность - быстрое изменение направленности, степени, объема. -
Распределение - возможна направленность внимания одновременно на несколько объектов. -
Сдвиги – непроизвольные изменения объема. -
Устойчивость определяет длительность выполнения заданий, требующего непрерывного внимания.
Функции внимания
Сущность внимания проявляется в отборе значимых, релевантных (соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий, и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Практическая работа
Задание 1. Экспериментальное исследование избирательности внимания. Процедура исследования.
"Вам дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда включайте секундомер, а по окончании работы выключите
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп |