Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

$ 3.2. ПЕРВЫЙ КАСКАД КОМПРЕССОРА

Первый каскад компрессора состоит из Ь корпусов (материал

АК-4 с направляющим аппаратом), ротора, вала привода и соединит тельного болта..

Корпус первого компрессора - составной, имеет три попереч­ ных разъема я четыре корпуса, соединенные шпильками. Центров­

ка корпусов по буртам. При оборке

двигателя нужно

одновре­

менно

собирать составной

корпус

и составной ротор. Та­

кая

сложная оборка возникает и з-за поперечных разъемов,

которые,обеспечивая равномерную окружную жесткость,

позволяют

свести до минимума торцевой

зазор

между корпусом и рабочими

лопатками ротора. Этот зазор при изменении температуры корпу­ са с поперечными разъемами и ротора изменяется равномерно без местных деформаций из-за толстых продольных фланцев, без кото­ рых нельзя изготовить корпус с продольными разъемами.

Все четыре корпуса снабжены лючками для осмотра лопаток.Ло­ патки направляющих аппаратов имеют цапфы с резьбой на внутрен­ нем кольце и полочки на периферийном кольце.Лопатки набираются на внутреннем кольце я крепятся к нему гайками. Внешние полоч­ ки лопаток опираются на наружное кольцо. Направляющие аппараты в корпусах закрепляются штифтами.

Внутренние кольца первых трех НА имеют по два кольцевых фланца, с внутренней стороны которых нанесена уплотнительная масса на основе грунт-эмали. Вместе с кольцевыми гребешками на ступицах дисков ротора они образуют лабиринтное уплотнение

от перетекания воздуха между ступенями.

Ввиду того, что осе­

вая скорость воздуха очень велика, направляющий аппарат Н~й

 

отупени выполнен из двух рядов лопаток.

 

 

Ротор компрессора

барабанно-дискового

типа, состоит

из

k рабочих колео и

заднего вала о опорой стяжного болта,

ко­

торые соединяются и центрируются между собой торцевыми шлица­

ми, и стягиваются стяжным болтом. Ротор установлен на двух опо­ рах: передней - роликовом подшипнике и задней - Шариковой под- *


' -

Р»с. 2. Продольны!

раареа двнгатехяД-ЗО:

, ѵ ...

 

I - переходник; 2 - входной корпус компрессора;

3 - первый каскад комнресеорв; 4 -рааделнтвлввнй

корпуо о приводами; 5

компрессора;

6 -

камера сгорания;

? - турбина; 8 - реактивное воплсъсмеоитель

Рис. 2. Продольный разрез двигателя Д-30:

I - переходник; 2 - входной корпус компрессора; 3 - первый каскад компрессора; 4 - разделительный корпус с приводами; 5 - вырой каскад компрессора; 6 - камера сгорания; 7 - турбина; 8 - реактивное сопло-смеситель

f t

?

 

/

’r* '

 

4'

1 V I

ЙѴ."

!

1

i

<>

'i

'■1

1‘ 1

■”'f

^ .

t;

 

 

Я . •

.

Г

• t

..fc». .

■Й

 

й х ,

ИГ;г * >( V .

^

f c r

 

Щ . & ж

 

 

■'

! •

■V'—. ■

 

 

л ; ) . F Ä Ä ^ і. ;*У

Г..-.,

■■'’ ■• t"

'V

.r-TR? - FrT

уЛ

<■^

' ■

" •: ; • •1• V.

 

Ъ :- Ш .

ц УУ -' ^ '[У

■ ■

Ч

■-

# %,З й Й - ' .*>■. ..-; - ^ . г ' -1'

■V Я .

V ' , Щ ^ т . Л

Ш #

‘4:**

 

 

 

 

 

■Г.,-: ' \і

 

 

 

 

 

Ѵѵ*-'

:.і ' -.4

.. •'ЯЯ

 

 

 

 

 

>.• Ll.t

* Чѵ ,.

 

 

 

 

 

 

 

т ..ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ѵл’'.'*;' '<ЙѴ4іГУ

 

 

 

л л •

(

;

■•*

~

 

 

г/

' . .

1'■,:;.?j

it:,

 

 

.■'* .

-'•.

«I,

t^-V' •3^21

 

i?v;',.,,i'':i; й -t \f

..:

 

 

'gf

41 - Г.

■]

І М

І £ Й

 

 

 

 

 

 

 

 



:

15

 

 

шипнике. Передняя цапфа ротора, на которой

монтируют ролико­

вый подшипник и детали

масляного уплотнения,

выполнена га

одно

; целое с диском колеса

первой ступени. Задняя

цапфа ротора,

на

ікоторой монтируют шариковый подшипник и детали масляного уп­ лотнения, выполнена на заднем валу. Диски рабочих колес имеют, кольцевые гребешки, образующие с внутренними кольцами направ­ ляющих аппаратов лабиринтные уплотнения. Диски выполнены из титанового сплава ВТБ-1, а задний вал - из отали. Диски и . задний вал стянуты стяжным болтом. Болт своей головкой упира­ ется в опору, ввернутую в задний вал.

Задний вал внутренними шлицами соединен с валом второй тур­ бины. Задний вал ротора компрессора и ротор второй турбины стя­ нуты соединительным болтом.

Лопатки первого рабочего колеса крепятся к диску о помощью замка типа "ласточкин хвост" с последующей штифовкой. Штифта

■ от выпадания контрятся кольцом, которое крепится болтами.Часть

;болтов, крепящих кольцо, и болты на заднем валу имеют головки увеличенных размеров для динамической балансировки ротора.

Лопатки первого рабочего колеса выполнены из титанового сплава ВТЗ-І. Для понижения вибронапряжений при работе двига­ теля лопатки первой ступени имеют перемычки, которые образуют антивибрационный бандаж. Лопатки рабочих колѳо второй, треть­ ей и четвертой ступеней крепятся в дисках шарнирно для само­ установки их под действием газовых и центробежных сия, прило­ женных к перу лопатки. Трение в шарнире демпфирует колебания. Хвостовики лопаток своими проушинами входят в проточки обода диска и фиксируются пальцами. Качка лопаток ограничиваетея выступами лопатки со стороны передней кромки. ,

Масляное уплотнение роликового подшипника трехотупвичатоэ: первая ступень - лабиринт, выполненный с каслогомой четырехзаходной правой резьбой, а сопряженная деталь имеет чотырехааходную левую резьбу; вторая и третья ступени - лабиринтного типа. Для повышения эффективности масляного уплотнения в по­ лость лабиринтов подведено давление воздуха посла компрессора

по пространству между трубой к отйккші болтом, а также отвер­ стия» в цапфа первого рабочего яшгввй-


16

Масляное уплотнение шарикоподшипника - двухступенчатое ла­ биринтного типа. К уплотнению подходит давление воздуха после компрессора.

§ 3.3. ВТОРОЙ КАСКАД КОМПРЕССОРА

Второй каскад компрѳосора состоит из:

-входного направляющего аппарата;

-корпуса компрессора о направляющими аппаратами и рабочими кольцами;

-направляющего аппарата девятой отупѳни;

-ротора компрессора;

-корпуса перепуска.

Входной направляющий аппарат (ВНА) для снижения вибронапряжений в лопатках и расширения зоны устойчивой работы компрес­ сора на оборотах запуска и при выходе на рабочие режимы ВНА имеет двухпозиционный механизм позорота лопаток: на рабочих режимах - 0°, а на малых режимах минус 10°.

ВНА состоит из:

-наружного кольца;

-внутреннего кольца;

-направляющих лопаток ив ВТ8-і;

-ведущего кольца о вилками;

-рычагов с сухариками.

Наружное кольцо крепится к разделительному корпусу о воз­ можностью свободного перемещения относительно разделительного корпуса. На наружной поверхности кольца имеется 87 бобышек о бронзовыми втулками, служащие опорой для верхних цапф лопаток. Около заднего фланца оделана канавка, являющаяся дорожкой для роликов ведущего кольца. На внутренней поверхности имеются два цементированных пояса, на которых центрируется рабочее кольцо І-й ступени. Наружное кольцо и рабочее кольцо І-й сту­ пени образуют замкнутую полость вокруг перфорированной отѳнкя рабочего кольца. Перфорация расширяет диапазон устойчивой работы компрессора и снижает вибронапряжение в лопатках рабо­ чего колеса и направляющаго аппарата І-й ступени.

17

Внутреннее кольца крепится к корпуоу приводов. Состоит не двух половин, стянутых болтами, между половинками колец уста­ новлено 87 оферических втулок. Направляющие лопатки цапфами входят в наружное и внутреннее кольца. На наружные цапфы лопа­ ток одеваются приводные рычаги. Рычаги своими пальцами входят '

в сухарики, вставленные в вилки ведущего кольца.

і

Ведущее кольцо с

вилками состоит из

б секторов.

Каждый

сектор собирается из

двух планок, между

которыми поставлены

распорные втулки. Планки стягиваются вилками, на хвостовиках которых имеется резьба. На части распорных втулок поставлены ролики. Поворот ведущего кольца ограничивается выступами на одной из секторов и упором заднего фланца наружного кольца.

Поворот лопаток осуществляется при помощи гидроцилиндра, управляемого топливной автоматикой. Гидроцилиндр крепится на переднем кожухе камеры огорания, движение от гкдроцилиндря пе­ редается при помощи тяги, шарнирно присоединенной к кронштей­ ну ведущего кольца. Тяга проходит через компенсатор переднеге кожуха камеры сгорания, обеспечивающий уплотнение воздушного тракта.

Контроль за поворотом лопаток осуществляется но сигнализа­ тору, снабженному отрелкой. Стрелка соединена с ведущим коль­ цом. Наружным концом стрелка упирается в концевой, выключатель. Для визуального контроля поворота лопаток имеется шкала, на которую нанесены деления в градусах. При повороте лопаток иа минус 10° стрелка освобождает концевой выключатель, и в кабине самолета загорается на табло опасных режимов белая сигнальная лампочка. Механизм поворота лопаток закрывается кожухом, кото­ рый крепится к заднему фланцу наружного кольца ВHi.

Корпус компрессора выполнен из листовой стали в виде двух полуцилиндров с разъемом в горизонтальной плоскости. Соедине­ ние половин производится 46 болтa m , аз которых по 8 о каж­ дой стороны прицѳзионнне (призочные) и являются фиксирующими. На внешней поверхности приварены полукольца (на каждой полови­

не)

фланцев, и три полукольца, образующие две замкнутые коль­

цевые полости. Кроме того,

имеется полукольцо для крепления

корпуса перепуска воздуха.

В обечайке корпуса компрессора про­

тив

4-й и 5-й отупеней имеется два ряда отверстий для перепус­

ка

воздуха.

 

 

 

 

f

r®C. публнчккк

 

 

 

«»учно-технп .» идя

библиотека СССР