Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132

§ 12.4. УПРАВЛЕНИЕ СУ В НАБОРЕ ВЫСОТЫ

После уборки закрылков и шасси на высоте около 400 метров устанавливают двигателям номинальный режим 92,5-94# и включа­ ют отбор воздуха на наддув кабин и при необходимости на обо­ грев крыла и киля.

Включение отбора воздуха на наддув кабин и обогрев при взлетном режиме категорически запрещено, так как это вызывает недозволенное увеличение температуры газов и приводит к ава­ рии турбин. При перестановке РУД начинают срабатывать ГЗ НР-30, которые со скоростью, определяемой пакетом обратного хода, ус­ тановят подачу топлива, соответствующую номинальному режиму.

<5 12.5. УПРАВЛЕНИЕ СУ В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛЕТЕ

Достигнув заданного эшелона и набрав максимально допустимую окороеть полета для данных условий, переводят РУД в положение, соответствующее режиму 0,88 номинала или 0,7 номинала в зави­ симости от потребности в условиях конкретного полета. Исполь­ зуют любые режимы (кроме оборотов ЗПВ) до номинального без ограничения по времени. Автоматика сработает так же, как при установке после взлета на номинальном режиме. Откидной упор малого газа устанавливают в горизонтальное положение.

Переменные условия горизонтального полета будут через вход­ ной сигнал РСВ (скорость вращения ротора и исполнительную связь) изменять' подачу топлива таким образом, чтобы сохранить скорость вращения соответственно установленному режиму. Темпе­ ратура газов при этом будет соответственно сохраняться, но с меньшей точностью. На установившемся режиме полета режимы рабо­ ты обоих двигателей должны быть одинаковыми. При загорании сиг­ нальной лампы "вибрация валика", которое произойдет, если выб­ роскорость превысит 50 мм/оек,экипаж внимательно следит за обо­ ротами, температурой гавов за турбиной, давлением и температу­ рой масла. При дальнейшем росте виброскорости, но неиз­ менности остальных параметров, данному двигателю устанав­ ливают минимально возможный режим и при необходимости

133

его выключают, когда виброскорость достигнет 90 мм/сек или из­ меняться названные параметры его работы.

При загорании сигнальной лампы фильтра-сигнализатора"струж- ка в масле" двигатель выключают.

Дача приемистости в полете производится с любого режима,на­

чиная о режима малого газа. При этом заброс

температуры газа

не должен превышать 630°С.

 

При установке РУД в положение "малый газ"

обороты малого

газа будут

тем выше, чем больше высота полета. На каждые 1000м

увеличения высоты полета обороты малого

газа возрастают

примерно

на 1 ,5 -3 ,5% по оравнению с земными.

В полете следят за правильностью работы противообледенитель-

ных устройств по сигнальным лампам и термометру ТЦТ-ІЗ.

 

Для остановки двигателя в полете требуется:

 

 

1. Перевести РУД в

положение "малый газ" и проработать

на

малом газе не менее I

мин.

 

 

 

 

2 . Поставить РУД в

положение

"стоп".

0

 

 

3. Для

исключения

выхода

из строя

качающего

узла насоса

НР-30 останавливать двигатель закрытием

пожарного

крана

за­

прещается,

если это не вызывается необходимостью.

 

 

4 . Экстренная остановка двигателя производится переводом

РУД в положение "стоп"

в следующих случаях:

 

 

-резкое падение давления масла;

-течь топлива или масла;

-резкое повышение температуры газа;

-появление факела или горение на выходе сопла;

-появление тряски двигателя или увеличение виброскорости до 90 мм/сек;

-обледенение входного канала;

-появление пожара;

-посторонний шум в двигателе;

-резкое повышение температуры масла на установившемся ре­

жиме;

-закрыты клапаны перепуска воздуха ниже оборотов 70% при резком уменьшении газа.


134

Запуск двигателя в полете производится на высотах не более 9000 и при оборотах авторотации ротора 2-го каскада компрессо­ ра не ниве 10,5/6 до Н = 4000 м и не нике 13$ на высоте выше

4000.

Перед запуском убеждаются, что

-РУД установлен в положение "стоп";

-подкачивающий топливный насос включен;

-пожарный кран открыт;

-переключатель "земля-воздух" стоит в положении "воздух". Для осуществления запуска необходимо нажать кнопку "запуск

двигателя

в полете" на 1-2 сек, при этом включается в работу

черев АЦД-І9ВД система зажигания двигателя на 45 сек.

После

нажатия кнопки запуска через 5-8 сек РУД ставят в

. положение

"малый ra s " , после чего должно появиться давление

топлива перед форсунками, и растет температура газа .

Двигатель

автоматически выходит на обороты малого ra sa .

Перевод двигателя на требуемый режим разрешается произво­ дить не ранее, чемЧерез одну минуту работы на режиме малого газа .

При запуоке двигателя в вовдухе допускается заброс темпе­ ратуры газа не более 620°С в течение 5 оѳк.

Для ручного включения зажигания необходимо нажать кнопку "залуок двигателя” на время не более 60 сек.

Запуск двигателя в полете после остановки его пожарным краном не разрешается.

Управление СУ при полетах в услбвиях обледенения

1 . Перед полетом необходимо изучить метеообстановку по трас­ се и особенно в пунктах взлета и посадки»

2 . В случае, если взлет необходимо производить в условиях обледенения, противообдѳдѳнительные устройства стекол, возду­ хозаборников двигателей и двигателей разрешается включить на рулении.

3* Противообледенитель врыла и киля включают после перево­ да двигателей на номинальный режим. Температуру подаваемого воэдуха держат в пределах 70-І80°С.


135

4 . Выключение противооблѳденительных устройств самолета производить только после выхода из зоны обледенения или из облаков, предварительно убедившись в отсутствии льда на кры­ ле и хвостовой оперении.

5.

Протизообледенительную систему воздухозаборников двига­

телей, крыла и киля

включают в следующих случаях;

-

при

подходе к

зоне возможного обледенения;

-

при

случайном

попадании в зону обледенения;

-при образовании белых пятен на передней кромке крыла или воздухозаборниках;

-при загорании лампочек сигнализации обледенения самолета

идвигателей.

При полете в сложной метеорологической обстановке входить в зону возможного обледенения не рекомендуется, а в случав необходимости действия командира корабля должны быть направ­ лены к тому, чтобы до минимума сократить время пребывания са ­ молета в условиях обледенения.

После выхода из зоны обледенения систему противообледѳнѳния самолета выключают.

Перед посадкой после полета в условиях обледенения один из членов экипажа обязан убедиться (если это возможно), что на носике стабилизатора отустствуѳт лед. При наличии льда ко­ мандир корабля по возможности должен продолжать полет вне зо­ ны обледенения с включенным противообледенителем хвостового оперения для удаления льдз. Если невозможно удалить лед, то посадку производят с убранными закрылками при повышенном вни­ мании.

После полета в условиях обледенения производят тщательный осмотр двигателей и убеждаются в отсутствии поврежде-шй кока, лопаток ВНА и лопаток первой ступени компрессора.

§ 12.«. УПРАВЛЕНИЕ СУ НА СНИЖЕНИИ

Снижение производят при положении РУД на "малой газе-*. Если горизонтальный полет проходил на высотах выше 5000 м, то при переводе РУД на "малый газ" установятся обороты НАР 81—83?». При дальнейшем снижении после высоты 5000 м обороты будут


136

самопроизвольно уменьшаться, так как на этом этапе полета HP-30, благодаря работе РПД,будет подавать в камеру сгорания постоянное количество топлива, а расход воздуха через двига­ тель из-за увеличения плотности воздуха будет возрастать.

Во время снижения следует избегать резкого увеличения ре­ жима работы двигателей, потому что при этом происходит резкое увеличение давления в кабине, которое вызывает болезненное ощущение у пассажиров.

Обороты двигателей на снижении не рекомендуется держать в пределах срабатывания ЗПВ.

§ І>7. УПРАВЛЕНИЕ СУ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ И ПОСАДКЕ

При посадке для предотвращения резкого снижения в процессе

выпуска подфюзеляжного щитка ( I l e

100 и

визуальной

посадке)

как правило, необходимо увеличить обороты двигателей

для со­

хранения заданной скорости и глиссады.

 

 

 

Выравнивание

начинают

на высоте

8-10

м, при этом

плавно

дросселируют

двигатель.

Дросселировать

двигатель

на боль­

шой

высоте

не

рекомендуется,

так

как

это может вызвать

быстрое уменьиѳние высоты и скорости полета.

 

 

В

районе,

где возможно попадание крупных птиц во

вход дви­

гателя, внимательно следят за характером

работы

двигателя.

Признаками попадания во вход двигателя

крупных птиц являются

-

резкое изменение звука работающего двигателя;

 

/

 

 

-

кратковременное повышение температуры газа;

 

 

 

падение или возрастание оборотов ротора І-го

и 2-го кас­

кадов

компрессора;

 

 

 

 

 

 

 

загорание сигнальной лампы повышенной виброперегрузки

корпуса двигателя;

 

 

 

 

 

 

-

искрение

из

реактивного сопла.

 

 

 

 

При подозрении на попадание во вход двигателя крупных птиц и при наличии указанных выше признаков двигатель выключают.

После посадки и заруливания двигатель выключают переводом РУД в положение "стоп". В процессе останова ротора двигателя топливо до дроссельного крана циркулирует черев золотник РПД обратно на вход в качающий узел, а топливо после дроссельного

крана сливается чѳрѳ8 открывшийся клапан слива в дренажный ба­ чок.

1


 

13?

 

 

Перед остановом необходимо:

 

 

1 .

Охладить двигатель на режиме малого газа в

течение не

менее

г мин.

 

 

2 .

Перевести РУД в положение "стоп".

 

3.

Замерить время "выбега" - о 8,5

$ для ротора

І-го каска­

да не менее 100 сек, для ротора 2-го каскада не менее 60 оѳк.

При "выбеге" убедиться (по прибору),

что снижение оборотов

двих’атѳля

плавное, без

резких скачков,

прослушать, нет ли

в

двигателе

посторонних шумов,

а также

дымления из сопла.

 

4 . После остановки

двигателя выключить подкачивающие насо­

сы и закрыть пожарный

кран.

Установить все выключатели в

вы­

ключенное положение. Закрыть заглушкой канал воздухозаборника, а после 10-15 мЯн охлаждения закрыть сопло.

При подозрении на попадание птиц, посторонних предметов,об­ наружении забоин на видимых лопатках компрессора необходимо осмотреть двигатель и лопатки I , 2 , 8 четвертой ступени І-га каскада компрессора через смотровые лючки на корпуса. Ос­ мотреть видимые лопатки турбины. По окончании осм щ я кротки лючков ставить на свое место в соответствии с номером ступени м клейма.

Боли на лопатках обнаружены забоины, вопрос о дальнейшей эксплуатации двигателя решается совмеотно с представителем за­ вода.

Экстренную остановку двигателя разрешается производить е

любого режима переводом РУД в положение "стоп" в следующих слу­

 

чаях:

.

.

- резкое

падение давления масла при неизменном положении

 

РУД;

 

 

 

-появление течи топлива или масла;

-резкое повышение температуры газов при неизменном положе­ нии РУД;

-появление течи топлива или масла;

-резкое повышение температуры газов при неизменном поло­ жении Р-УД;

-не открываются клапаны перепуска воздуха при ревком (ю те 70$) уменьшении оборотов;