Файл: Суменков М.С. Математические методы планирования открытых горных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
числений. Процедура последовательных приближений произво дится до тех пор, пока информационная неувязка локальных задач не составит величину
|
|
Aik<eik, |
(П.З) |
где ЄЇ/І — допустимая |
информационная неувязка k-ro параметра |
||
на входе t-й локальной |
задачи. |
|
|
Численное значение |
параметра |
ЄІЛ может быть определено из |
|
условия необходимой |
его точности |
вычислений. |
Длительность вычислительной процедуры может быть суще ственно уменьшена за счет изменения топологии графа локаль ности на каждом цикле последовательных приближений, что до
стигается |
применением комбинированного 'метода |
построения |
АСПО. Изменение топологии графа осуществляется |
изменением |
|
в каждой |
локальной задаче количества охватываемых технико- |
экономических параметров, вызывающих изменение количества локальных задач, а также количества их входов и выходов. На пример, на втором цикле вычислений может оказаться целесооб разным объединение локальных задач перспективного планиро вания горных работ и выбора параметров горно-транспортного оборудования. Может оказаться целесообразным также и объе динение задач определения конечных контуров карьера и 'выде ления очередей разработки месторождения и т. д.
Формализация методов изменения топологии графа локаль ности создает возможность замены жесткой экономической сис темы карьера самоорганизующейся, что позволит во многом по высить эффективность автоматизированных систем проектирова ния карьеров.
Применение автоматизированной системы проектирования карьеров позволит повысить степень обоснования проектных ре шений и избежать многих ошибок, вызванных локальностью от дельных задач.
Ниже рассмотрим математические модели некоторых локаль ных задач автоматизированной системы проектирования карьст ров, для которых предлагаются свои методы решения, опробо ванные на ЭВМ.
§. 2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И КОНЕЧНЫХ КОНТУРОВ К А Р Ь Е Р О В
Одной из основных и наиболее сложных технико-экономнче- ских задач открытой разработки месторождений является уста новление оптимальных промежуточных и конечных контуров карьеров [10]. Промежуточными контурами выделяются очереди (этапы) разработки месторождения, а конечными — экономиче ски целесообразная зона открытых горных работ. Сложность за дачи оптимизации контуров карьеров вызывается в основном следующими причинами:
1.Необходимостью количественного учета динамики эконо мических параметров.
2.Необходимостью выполнения большой работы по геомет рическому анализу карьерных полей, особенно при сложном объ емном распределении различных типов руд.
3.Потребностью в постоянном уточнении элементов залега ния месторождения и качественной характеристики полезного ископаемого в процессе эксплуатационной разведки месторож дения.
При установлении контуров карьеров встречаются следующие типы месторождений, имеющие некоторые специфические осо бенности выбора критерия оптимальности:
1.Пригодные для разработки открытым и подземным спосо
бами.
2.Разрабатываемые только открытым способом (асбест, гра нит, глина, тальк, бедные железные руды и т. д . ) .
Условию наиболее эффективной разработки месторождения отвечает принятие в качестве критерия оптимальности макси мума приведенной прибыли при обработке всего месторож дения.
Для месторождений первого типа критерий оптимальности— максимум приведенной прибыли при отработке всего месторож дения открытым и подземным способами с учетом технического прогресса, разновременности затрат и многовариантности конту ров карьера и плана горных работ.
Для месторождения второй группы данный критерий также может быть использован с тем лишь различием, что многовари антность плана берется только для открытого способа разработ ки. Граничный коэффициент вскрыши в этом случае соответст вует получению нулевой прибыли с элементарного объема прирезки контуров карьеров.
Определение оптимальных контуров карьера аналитическим методом не представляется возможным из-за сложности формы рудного тела и сложности взаимосвязей горно-геологических, технических и экономических факторов. Метод ж е вариантов на столько трудоемок, что в практике проектирования карьеров отсутствуют примеры с оценкой более трех вариантов.
Предлагаемый метод заключается в формировании графа многовариантности плана контуров карьера и определении по оценкам ребер самого длинного пути (максимум приведенной прибыли). Процесс подготовки исходной информации и форми рования графа многовариантности промежуточных и конечных контуров карьеров заключается в следующем:
1. Вычерчиваются погоризонтные геологические планы ме сторождения. Причем типы руд по различным признакам выде ляются на различных планах (например, ца геологических пла нах одного комплекта выделяются типы руд по содержанию же леза, другого—но содержанию ванадия и т. Д:).
24
2.Наносятся технически целесообразные варианты конечны\ контуров карьера, внутри каждого из них — варианты промежу точных контуров.
3.Производится блочная арифметизация месторождения, т. е. разбивка месторождения на элементарные блоки и присвоение каждому из них координат, и специальных признаков для обоз начения качества руд и принадлежности блока по рельефу мест ности к промежуточным или конечным контурам карьера.
4.Для каждого положения контуров карьера по поверхности вначале формируют соответствующие контуры карьера с верхне го горизонта до нижнего и присвоение специальных признаков контурным блокам. После этого производится объемное моде лирование горных работ на ЭВМ по разработанной программе,
которая позволяет формировать |
граф |
многовариантности плана |
и присваивать каждому ребру |
графа |
экономическую оценку — |
величину приведенной прибыли |
ГОКа. |
|
Каждой вершине графа соответствует определенное положе ние горных работ в пространстве, а каждому ребру графа — оп ределенный варианто-год развития горных работ. Следователь но, каждый конечный контур карьера будет характеризоваться отдельным пучком графа многовариантности.
5. На графе многовариантности плана контуров карьера и горных работ определяется путь, обеспечивающий наибольшую приведенную прибыль (критерий оптимальности) за период от работки месторождения.
6. Проводится повторное моделирование горных работ на ЭВМ для нанесения промежуточных положений линии фронта разработки на логоризонтные планы. Необходимость .повторного моделирования вызвана тем, что память Э В М недостаточна для хранения всех промежуточных результатов вычислений.
Специфической особенностью алгоритма для месторождений полезных ископаемых второго типа является определение таких конечных контуров карьера, при дальнейшем расширении кото рых выемка элементарного объема руды дает нулевую приведенную 'прибыль (или даже убыток) горному предпри ятию.
Изложенная методика оптимизации конечных и промежуточ ных контуров карьера имеет следующие основные преимущества:
1.Возможность выполнения трудоемкой работы по геомет рическому анализу карьерного поля на ЭВМ, особенно для ме сторождений неправильной формы.
2.Учет взаимосвязи промежуточных и конечных контуров карьера.
3.Возможность комплексной экономической оценки вариан тов контуров карьера с учетом типов руд по различным качест венным признакам, имеющим объемное несовпадение соответст вующих форм рудных тел.
4.Учет изменения эффективности вариантов вскрытия и раз-
вирня горных работ при изменении промежуточных контуров карьеров.
5. Возможность формирования вариантов промежуточных контуров таким образом, чтобы в период окончания одной очере ди отработки месторождения и начального периода на другой очереди производительность карьера по добыче полезного иско паемого не уменьшалась по горно-техническим условиям.
Упрощенный пример построения графа многовариантности промежуточных контуров карьера для пояснения сущности мето дики показан на рис. 1.
Выделенные варианты контуров карьера по поверхности при-
Рис. 1. Схема построения графа многовариантности промежуточ ных контуров карьера. Шифры:
О—исходное |
положение |
горных работ; |
7 — конечные |
контуры карьера; |
/ , . . . |
б — контуры |
этапов (очередей) |
разработки |
месторождения. |
ведены на рис. 1,о, а на рис. 1,6 показан граф многовариантно
сти формирования этапов разработки |
месторождения. |
|
|
|
|||||
Каждый путь графа от начального события до конечного со |
|||||||||
ответствует определенному |
варианту |
выделения |
этапов |
разра |
|||||
ботки |
месторождения. Так, |
варианты |
{0, 1, 3, |
7) |
и (0, |
2, |
3, |
7) |
|
различаются |
только контурами первого этапа, |
а варианты |
(0, |
2, |
|||||
3, 7) |
и (0, 2, |
4, 7) —только |
контурами |
второго |
этапа. |
|
|
|
Для уточнения конечных контуров карьеров возникает необ ходимость проведения дальнейших исследований с целью реше ния возникших проблем. В частности, необходим алгоритм фор мирования графа многовариантности плана подземной разра ботки месторождений полезных ископаемых.
§ 3. ВЫБОР МЕСТА З А Л О Ж Е Н И Я ОБОГАТИТЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ
Одной из важнейших задач проектирования горнообогати тельного комбината, базирующегося на нескольких рудных зале жах, является выбор оптимального места расположения обогати тельной фабрики.
Экономическая постановка задачи следующая. Пусть имеет ся п месторождений и задана очередность их швода в эксплуата цию. Кроме того, известна продолжительность строительства
26
каждого рудника, динамика изменения их производительноег.ч по горным условиям и производительность обогатительной фаб рики по сырой руде. Требуется выбрать точку расположения обо гатительной фабрики таким образом, чтобы максимизировать величину прибыли ГОКа за период отработки всех месторожде ний при условии транспортирования всей руды на данную фаб рику и таким образом учесть влияние выбранного местораспо ложения обогатительной, фабрики на технико-экономические по
казатели |
работы ГОКа. |
|
|
||
Для построения |
экономико-математической модели |
сформу |
|||
лированной задачи |
поступаем следующим образом. |
Критерий |
|||
оптимальности |
(приведенная |
прибыль за период отработки всех |
|||
месторождений) |
выражается |
следующей функцией |
|
||
|
т |
|
|
|
|
П -- Z J |
— |
|
(14-Е v |
LjiZu—]ЛЕ |
V— |
л1
|
|
|
|
|
(1 + Е»"У |
|
|
(II.4) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где П — общая прибыль ГОКа |
за время |
Т отработки |
п место |
||||||||
рождений, |
приведенная |
к началу |
планируемого |
перио |
|||||||
да, руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д ' — доход ГОКа от реализации |
продукции |
по |
отпускным |
||||||||
ценам в t-u году, полученной из |
руд 1-й залежи; |
|
|||||||||
3'.— эксплуатационные |
(за |
вычетом |
|
затрат |
на реновацию) |
||||||
и капитальные затраты |
ГОКа |
в |
г"-м году, связанные с |
||||||||
добычей |
и переработкой руды г'-й залежи, руб.; |
|
|||||||||
б[ (т)—коэффициент |
прироста |
прибыли в т-м году по отноше |
|||||||||
нию к т—1-му году за счет действия технического |
прог |
||||||||||
ресса; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"г(т) —коэффициент |
снижения |
себестоимости |
1 т/км в т-м го |
||||||||
ду по отношению к (т—1)-му году за счет действия тех |
|||||||||||
нического |
прогресса; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ет— нормативный коэффициент |
приведения |
затрат; |
|
||||||||
/; — расстояние |
транспортирования от |
/-й залежи |
до |
обога |
|||||||
тительной |
фабрики, |
км; |
|
|
|
|
|
|
|||
С.— себестоимость одного т/км в t-м |
году перевозки руды от |
||||||||||
г'-й залежи до фабрики (без учета отчислений на рено |
|||||||||||
вацию), |
руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
QJ— объем перевозок руды |
в t-м |
году от г'-й залежи до фаб |
|||||||||
рики, т; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/„+) — расстояние |
от обогатительной |
фабрики до |
железнодо |
||||||||
рожной |
станции МПС, |
км; |
|
|
|
|
|
|