Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 5
Рис. 17 а. Траектория копания экскаватором с гидропри водом и геометрическое место точек крепления цилиндра рукояти и стрелы (прямая лопата).
Рис. 17 6. Обратная лопата.
Рис. 18. Схема определения усилий на штоке цилиндра рукояти и стрелы пряіѵіой лопаты.
гоь Гк+грі, Грь Гцкі— переменные |
расстояния |
от |
центра тяже |
сти деталей |
до шаірнира; |
оси цилиндра |
|
Гцрі — переменное |
расстояние |
от |
|
до шарнира |
крепления |
рукояти. |
Полное заполнение ковша грунтом достигается при пово роте рукояти на угол не менее 70° от начала копания. В про межуточных точках вес грунта можно принимать равным 50% от полного веса. Если цилиндр рукояти крепится к нижнему поясу стрелы, а точка крепления его к рукояти расположена ниже точки вращения, то в формулу следует внести 50% от массы цилиндра рукояти. За расчетное усилие принимается максимальное. Аналогично этому определяют и усилие на штоке цилиндра рукояти при обратной лопате.
Чтобы получить равномерное усилие копания, произведе ние SpTup должно быть всегда больше суммы моментов от весов и сопротивления копанию. В начальный период, когда Гцр меньше, чем в конечный, усилие копания Р0І должно быть больше на 30—40% за счет увеличения сечения стружки.
Величина усилий в цилиндре подъема стрелы прямой ло-
74
Ус и л и е в ' ц и л и н д р е с т р е л ы о б р а т н о й л о п а т ы определяется для трех положений.
1. Окончание копания. Ковш наполнен грунтом, произво дится подъем стрелы.
2.Ковш в положении разгрузки. Рукоять в вертикальном положении.
3.Стрела поднята под углом 50°—60°, рукоять вытянута. Для каждого положения составляется уравнение момен
тов сил относительно пяты стрелы и определяется усилие в цилиндре. Усилие в гидроцилиндре ковша при работе обрат ной лопатой определяют по формуле:
SK = |
РоКоі |
+ gK+rpr к+гр кгс. |
|
(5.29) |
|
Здесь: SK— усилие «а |
штоке цилиндра |
ковша; |
|
||
г"оі — расстояние |
от приложения |
силы |
Р0і до |
||
|
шарнира ковша, м; |
|
|
||
г"к+гр — переменное |
расстояние от |
центра |
тяже |
||
|
сти ковша до оси поворота, м; |
|
|||
г " к |
— расстояние от шарнира до оси цилиндра. |
||||
Касательная, составляющая реакции грунта резанию при |
|||||
повороте ковша, |
будет |
[2] (рис. 19): |
|
|
Рис. 19. Схема для расчета усилий на режущей кромке ковша обратной лопаты.
Р о .р — С |
R 1 |
COS «Po |
В • А • Z ■х + D кгс, |
|
cos (<Ро —» |
||||
|
|
(5.30) |
||
|
|
|
||
где С — число ударов плотномер а; |
||||
R — расстояние от шарнира |
ковша до кролики зубьев; |
|||
фо — половина полного угла |
поворота ковша при копа |
|||
нии ; |
|
|
Ф— угол поворота ковша;
п— показатель степени, п=1,35;
коэффициенты, характеризующие влияние измене ния ширины режущей кромки, угла резания и на личия зубьев (В = 1+2,6 Ь, оде b — ширина ковша;
- Z ‘V ‘9 ^ = 1,3; Z = 0,75);
X—коэффициент влияния угла наклона передней гра
ни зубьев к поверхности грунта, |
х = 1,15; |
D — усилие вдавливания режущей |
кромки -в грунт, |
D = 1000ч-1700 кгс. |
|
76
Радиус ковша можно определить из выражения
R = (1,3 н- 1,5) p r~q ж |
(5.31) |
или по формуле
R = |
_____ |
2^Кр |
_ ... |
ж, |
|
Ь |
s i n 2 cpo) |
К н |
(5.32 ) |
|
|
где q — емкость ковша, ж3; b — ширина ковша, ж3;
Кн и Кр— коэффициенты наполнения и разрыхления. Полный угол поворота Ѳ° составляет 120°—160°. Угол за
броса ковша за рукоять принимается 15°—25°; 2ф0= 100°—110°.
Сопротивление 'наполнению определяют по формуле:
|
Ро.н == q • р • т ' cos?, |
|
(5.33) |
|
где у — объемный вес |
грунта в плотном теле, |
кгс/м3; |
||
ß — угол |
между хордой и горизонтом; |
|
||
р — коэффициент трения грунта о сталь, р = 0,45. |
||||
Тогда |
|
|
|
|
|
Ро. = |
Р о ір + Р 0.н- |
|
(5.34) |
При шестизвенных .механизмах усилие в цилиндре ковша |
||||
повышается на |
величину передаточного |
отношения рычага |
||
і = -Ц -. При |
выборе |
гидравлической |
схемы |
необходимо |
стремиться к такому положению, чтобы она могла обеспе чить возможность совмещать рабочие операции рукояти со стрелой или ковшом. Это достигается три условии, если пас сивные давления в запертых полостях цилиндра не будут превышать расчетных (активных) в гидроцйлиндрах. рукояти или ковша. Если давления в запертых полостях превышают в 1,5--1,6 раз, то следует устанавливать разгрузочные кла паны.
|
§ 5. |
(Расчет гидропривода |
|
|
|
|
Гидропривод рассчитывается на |
выходное |
усилие |
в ци |
|||
линдре S и скорость движения штока и с учетом |
коэффици |
|||||
ентов |
запаса усилия |
К'у= 1,15-М,20 |
іи скорости |
Кѵ = 1,20-ь |
||
-У 1,30 |
(коэффициент |
К7У учитывает |
потери |
давления |
в ци- |
77
линдре и трубопроводе, Кѵ — утечки в подвижных соедине ниях и потерю производительности).
Расчетными величинами будут
Spc = SpKy кгс и Ѵр = V • Кѵ м сек .
Здесь Spc — расчетное усилие в соответствующем цилиндре (подъема стрелы, рукояти ковша);
Ѵр — расчетная скорость штока, м/сек.
Задаваясь номинальным давлением р кгс/см2 в системе, определяют полезную площадь гидроцилиндра
|
|
|
|
|
F = |
|
см2 |
|
|
(5.35) |
|
и диаметр |
цилиндра по наиболее нагруженной полости |
||||||||||
|
|
|
D |
\ |
0,785 |
с м . |
|
|
(5.36) |
||
Здесь |
F |
площадь |
|
|
|
|
|||||
цилиндра, |
см2; |
|
|
|
|||||||
|
р — номинальное давление |
в системе, кгс/см |
|
||||||||
|
D — диаметр |
цилиндра, |
см. |
|
|
|
|||||
Усилие в цилиндре в отдельности для поршневой и што |
|||||||||||
ковой |
полостях равно: |
|
|
|
|
|
|
||||
Spn = |
0,785 D2p кгс |
и SplI1 = |
0,785 (D2 — d2)p |
кгс. |
(5.37) |
||||||
Диаметр штока предварительно принимают из табл. 21. |
|||||||||||
При d= 0,7D |
диаметр цилиндра |
можно определить |
из фор |
||||||||
мулы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D = |
1,58 |
ШПІ |
см . |
|
(5.38) |
|||
Скорость выдвижения и втягивания штока |
|
|
|||||||||
ѵ{ = |
4Q |
|
Q |
см/сек, |
v2 |
О |
d2) |
см/сек, |
|||
тгО2 |
|
0,785 D2 |
|
|
|
0,785 (Ds - |
|
||||
где Ui — скорость |
выдвижения, см/сек; |
|
|
||||||||
v2— скорость |
втягивания, |
см/сек; |
|
|
|
||||||
Q |
— производительность насоса, |
смг/сек. |
|
|
|||||||
Время |
выдвижения |
и втягивания |
|
|
|
||||||
|
|
, |
V, |
- = |
0,785 D2 |
• I |
с е к . |
|
(5.39) |
||
|
|
t ,= |
- |
р |
------- Q------- |
|
78
см
со
Я
ез
ѵо
со
Н
о |
О |
О |
L- |
о |
|||
О |
О |
см |
a |
|
|||
СМ |
О |
О |
|
а |
• і' |
||
3 |
о |
о. |
|
ОCQ |
CD |
со |
|
|
Ою |
|
О |
|
Ю І> |
||
|
о |
^ |
о |
|
см |
о |
|
|
CS1 |
тН |
О *• |
|
о |
О |
Q |
|
о |
ю |
|
|
т“Ч |
•гН |
о* |
|
•I- |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
О |
СО |
Q |
|
со |
о |
|
|
.70 |
о" |
|
|
1 |
||
|
т |
*1* |
СО |
|
о |
о |
|
|
СО |
со* |
о |
|
о |
о |
со |
|
ю |
ю |
о |
|
|
|
• I* |
|
|
|
о |
|
а>- |
|
|
|
а |
|
|
|
et |
|
|
|
X |
|
|
|
К |
|
|
|
ез |
|
|
|
КЕГ |
|
|
|
& |
|
|
|
et |
|
|
|
О |
|
|
|
К |
|
|
|
X : |
|
|
|
Ж< |
|
|
|
г ' |
|
сО |
|
со J |
|
|
|
СО |
|
Я |
|
П |
|
. |
У г |
0,785 (D2 — d2) I |
с е к , |
|
2 |
Q |
Q |
||
|
где Ѵі и \ г2 — объемы поршневой и штоковой полостей, см3;
|
|
ti и t2 — время, |
сек; |
см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
/ — ход штока, |
|
|
|
|
||
Производительность |
насоса |
|
|
|
|
||||
|
|
|
Q = 0,785 D 2 |
• V • |
m |
см3/сек, |
(5.40) |
||
где |
m — количество |
параллельно |
работающих |
цилиндров. |
|||||
Или, |
зная |
мощность и давление, |
|
|
|
||||
|
|
|
Q' = ~4 5 |
N |
л!мин, |
|
(5.41) |
||
|
|
|
0 р~ |
|
|||||
где |
N — мощность, л. с.; |
|
кгс/см2, |
|
|
||||
|
Р і— давление в цилиндре, |
|
|
||||||
|
|
|
|
Pi = Po — д Р • |
|
|
|||
Здесь |
ро— давление, |
развиваемое |
насосом; |
|
|||||
|
|
Ар — потери давления в |
магистрали. |
|
|||||
Мощность на валу насоса можно определить по форму |
|||||||||
лам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N = |
0,785 D2Plvp |
N = |
SP ѴР |
л. с. |
(5.42) |
||
|
|
|
75 у}т г]Гт)об |
|
|
75 Tjm |
|
|
|
или |
|
|
|
|
QiPi |
|
|
|
|
|
|
|
іо4 •“Чп, TQ>1сб Л, |
С. |
|
Здесь Qi выражено в л/мин.
Скорость втягивания штока должна быть в пределах 10— 15 м/мин и не превышать 0,5 м/сек, при большей скорости увеличивается сопротивление в сальниках и снижается объ емный к. п. д. до 0,95.
По принятой схеме гидропривода и выбранным парамет рам насоса определяют диаметры труб и пропускные сечения гидроприводов:
ѵт — |
, d > 4 , 6 1/ _ Q _ см. |
(5.43) |
*т |
У Ѵт |
|
Скорость в трубопроводе и подводящем канале в ци линдр не должна превышать 10—12 м/сек. В строительно-до рожных машинах скорость потока в нагнетательных трубо проводах с целью уменьшения потерь принимается 5 м/сек.
80