Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Mmax

Me + ми

 

0,15

 

 

 

и мощность двигателя

 

 

N = —Мідах_о)— ^ С-

(5.55)

 

То ■у]

 

Для экскаваторов с одномоторным приводом, где в каче­ стве последнего используется двигатель внутреннего сгора­ ния или короткозамкнутый асинхронный электродвигатель, число оборотов двигателя, угловая скорость и ускорение по­

стоянны, т.

е.

 

 

 

п

пгоах — const, со

Г. п

const рад,сек ,

 

 

 

"3Ö

 

 

S — £max

---- const

рад сек .

 

 

t

 

 

При равноускоренном движении среднее ускорение мо­ жно выразить через мощность или момент инерции массы

 

_

Мтах

 

75 N у\

/.ад, сек2.

(5.56)

 

 

1,171"

Т л т ^

Здесь

Іп— приведенный

к валу

двигателя

момент инерции

 

платформы с рабочим оборудованием при сред­

 

нем вылете ковша, кгсм-сек2.

 

При разгоне

платформы

 

 

 

 

 

I "

=

кгсм. сек-

 

(5.57)

При торможении

 

 

 

 

 

 

 

Ітп

= ----- - кгсм. сек2.

(5.58)

 

 

 

 

*2

 

 

 

Здесь

і — передаточное

число механизмов;

 

 

I — момент инерции платформы,

кгсм-сек2, с рабочим

 

оборудованием

относительно

оси

вращения.

Если определяется момент инерции экскаватора с порож­ ним ковшом, то следует применять формулы:

для механической лопаты

Іп = I - . grp г2 кгсм. сек2;

' (5.59)

%

 

8 6


для драглайна

 

 

 

In = I — _.^К+ГР.. - г2 +

-^ -П 2 кгсм. сек2.

(5.60)

g

 

g

 

Здесь grp — масса

грунта

в ковше, тс;

 

gK— масса порожнего ковша, тс;

 

gK+rp — масса

ковша

с грунтом, тс;

 

g — ускорение силы тяжести, м/сек2;

г — вылет центра тяжести ковша от оси вращения (г принимается от 2/3 до 3/4 от максимально­ го вылета ковша);

Гі — полный вылет порожнего ковша, м.

Моменты инерции вращающихся частей прямой лопаты с груженым ковшом ориентировочно можно вычислить по од­ ной из формул (табл. 23).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

23

Формулы для определения момента инерции экскаватора [9,

11]

Экскаватор

строитель­

 

 

 

 

 

ный малой

мощности,

1 -

1/8 G5'8

1 =

0,125 G *1'67

 

темсек2

 

 

Экскаватор

карьерный

 

 

 

 

 

средней и

большой

 

 

 

 

 

мощности,

 

I =

1 15 G5'3

I =

0,066 G1'67

 

тем сек2

 

 

Вскрышные

 

 

 

 

 

экскаваторы,

1 =

19 G5/3

I =

0,11 G1’67

 

тем сек2

 

 

Примечание: G — масса экскаватора,

тс;

 

 

 

I — момент

инерции, тем-сек2.

 

Продолжительность поворота складывается из равноус­ коренного движения tp (разгона платформы), равномерного движения tpa и равнозамедленного tT, при этом tp> tT (рис. 21).

~

tp "Ь ^рд Н tj •

 

Продолжительность разгона

 

tp ~

со _

1,17 Іп со2

(5.61)

£

75 N т|

 

Расчет продолжительности торможения аналогичен, но

87


Рис. 21. Изменение угловой скорости и поворотной плат­ формы за время поворота.

здесь силы

трения способствуют

 

торможению,

поэтому и

к. п. д. будет

находиться в

числителе:

 

 

 

 

 

Іп (Wa • 7]

 

 

 

 

 

 

*■ =

U 7 - 7 S - N

'

 

(5'62)

Соответственно равноускоренному разгону и торможению

определится путь

разгона и торможения:

рад.

 

 

 

шах

і

_

1,

17

І п со3

 

Рр =

0> т , ѵ

,

 

 

 

 

LP

 

150 N у]т

 

 

 

P T =

Ю

 

 

1П СО3 rjr

рад.

 

 

max tx —

175 N

 

 

2

 

 

 

 

Путь равномерного

движения

будет

 

 

 

 

Ррд == Р — (Рр +

Рт) рад.,

 

где ß — угол поворота экскаватора, рад.

Общая продолжительность поворота составит:

t» = tn Ч- tT

^рд с е к .

88

%


Произведя подстановки значений tp и tT, ßp и ßT, получим:

t

п

Іп О)2

(1,37 + 7 ^ ) +

- L

с е к .

175 N т)т

 

 

 

 

Из данного уравнения, при известных ß и N, можно полу­ чить наименьшую продолжительность поворота tn и угловую скорость со, продифференцировав уравнение и приравняв первую производную нулю:

~ \f

^ Nmax

^ 4 44 т /

^max ft %

рад,сек,

У

I11(1,37+ 7

У

1” (1,37 + 7]т2)

 

 

 

 

(5.63)

 

tn = 0,337

] ''' !“ t 1у37

сек ,

(5.64)

Nmaxv]T

Nmax

1" П.37 +

7,%)32

л. с.

(5.65)

20 tn

7JT

Для одномоторного экскаватора мощность двигателя оп­ ределяется обычно при расчете подъемного и напорного ме­ ханизмов. Она передается поворотному механизму при пово­ роте платформы на выгрузку. Следовательно, исходя из этой мощности можно определить максимальную угловую ско­ рость ю для поворота на выгрузку и в забой.

Однако расходуемая мощность на поворот значительно меньше установленной мощности двигателя, и полученные по номинальной мощности скорость и ускорение будут завыше­ ны по отношению к фактической скорости, применяемой практиками-машинистами. Проектирование машины с завы­ шенной скоростью приводит к неизбежным перегрузкам де­ талей поворотного механизма в период разгона и особенно торможения.

С. В. Борисов рекомендует определение угловой скорости поворота платформы производить по формуле [5]:

№тах —

150 N ß (1 — V2) 7] X

(5.66)

(І2+ І пх) (1 + Д - Н і - Д ѵЧ

Здесь ß — рад.,

средний угол поворота

для прямой ло­

паты

ß= 90°; обратной ß= 50°—55°; драглайна

(работа в отвал) ß—135°;

 

N — мощность двигателя, л. с.\

 

Іг и Іп— моменты инерции , поворотной

платформы с

89


рабочим оборудованием,

соответственно гру­

женым

и порожним ковшом;

 

о — угловая

скорость,

рад/сек;

 

V— отношение статического

момента сопротивле­

ния поворота к номинальному моменту дви­

гателя,

обычно ѵ = 0,05;

 

 

11 — к. п. д. механизма

поворота;

на пово­

X — отношение

мощности, передаваемой

ротное

движение,

к номинальной

мощности

двигателя;

для прямой

лопаты х= 0,8, обрат­

ной х = 0,7,

драглайна х = 0,6.

 

Вычисление по данной формуле дает снижение угловой скорости, уменьшение продолжительности поворота на 4— 5% и увеличение производительности экскаватора на 2—3%.

Э к с к а в а т о р с м н о г о м о т о р н ы м п р и в о д о м

Исходными величинами являются те же, что и для экска­ ваторов с одномоторным приводом. В первую очередь опре­ деляют статические сопротивления и по ним находят крутя­ щий момент двигателя.

По крутящему моменту и по внешней характеристике оп­ ределяют максимальное число оборотов при установившейся скорости Птах и оптимальное передаточное число

__ nmax

9,56 штах

Затем определяют полное время поворота (t), максимальную угловую скорость и мощность:

ш — 5 ,1 5 ]/ 1ц $ ІІ Х

' ) Раа!С‘”‘ '

(5.67)

 

_

0,4 І / ,Л«‘ >37М+

^

« « .

(5.68)

N

-

15,6V %

 

»«*■

(5.69)

 

 

 

 

 

Э к с к а в а т о р

с г и д р а в л и ч е с к и м п р и в о д о м

[2]

Исходными данными для расчета являются момент I инерции поворотной части, угол поворота, внешние нагрузки,

90