Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуемые

диаметры подводящих

отверстий приведены

в табл.

22.

 

Т а б л и ц а 22

 

 

 

 

 

Диаметры подводящих отверстий

D цилиндра

dor

duT

в

мм

расчетный в мм

рекомендуемый в мм

 

40

5,12

8

 

50

6,5

8

 

60

7,8

8

 

80

10,4

12

 

100

13,0

12

 

125

16,25

16

 

160

20,8

20

 

200

26,0

25

 

250

32,5

32

Потери давления в цилиндре создаются манжетными уп­ лотнениями штока Rni, сопротивлением от вытекания масла RMиз противоположной полости, трением манжетных уплот­ нений поршня Rn:

где d —

 

Rm = {Xтс d /ур

к г с 1

(5,44)

 

 

 

 

 

уплотняемый диаметр штока,

см;

/у — длина

уплотнения, см;

 

 

ц — коэффициент трения манжет о рабочую поверхность штока.

Усилие трения манжета поршня подсчитывается по этой же формуле. В случае применения металлических поршневых колец усилие трения подсчитывается по формуле:

где D —

 

Rn = pitDb(ZK + р)

к г с ,

(5.45)

 

 

 

 

 

 

 

внутренний диаметр

цилиндра,

см;

b — ширина поршневого

кольца,

см;

Z — количество поршневых колец;

стенки, кгс;

К — удельное давление кольца

на

(1 — коэффициент

трения

чугунного

поршневого кольца

 

по

стальной

втулке:

 

 

 

 

 

 

RM= 0.785 (D2 — d2) Рп

кгс.

(5.46)

Здесь рп — давлениеподпора в кгс/см2, которое в случае слива через золотник в бак равно гидростатическому со­ противлению магистрали слива.

81


Потери давления трения манжетов о шток и стенки ци­ линдров практически составляют до 10% от силы на штоке.

Путевые потери давления определяются для трубопрово­ дов длиной /^lOOd, у трубопроводов /^lOOd потери давле­ ния незначительны, и ими можно пренебречь.

 

 

 

 

А р = X f

1_

 

 

 

 

(5.47)

 

 

 

 

d

 

2g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ар — потери давления;

 

 

 

о

стенки;

 

л — коэффициент трения жидкости

 

у — плотность

 

жидкости,

 

 

75

64

 

при ламинарном течении жидкости Х=

для

Re

Re ’

гибких

шлангов X

84

105

 

при туроулентном режиме

Re

Re

 

Ä = 0,316Re

(Re — число Рейнольдса).

 

 

 

Местные

потери

можно

определить по формуле:

 

 

 

 

 

А Рм =

V3

 

 

 

 

(5.48)

 

 

 

 

2'd‘

Т

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гидропривод необходимо проверить по тепловому расче­

ту на отдачу выделяемого

тепла:

 

 

 

 

 

 

 

Nn. o T = N ( l -■»,).

 

 

(5.49)

где т] = г)обГ)мГіг.

 

 

потерь, равный 0,95-f-0,98;

 

Лоб — К. п. д. объемных

 

т]м

— к. п. д.

механических

потерь,

равный 0,98;

 

г)г

— к. п. д.

гидравлических

потерь.

 

 

§ 5а. Выбор параметров поворотного механизма

Правильный выбор параметров поворотного механизма и конструкции опорно-поворотного устройства оказывает боль­ шое влияние на производительность экскаватора и его рабо­ тоспособность.

В общей продолжительности цикла время поворота одно­ ковшовых строительных и карьерных экскаваторов обычно со­ ставляет от 50 до 70%, а вскрышных — до 80%. Простои экскаватора в ремонте вследствие отказа деталей поворотно­ го механизма составляют 20—25% общего простоя нахож­ дения машины в ремонте или от 4 до 6% годового баланса времени.

82



Поэтому при проектировании экскаватора следует уде­ лить особое внимание выбору тех параметров, которые в первую очередь влияют на повышение производительности и снижение динамических нагрузок: окружной скорости и ус­ корения.

Выбирая их, следует помнить, что сокращение времени поворота за счет произвольного увеличения скорости не все­ гда приводит к желаемым результатам. Часто вместо ожида­ емого уменьшения продолжительность поворота увеличива­ ется. Это объясняется тем, что между временем поворота и скоростью при прочих неизменных параметрах экскаватора существует параболическая зависимость и оптимальное зна­ чение скорости, при которой продолжительность поворота имеет минимальное значение (рис. 20).

Рис. 20. Зависимость времени t поворота от максималь­ ной скорости.

Этими параметрами

являются:

 

I — момент инерции вращающейся части при ковше,

наполненном

грунтом

и без грунта,

тем-сек2-,

со — максимальная

угловая

скорость, рад/сек;

е — максимальное

угловое

ускорение, радіеек2;

tp — продолжительность

разгона, сек;

tT— продолжительность

торможения, сек;

tn — продолжительность

поворота, сек;

83

ßугол поворота, рад;

т]т — коэффициент полезного действия механизмов.

При определении оптимальных параметров могут встре­ титься четыре случая расчета.

1. Привод экскаватора одномоторный. Известны макси­ мальная мощность двигателя N и крутящий момент Мтах на преодоление всех сопротивлений, угол поворота ß, момент инерции вращающейся массы относительно оси поворота I и приведенный момент инерции Іп относительно вала двига­ теля. Определить остальные параметры, т. е. угловую ско­

рость со, ускорение е, время разгона

tp, торможения tT и най­

ти минимальную продолжительность

поворота tn.

2.Угловая скорость поворота сотах принята по аналогич­ ной машине, известны I, Іп й ß. Определить остальные пара­ метры N, Mmax, tp, tT, обеспечивающие минимальную продол­ жительность поворота tn.

3.Привод многомоторный. Известны I, Іп и ß. Выбрать остальные параметры сотах, етах, tp, tT, обеспечивающие за­ данную продолжительность поворота tn при минимальных значениях N и М.

4.Определить параметры поворота, исходя из условий прочности рабочего оборудования. Известны ускорение етах, угол поворота ß и моменты инерции I.

Мощность двигателя поворота определяется из условия преодоления внешних сопротивлений, разгона якоря двига­ теля, механизмов поворота и разгона поворотной платфор­ мы. Для определения крутящего момента составляют урав­ нение суммы моментов сил:

Мк = Мс -j- Ми ф- Мд ,

(5.50)

где М0 — момент внешних сопротивлений поворота экскава­ тора;

М„ — момент, затрачиваемый на разгон якоря и механиз­ мов поворота;

Мд — момент, необходимый на разгон платформы.

Внешние сопротивления складываются из двух составля­ ющих:

где Мт — ройстве; Мс =

М г + Ма ,

(5.51)

сопротивление

трения в опорно-поворотном уст­

Мв — сопротивление

воздуха.

опорно-пово­

Момент сил трения Мт для малокаткового

84


ротного устройства, когда оси опорных катков закреплены на поворотной платформе, вычислим по формуле:

Мт =

ГШ

■(р. d -f- 2 f)

кгс.м ,

(5.52)

—д

где G — вертикальная

нагрузка на опорную раму, кгс;

R — средний

радиус опорного

круга

катания, м;

D — диаметр

катка, м\

м\

 

 

d — диаметр

оси

катка,

 

на оси катка, рав­

р — коэффициент трения

скольжения

ный 0,06-^0,1;

трения качения.

 

f — коэффициент

 

Момент сил трения для многокаткового опорно-поворотно­

го устройства, когда катки набраны

в сепараторную обойму

и свободно перекатываются,

 

Мт =

(5.53)

Сопротивление воздуха для небольших строительных эк­ скаваторов представляет незначительную величину по срав­ нению с другими моментами, и его можно не учитывать. Обычно величина внешних сопротивлений Мс для одноков­ шовых одномоторных экскаваторов с многокатковым опор­ ным устройством составляет 3—8% от полного момента Мк, действующего на механизм поворота, и от 8 до 10%— для экскаваторов большой мощности.

Сумма моментов внешних сопротивлений и на разгон яко­ ря двигателя, по данным исследований Н. Г. Домбровского, составляет:

для

одномоторных экскаваторов

 

Мс + МИ = (0,08 0,1) Мк ;

для

многомоторных

МС';-КМИ= (0,15 4 0 ,3 5 )Мк .

При расчете принимается средняя величина

Мс -Ь Ми = 0,15 Мк .

Тогда момент, необходимый на разгон платформы, будет:

Мд = Мк - (Мс + Ми) = 0,85 М ,

(5.54)

Зная внешние сопротивления, определим максимальный крутящий момент

85