Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 5
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
37 |
|
|
Значение коэффициентов подобия |
Ку' Сі |
|
|
|||
|
для валов ходового механизма |
|
|
||||
Наименование |
|
|
Вес машины в тоннах |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
вала или оси |
7 0 — 80 |
4 0 — 50 |
2 0 — 30 |
9 — 12,0 |
|||
Ведущее колесо |
47 — 48 |
4 6 — 47 |
4 3 — 45 |
4 4 — 45 |
|||
Натяжное |
колесо |
|
40 |
3 6 — 37 |
3 7 — 38 |
4 1 — 42 |
|
Опорный каток |
25 — 26 |
2 3 — 24 |
22 — 24 |
22,5 — 23,0 |
|||
Вертикально-ходовой |
|
|
|
4 0 — 41 ' |
4 3 — 44 |
||
вал |
|
3 7 ,0 — 37,5 |
3 8 — 39 |
||||
Горизонтально-ходо |
4 5 — 46 |
4 0 — 41 |
'4 3 — 45 |
4 6 — 48 |
|||
вой вал |
горизонталь |
||||||
Полуось |
|
|
4 1 — 42 |
4 1 — 42 |
|
|
|
но-ходового вала |
|
45 |
4 4 — 46 |
||||
Примечание. Размер |
вала, |
л-н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
38 |
|
|
Значение скоростей передвижения экскаватора |
|
|
||||
|
Тип экскаватора |
|
км1час |
|
|||
Строительные экскаваторы, |
краны |
малой |
6 ,0 — |
1,6 |
|
||
мощности, средней и большой мощности |
1 ,6 — 1,3 |
|
|||||
Карьерные экскаваторы средней и |
|
1,5 — 0,7 |
|
||||
большой мощности |
|
|
|
|
|||
Шагающие драглайны |
средней и |
|
0 ,5 — 0,1 |
|
|||
большой мощности |
|
|
|
|
Сопротивлению катанию:
а) для многоопорной гусеницы с опущенными колесами (рис. 49)
WK= |
1,5 nbp* |
D кгс ; |
(7.141) |
|
Po У D - h |
|
колесами |
б) для многоопорной гусеницы с поднятыми |
|||
(рис. 50) |
|
|
|
W. |
1,25 nbp3 |
кгс\ |
(7.142) |
|
Ро |
|
|
182
Рис. 49. Схема многоопорной гусеницы с опущен ными колесами.
Рис. 50. Схема многоопорной гусеницы с подняты ми колесами.
в) для малоопорной гусеницы с опущенными |
колесами |
_ 2,67nbp» У П |
(7.143) |
p0/ D ^ h |
|
где о _ диаметр направляющего колеса с учетом толщины
гусениц; |
|
|
|
п — число гусениц; |
|
|
|
b — ширина |
гусеницы; |
экскаватора, |
|
h — глубина |
погружения |
||
|
h = |
Р |
см ; |
|
Po |
||
|
|
|
|
р — фактическое удельное давление на грунт в кгс/сж2; |
|||
р0 •— коэффициент |
удельного сопротивления грунта |
||
смятию, принимается по табл. 39. |
|||
Сопротивление |
ветру |
W0 = F-pB, |
|
где F — надветренная площадь в м2 (по эскизу); |
|||
рв — предельное давление |
ветра, кгс/м2. Принимается |
||
рв=50 кгс/м2. |
|
|
183
|
Т а б л и ц а 39 |
Значение коэффициента удельного сопротивления смятию |
|
Род и состав грунтов |
Р о , кгс/см2 |
Болото |
0 ,0 5 — 1,0 . |
Заболоченный грунт |
0 ,1 2 — 0,15 |
Мокрая глина, рыхлый песок, пашня |
0 ,2 — 0,3 |
Крупный песок, влажная средняя глина |
0 ,3 — 0,45 |
Средняя глина и влажная плотная глина |
0 ,5 — 0,6 |
Плотная глина средней влажности, |
0,7 — 1,0 |
влажные мергель и лесс |
|
Плотная глина, сухие мергель и лесс |
1,1 — 1,3 |
Сопротивление развороту складывается из сопротивления опорной поверхности и сопротивления скалывания грунта при повороте просевшей гусеницы. При повороте двухгусе ничного экскаватора вокруг центра одной гусеницы
WKp = |
2(Мтр + Мск) |
кгсм |
|
(7.144) |
|
кр |
В |
|
|
|
|
где Мтр — полный |
момент |
трения |
одной |
гусеницы. |
|
Для двухгусеничного |
экскаватора |
он |
вычисляется по |
||
формуле: |
|
|
|
|
|
Мтр = р pb |
кгсм , |
(7.145) |
|||
где / — длина гусеницы |
в м\ |
|
|
|
|
b — ширина |
гусеницы в м\ |
|
|
в кгс/см2-, |
|
р — фактическое давление на грунт |
|||||
р — коэффициент удельного |
трения |
гусеницы о грунт |
|||
(0,25-1,0); |
|
|
|
|
|
В — расстояние между осями гусениц в м\ |
|||||
Мск — момент сопротивления скалыванию грунта, |
|||||
|
Мск = |
0,29Kh/!2, |
|
(7.146) |
где К — коэффициент сцепления грунта, К = 0,25—2,5 кгс/см2 (большие значения для скальных пород, меньшие— для слабых);
h — глубина погружения гусеницы;
/] — длина опорной части гусеницы.
184
Б. Э к с к а в а т о р ы на п н е в м о к о л е с н о м х о д у
Пневмоколесный ход применяется преимущественно для экскаваторов малой и средней мощности с емкостью ковша от 0,10 до 1,0 м3. Он позволяет экскаваторам перемещаться в городской черте собственным ходом со скоростью до 30 км в час. А наличие нескольких скоростей от 2 до 30 км/час об легчает перемещение их с одной площадки на другую в ко роткие сроки без применения специальных транспортных средств.
Однако экскаваторы на пневмоколесном ходу имеют и отрицательные качества — большое давление на грунт, мень шую проходимость, необходимость применения специальных выносных опор для разгрузки баллонов и устранения раскач ки машины во время экскавации.
Исходные данные для расчета ходового механизма: тя говое усилие FKна ободе колеса; вертикальные силы от веса оборудования, сопротивления грунта и опорные реакции на баллоны.
Касательная сила FK определяется по формуле:
(7.147)
V |
|
|
|
|
|
|
где N — мощность двигателя в л. |
с.; |
|
|
|
|
|
V — скорость в км/час, |
|
|
|
|
|
|
т]д — коэффициент |
полезного действия |
двигателя; |
|
|||
г)м — коэффициент |
полезного |
действия |
трансмиссии |
от |
||
двигателя до |
колеса; |
|
|
|
|
|
G — вес машины в тс; |
|
|
|
|
|
|
і — уклон пути |
(плюс— при |
подъеме, |
минус — при |
|||
уклоне); |
|
|
|
|
|
|
f — коэффициент |
сопротивления |
качения |
(иногда |
он |
принимается как удельное сопротивление со на тон ну груза).
Касательная сила FK, полученная по формуле, не всегда может быть использована полностью. Если сила сцепления между колесом и грунтом (GC4) будет меньше касательной силы, то произойдет проскальзывание колеса по грунту (бук сование). Поэтому должна быть сделана проверка на усло вие:
С сцф > FK> G (f ± 1) , |
(7.148) |
185
где GC4— сцепной вес, то есть вес, приходящийся на ве дущую ось;
ер — коэффициент сцепления между колесом и грун том.
Значения коэффициентов ф |
и |
принимают |
из табл. 40 |
||||
и 41. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
40 |
|
|
|
|
|
|
||
|
Примерные значения коэффициента f |
|
|
||||
|
Вид дороги |
На |
пневмоколес- |
На гусенич |
|||
|
|
ном ходу |
|
ном ходу |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Рыхлый грунт |
|
0 ,1 9 — 0,21 |
|
0,15 — 0,18 |
|
||
Грунтовая |
дорога, |
неровная, |
0 ,1 0 — 0,15 |
|
0 ,0 8 — 0,12 |
|
|
грязная |
|
|
|
|
|||
Грунтовая |
дорога, |
сухая и ровная |
0 ,0 4 — 0,05 |
|
0 ,0 5 — 0,08 |
||
Щебеночная дорога |
|
0,02 — 0,03 |
|
|
|
||
Цементно-бетонная и асфальто |
0,01 — 0,02 |
|
|
|
|||
бетонная дорога |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
41 |
|
Средние величины коэффициентов ф |
|
|
||||
|
|
Коэффициенты сцепления |
|
||||
Дорожное покрытие |
|
|
для шин низкого |
||||
и его состояние |
для шин высокого |
||||||
|
|
давления |
|
давления |
|
||
Асфальт |
|
0 ,5 — 0,7 |
|
0 ,7 — 0,8 |
|
||
сухой |
|
|
|
||||
мокрый |
|
0 ,3 5 — 0,45 |
|
0,45 — 0,55 |
|
||
Песчаная дорога |
0 ,6 — 0,7 |
|
0 ,7 — 0,8 |
|
|||
сухая |
|
|
|
||||
мокрая |
|
0 ,5 — 0,6 |
|
0 ,6 — 0,65 |
|
||
Грунтовая дорога |
|
|
|
|
|
|
|
сухая |
|
0 ,4 — 0,5 |
|
0 ,5 — 0,6 |
|
||
мокрая |
|
0 ,3 — 0,4 |
|
0 ,4 — 0,5 |
|
При тяговых расчетах значение коэффициента ф следует принимать для уплотненного грунта соответствующее значе ниям грунтовой дороги.
Если для экскаватора приняты шины низкого давления,
186