Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

37

 

Значение коэффициентов подобия

Ку' Сі

 

 

 

для валов ходового механизма

 

 

Наименование

 

 

Вес машины в тоннах

 

 

 

 

 

 

 

 

вала или оси

7 0 — 80

4 0 — 50

2 0 — 30

9 — 12,0

Ведущее колесо

47 — 48

4 6 — 47

4 3 — 45

4 4 — 45

Натяжное

колесо

 

40

3 6 — 37

3 7 — 38

4 1 — 42

Опорный каток

25 — 26

2 3 — 24

22 — 24

22,5 — 23,0

Вертикально-ходовой

 

 

 

4 0 — 41 '

4 3 — 44

вал

 

3 7 ,0 — 37,5

3 8 — 39

Горизонтально-ходо­

4 5 — 46

4 0 — 41

'4 3 — 45

4 6 — 48

вой вал

горизонталь

Полуось

 

 

4 1 — 42

4 1 — 42

 

 

но-ходового вала

 

45

4 4 — 46

Примечание. Размер

вала,

л-н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

38

 

Значение скоростей передвижения экскаватора

 

 

 

Тип экскаватора

 

км1час

 

Строительные экскаваторы,

краны

малой

6 ,0

1,6

 

мощности, средней и большой мощности

1 ,6 — 1,3

 

Карьерные экскаваторы средней и

 

1,5 — 0,7

 

большой мощности

 

 

 

 

Шагающие драглайны

средней и

 

0 ,5 — 0,1

 

большой мощности

 

 

 

 

Сопротивлению катанию:

а) для многоопорной гусеницы с опущенными колесами (рис. 49)

WK=

1,5 nbp*

D кгс ;

(7.141)

 

Po У D - h

 

колесами

б) для многоопорной гусеницы с поднятыми

(рис. 50)

 

 

 

W.

1,25 nbp3

кгс\

(7.142)

 

Ро

 

 

182



Рис. 49. Схема многоопорной гусеницы с опущен­ ными колесами.

Рис. 50. Схема многоопорной гусеницы с подняты­ ми колесами.

в) для малоопорной гусеницы с опущенными

колесами

_ 2,67nbp» У П

(7.143)

p0/ D ^ h

 

где о _ диаметр направляющего колеса с учетом толщины

гусениц;

 

 

 

п — число гусениц;

 

 

b — ширина

гусеницы;

экскаватора,

h — глубина

погружения

 

h =

Р

см ;

 

Po

 

 

 

р — фактическое удельное давление на грунт в кгс/сж2;

р0 •— коэффициент

удельного сопротивления грунта

смятию, принимается по табл. 39.

Сопротивление

ветру

W0 = F-pB,

где F — надветренная площадь в м2 (по эскизу);

рв — предельное давление

ветра, кгс/м2. Принимается

рв=50 кгс/м2.

 

 

183

 

Т а б л и ц а 39

Значение коэффициента удельного сопротивления смятию

Род и состав грунтов

Р о , кгс/см2

Болото

0 ,0 5 — 1,0 .

Заболоченный грунт

0 ,1 2 — 0,15

Мокрая глина, рыхлый песок, пашня

0 ,2 — 0,3

Крупный песок, влажная средняя глина

0 ,3 — 0,45

Средняя глина и влажная плотная глина

0 ,5 — 0,6

Плотная глина средней влажности,

0,7 — 1,0

влажные мергель и лесс

Плотная глина, сухие мергель и лесс

1,1 — 1,3

Сопротивление развороту складывается из сопротивления опорной поверхности и сопротивления скалывания грунта при повороте просевшей гусеницы. При повороте двухгусе­ ничного экскаватора вокруг центра одной гусеницы

WKp =

2(Мтр + Мск)

кгсм

 

(7.144)

кр

В

 

 

 

где Мтр — полный

момент

трения

одной

гусеницы.

Для двухгусеничного

экскаватора

он

вычисляется по

формуле:

 

 

 

 

 

Мтр = р pb

кгсм ,

(7.145)

где / — длина гусеницы

в м\

 

 

 

b — ширина

гусеницы в м\

 

 

в кгс/см2-,

р — фактическое давление на грунт

р — коэффициент удельного

трения

гусеницы о грунт

(0,25-1,0);

 

 

 

 

В — расстояние между осями гусениц в м\

Мск — момент сопротивления скалыванию грунта,

 

Мск =

0,29Kh/!2,

 

(7.146)

где К — коэффициент сцепления грунта, К = 0,25—2,5 кгс/см2 (большие значения для скальных пород, меньшие— для слабых);

h — глубина погружения гусеницы;

/] — длина опорной части гусеницы.

184


Б. Э к с к а в а т о р ы на п н е в м о к о л е с н о м х о д у

Пневмоколесный ход применяется преимущественно для экскаваторов малой и средней мощности с емкостью ковша от 0,10 до 1,0 м3. Он позволяет экскаваторам перемещаться в городской черте собственным ходом со скоростью до 30 км в час. А наличие нескольких скоростей от 2 до 30 км/час об­ легчает перемещение их с одной площадки на другую в ко­ роткие сроки без применения специальных транспортных средств.

Однако экскаваторы на пневмоколесном ходу имеют и отрицательные качества — большое давление на грунт, мень­ шую проходимость, необходимость применения специальных выносных опор для разгрузки баллонов и устранения раскач­ ки машины во время экскавации.

Исходные данные для расчета ходового механизма: тя­ говое усилие FKна ободе колеса; вертикальные силы от веса оборудования, сопротивления грунта и опорные реакции на баллоны.

Касательная сила FK определяется по формуле:

(7.147)

V

 

 

 

 

 

 

где N — мощность двигателя в л.

с.;

 

 

 

 

V — скорость в км/час,

 

 

 

 

 

т]д — коэффициент

полезного действия

двигателя;

 

г)м — коэффициент

полезного

действия

трансмиссии

от

двигателя до

колеса;

 

 

 

 

 

G — вес машины в тс;

 

 

 

 

 

і — уклон пути

(плюс— при

подъеме,

минус — при

уклоне);

 

 

 

 

 

 

f — коэффициент

сопротивления

качения

(иногда

он

принимается как удельное сопротивление со на тон­ ну груза).

Касательная сила FK, полученная по формуле, не всегда может быть использована полностью. Если сила сцепления между колесом и грунтом (GC4) будет меньше касательной силы, то произойдет проскальзывание колеса по грунту (бук­ сование). Поэтому должна быть сделана проверка на усло­ вие:

С сцф > FK> G (f ± 1) ,

(7.148)

185


где GC4— сцепной вес, то есть вес, приходящийся на ве­ дущую ось;

ер — коэффициент сцепления между колесом и грун­ том.

Значения коэффициентов ф

и

принимают

из табл. 40

и 41.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

40

 

 

 

 

 

 

 

Примерные значения коэффициента f

 

 

 

Вид дороги

На

пневмоколес-

На гусенич­

 

 

ном ходу

 

ном ходу

 

 

 

 

 

 

 

Рыхлый грунт

 

0 ,1 9 — 0,21

 

0,15 — 0,18

 

Грунтовая

дорога,

неровная,

0 ,1 0 — 0,15

 

0 ,0 8 — 0,12

 

грязная

 

 

 

 

Грунтовая

дорога,

сухая и ровная

0 ,0 4 — 0,05

 

0 ,0 5 — 0,08

Щебеночная дорога

 

0,02 — 0,03

 

 

 

Цементно-бетонная и асфальто­

0,01 0,02

 

 

 

бетонная дорога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

41

 

Средние величины коэффициентов ф

 

 

 

 

Коэффициенты сцепления

 

Дорожное покрытие

 

 

для шин низкого

и его состояние

для шин высокого

 

 

давления

 

давления

 

Асфальт

 

0 ,5 — 0,7

 

0 ,7 — 0,8

 

сухой

 

 

 

мокрый

 

0 ,3 5 — 0,45

 

0,45 — 0,55

 

Песчаная дорога

0 ,6 — 0,7

 

0 ,7 — 0,8

 

сухая

 

 

 

мокрая

 

0 ,5 — 0,6

 

0 ,6 — 0,65

 

Грунтовая дорога

 

 

 

 

 

 

сухая

 

0 ,4 — 0,5

 

0 ,5 — 0,6

 

мокрая

 

0 ,3 — 0,4

 

0 ,4 — 0,5

 

При тяговых расчетах значение коэффициента ф следует принимать для уплотненного грунта соответствующее значе­ ниям грунтовой дороги.

Если для экскаватора приняты шины низкого давления,

186