Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Роликоопорное п о в о р о т н о е у с т р о йс т в о [13]

В отличие от малоопорного и многоопорного поворотного устройства роликоопорный поворотный круг воспринимает, кроме вертикальных нагрузок, радиальные и опрокидываю­

щий моменты. В строительных экскаваторах применяются од­ норядные роликоопорные поворотные круги, в экскавато­ рах тяжелого типа — многорядные.

Роликовый опорно-поворотный круг состоит из трех ча­ стей (из них 1 и 2 — наружные полуобоймы, 4 — внутреннее кольцо с зубьями внутреннего зацепления) и комплекта ци­ линдрических роликов 5. Каждая полуобойма имеет по од­ ной дорожке качения, которые в собранном круге вместе с двумя дорожками качения внутреннего кольца (венца) об­ разуют две пары направляющих для роликов. Ролики уста­ навливаются в круге в один ряд и располагаются крестооб­ разно. Такое расположение роликов позволяет воспринимать нагрузки, действующие на опорно-поворотный круг сверху вниз и снизу вверх, и все радиальные нагрузки (рис. 48).

Рис. 48. Конструктивная схема опорно-поворотного круга.

171

» Смазка роликов и дорожек качения производится через пресс-масленки. Для удержания смазки и защиты поверх­ ности качения от загрязнения в опорно-поворотном круге предусматривают лабиринтовые уплотнения.

Полукольца и внутреннее кольцо изготавливают из стали марки 55 с поверхностной индукционной закалкой беговых дорожек до твердости 55—60 HRC на глубину 3—5 мм, ро­ лики — из стали марок ШХ15 или ШХ15СГ с твердостью 60—64 HRC. Несущая способность беговых дорожек ограни­ чивается контактными напряжениями, допускаемыми для дорожек качения. Расчетная величина контактного напряже­

ния принимается ак=17 000 кгсісм2, она обеспечивает надеж­ ную работу конструкции за время наработки не менее 10 млн. циклов контакта в каждой точке дорожки качения.

Действующими силами на опорно-поворотный круг яв­ ляются результирующая внешняя сила от Be_ga поворотной платформы с рабочим оборудованием и полезной нагрузкой, опрокидывающий момент М и горизонтальная составляющая 2R [13] (рис. 48а):

Рис. 48а. Схема нагрузок для расчета роликового опорно­ поворотного круга.

172


 

Gi —G cos

-f- gCT -f- §дин

K z c

;

(7.124a)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M — (gCT + gÄHH)r -\- Win +

G cos^ri -f- (RCT -j- RÄHH)h

кгсм',

У R = N cos r? -f Gi tg T +=W '+ RCT +

RÄHH

 

Здесь G — масса

поворотной

платформы с рабочим

обо-

 

рудованием, тс;

 

 

и динамическая

на­

gcT, gAHH— расчетная

статическая

г,

грузки, Т С ;

 

сил относительно оси враще­

гі — плечи

действия

h,

ния, м;

 

 

от

горизонтальных сил

отно­

hi — плечи

действия

 

сительно средней

плоскости РОПК, м;

 

 

W — расчетная

суммарная ветровая

нагрузка, тс;

R C T , R дин — расчетные

горизонтальные нагрузки — стати­

 

ческая и динамическая,

тс;

 

 

 

 

N — расчетная

нормальная нагрузка на зуб ведо­

 

мого колеса ют ведущей шестерни, тс;

 

 

ср— угол между

направлением силы N и плоско­

 

стью

действия

опрокидывающего момента;

 

Y — угол

наклона

плоскости

опорно-поворотного

 

круга к горизонтальной плоскости, град.

Допустимую расчетную нагрузку Р на ролик можно опре­

делить из

условий

контактной

прочности по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(7.125)

Здесь I — рабочая длина

ролика, см (она принимается < ди­

 

аметра,

/ = 0,85(3);

 

 

 

 

 

 

 

d — диаметр

ролика, см.

 

 

 

 

 

 

D — диаметр опорного круга по центру качения; т. к.

Наибольшая рабочая нагрузка от действия вертикальных сил, опрокидывающего момента и горизонтальных сил со­ ставляет:

173


 

 

2G, .

5R

 

,

(7.126)

где z — количество роликов.sin~r~-----а

г COS Я)

к г с

P paö - z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

360°

 

 

 

 

 

 

arc sin

2d

 

 

 

 

 

a — угол

контакта

(угол

между

направлением

дейст­

вия

контактной

нагрузки

и

плоскостью, перпенди­

кулярной оси вращения РОПК).

Для роликов, передающих осевые нагрузки, направленные сверху вниз, угол контакта ВНИИСтройдормаш рекоменду­ ется принимать ссі = 55°, а для роликов, передающих отрыва­ ющие осевые нагрузки снизу вверх, 02 = 35°.

Зубья венцевого колеса рассчитывают на изгиб. Окруж­ ное усилие, приходящееся на зуб, должно учитывать инер­ ционные силы во время разгона и торможения, сопротивле­

ние вращению,

ветровую нагрузку, сопротивление

подъему

платформы при перекосах и полезной нагрузке.

 

Окружное усилие определяется по формуле:

 

Мин +

Мкр +

Wr? +

0,ri sin т + gCTr sin у.

 

 

 

 

 

(7.127)

где W — равнодействующая

ветровой нагрузки,

считается

приложенной

в направлении, перпендикулярном

плоскости действия

опрокидывающего момента;

гв — расстояние от действия силы W до оси вращения;

г0 — радиус венцевого колеса;

Мин — момент от инерционных сил во время разгона или торможения.

В табл. 34 приведены основные значения параметров и размеры унифицированного ряда РОПКБолтовые соедине­ ния ОПК с рамой машины рассчитывают на предваритель­ ную затяжку болтов и условия нераскрытая шва. Материа­ лом для изготовления болтов служит сталь марки 40Х ХГОСТ 4543-61 с последующей термической обработкой до твердости 280—320НВ. Временное сопротивление ее разрыву Ор = 9000 кгс/см2 и предел текучести ат= 7000 кгс/см2. Вели­ чина внешней нагрузки на болт определяется по формуле:

174


унифицированного ряда роликовых

(О ПК) [13] для экскаваторов

Основные параметры и размеры

опорно-поворотных кругов

1 а

И к Ю

О£ ► > Ч Оч m

ОЙ «5

ао к

CD Гй ®

У

с5 >>

'<й _

.СО 03

0)

S

Л

Он

с

в;

 

 

о

 

 

с

 

 

о

 

кг

Я

X

>—

1

ф

 

 

я

 

|-“1

 

 

СЗ

ф

 

о

 

и

 

я

Сч

о

я

ф

я

я

оN

сф _

оя

к я

к-ч

 

Е

’“н

 

 

я

о

ы

о

я

я

 

о

я

Е

я

ф

 

я

 

 

с

 

0) ф Я ф ф

J= § а

я

Q

D

Q

Q

о

р

2W

‘вгпаон

«ч іэо н и д

о

о

о

о

rc

о

СП

о

о

о

о

о

Г5

с5

щ

см

1"-

СО

о

С5

о

1_С

C D

со

 

со

CD

 

 

 

 

 

сч

сч

о

о

о

со

о

о

о

 

о

СИ

о

о

 

СП

 

ГТ)

ITS

о

со

 

Ю

 

05

СО

и

1го

 

І4-'.

 

 

 

сч

сч

 

1D

оо

00

с\)

сч

со

сч

Tt-

 

•—1 о

со

 

ю

00

00

сч

сч

сч

CD

CD

 

 

 

~-н

 

 

*■—

 

сч

оо

гм

о

 

С.П

 

05

00

00

05

 

г-.

о

сч

 

00

о

in

ГМ

 

 

 

 

 

сч

сч

СО

о

сч

сч

сП

1C

со

сн

сч

со

со

 

■чз-

CD

г-

сч

CD

ГТ

сч

о

ID

т—

сч

сч

сч

СО

 

Н*

 

 

 

 

ю

 

 

CD

 

00

m

ю

ю

о

 

in

о

тп

со

05

1—

со

ч^н

І'ч

05

о

L.O

о

о

 

о

о

СП

сч

05

in

 

 

сч

1".

 

о

*—

со

СО

0 5

сч

С.О

 

 

- ч

 

о

ч

 

 

сч

СЧ

о

Ш

LO

о

 

о

ю

СО

^ .

со

г-.

ю

сн

—-

СО

Ю

со

— с

ю

 

*”

 

 

сч

сч

СО

Ю

ID

о

 

ID

о

гп

00

CD

СО

І"—

г*-

сч

гт>

о>

ID

оо

|Г,

 

'

 

 

 

 

сч

СЧ

о

LO

ю

ID

о

ID

ID

со

Г-

Tf*

h-

о

 

ОО

о

сч

 

н-н

 

сч сч СЧ

 

 

ю

ю

ID

ІО

о

о

о

LO

сч

 

CDon

с;

h-

СЧ

о

 

 

С 5

со

оо

о

о

О

о

H сч

сч

сч

 

о

о

о

0 5

о

О

C 5

сч

1.0

ю

 

 

CD

0 5

СП

со

 

 

 

 

 

сч

сч

ю

 

in

 

 

 

 

 

сч

0,4

СО

 

 

1,6

2,5

 

о 4

о"

 

 

 

175


Р sin СГ2z

Q =

2n

к г с

 

 

где P — максимальная

нагрузка, приходящаяся,

на

ролик;

(7.128)

п — количество болтов в полуобойме; 0,2— угол контакта.

§ 9. Расчет ходового механизма А. Э к с к а в а т о р ы на г у с е н и ч н о м х о д у

Исходными данными для расчета ходового механизма яв­ ляются:

1. Вертикальные нагрузки, действующие на ведущие и ве­ домые колеса, а в гусеничных экскаваторах и на опорные катки.

2. Тяговое усилие STmax (сопротивление, потребное на пе­ ремещение).

Тяговое усилие STmax находится из уравнения движения экскаватора. Оно выражается

Sr шах =

WBH+ \ѴИ+ Wn +

WK-f WB+ WKp кгс , (7.129)

где STmax — максимальное

тяговое усилие, кгс,

механиз­

 

WBH — внутреннее сопротивление

ходовых

 

мов, кгс,

инерции

при трогании

с места,

 

\Ѵ„ — сопротивление

 

кгс;

 

кгс,

 

 

\Ѵ„ — сопротивление

подъему,

 

 

\ѴК— сопротивление

катанию,

кгс;

 

 

\ѴВ— сопротивление

ветру, кгс;

кгс.

 

Для

WKp — сопротивление

развороту,

 

машин с гусеничным

ходом оно

определяется для

переднего и заднего хода; машин на колесном ходу — толь­

ко для переднего

хода.

 

ходовых

механизмов

\ѴВН вы­

Внутреннее сопротивление

числяют по формуле:

 

 

 

кгс ,

 

\Ѵвн =

W, +

\Ѵ2 +

W3 + W*

(7.130)

где Wi — сопротивление на

опорных катках,

W) =

G ~

(pd

+ 2f)к гс ;

(7.131)

W2n=W 23 — сопротивление на ведущем колесе при движе­ нии вперед и расположении ведущего колеса сзади,

176