Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 5
В. Роликоопорное п о в о р о т н о е у с т р о йс т в о [13]
В отличие от малоопорного и многоопорного поворотного устройства роликоопорный поворотный круг воспринимает, кроме вертикальных нагрузок, радиальные и опрокидываю
щий моменты. В строительных экскаваторах применяются од норядные роликоопорные поворотные круги, в экскавато рах тяжелого типа — многорядные.
Роликовый опорно-поворотный круг состоит из трех ча стей (из них 1 и 2 — наружные полуобоймы, 4 — внутреннее кольцо с зубьями внутреннего зацепления) и комплекта ци линдрических роликов 5. Каждая полуобойма имеет по од ной дорожке качения, которые в собранном круге вместе с двумя дорожками качения внутреннего кольца (венца) об разуют две пары направляющих для роликов. Ролики уста навливаются в круге в один ряд и располагаются крестооб разно. Такое расположение роликов позволяет воспринимать нагрузки, действующие на опорно-поворотный круг сверху вниз и снизу вверх, и все радиальные нагрузки (рис. 48).
Рис. 48. Конструктивная схема опорно-поворотного круга.
171
» Смазка роликов и дорожек качения производится через пресс-масленки. Для удержания смазки и защиты поверх ности качения от загрязнения в опорно-поворотном круге предусматривают лабиринтовые уплотнения.
Полукольца и внутреннее кольцо изготавливают из стали марки 55 с поверхностной индукционной закалкой беговых дорожек до твердости 55—60 HRC на глубину 3—5 мм, ро лики — из стали марок ШХ15 или ШХ15СГ с твердостью 60—64 HRC. Несущая способность беговых дорожек ограни чивается контактными напряжениями, допускаемыми для дорожек качения. Расчетная величина контактного напряже
ния принимается ак=17 000 кгсісм2, она обеспечивает надеж ную работу конструкции за время наработки не менее 10 млн. циклов контакта в каждой точке дорожки качения.
Действующими силами на опорно-поворотный круг яв ляются результирующая внешняя сила от Be_ga поворотной платформы с рабочим оборудованием и полезной нагрузкой, опрокидывающий момент М и горизонтальная составляющая 2R [13] (рис. 48а):
Рис. 48а. Схема нагрузок для расчета роликового опорно поворотного круга.
172
4»
|
Gi —G cos |
-f- gCT -f- §дин |
K z c |
; |
(7.124a) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M — (gCT + gÄHH)r -\- Win + |
G cos^ri -f- (RCT -j- RÄHH)h |
кгсм', |
|||||||||
У R = N cos r? -f Gi tg T +=W '+ RCT + |
RÄHH • |
|
|||||||||
Здесь G — масса |
поворотной |
платформы с рабочим |
обо- |
||||||||
|
рудованием, тс; |
|
|
и динамическая |
на |
||||||
gcT, gAHH— расчетная |
статическая |
||||||||||
г, |
грузки, Т С ; |
|
сил относительно оси враще |
||||||||
гі — плечи |
действия |
||||||||||
h, |
ния, м; |
|
|
от |
горизонтальных сил |
отно |
|||||
hi — плечи |
действия |
||||||||||
|
сительно средней |
плоскости РОПК, м; |
|
||||||||
|
W — расчетная |
суммарная ветровая |
нагрузка, тс; |
||||||||
R C T , R дин ■— расчетные |
горизонтальные нагрузки — стати |
||||||||||
|
ческая и динамическая, |
тс; |
|
|
|
||||||
|
N — расчетная |
нормальная нагрузка на зуб ведо |
|||||||||
|
мого колеса ют ведущей шестерни, тс; |
|
|||||||||
|
ср— угол между |
направлением силы N и плоско |
|||||||||
|
стью |
действия |
опрокидывающего момента; |
||||||||
|
Y — угол |
наклона |
плоскости |
опорно-поворотного |
|||||||
|
круга к горизонтальной плоскости, град. |
||||||||||
Допустимую расчетную нагрузку Р на ролик можно опре |
|||||||||||
делить из |
условий |
контактной |
прочности по формуле: |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(7.125) |
|
Здесь I — рабочая длина |
ролика, см (она принимается < ди |
||||||||||
|
аметра, |
/ = 0,85(3); |
|
|
|
|
|
|
|
||
d — диаметр |
ролика, см. |
|
|
|
|
|
|
D — диаметр опорного круга по центру качения; т. к.
Наибольшая рабочая нагрузка от действия вертикальных сил, опрокидывающего момента и горизонтальных сил со ставляет:
173
|
|
2G, . |
5R |
|
, |
(7.126) |
||
где z — количество роликов.sin~r~-----а |
г COS Я) |
к г с |
||||||
P paö - z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
360° |
|
|
|
|
|
|
|
arc sin |
2d |
|
|
|
|
|
|
a — угол |
контакта |
(угол |
между |
направлением |
дейст |
|||
вия |
контактной |
нагрузки |
и |
плоскостью, перпенди |
кулярной оси вращения РОПК).
Для роликов, передающих осевые нагрузки, направленные сверху вниз, угол контакта ВНИИСтройдормаш рекоменду ется принимать ссі = 55°, а для роликов, передающих отрыва ющие осевые нагрузки снизу вверх, 02 = 35°.
Зубья венцевого колеса рассчитывают на изгиб. Окруж ное усилие, приходящееся на зуб, должно учитывать инер ционные силы во время разгона и торможения, сопротивле
ние вращению, |
ветровую нагрузку, сопротивление |
подъему |
||
платформы при перекосах и полезной нагрузке. |
|
|||
Окружное усилие определяется по формуле: |
|
|||
Мин + |
Мкр + |
Wr? + |
0,ri sin т + gCTr sin у. |
|
|
|
|
|
(7.127) |
где W — равнодействующая |
ветровой нагрузки, |
считается |
||
приложенной |
в направлении, перпендикулярном |
|||
плоскости действия |
опрокидывающего момента; |
гв — расстояние от действия силы W до оси вращения;
г0 — радиус венцевого колеса;
Мин — момент от инерционных сил во время разгона или торможения.
В табл. 34 приведены основные значения параметров и размеры унифицированного ряда РОПКБолтовые соедине ния ОПК с рамой машины рассчитывают на предваритель ную затяжку болтов и условия нераскрытая шва. Материа лом для изготовления болтов служит сталь марки 40Х ХГОСТ 4543-61 с последующей термической обработкой до твердости 280—320НВ. Временное сопротивление ее разрыву Ор = 9000 кгс/см2 и предел текучести ат= 7000 кгс/см2. Вели чина внешней нагрузки на болт определяется по формуле:
174
унифицированного ряда роликовых |
(О ПК) [13] для экскаваторов |
Основные параметры и размеры |
опорно-поворотных кругов |
1 а
И к Ю
О£ ► > Ч Оч m
ОЙ «5
ао к
CD Гй ®
У
с5 >>
'<й _
.СО 03
0)
S
Л
Он
с
в; |
|
|
|
о |
|
|
|
с |
|
|
|
о |
|
кг |
|
Я |
X |
||
>— |
1 |
ф |
|
|
я |
|
|
|-“1 |
|
|
|
СЗ |
ф |
|
|
о |
|
||
и |
|
я |
Сч |
о |
|||
я |
ф |
я |
я
оN
сф _
оя
к я
к-ч |
|
Е |
’“н |
|
|
я |
о |
ы |
о |
— |
|
я |
я |
|
о |
я |
Е |
я |
ф |
|
|
я |
|
|
с |
|
0) • ф Я ф ф
J= § а
я
Q
D
Q
Q
о
р
2W
‘вгпаон
«ч іэо н и д
о |
о |
о |
о |
rc |
о |
СП |
|
о |
о |
о |
о |
о |
Г5 |
с5 |
|
щ |
см |
1"- |
СО |
о |
С5 |
о |
|
1_С |
C D |
— |
со |
|
со |
CD |
|
|
|
|
|
|
сч |
сч |
|
о |
о |
о |
со |
о |
о |
о |
|
|
о |
СИ |
о |
о |
|
СП |
|
|
ГТ) |
ITS |
о |
со |
|
Ю |
|
|
05 |
СО |
— и |
1го |
|
І4-'. |
|
|
|
|
сч |
сч |
|
1D |
|
оо |
00 |
с\) |
сч |
со |
сч |
Tt- |
|
|
•—1 о |
со |
|
ю |
|||
00 |
00 |
сч |
сч |
сч |
CD |
CD |
|
|
|
|
~-н |
|
|
*■— |
|
|
сч |
оо |
гм |
о |
|
С.П |
|
|
05 |
00 |
00 |
05 |
|
г-. |
|
о |
сч |
|
00 |
о |
in |
ГМ |
|
|
|
|
|
|
сч |
сч |
СО |
о |
сч |
сч |
сП |
1C |
со |
сн |
|
сч |
со |
со |
|
■чз- |
CD |
||
г- |
сч |
CD |
ГТ |
сч |
о |
ID |
|
т— |
сч |
сч |
сч |
СО |
|
Н* |
|
|
|
||||||
|
|
ю |
|
|
CD |
|
00 |
m |
ю |
ю |
о |
|
in |
о |
тп |
со |
05 |
1— |
со |
ч^н |
І'ч |
05 |
|
о |
L.O |
о |
о |
|
о |
о |
СП |
сч |
05 |
in |
|
|
сч |
1". |
|
о |
*— |
со |
СО |
0 5 |
сч |
С.О |
|
|
|
- ч |
|||||
|
о |
—ч |
— |
|
|
сч |
СЧ |
о |
Ш |
LO |
о |
|
о |
||
ю |
СО |
^ . |
со |
г-. |
ю |
сн |
|
—- |
СО |
Ю |
со |
— с |
|||
ю |
|
*” |
|
|
сч |
сч |
СО |
Ю |
ID |
о |
|
ID |
о |
гп |
|
00 |
CD |
СО |
І"— |
г*- |
сч |
гт> |
|
о> |
— |
ID |
оо |
|Г, |
|||
|
' |
|
|
|
|
сч |
СЧ |
о |
LO |
ю |
ID |
о |
ID |
ID |
|
со |
Г- |
Tf* |
h- |
о |
|
ОО |
|
о |
сч |
|
|||||
н-н |
|
— — сч сч СЧ |
|||||
|
|
||||||
ю |
ю |
ID |
ІО |
о |
о |
о |
|
LO |
сч |
|
CDon |
с; |
h- |
СЧ |
|
о |
|
— |
|
С 5 |
со |
оо |
|
о |
о |
О |
о |
H сч |
сч |
сч |
|
|
о |
о |
о |
||||
0 5 |
о |
О |
C 5 |
сч |
1.0 |
ю |
|
|
|
CD |
0 5 |
СП |
со |
||
|
|
|
|
|
сч |
сч |
|
ю |
|
in |
|
|
|
|
|
сч |
0,4 |
СО |
|
|
1,6 |
2,5 |
|
о 4 |
о" |
|
|
|
175
Р sin СГ2z
Q = |
2n |
к г с |
|
|
где P — максимальная |
нагрузка, приходящаяся, |
на |
ролик; |
|
(7.128) |
п — количество болтов в полуобойме; 0,2— угол контакта.
§ 9. Расчет ходового механизма А. Э к с к а в а т о р ы на г у с е н и ч н о м х о д у
Исходными данными для расчета ходового механизма яв ляются:
1. Вертикальные нагрузки, действующие на ведущие и ве домые колеса, а в гусеничных экскаваторах и на опорные катки.
2. Тяговое усилие STmax (сопротивление, потребное на пе ремещение).
Тяговое усилие STmax находится из уравнения движения экскаватора. Оно выражается
Sr шах = |
WBH+ \ѴИ+ Wn + |
WK-f WB+ WKp кгс , (7.129) |
|||
где STmax — максимальное |
тяговое усилие, кгс, |
механиз |
|||
|
WBH — внутреннее сопротивление |
ходовых |
|||
|
мов, кгс, |
инерции |
при трогании |
с места, |
|
|
\Ѵ„ — сопротивление |
||||
|
кгс; |
|
кгс, |
|
|
|
\Ѵ„ — сопротивление |
подъему, |
|
||
|
\ѴК— сопротивление |
катанию, |
кгс; |
|
|
|
\ѴВ— сопротивление |
ветру, кгс; |
кгс. |
|
|
Для |
WKp — сопротивление |
развороту, |
|
||
машин с гусеничным |
ходом оно |
определяется для |
переднего и заднего хода; машин на колесном ходу — толь
ко для переднего |
хода. |
|
ходовых |
механизмов |
\ѴВН вы |
|
Внутреннее сопротивление |
||||||
числяют по формуле: |
|
|
|
кгс , |
|
|
\Ѵвн = |
W, + |
\Ѵ2 + |
W3 + W* |
(7.130) |
||
где Wi — сопротивление на |
опорных катках, |
• |
||||
W) = |
G ~ |
(pd |
+ 2f)к гс ; |
(7.131) |
W2n=W 23 — сопротивление на ведущем колесе при движе нии вперед и расположении ведущего колеса сзади,
176