Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, большинство исследователей

множество раз в самых различных странах.

не столько пытались объяснить природу про­

Результат оставался тот же — прямоугольники

порций, сколько привести их в стройную гео­

в

золотом

сечении

безусловно

выделялись на­

метрическую

 

или

арифметическую систему.

блюдателями.

 

 

 

(А. Цейзинг, М. Гика, В. Мессель, И. В. Жол­

 

Результаты опытов Фехнера достаточно од­

товский, В. Ф. Кринский, И. Ш. Шевелев, Ле

нозначны,

охватывая только прямоугольники

Корбюзье и др.). Несколько в стороне от них

и доказывая предпочтительность золотого се­

стоит известный психофизиолог Г. Т. Фехнер,

чения только в прямоугольниках. Распростра­

который подошел к числу Ф с эксперименталь­

нение этих выводов на геометрические фигуры

ных позиций.

В 1876 г.

Фехнер провел ряд

любых других форм и геометрические тела в

«эстетически-статистических» опытов, предла­

научном отношении не представляется обосно­

гая разным

группам людей выбрать среди на­

ванным и

требует

постановки специальных

резанных бумажных прямоугольников (вклю­

экспериментов. Тем

не

менее

на основании

чая квадрат)

такую форму, которая им больше

подобных, в целом исчерпавших себя, опытов

всего понравится. Эксперимент проводился с 10

с

прямоугольничками

была

создана целая

прямоугольниками, имевшими различные про­

школа «золотопоклонников», которая получи­

порции. По количеству проведенных опытов

ла

название «экспериментальной». Возникла

результаты могут считаться вполне представи­

«геометрическая эстетика», «арифметическая

тельными. В опытах участвовало 592 человека,

эстетика»

и др. Эта школа

попыталась все

из которых 378 мужчин и 214 женщин. Обра­

многообразие прекрасного вокруг нас втиснуть

ботка данных, полученных Фехнером, выявила

в несколько геометрических построений. Пред­

и подтвердила

следующую

закономерность:

ставители этой школы считали, что можно, не

прямоугольники, выполненные в золотом сече­

обращая внимания на материал, технологию,

нии, определенно являются для наблюдателей

функциональность и т. д., руководствуясь не­

предпочтительными

перед

прямоугольниками,

сколькими абстрактно выбранными числами,

имеющими

любые

иные

пропорциональные

создать прекрасное. Американец Л. Уитмер,

соотношения. В последующие годы опыты Фех-

крупный представитель «экспериментальной»

нера в различных

вариациях

(менялся цвет,

школы, дошел до утверждения, что «существу­

материал прямоугольников, состав испытуе­

ют коэффициенты, обладающие сами по себе

мых, условия опыта и т, д.)

были повторены

специально эстетическим значением».

71


В своем преклонении перед числом Ф и его производными «золотопоклонники» доходили буквально до анекдотических крайностей, ни­ чего общего не имевших с научными гипотеза­ ми. Так, например, они считали, что известная пирамида Хеопса является выражением вели­ чины земного меридиана, расстояния от Земли до Солнца (точно одна миллиардная?!) и мно­ гих других величин, о которых египтяне не имели ни малейшего представления. Из гео­ метрии круга с помощью числа Ф выводился даже угол наклона боковых граней пирамид, причем опять же многозначительно подчерки­ валось, что этот угол к вертикали «всегда бли­ зок и нередко равен углу географической ши­ роты, под которой строилась пирамида». И при этом совершенно забывалось и умалчивалось о том, что пирамида представляла собой про­ сто-напросто искусственный холм и поэтому углы наклона ее сторон обуславливались, ко­ нечно, не связью с числом Ф и абстрактными геометрическими построениями, а прежде все­ го естественным откосом применявшегося стро­ ительного материала. По всей вероятности, пи­ рамида развилась из кургана. Именно этим и вызвано то обстоятельство, что наклон бо-

Рис. 39. Анализ пропорциональности станка типа ЮНО

«Бейкер» на выявление золотого деления (по Эрлиху Л. Б.).

72

ковых плоскостей пирамиды составляет либо 40°, либо 50°. Первый соответствует углу естест­ венного откоса глины, второй — мергеля и лесса.

Что же в итоге можно сказать о законе зо­ лотого сечения в искусстве, в архитектуре, в музыке? Что это— непознанная и интуитивно чувствуемая закономерность или же это просто один из самых увлекательных еамообманов человека? В какую-то долю секунды мелькнула и такая мысль: а не есть ли это не­ объяснимое золотое сечение отсвет каких-то таинственных древнейших знаний индийских браминов, друидов, жрецов Атлантиды, бес­ следно поглощенных историей... Во всяком случае, даже несмотря на обостренный песси­ мизм, которым окрашено обсуждение закона золотого сечения, все-таки трудно решиться на полное и абсолютное его отрицание.

Золотое сечение в технике

На многих предприятиях конструкторы пы­ таются применить золотое сечение при созда­ нии станков, понимая его как один из основ­ ных «законов красоты». Но, стараясь приме­ нить золотое сечение, конструктор сталкива­

ется с практическими вопросами, на которые он не находит ответа в теории художественного конструирования. Как применять золотое сече­ ние— в габаритных пропорциях или в каждой крышке и в каждом болте? Применять золотое сечение только при вертикальном членении станка (как у человека — у него ведь золотое деление определяется как отношение всей дли­ ны тела к его части), при горизонтальном чле­ нении или строить в золотом сечении взаимно перпендикулярные габаритные размеры? А если, контур станка имеет сложный характер? Может, и в диагональных членениях его стоит применять? Тогда какова вообще система при­ менения золотого сечения, т. е. общая методо­ логия построения схемы пропорций?

В литературе описан всего лишь один слу­ чай, в котором была сделана довольно обстоя­ тельная попытка связать внешний вид станка и закон золотого сечения. В 1939 г. Л. Б. Эрлих провел интересный анализ пропорциональности основных масс вертикально-сверлильного стан­ ка с гидравлической подачей типа ЮНО фир­ мы «Бейкер». (В литературе встречается утвер­ ждение, что золотое сечение замечено также в пропорциях основных узлов двустороннего ал­ мазно-расточного станка фирмы «Девалер»), При этом он последовательно раздробил золо­ тое сечение до такой малой величины и приме­ нил столько дополнительных оговорок (деле-

73


ние размера на две части, удвоение размера и др.), что, пользуясь этой схемой, можно было бы доказать присутствие золотого сечения в любой машиностроительной или архитектурной конструкции.

Анализ пропорций станков

Система различных технически обоснован­ ных модулей пронизала основы конструирова­ ния большинства деталей и узлов современ­ ных станков. Эти модули уточняются в ходе развития науки, меняются в результате при­ менения новых материалов, сохраняя глубо­ кие научно-теоретические и эксперименталь­ ные основы. Почти все они унифицированы, нормализованы и стандартизированы. Вот по­ чему искать следы интуиции, т. е. доказательств подтверждения присутствия золотого сечения в соотношениях размеров отдельных сравни­ тельно небольших деталей и узлов станка, не имеет смысла. Зато общая компоновка станка, несмотря на солидную, непрестанно укрепляю­ щуюся экспериментально-теоретическую базу, носит значительный отпечаток творческого ин­ туитивизма. В каждом станке отражаются уро­ вень, талант небольшого коллектива и отдель-

ных личностей. Поэтому путь поисков золотого сечения в габаритных пропорциях станков вполне оправдан.

Наиболее представительными для такого анализа были признаны высокопроизводитель­ ные вертикальные многошпиндельные автома­ ты и полуавтоматы. Родились они более полу­ века тому назад, начав успешно работать на за­ водах Форда, и теперь получают все большее распространение на заводах массового и круп­ носерийного производства, особенно в автомо­ бильной и тракторной промышленности. Форма их утвердилась в виде достаточно цельного ци­ линдра, установленного на плоское основание, поэтому с любых точек наблюдения пропорции остаются практически одними и теми же и вы­ ражаются соотношением двух габаритных раз­ меров— высоты и диаметра цилиндра.

Верхняя граница отклонений, не воспринима­ емых человеческим глазом, равна 2—3%. Оче­ видно, в пределах этих отклонений от отноше­ ния 1,618... пропорции могут восприниматься большинством наблюдателей в золотом сече­ нии. Несложные подсчеты показывают, что в художественном конструировании в золотом сечении следует считать выполненными те про­ порции, которые лежат в пределах отношений 1,57—1,67 (психофизиологические границы точности). Из 40 проанализированных моделей станков, выпущенных за последние 35—40 лет,

74


оказались выполненными в

золотом сечении

(в пределах ошибок зрения)

всего 7 моделей,

но построение графика распределения габарит­ ных пропорций и математическая обработка данных привели к неожиданным результатам. Оказалось, что наиболее современные модели станков по габаритным пропорциям явно тяго­ теют к золотому сечению.

Объяснение этого факта, по-видимому, зак­ лючается в следующем. Первые модели станков иллюстрировали собой «голую» техническую идею. Несовершенство конструкторско-техно­ логических приемов, вполне понятное и оправ­ данное на первых порах, приводило к тому, что габаритные пропорции станка определялись размерами трех-четырех нестандартных дета­ лей или узлов. В последующих моделях станков количество узлов и деталей возросло в несколь­ ко раз при тех же или даже уменьшенных габа­ ритах. Возросла плотность заполнения прост­ ранства конструкции, возросла культура конст­ руирования. Из стандартных деталей и узлов, имеющих различные функционально оправдан­

ие. 40. Вертикальный многошпиндельный токарный по­

луавтомат типа 1284 завода «Красный пролетарий»: 1) станина, 2) колонна, 3) поворотный стол, 4) шпин­

деля, 5)

суппорты,

6)

механизм

подачи,

 

7) привод

станка, 8) двигатель.

 

типы

станков этой

гаммы:

Здесь

же различные

а) 1283,

б) 1285, в)

«Буллард»

типа ЯД,

г)

«Буллард»

 

типа ЯДН, д)

«Рейдер»

мод. №

10.

75


Рис. 41. Диаграмма 40 вертикальных многошпиндельныч полуавтоматов, построенных в едином пропорциональ­

ном масштабе, т. е. диаметр каждого из них взят за 1,0 (по материалам Шехвица Э. И.),

ные пропорции, создаются различные модели станков с одинаковой формой и одинаковыми пропорциями. Причем отклонение от средне­ арифметического значения габаритных пропор­ ций несет отпечаток вкуса отдельного конст­ руктора или коллектива конструкторов. В тех­ нике отражение в пропорциях субъективного чувства проявляется тем ярче, чем острее воз­ можности производства и чем большее число узлов и деталей находит применение в данном станке и оборудовании.

При большом количестве стандартных дета­ лей и узлов, из которых формируется машина, каждую деталь или узел можно рассматривать как случайную величину, а машину в целом как сумму большого числа независимых случайных величин. Слагаемые этой суммы подчиняются самым разнообразным законам распределения. Но если выполняются именно эти условия, то в соответствии с формулировкой известной тео­ ремы Ляпунова (при неограниченном увеличе­ нии числа слагаемых случайных величин плот­ ность вероятности суммы подчиняется нормаль­ ному закону распределения) следует ожидать, что габаритные пропорции гаммы станков мо­ гут быть близки друг к другу. А если вкусам коллектива конструкторов в действительности отвечает золотое сечение, то с большой долей вероятности можно ожидать проявления и зак­ репления в этих пропорциях золотого сечения.

(Что и произошло в гамме современных верти­ кальных многошпиндельных полуавтоматов).

Проведенный анализ не следует рассматри­ вать как доказательство закона золотого сече­ ния, но он дает возможность сформулировать следующую закономерность проявления золо­ того сечения в технике: при увеличении числа стандартных деталей и узлов, из которых ком­ понуется система, возрастает вероятность^ про­ явления в габаритных пропорциях данной си­ стемы психологических и архитектурно-худо­ жественных требований в виде ряда предпочти­ тельных пропорций и, в частности, золотого сечения.

Модульное

пропорционирозание

Старинный тезис Платона: «Порядок во всех отношениях превосходнее беспорядка», приме­ нимый к пропорциям в технике, заставляет по­ думать о сведении существующего хаоса про­ порций объемов, плоскостей к одной пропорции или к семейству родственных пропорций. Изу­ чение принципов гармонизации пропорций в произведениях архитектуры и скульптуры дало возможность выявить: в основе архитектурно­ художественной корректировки любой системы

77

I