Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
|
о оо о о |
|
° а ° « ° |
||
|
простой метрическийряд |
|
О О О |
|
|
|
|
|
сложный метрический ряд |
||
|
|
|
|
таит |
|
|
|
|
|
те. |
|
|
|
|
О |
iw |
I |
|
|
|
i |
||
„ |
. ,, |
, |
ритмический ряд снеравны- |
||
аметрическии ряд(кулачок) ми элементами и равными ин |
|||||
|
|
|
тервалами. |
|
|
|
|
i |
ритмический ряд с равными |
||
|
|
4 элементами инеравными ин |
|||
|
|
|
тервалами |
|
выделение главной ячейки распределит, устройства
и /
Рис. 33. Ритмические ряды
в современных конструкциях.
валов между ними, объединяемых по сходным признакам (равенство, нюансные и контраст ные соотношения свойств). Ритм дает возмож ность объединять зрительно большое число эле ментов формы. Функционально обоснованный ритм является эффективным средством органи зации формы и ее элементов. Так как подавля ющая часть современных станков и приборов компонуется как параллелепипеды или легко вписывается в него, то ритм объемов в техни ке— это ритм параллелепипедов. Так как по давляющая часть плоских элементов современ ных станков и приборов являются прямоуголь никами или кругами (приборы с циферблата ми), то ритм плоскостей в технике — это преж де всего ритм прямоугольников и кругов.
Простейшим видом ритма является метриче ский, или модульный, ритм, образующийся по вторением равных форм на равных интерва лах — ряд кнопок-клавишей или одинаковых циферблатов на панели управления, прорезей в жалюзи, расположение крепежных винтов и т. д. Метрический ряд, состоящий из одинако вых элементов и интервалов между этими эле ментами, считается простым (зубцы на шестер нях и храповиках). Метрический ряд, состоя щий из двух и более простых метрических ря дов, считается сложным (закономерное чередование в одном ряду кнопок и тумблеров, имеющих к тому же разную отличительную
58
окраску). Последовательное закономерное из менение форм или интервалов определяет со бой аметрический ряд, убывающий или нара стающий. Примерами аметрических рядов могут служить в технике профили кулачков, конструкции конических и плоских спираль ных пружин, а главное — параметрические ря ды деталей, узлов, машин, построенных в гео метрических (кратных) прогрессиях, в соот ветствии с рядами предпочтительных чисел.
Ощущение ритма при восприятии форм (ритм вступает в силу как композиционный фактор) происходит в том случае, если число элементов не становится чрезмерно малым, ме нее 3, или чрезмерно большим, примерно 10— 15. При большей протяженности ритмиче ского ряда во избежание создающегося впечат ления монотонности и однообразия рекомен дуется:
— группировать элементы по 7± 2 в группы (размещать по 5 — 6 приборов в группе по го ризонтали или вертикали, при числе приборов на панели более 25 — 30 компоновать в 2 или более визуально отличные группы);
—выделять некоторые элементы цветом (в рядах по горизонтали или вертикали должны соседствовать друг с другом не более 5 одно цветных кнопок или клавиш);
—усложнять метрические ряды (вводить в
длинные ряды кнопок, клавиш увеличенные по
размерам или отличающиеся по форме кнопки
иклавиши);
—активизировать ритмический ряд (нару
шать его), переходя с метрического на аметри
ческий ряд.
Аметрический ряд позволяет направить вос приятие в нужном направлении, причем иног да аметрический ряд в образной форме (спи ралевидная шкала) дает представление о коли чественных величинах и направлении их возра стания. Скорость реакции и время нахождения органов управления значительно улучшаются, если пространственное расположение органов управления и индикации имеет определенную, хорошо выраженную ритмическую структуру.
Отработка элементов симметрии и ритма
Для того чтобы работа на данной машине, станке, приборе производилась максимально быстро и безошибочно, чтобы внимание опера тора привлекалось прежде всего к рабочему процессу, проектируемые и изготавливаемые конструкции должны быть пронизаны симмет рией и единым ритмом от компоновки в целом до мельчайшей, различимой с рабочего места, детали. При отработке элементов симметрии
59
Рис. 34. Ритмическое членение форм фрезерно-расточ
ного станка.
и ритма не требуется математической точно сти, так как некоторое нарушение симметрии в конструкциях не воспринимается визуально. Симметрично может быть решена вся конст
рукция или отдельные ее узлы. При необходи мости обратить внимание на отдельный узел конструкции, его можно выделять асимметрич ным расположением, цветом, формой и т. д.
1.Компоновка станка. Вводится плоскость симметрии, причем по возможности геометри ческая плоскость симметрии должна совпадать с весовой (фрезерные станки). Реже возможна компоновка станка вокруг оси симметрии (вер тикальные многошпиндельные автоматы, агре гатные станки с силовыми головками, располо женными по радиусам). Там, где невозможно компоновать станок целиком вокруг оси сим метрии или вдоль ее плоскости, с учетом этих элементов симметрии, компонуется часть стан ка. В этих случаях за ось неполной симметрии берется ось вращения инструмента или обраба тываемой детали, а вертикальная плоскость не полной симметрии проходит через эту ось (то карные станки). В свою очередь, следует рас полагать вращающиеся части на осях симмет рии машины в целом и отдельных ее узлов или же ориентируя их на эти оси, связывая с ними. Иногда оригинальная компоновка позволяет усилить симметрию станка, привнося и опре деленные экономические выгоды — вертикаль ная компоновка токарного станка взамен гори зонтальной в 2 — 3 раза уменьшает занимае мую им площадь и облегчает встраивание в по точную или автоматическую линию. Основной
60
ритмический строй станка, обеспечивающий выразительность его внешнего вида, заклады вается уже в компоновочной схеме.
2. Компоновка основных узлов станка. Вво дятся оси и плоскости симметрии в согласова нии с основной осью или плоскостью симмет рии компоновки. Чаще всего оси симметрии бы вают параллельны (задняя бабка) или перпен дикулярны (суппорт) основной компоновочной оси симметрии (токарный станок). Плоскости симметрии нескольких узлов, расположенных друг под другом, согласуются между собой, а в том случае, если это отвечает общему ком позиционному замыслу, то совмещаются (па нель управления и передняя бабка токарного станка). Так как в станке совмещается не сколько узлов, не дублирующих друг друга функционально, то, как правило, их размеры не бывают одинаковы, хотя формы по габаритам чаще всего вписываются в параллелепипеды. В целях создания ритмического ряда основных объемов целесообразно сводить пропорции описывающих данные узлы параллелепипедов к одной пропорции или к семейству родствен ных пропорций.
3. Компоновка системы управления. Органы управления и индикации сводят в 2—3 четко различимых группы или вытягивают в 2—3 ли нии. Интервалы между группами (или линия ми) и между элементами управления внутри
|
|
|
рядсигналов, обеспечи |
- ф - ф - ф - ф - ф - ^ |
вающих сложный |
||
маршрут Восприя - |
|||
горизонтальный ряд последователь |
тия |
||
но Воспринимаемых, |
сигналов |
|
|
•к. |
горизонтальною ряд с |
|
|
Щ ) |
отводами |
^ |
|
возможныеварианты выделения конструктивных сивнз/юВ
uotue/tenue Lurna
ла,служащего центром панели
Выделение сигнала, меня ющего маршрут
исполозобание ритмического ряда для передаии интормации об изменяющихся Величинах. при перемещении стрелки к нулевой отметке-её Видимая Величина уменьшается.
Рис. 35. Ритм и стратегия восприятия.
'Г \ 4
L>|
о" •«
: о
□ □
ПЛОХО ХОРОШО
групп строят так, чтобы создавался четкий рит мический ряд, согласованный с ритмическим строем станка. Форма и пропорции встроенных приборов, щитков и ручек управления, а также пояснительные надписи (гарнитуры шрифтов), символы, фирменные знаки гармонически увя зываются с формами и пропорциями основных объемов и внешних поверхностей станка. Для того, чтобы между отдельными элементами букв в надписях было как можно меньше раз личий, все однородные буквы (например Р, В, Б, К) накладывают друг на друга, объединяя их в одну схему, которая носит название поли граммы. Принципы полиграммирования могут быть использованы не только при создании шрифтов, но и при проектировании элементов
Рис. 36. Отработка элементов симметрии и ритма в
современных конструкциях. Полиграммирование.
систем управления, |
индикации, форм машин. |
можности выбираться так, чтобы они позволя |
|||||||||
4. |
|
|
|
|
ли мысленно провести через них сравнительно |
||||||
Отработка деталей встанке. Мелкие стан |
|
|
|
|
|
|
|||||
дартизованные, нормализованные или унифи |
небольшое число вертикальных линий (семей |
||||||||||
цированные детали отбираются для данного |
ство вертикалей). Этот конструктивный прием |
||||||||||
станка по возможности одного типа или даже |
отработки |
деталей |
станка |
при всей своей про |
|||||||
размера. Это прежде всего относится к крепе |
стоте дает результаты исключительные по си |
||||||||||
жу. С одной стороны, это ощутимо |
усиливает |
ле |
зрительного |
впечатления. Исчезает зри |
|||||||
ритмический строй композиции, с другой сторо |
тельный хаос линий и плоскостей, облагора- , |
||||||||||
ны, облегчает проведение внецикловых опера |
живается внешний вид станка. |
||||||||||
ций — раскрепление, фиксацию и последующее |
5. Отделка и окраска станка. Характер от |
||||||||||
закрепление деталей и узлов станка при налад |
делки и окраски должен соответствовать сим |
||||||||||
ке и |
ремонте. У токарно-винторезного станка |
метричной компоновке станка и отвечать рит |
|||||||||
типа ДИП—200 только 6 гаек и болтов, с кото |
мическому строю основных объемов, плоско |
||||||||||
рыми токарю чаще всего приходится работать, |
стей и элементов управления. Не рекомендуется |
||||||||||
требуют применения 5 различных типоразме |
введение контрастирующих по отделке и |
||||||||||
ров гаечных ключей, а в иных станках (1Н62, |
окраске плоскостей и объемов, если они раз |
||||||||||
1616А и др.) и того более. Как правило, тока |
бивают симметричную структуру или ритми |
||||||||||
ри не имеют нужного количества |
ключей и |
ческий строй |
станка и не вызваны функцио |
||||||||
пользуются различными прокладками, что при |
нальной необходимостью. |
|
|||||||||
водит к быстрому |
сглаживанию граней гаек, |
|
|
|
|
|
|
|
|||
срыву ключей, завышенным усилиям при ра |
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
|
|||||||
боте. |
|
|
|
|
В е й л ь |
Г. |
Симметрия. М., «Наука», 1968. |
||||
Ясно видимые зазоры между сопрягаемыми |
В о л ь ф |
Г. |
Математика и живопись. Л., Научное |
||||||||
деталями, буртики, канавки, выступы, контур |
книгоиздательство, |
1924. |
|
|
|||||||
ные линии |
основных узлов и деталей строят |
В у л ь ф |
Н. |
В. Симметрия и ее проявление в при |
|||||||
так, |
чтобы |
при их |
мысленном продолжении |
роде. |
(2-е издание). Пг., 1919. |
левый мир. М., «Мир», |
|||||
Г а р д н е р |
М. |
Это |
правый, |
||||||||
в пространстве они как можно больше и точнее |
1967. |
|
|
|
|
|
|
||||
совпадали в пределах станка (чаще-всего по го |
Г е к к е л ь Э. Красота форм |
в природе. СПб., Кни- |
|||||||||
ризонталям— семейство горизонталей). Точки |
гоиздат. товарищества |
«Просвещение», 1904. |
|||||||||
начала и конца горизонталей должны по воз |
Г и н з б у р г |
М. Я. |
Ритм в архитектуре. М., Изд-во |
||||||||
«Среди коллекционеров», 1923. |
|
63