Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

о оо о о

 

° а ° « °

 

простой метрическийряд

 

О О О

 

 

 

 

сложный метрический ряд

 

 

 

 

таит

 

 

 

 

 

те.

 

 

 

 

О

iw

I

 

 

 

i

. ,,

,

ритмический ряд снеравны-

аметрическии ряд(кулачок) ми элементами и равными ин­

 

 

 

тервалами.

 

 

 

i

ритмический ряд с равными

 

 

4 элементами инеравными ин­

 

 

 

тервалами

 

выделение главной ячейки распределит, устройства

и /

Рис. 33. Ритмические ряды

в современных конструкциях.

валов между ними, объединяемых по сходным признакам (равенство, нюансные и контраст­ ные соотношения свойств). Ритм дает возмож­ ность объединять зрительно большое число эле­ ментов формы. Функционально обоснованный ритм является эффективным средством органи­ зации формы и ее элементов. Так как подавля­ ющая часть современных станков и приборов компонуется как параллелепипеды или легко вписывается в него, то ритм объемов в техни­ ке— это ритм параллелепипедов. Так как по­ давляющая часть плоских элементов современ­ ных станков и приборов являются прямоуголь­ никами или кругами (приборы с циферблата­ ми), то ритм плоскостей в технике — это преж­ де всего ритм прямоугольников и кругов.

Простейшим видом ритма является метриче­ ский, или модульный, ритм, образующийся по­ вторением равных форм на равных интерва­ лах — ряд кнопок-клавишей или одинаковых циферблатов на панели управления, прорезей в жалюзи, расположение крепежных винтов и т. д. Метрический ряд, состоящий из одинако­ вых элементов и интервалов между этими эле­ ментами, считается простым (зубцы на шестер­ нях и храповиках). Метрический ряд, состоя­ щий из двух и более простых метрических ря­ дов, считается сложным (закономерное чередование в одном ряду кнопок и тумблеров, имеющих к тому же разную отличительную

58


окраску). Последовательное закономерное из­ менение форм или интервалов определяет со­ бой аметрический ряд, убывающий или нара­ стающий. Примерами аметрических рядов могут служить в технике профили кулачков, конструкции конических и плоских спираль­ ных пружин, а главное — параметрические ря­ ды деталей, узлов, машин, построенных в гео­ метрических (кратных) прогрессиях, в соот­ ветствии с рядами предпочтительных чисел.

Ощущение ритма при восприятии форм (ритм вступает в силу как композиционный фактор) происходит в том случае, если число элементов не становится чрезмерно малым, ме­ нее 3, или чрезмерно большим, примерно 10— 15. При большей протяженности ритмиче­ ского ряда во избежание создающегося впечат­ ления монотонности и однообразия рекомен­ дуется:

— группировать элементы по 7± 2 в группы (размещать по 5 — 6 приборов в группе по го­ ризонтали или вертикали, при числе приборов на панели более 25 — 30 компоновать в 2 или более визуально отличные группы);

выделять некоторые элементы цветом (в рядах по горизонтали или вертикали должны соседствовать друг с другом не более 5 одно­ цветных кнопок или клавиш);

усложнять метрические ряды (вводить в

длинные ряды кнопок, клавиш увеличенные по

размерам или отличающиеся по форме кнопки

иклавиши);

активизировать ритмический ряд (нару­

шать его), переходя с метрического на аметри­

ческий ряд.

Аметрический ряд позволяет направить вос­ приятие в нужном направлении, причем иног­ да аметрический ряд в образной форме (спи­ ралевидная шкала) дает представление о коли­ чественных величинах и направлении их возра­ стания. Скорость реакции и время нахождения органов управления значительно улучшаются, если пространственное расположение органов управления и индикации имеет определенную, хорошо выраженную ритмическую структуру.

Отработка элементов симметрии и ритма

Для того чтобы работа на данной машине, станке, приборе производилась максимально быстро и безошибочно, чтобы внимание опера­ тора привлекалось прежде всего к рабочему процессу, проектируемые и изготавливаемые конструкции должны быть пронизаны симмет­ рией и единым ритмом от компоновки в целом до мельчайшей, различимой с рабочего места, детали. При отработке элементов симметрии

59



Рис. 34. Ритмическое членение форм фрезерно-расточ­

ного станка.

и ритма не требуется математической точно­ сти, так как некоторое нарушение симметрии в конструкциях не воспринимается визуально. Симметрично может быть решена вся конст­

рукция или отдельные ее узлы. При необходи­ мости обратить внимание на отдельный узел конструкции, его можно выделять асимметрич­ ным расположением, цветом, формой и т. д.

1.Компоновка станка. Вводится плоскость симметрии, причем по возможности геометри­ ческая плоскость симметрии должна совпадать с весовой (фрезерные станки). Реже возможна компоновка станка вокруг оси симметрии (вер­ тикальные многошпиндельные автоматы, агре­ гатные станки с силовыми головками, располо­ женными по радиусам). Там, где невозможно компоновать станок целиком вокруг оси сим­ метрии или вдоль ее плоскости, с учетом этих элементов симметрии, компонуется часть стан­ ка. В этих случаях за ось неполной симметрии берется ось вращения инструмента или обраба­ тываемой детали, а вертикальная плоскость не­ полной симметрии проходит через эту ось (то­ карные станки). В свою очередь, следует рас­ полагать вращающиеся части на осях симмет­ рии машины в целом и отдельных ее узлов или же ориентируя их на эти оси, связывая с ними. Иногда оригинальная компоновка позволяет усилить симметрию станка, привнося и опре­ деленные экономические выгоды — вертикаль­ ная компоновка токарного станка взамен гори­ зонтальной в 2 — 3 раза уменьшает занимае­ мую им площадь и облегчает встраивание в по­ точную или автоматическую линию. Основной

60

ритмический строй станка, обеспечивающий выразительность его внешнего вида, заклады­ вается уже в компоновочной схеме.

2. Компоновка основных узлов станка. Вво­ дятся оси и плоскости симметрии в согласова­ нии с основной осью или плоскостью симмет­ рии компоновки. Чаще всего оси симметрии бы­ вают параллельны (задняя бабка) или перпен­ дикулярны (суппорт) основной компоновочной оси симметрии (токарный станок). Плоскости симметрии нескольких узлов, расположенных друг под другом, согласуются между собой, а в том случае, если это отвечает общему ком­ позиционному замыслу, то совмещаются (па­ нель управления и передняя бабка токарного станка). Так как в станке совмещается не­ сколько узлов, не дублирующих друг друга функционально, то, как правило, их размеры не бывают одинаковы, хотя формы по габаритам чаще всего вписываются в параллелепипеды. В целях создания ритмического ряда основных объемов целесообразно сводить пропорции описывающих данные узлы параллелепипедов к одной пропорции или к семейству родствен­ ных пропорций.

3. Компоновка системы управления. Органы управления и индикации сводят в 2—3 четко различимых группы или вытягивают в 2—3 ли­ нии. Интервалы между группами (или линия­ ми) и между элементами управления внутри

 

 

 

рядсигналов, обеспечи­

- ф - ф - ф - ф - ф - ^

вающих сложный

маршрут Восприя -

горизонтальный ряд последователь­

тия

но Воспринимаемых,

сигналов

 

•к.

горизонтальною ряд с

 

Щ )

отводами

^

 

возможныеварианты выделения конструктивных сивнз/юВ

uotue/tenue Lurna

ла,служащего центром панели

Выделение сигнала, меня­ ющего маршрут

исполозобание ритмического ряда для передаии интормации об изменяющихся Величинах. при перемещении стрелки к нулевой отметке-её Видимая Величина уменьшается.

Рис. 35. Ритм и стратегия восприятия.


'Г \ 4

L>|

о" •«

: о

□ □

ПЛОХО ХОРОШО

групп строят так, чтобы создавался четкий рит­ мический ряд, согласованный с ритмическим строем станка. Форма и пропорции встроенных приборов, щитков и ручек управления, а также пояснительные надписи (гарнитуры шрифтов), символы, фирменные знаки гармонически увя­ зываются с формами и пропорциями основных объемов и внешних поверхностей станка. Для того, чтобы между отдельными элементами букв в надписях было как можно меньше раз­ личий, все однородные буквы (например Р, В, Б, К) накладывают друг на друга, объединяя их в одну схему, которая носит название поли­ граммы. Принципы полиграммирования могут быть использованы не только при создании шрифтов, но и при проектировании элементов

Рис. 36. Отработка элементов симметрии и ритма в

современных конструкциях. Полиграммирование.

систем управления,

индикации, форм машин.

можности выбираться так, чтобы они позволя­

4.

 

 

 

 

ли мысленно провести через них сравнительно

Отработка деталей встанке. Мелкие стан­

 

 

 

 

 

 

дартизованные, нормализованные или унифи­

небольшое число вертикальных линий (семей­

цированные детали отбираются для данного

ство вертикалей). Этот конструктивный прием

станка по возможности одного типа или даже

отработки

деталей

станка

при всей своей про­

размера. Это прежде всего относится к крепе­

стоте дает результаты исключительные по си­

жу. С одной стороны, это ощутимо

усиливает

ле

зрительного

впечатления. Исчезает зри­

ритмический строй композиции, с другой сторо­

тельный хаос линий и плоскостей, облагора- ,

ны, облегчает проведение внецикловых опера­

живается внешний вид станка.

ций — раскрепление, фиксацию и последующее

5. Отделка и окраска станка. Характер от­

закрепление деталей и узлов станка при налад­

делки и окраски должен соответствовать сим­

ке и

ремонте. У токарно-винторезного станка

метричной компоновке станка и отвечать рит­

типа ДИП—200 только 6 гаек и болтов, с кото­

мическому строю основных объемов, плоско­

рыми токарю чаще всего приходится работать,

стей и элементов управления. Не рекомендуется

требуют применения 5 различных типоразме­

введение контрастирующих по отделке и

ров гаечных ключей, а в иных станках (1Н62,

окраске плоскостей и объемов, если они раз­

1616А и др.) и того более. Как правило, тока­

бивают симметричную структуру или ритми­

ри не имеют нужного количества

ключей и

ческий строй

станка и не вызваны функцио­

пользуются различными прокладками, что при­

нальной необходимостью.

 

водит к быстрому

сглаживанию граней гаек,

 

 

 

 

 

 

 

срыву ключей, завышенным усилиям при ра­

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

боте.

 

 

 

 

В е й л ь

Г.

Симметрия. М., «Наука», 1968.

Ясно видимые зазоры между сопрягаемыми

В о л ь ф

Г.

Математика и живопись. Л., Научное

деталями, буртики, канавки, выступы, контур­

книгоиздательство,

1924.

 

 

ные линии

основных узлов и деталей строят

В у л ь ф

Н.

В. Симметрия и ее проявление в при­

так,

чтобы

при их

мысленном продолжении

роде.

(2-е издание). Пг., 1919.

левый мир. М., «Мир»,

Г а р д н е р

М.

Это

правый,

в пространстве они как можно больше и точнее

1967.

 

 

 

 

 

 

совпадали в пределах станка (чаще-всего по го­

Г е к к е л ь Э. Красота форм

в природе. СПб., Кни-

ризонталям— семейство горизонталей). Точки

гоиздат. товарищества

«Просвещение», 1904.

начала и конца горизонталей должны по воз­

Г и н з б у р г

М. Я.

Ритм в архитектуре. М., Изд-во

«Среди коллекционеров», 1923.

 

63