Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Г о т т |
В. |
С. |
Философские |
вопросы |
современной |
|||||
физики. Изд. 2-е. М., Изд-во «Высшая |
школа», |
1972. |
||||||||
Г р е й н е р |
Л. |
К. Основы технической эстетики и |
||||||||
художественного |
конструирования- |
Л., |
1968. |
|
|
|||||
Д е п е н ч у к |
Н. П. Симметрия и асимметрия |
в жи |
||||||||
вой природе. Киев, Изд-во АН УССР, 1963. |
|
|
||||||||
И о г а н е к |
Т. и др. Техническая |
эстетика и |
культу |
|||||||
ра изделий |
машиностроения. |
М., |
«Машиностроение», |
|||||||
1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кр а си н о в В- Б. |
О |
симметрии в |
биологии. |
М., |
||||||
«Наука», 1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К о м п а н е е ц |
А. |
С. |
О симметрии. |
М., «Знание», |
||||||
1965. |
П. А. Ритм и |
внимание |
в художественном |
|||||||
К у д и н |
конструировании. Автореферат кандидатской диссерта
ции- М„ ВНИИТЭ, |
1970. |
Л я - Р и к о л е Р. |
30 лет научных исследований, в |
области конструкций. «Современная архитектура», 1963,
№ 4. |
|
Н. |
Ф. Принципы |
сохранения. М., |
|||||
О в ч и н н и к о в |
|||||||||
«Наука», 1966. |
|
Р. П- |
Симметрия |
в |
технике. Ново |
||||
II о в и л е й к о |
|||||||||
сибирск, 1970. |
природе |
(Тезисы |
докладов |
к совеща |
|||||
Симметрия в |
|||||||||
нию 25—29 мая 1971 г.), ЛО ПНТГО, |
Л., |
1971. |
|||||||
У р м а н ц е в |
Ю. Д. Некоторые вопросы |
дисиммег- |
|||||||
рии в природе.— «ДАН |
|
СССР», |
1961, |
т. 140, № 6- |
|||||
Х э м б и д ж |
Д. |
Динамическая |
симметрия |
в архи |
|||||
тектуре. М., Изд-во Всес. Акад. арх., |
1936. |
природе. |
|||||||
Ш а ф р а н о в с к и й |
И- И. Симметрия |
в |
|||||||
Л., «Недра», 1968. |
|
И. И. Кристаллы |
стихов, стихи |
||||||
Ш а ф р а н о в с к и й |
|||||||||
кристаллов. «Знание — сила», 1968, |
№ |
11. |
|
||||||
Ш у б н и к о в |
А. В., |
|
К о п ц и к В . |
А. |
Симметрия в |
||||
науке и искусстве. |
М., |
«Наука», |
1972. |
|
|
|
ПРОПОРЦИИ В ТЕХНИКЕ
Система
пропорциональных
отношений
«Но невозможно сочетать две вещи без на личия третьей: между ними необходим связую щий элемент. Нет лучше связи, чем та, кото рая образует из самой себя и связуемых ею вещей одно и неделимое целое. И такова при рода пропорций»,— писал много веков тому назад известный мыслитель древнего мира Платон. И в геометрии, и в механике, и в ар хитектуре, и в музыке, и во множестве иных областей искусства, науки и техники понятие пропорций уже давно срослось с объектами, рассматриваемыми в этих областях, и стало одной из наиболее важных характеристик рас сматриваемых явлений.
Количество пропорциональных связей в художественном конструировании, как и в ар хитектурном проектировании, ограничено и определяется количеством сочетаний трех ис ходных элементов пропорциональных соот ношений — отрезка линии, участка плоскости, ограниченного в пространстве объема. В ре зультате сочетаний можно получить б простых пропорциональных связей. Но так как каждое
5 р, Повилейко |
65 |
Рис. 37. Система пропорциональных связей в технике.
полученное пропорциональное соотношение мо жет быть оценено по внутренним законам свя зываемых элементов и еще один раз в присут ствии человека, в тесной связи с его пропор циями, то количество пропорциональных свя зей в действительности вдвое больше исход ных простых сочетаний и в общем равно 12. Пропорциональные связи, оцениваемые в при сутствии человека, называются сложными.
Исходные точки для построения систем про порциональных отношений в бионических фор мах можно находить на основе теоретических и экспериментальных исследований: исполь зуя графические построения, некоторые рас четные формулы (определение центров зритель ной тяжести отдельных узлов), а также ме тоды регистрации движений взгляда при рас сматривании объекта (методы окулографии).
Из пропорциональных отношений, пожалуй, наиболее интересным и загадочным является соотношение, названное золотым сечением, или золотым делением.
Закон золотого сечения
Древнегреческий философ Птоломей (II в. до н. э.) заметил, что высоту человеческой фи гуры можно разделить условно на 21 часть.
5*
Причем большая часть от пупа до низу состав ляет 13, а меньшая от пупа вверх составляет 8 частей. Дальнейшие измерения тел и статуй, проведенные Леонардо да Винчи, подтвердили это. Выводы настолько поразили его, что он назвал отношение цифр 8 и 13 золотым деле нием, а сам закон — законом золотого сечения. Один из друзей Леонардо да Винчи некий брат Лука Паччиоли ди Борго, связав в целое все известное ему о золотом сечении, издал книгу «О божественной пропорции». На заглавном листе автор торжественно заявлял о связи идей книги с произведениями великого Платона. Бременскому обществу искусств в свое время принадлежал один из рисунков немецкого ху дожника Дюрера, современника Леонардо да Винчи. Дюрер шел дальше Леонардо и считал, что закон этот проявляется и в отношении дру гих частей тела. Рисунок, испещренный гео метрическими построениями и числами, по мне нию искусствоведов, доказывал эту точку зрения.
В 1850 г. немец А. Цейзинг показал, что этот закон проявляется не только в пропорциях ан тичных статуй и хорошо сложенных людей, но и многих животных, формы которых отлича ются грацией и изяществом, и даже насеко мых. Более того, этот закон он увидел и в не которых эллинских храмах, в частности в Пар феноне. После него анализ пропорций Парфе-
67
нона повторили десятки исследователей, каж дый по своей методике, со своей мерой точно сти, и у каждого на том или ином этапе расче тов и построений золотое сечение с его произ водными обязательно выявлялось, всплывало.
Рамки действия закона золотого сечения с середины XIX в. начали стремительно рас ширяться. Трудно назвать какого-нибудь зна чительного математика, в трудах которого не осталось бы заметок по этому закону. Ведь даже Кеплер когда-то воспел его на музыкаль ном латинском языке. Крупный русский мате матик Ю. В. Вульф пришел также к этому выво ду, изучая расположение листьев на стебле ра стения. Кинорежиссер С. Эйзенштейн вводит золотое сечение в анализ проблемы монтажа изображения (видеоряда). Физик В. А. Кра сильников утверждает, что помещение не слиш ком большой величины, размером со средний театральный зал, обладает хорошими акусти ческими свойствами, если его длина, ширина
ивысота находятся между собой в отношении 8 : 5 : 3, т. е. золотого сечения. Это утверждение ни к чему не обязывало, так как эксперимен тальные исследования явления не проводились,
иавтор разумно подтверждал, что «эти прави ла оставались непонятными, загадочными, и если архитектор, закончив строительство, по лучал хорошие результаты, это считалось де лом случая или удачи».
Многие искусствоведы выявили, как они счи тали, существование закона золотого сечения в музыкальных произведениях, продолжитель ность исполнения отдельных частей которых якобы находилась в отношении золотого сече ния. В этот великий спор внесли свою лепту даже повара. Оказалось, что отношение между большой и малой осями большинства птичьих яиц тоже подчиняется великому закону золо того сечения.
Закон золотого сечения незримо внедрился в наше сознание, вошел во все стороны нашей жизни. Как это ни удивительно, но даже фор мат большинства картин, книг, листов бумаги, открыток не что иное, как прямоугольник с от ношением сторон, совпадающим с золотым се чением или близким к нему.
Алгебраически золотое сечение получается следующим образом. Имеется отрезок прямой АВ, определяемый точками А и В. Отрезок раз делен точкой С, находящейся между А и В, причем большую часть отрезка обозначим а, а меньшую Ь. Тогда, согласно требованию зада чи, мы будем иметь пропорцию:
а : Ь= (а + b) : а.
Обозначим a/b — х, можно переписать про порцию в виде:
х2— х —-1 = 0.
Решив это уравнение и отбросив отрицатель ный корень, который -соответствует точке С
вне отрезка прямой и поэтому нас не интере сует, получим:
* = - Ы 1 + 1 ^5 ); |
— = |
1,61803398875... |
2 |
о |
|
Таким образом, |
имеем |
с точностью, доста |
точной для последующих расчетов и художе ственно-конструкторских приложений, а= 1,618 Ь= 1,0; а + 6 = 2,618. В некоторых случаях удоб но пользоваться этими соотношениями еще и в таком виде: меньший отрезок берется равным 0,382, больший'0,618, целое 1,0. Для удобства обращения обозначим число Ф = 1,618.
К бесконечной десятичной дроби Ф можно прийти различными путями. Так, если брать число Ф с различной точностью в виде отноше ния двух простых чисел, как это и принято на практике, то окажется, что все эти числа сос тавят ряд, известный под названием ряда Фи боначчи (Ламэ): 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89,144... Каждый может продолжить ряд до бесконечности, так как члены его обладают любопытным свойством — любой из них равен сумме двух предыдущих: 0+1 = 1; 1 + 1=2; 1+2 = 3; 2 + 3= 5; 3+5 = 8; и т. д. Имея такой ряд, можно легко подсчитать с любой необхо димой точностью коэффициент золотого деле
ния Ф. Для |
этого каждый последующий член |
ряда нужно |
делить на предыдущий: 2 :1 = 2 ; |
3:2=1,5; 5:3 = 1,666; 8:5=1,6; 13:8=1,625;
Рис. 38. Отклонения в опытах Фехнера Г. Т. с различ
ными по величине прямоугольниками подтверждают существование фактора предпочтительности.
21:13=1,615; 34:21 = 1,619... Ряд Фибоначчи назван по прозвищу (Филиус Боначчи) перво го европейского алгебраиста Леонардо Пизан ского.
Первые члены ряда Фибоначчи просты и настолько часто встречаются в обыденной жиз ни и простых геометрических построениях, что защитники канонов в пропорциях даже назва ли золотое деление основным морфологиче ским законом в природе и искусстве. Коэффи циент золотого деления Ф стал предметом,
69
буквально мистического преклонения поколе |
жения. Абсолютизация числа Ф с его произ |
||||||||
ний искусствоведов. Сплошь и рядом в литера |
водным или любых других отношений несов |
||||||||
туре о пропорциях проводится утвеждение, что |
местима с реалистическим пониманием пропор |
||||||||
золотое деление — это численная основа прояв |
ций. (Б. Шоу: «Золотое правило — не иметь |
||||||||
ления прекрасного |
в |
мире вокруг нас и что |
золотых правил»). |
|
|
||||
среди возможных пропорций, дающих хорошее |
Строители шли к правильному пониманию |
||||||||
и приятное соотношение измерений или частей |
природы пропорций в сооружениях благодаря |
||||||||
друг к другу, основным является |
золотое де |
тому, что ясно представляли себе возможности |
|||||||
ление. |
|
|
|
|
используемого строительного материала, целе |
||||
|
|
|
|
|
вое назначение построек и умели должным |
||||
Экспериментальные |
образом корректировать правильно найденные |
||||||||
Так, пропорции колонны определялись прежде |
|||||||||
исследования |
|
пропорции в соответствии со вкусами людей. |
|||||||
|
ка. |
Если при |
употреблении |
дерева |
высота |
||||
пропорций |
|
|
|
всего моментами физико-технического |
поряд |
||||
|
|
|
с переходом к камню она уменьшалась до 5 |
||||||
|
|
|
|
|
колонны могла достигать 20 ее диаметров, то |
||||
Теория пропорций, зародившись в глубокой |
диаметров. Переход же от монолитной колон |
||||||||
ны к составной, |
устранив опасность перелома |
||||||||
древности, |
была |
далека от абсолютизации |
колонны при установке, позволил увеличить ее |
||||||
числа Ф в инженерно-строительной практике |
высоту до 10,5 диаметра. Но выполнение про |
||||||||
и архитектурной теории. Считается общеприз |
порций талантливыми строителями не ограни |
||||||||
нанным, что ее основу создали такие классики |
чивалось этим техницизмом. Строители стреми |
||||||||
теории архитектуры, как Витрувий, Альберти, |
лись делать колонны «такими, чтобы они были |
||||||||
Палладио, Баженов. Все они в большей мере, |
пригодны для несения тяжести и удовлетворя |
||||||||
чем другие, |
связывали |
пропорции |
с прочно |
ли |
требованиям |
красоты» |
(Витрувий). Не |
||
стью, пользой и красотой. Именно они пришли |
случайно же история архитектуры сумела ос |
||||||||
к выводу, что никакие |
особенные чисто гео |
тавить нам такое великолепнейшее разнообра |
|||||||
метрические или арифметические |
построения |
зие колонн всего лишь из одного материала — |
|||||||
не лежат в основе пропорций красивого соору- |
камня! |
|
|
|
70