Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
|
К р ю к о в |
Ю.( |
М е л ь н и к о в А. Пропорционирова- |
||||
ние станков — «Техническая |
эстетика», |
1966, № 7. |
М., |
||||
|
Л а у э р |
Д. Ф. Загадки |
египетских |
пирамид. |
|||
«Наука», 1966. |
|
|
|
|
|||
, |
М е л ь н и к о в |
А. О золотом сечении.— «Техническая |
|||||
эстетика», |
1968, № 8. |
|
|
|
|||
|
М е с с е л ь |
Э. |
Пропорции в античности и в сред |
||||
ние века. М., Изд. Всес. Акад. арх., 1936. |
|
||||||
ях |
П о в и л е й к о |
Р. П. Об анатомических требовани |
|||||
человека |
к современной |
технике. |
Новосибирск |
||||
1964. |
|
|
|
|
|
Р |
|
|
П о в и л е й к о |
Р. П. Мистическое |
1,618...— «Зна |
||||
ние— сила», 1963, № 8. |
|
|
|
||||
|
П о в и л е й к о |
Р. П. Исследование |
некоторых |
воп |
росов конструирования машин и автоматов. Диссерта
ция на соискание |
ученой степени кандидата |
техниче |
|
ских наук. Новосибирск, 1967. |
|
|
|
П о в и л е й к о |
Р. П. Пропорции в |
технике.— «На |
|
учная мысль» (Вестник АПН), 1968, |
вып. 11 |
(англ., |
нем., фр., исп. языки, вошла в сборник работ, вышед
ших в Токио^в 1969 |
г. на японском языке). |
|
|||
П о в и л е й к о Р. П., П о н о м а р е н к о А. И. |
|||||
Красота и стандарты |
(предпочтительные пропорции).— |
||||
В кн.. «Первая Западно-Сибирская |
конференция по |
||||
технической эстетике». (Сокращенная |
стенограмма) |
||||
Новосибирск, 1964. |
|
|
|
|
|
П о в и л е й к о |
Р. |
П., |
Ш е х в и ц Э. И. Пропорции |
||
в технике. Новосибирск, 1965. |
|
|
|||
П о в и л е й к о |
Р. |
П., |
III е х в и ц |
Э. И. |
Опеделе- |
ние габаритных пропорций станков в |
связи с их виб |
||||
роустойчивостью.— В |
кн: |
«Приборы |
точной |
механи |
ки и технология приборостроения». М., |
ВЗМИ, |
1971. |
П о к р о в с к и й Г. И. Архитектура и |
законы |
зре |
ния. К теории архитектурных пропорций и форм. М, Изд. Всес. Акад. арх., 1936.
С е м и о т и к а |
и |
и с к у с с т в о м е т р и я . М., «Мир», |
1972. |
|
|
Т и м е р д и н г |
Г. |
Е. Золотое сечение. (Пер. |
В. Г. Резвой, ред. |
Г. М. Фихтенгольца). Пг., 1924. |
Ти ц А. А. Архитектура, стандарт, красота. Киев. «Будивельник», 1972.
Ти м о ш е н к о С. П. Колебания в инженерном де ле. М., Физматгиз, 1959.
Це й з и н г А. Золотое сечение как основной мор
фологический закон |
в природе и искусстве. М., 1876. |
Ч е р н ы ш е в А. |
Н. Художественное конструирова |
ние полиграфического оборудования. М., «Книга», 1972. Ш е в е л е в И. Ш. Геометрическая гармония. Опыт исследования пропорциональности в архитектуре. Кост
ромское книжное издательство. Кострома, 1963.
Ш е х в и ц Э. И., П о в и л е й к о Р. П. К вопросу о рациональных архитектурных пропорциях металлоре
жущих станков.— В кн.: |
«Вопросы |
механической обра |
|||||
ботки |
металлов». |
ВЗМИ |
(сборник |
научных |
трудов). |
||
Вып. 5. М., «Высшая школа», 1963. |
|
|
|||||
Ш м е л е в |
А. |
И. Вертикальные многошпиндельные |
|||||
токарные полуавтоматы. М„ Машгиз, 1961. |
|
||||||
Э р л и х Л. Б. Архитектура |
станков.— «Вестник ме |
||||||
таллопромышленности», 1939, № I. |
|
|
|||||
Borissavlievitch М. The Golden Number and the Scien |
|||||||
tific |
aesthetics |
of |
Architecture. |
Allec Tiranti, |
London |
МЕТОДЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дизайн и изобретательство
Проектирование любой технической систе мы начинается с поиска основной конструк тивной идеи. Для ручного инструмента, не сложных конструкций, малых машин, осно ванных на общеизвестных физических эф фектах, этот поиск может достаточно эффективно осуществляться как конструкто- ром-изобретателем, так и художником-кон- структором, дизайнером. С ростом сложности машин для дизайнера, не имеющего глубоких специальных знаний в узкой области, такая возможность уменьшается, поиск становится коллективным. С поиска основной техничес кой идеи, технического решения начинается как художественное конструирование (ди зайн), так и просто конструирование про мышленного изделия. В этом одинаково убеждены как изобретатели, так и дизайнеры.
Обманчивая простота всех гениальных изобретений питает неистребимую мечту изобрести что-нибудь «из головы». Просты законы Ньютона, и, казалось бы, нужно напрячь совсем немного воображения, чтобы создать нечто подобно-важное, но именно Ньютон любил повторять, что он увидел даль-
96
ше и больше других, потому что стоял на |
новным принципам: 1) неологии, 2) |
адапта |
||||||||||||||||||
плечах гигантов науки прошлого. Более чем |
ции, |
3) |
мультипликации, |
4) |
дифференциа |
|||||||||||||||
прав |
гений |
изобретательства Т. А. Эдисон, |
ции, 6) инверсии, |
7) импульсации, |
8) |
дина |
||||||||||||||
любивший повторять, что талантливость |
со |
мизации, 9) аналогии, 10) идеализации. |
|
Это |
||||||||||||||||
ставляется всего лишь из 1% вдохновения, из |
дало |
возможность |
построить |
особую |
деся |
|||||||||||||||
99% |
тяжелого труда. |
|
|
утверждается, |
тичную систему классификации |
конструктор |
||||||||||||||
В |
теории |
изобретательства |
ско-изобретательских |
задач в |
виде |
набора |
||||||||||||||
что изобретатели не менее чем в 70% случа |
матричных таблиц, в строках которых запи |
|||||||||||||||||||
ев ищут решение, перебирая без определен |
саны |
меняющиеся |
характеристики |
объекта |
||||||||||||||||
ной системы различные варианты, и по мень |
Пк, а в столбцах — основные приемы их изме |
|||||||||||||||||||
шей мере 2/3 изобретательских задач ре |
нения Пр. |
Эти таблицы были названы десятич |
||||||||||||||||||
шаются одними |
и теми же приемами, кото |
ными матрицами поиска (ДМП). Каждой из |
||||||||||||||||||
рые могут быть названы типовыми приемами |
100 |
(10x10) ячеек ДМП был присвоен двой |
||||||||||||||||||
разрешения технических проблем. |
|
|
|
ной индекс, первая цифра которого характе |
||||||||||||||||
Из литературы по методике конструирова |
ризовала |
группу |
показателей ' Пк, а |
|
вто |
|||||||||||||||
ния |
и изобретательства |
были |
выбраны |
все |
рая— группу |
приемов |
Пр. Например: |
1.2 — |
||||||||||||
возможные |
приемы |
разрешения |
технических |
адаптация геометрических показателей, 10,9 — |
||||||||||||||||
задач, а также |
те показатели, которые под |
аналогия |
художественно-конструкторских |
по |
||||||||||||||||
вергались изменениям при использовании при |
казателей и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
емов: всего |
428 |
авторских приемов и |
129 |
по |
ДМП на базе десятичной разбивки показа |
|||||||||||||||
казателей. |
Из них в результате сопостави |
ла себя обозримой |
в |
восприятии, |
легкой в |
|||||||||||||||
тельного анализа были выделены 223 ориги |
запоминании и исчерпывающе удобной в |
|||||||||||||||||||
нальных недублированных приема и 95 пока |
пользовании. Контрольная проверка ДМП на |
|||||||||||||||||||
зателей. |
Объективно |
сформировать |
и |
500 |
оригинальных |
изобретениях из |
области |
|||||||||||||
ранжировать группы из них помогла теория |
машиностроения показала, |
что |
ни |
одно |
из |
|||||||||||||||
графов с помощью ЭВМ. Было сформировано |
них не вышло |
за рамки |
выделенных |
групп |
||||||||||||||||
10 групп |
основных |
показателей, |
включая |
приемов и показателей. Кроме того, анализ |
||||||||||||||||
художественно-конструкторские удобства об |
230 художественно-конструкторских разрабо |
|||||||||||||||||||
служивания и безопасности. Весь массив |
ток станков, технологического оборудования, |
|||||||||||||||||||
приемов удалось |
в результате |
свести |
к 10 |
ос |
приборов, инструмента |
показал, |
что все прие- |
7 Р, Повилейко |
97 |
мы |
и методы синтеза, |
относимые к дизайну |
целом, |
и |
как множество систем, |
связанных |
|||||||||||
и художественному конструированию, явля |
различными отношениями. Система может быть |
||||||||||||||||
ются частными случаями ДМП. Причем бо |
сужена до отдельной |
детали |
конструкции |
и |
|||||||||||||
лее 2/3 задач решилось простейшими метода |
расширена так, что любой компонент среды, |
||||||||||||||||
ми: неологией, адаптацией, интеграцией. |
ранее внешней по отношению к системе, |
ста |
|||||||||||||||
Каких-то особых приемов, выходящих за рам |
новится ее элементом. Поэтому одна и та же |
||||||||||||||||
ки ДМП, в практике художественного конст |
конструкция как источник множества систем |
||||||||||||||||
руирования обнаружено не было. |
может |
иллюстрировать |
одновременно |
самые |
|||||||||||||
Следует отметить, что показатели и измене |
различные |
приемы, методы, принципы |
раз |
||||||||||||||
ния этих |
показателей |
реальны, |
объективны, |
решения технических противоречий. Решение |
|||||||||||||
а приемы, ведущие к изменению, улучшению |
задачи должно строиться на последователь |
||||||||||||||||
этих показателей, субъективны и по сути сво |
ном переборе ряда расширяющихся, сужаю |
||||||||||||||||
ей отражают работу человеческого мозга. |
щихся и |
сдвигающихся |
родственных |
систем. |
|||||||||||||
Формы этого отражения могут быть различ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ны — одинаковое решение может быть вызва |
Классификация |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
но к жизни и объяснено различными приема |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ми, в зависимости от того, какая часть или |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
сторона конструкции стала для проектиров |
показателей |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
щика нитью ариадны, ведущей |
к решению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
технической |
проблемы. |
Об |
этом |
свидетельст |
Ниже дается классификация показателей, |
||||||||||||
вуют факты одновременного создания одного |
|||||||||||||||||
и |
того |
же |
изобретения |
исследователями, |
которые |
учитываются |
при конструировании |
||||||||||
идущими разными путями. |
|
|
любой машины или системы машин. |
ним |
от |
||||||||||||
При построении ДМГ1 используется поня |
1. Геометрические |
показатели. |
К |
||||||||||||||
тие |
системы. |
Под термином система понима |
носятся: |
длина, ширина, высота, |
площади, |
||||||||||||
ют машины в целом, а также приборы, аппа |
занимаемые конструкцией в плане, и площа |
||||||||||||||||
раты, механизмы, приспособления и т. д., их |
ди сечений, объем, форма. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
отдельные части и детали. Одна и та же кон |
2. Физико-механические показатели. К ним |
||||||||||||||||
струкция в зависимости |
от |
целей |
производст |
относятся: |
вес конструкции и отдельных ее |
||||||||||||
ва |
может рассматриваться |
и как |
система в |
элементов, |
материалоемкость, |
прочность |
и |
98
иные |
качества |
используемых |
материалов |
9. |
Удобство |
обслуживания |
и безопасность. |
||||||||||||||||
(в том числе новых материалов), коррозо- |
Сюда |
включены |
все |
показатели, |
связанные |
||||||||||||||||||
устойчивость и т. д. |
показатели. |
К |
|
ним |
от |
с охраной |
труда |
и |
техникой |
безопасности, |
|||||||||||||
3. |
Энергетические |
|
эргономикой и инженерной психологией, |
||||||||||||||||||||
носятся: |
вид |
|
и мощность энергии, |
|
характе |
удобствами |
изготовления, |
работы, |
контроля |
||||||||||||||
ристики привода, к. п. д. и т. д. |
|
|
пока |
и ремонта, требованиями комфортабельных |
|||||||||||||||||||
4. |
Конструкционно-технологические |
условий труда (шум, вибрации, влажность, |
|||||||||||||||||||||
затели. К ним относятся: технологичность из |
температура, |
запыленность, освещенность и |
|||||||||||||||||||||
готовления машины, ее транспортабельность, |
др.) |
и высокой |
культуры |
производства; |
в дан |
||||||||||||||||||
жесткость, |
сложность или |
простота |
конст |
ную группу вводятся все факторы, связанные |
|||||||||||||||||||
рукции и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с участием человека в обслуживании машины |
||||||||||||
5. Надежность и долговечность. К ним от |
(все вредные факторы, связанные с воздейст |
||||||||||||||||||||||
носятся факторы чисто технического характе |
вием |
на машину, |
выносятся в другие группы). |
||||||||||||||||||||
р а — техническая |
надежность |
и |
долговеч |
10. |
Художественно-конструкторские |
пока |
|||||||||||||||||
ность, а также соотнесенные к |
конструкции |
затели. |
К |
ним |
относятся все показатели, ко |
||||||||||||||||||
такие факторы, как защищенность |
от вред |
торые, с одной стороны, придают формам ма |
|||||||||||||||||||||
ных воздействий среды; |
все |
факторы, |
свя |
шины высокие художественно-конструктор |
|||||||||||||||||||
занные с участием |
человека в работе, |
вынесе |
ские |
достоинства |
(тектоничность, масштаб |
||||||||||||||||||
ны в другую группу показателей. |
|
К |
ним |
ность, цельность, гармоничность, пропорцио |
|||||||||||||||||||
6. Эксплуатационные |
показатели. |
|
нальность |
и др.), |
а |
с другой стороны — по |
|||||||||||||||||
относятся: |
производительность, |
точность и |
зволяют рассматривать машину как промыш |
||||||||||||||||||||
качество |
работы |
машины, |
стабильность |
ее |
ленный |
образец. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
параметров, степень готовности к работе |
(бы |
Неология |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
строта приведения в рабочее состояние, или |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
иначе говоря, |
быстрота |
«разгона») |
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
7. |
Экономические |
показатели. |
К |
|
ним |
от |
Принцип неологии (от латинского «знание |
||||||||||||||||
носятся: |
себестоимость |
машины |
и отдельных |
нового» , «новизна») заключается в использо |
|||||||||||||||||||
ее элементов, |
трудозатраты |
на |
производство |
вании проектировщиком процессов, |
конструк |
||||||||||||||||||
и эксплуатацию, расходы, потери и т. д. |
|
ций, форм, материалов, их свойств и пр., новых |
|||||||||||||||||||||
8. |
Степень |
стандартизации и |
унификации. |
для данной отрасли техники или новых вообще |
7 * |
99 |