Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(использование

передового

отечественного

форм, например, коробка старого автомобиля,

и зарубежного опыта в данной отрасли, смеж­

содержащая новый мощный мотор.

 

новых

ной и иных отраслях). Предполагается,

что

2.1. Это в основном использование

уже где-то и кем-то вне данной отрасли запла­

материалов и их свойств. Изобретатель Г.

Ба-

нированная техническая система создана и на­

бат, разработавший идею высокочастотной за­

до только ее разыскать и проверить в

данных

калки для узких нужд военной техники, выяс­

условиях, использовать при практически пол­

нил, что она приложима во многих иных отрас­

ном отсутствии вносимых

изменений

с целью

лях машиностроения, где необходимо пре­

приспособления. Существуют данные

по ряду

дупреждение интенсивного механического

из­

отраслей техники, что до 80% конструкторских

носа — истирания

поверхностей,— для

зубча­

разработок по новой технике невозможно па­

тых колес, цилиндров двигателей, мерительно­

тентовать, так

как они уже

кем-то

когда-то

го инструмента.

 

 

 

 

 

изобретены, спроектированы, созданы.

Вот по­

3.1. Это использование новых видов энергии

чему использование принципа неологии

несет ,в

морских приливов,

«мирного» атома

в

тради­

современных

условиях высокий экономический

ционных целях и старых источников энергии

эффект. Не случайно столь

широкое распрост­

по-новому (электромобили, паровые

 

автомо­

ранение во всех отраслях техники получили так

били) .

 

 

 

 

 

называемые комплектующие изделия, вводи­

4.1. Для станкостроения, например, это за­

мые, встраиваемые в оригинальные техничес­

мена механических систем электрическими,

кие системы

(электроосветительная арматура,

оптическими, акустическими, пневматически­

встраиваемые аппараты связи и др.). Общеиз­

ми (пневмоника),

запаховыми

(одорология),

вестно, что столь много дает

для самых отда­

внедрение программного управления.

 

 

всего

ленных, казалось бы, отраслей техники аппара­

5.1., 6.1., 7.1.,

8.1. связаны

прежде

тура для исследования космоса и военных

це­

с использованием и внедрением в данную инте­

лей. К примеру, перенос реактивного двигателя

ресующую нас область лучшего передового оте­

из авиации в мелиорацию вызвал к жизни

ре­

чественного и зарубежного опыта.

 

 

 

активный канавокопатель, обеспечивший себе­

9.1. Это, в частности, использование на про­

стоимость работ в 15 раз дешевле экскаватора.

изводстве в новых функциональных целях для

1.1.

Это чаще всего заимствование, копиро­ повышения производительности труда,

музыки,

вание,

сохранение чуждых

новой

функции

цвета.

 

 

 

 

 

too


%
Принцип адаптации (от латинского «прила­ живание», «приноровление») заключается в приспособлении проектировщиком известных процессов, крнструкций, форм, материалов и их свойств для конкретных данных условий.
Древние галечные орудия — это камни, окатан­ ные движением морской или речной воды и на­ скоро обитые в рабочей части. Первый то­ пор — это нижняя челюсть пещерного медведя с отбитыми сочлененным бугорком и венечным

10.1.

Может быть проиллюстрирована

вели­отростком. Первая ловушка — это

та

же яма,

ким множеством примеров, начиная с быта

только заглубленная,

с

отвесными

стенами

первобытных племен Африки, использовавших

и кольями на дне. Первое духовое ружье — это

навоз как связующий строительный материал,

обычная камышовая или

бамбуковая

трубка,

а пепел навоза как белила, кончая практикой

тщательно обработанная изнутри. Череп — ча­

современного итальянского дизайнера М. Бел­

ша, шкура — накидка,

лопух — зонтик, уголь­

лини, получившего премию «Золотой циркуль»

ный карандаш, гусиное перо — все это классиче­

за проект печатной машины,

импульсом

к

ские примеры адаптации.

Исходная

система,

созданию

новой

формы

которой

послужила

оставаясь в целом прежней, лишь слегка ви­

нелюбовь автора

к окрашенному

металлу.

доизменяется, количественные характеристики

«Я,— вспоминает

М. Беллини,— пытался при­

изменяются не более чем

вдвое.

Некоторые

менить пластификат-сталь с добавлением пла­

приемы, относящиеся к принципу

адаптации:

стика, слоистый,

легко

гнущийся

материал,

изменить традиционные величины

параметров

одна сторона которого

гладкая,

пластиковая,

системы (конструкции или технологического

а другая

представляла

собой обнаженную

не-

процесса); модифицировать, переделать систе­

заглаженную структуру, которая легко соеди­

му с целью приспособления ее к иным

услови­

нялась е подобной же структурой».

 

 

ям работы без изменения

основной конструк­

Адаптация

 

 

 

 

тивной схемы, защитить

систему

(например,

 

 

 

 

приспособить конструкцию к работе в различ­

ных климатических условиях); изменить усло­ вия работы системы, изменить характеристи­ ки внешней среды, окружающей систему.

Для некоторых капиталистических фирм, трестов, концернов и даже целых стран прин­ ципы неологии и адаптации стали основой, на которой быстрыми темпами развивался про­ мышленный потенциал. Использовались в этой ситуации все дозволенные и недозволенные приемы, включая массовую закупку патентов и промышленный шпионаж.

101


Мультипликация

Принцип мультипликации (от латинского «умножение») заключается в умножении функ­ ций и деталей системы, причем умноженные системы остаются подобными друг другу,

однотипными. К принципу мультипликации относятся приемы, не только связанные с уве­ личением характеристик систем (гиперболиза­ ция), но и с их уменьшением (миниатюриза­ ция), в любом случае мультипликация харак­ теризует изменение характеристик систем в 2 раза и более. Гиперболизация и миниатюриза­ ция как методы мультипликации используют­ ся с древнейших времен; примером тому могут быть гигантолиты, бифасы и мегалитические сооружения каменного века, пирамида Хеопса, царь-пушка и царь-колокол, современные теле­ визионные башни и небоскребы. Путем увели­ чения размеров ножа была изобретена сабля, а ножниц— гильотина; большие хозяйственные вилы повторила в миниатюре на нашем столе вилка, уменьшены до карманно-сувенирных размеров и повторены многотысячными тира­ жами Эйфелева башня, а для детей — различ­ ные военные машины. Любой переход от моде­ ли к реальной конструкции и обратно может быть отнесен к мультипликации. Увеличение технического объекта до предельно возмож­

ных размеров (а это вообще характеризует приближающееся вырождение конструкции) дало огромное количество новых технических устройств — гигантские экскаваторы, турбины, самосвалы, огромные прессы и станки, прокат­ ные станы, воздушные и морские лайнеры.

1.3. Дублирование, многократное увеличе­ ние или уменьшение размеров, сечений, площа­ дей, объемов, занимаемых конструкцией, умно­ жение деталей конструкции (перфорирован­ ные, гофрированные, ребристые конструкции, параллельное и последовательное соединение элементов, различные цепи), пропорциональ­ ное изменение форм конструкции по принципу подобия, увеличение размеров исполнительных рабочих органов (особенно для объемных спо­ собов обработки), их повторение (многослой­

ные, многоступенчатые, многоэтажные кон­ струкции).

2.3. Может быть проиллюстрировано приме­ ром увеличения прочности системы за счет уве­ личения ее массы — увеличивается толщина детали, увеличивается число спиц в колесе или перегородок жесткости в конструкции.

3.3. Осуществляется в основном наращива­ нием энергии мощности воздействия про­ цесса— «вольтов столб», изобретенный Алек­ сандром Вольта в 1799 г., наборы современных пластинчатых аккумуляторов, полиспаст Архи­ меда, многомоторные самолеты, гидроусилите-

на


ли, использование лазера для обработки ме­ таллов и т. д. Характерные общие особенности приемов 2.3. и 3.3. обусловили тот факт, что их иногда называют приемами «с позиции силы», или «удара в лоб».

4.3. Связывают чаще всего с увеличением числа рабочих органов, рабочих позиций, коли­ чества одновременно обрабатываемых деталей, с повторением однотипных технологических операций — многократная перегонка фракций, каскадные очистительные колонны, каскадные пламенные печи и холодильники, многопози­ ционные полуавтоматы и автоматы, роторные линии. Леонардо да Винчи создал серию мно­ гоствольных органных пушек, одна из которых, имевшая 33 ствола, расположенных в 3 ряда, стреляла одновременно 11 стволами, имевши­ ми общее устройство для воспламенения заря­ дов. В истории русского оружия заняли свое почетное место многоствольная «сорока» — русская ракетница времени Петра I, скоро­ стрельное 44-ствольное орудие А. К. Нартова, изготовленное в 1741 г. (стволы располага­ лись по радиусам большого легко вращаемого колеса), многоствольные зенитные пулеметы и, наконец, многоствольный реактивный мино­ мет «Катюша».

5.3. Характеризуется рядом своеобразных методов и приемов, в частности методом дуб­ лирования, резервирования. В 1859 г. по проек­

ту И. Брюнеля в Англии был сооружен ко­ рабль-левиафан «Грейт-Истерн», считавшийся чудом своего времени и описанный Жюль Верном в романе «Плавающий город». Ко­ рабль имел 3-кратное резервирование движи­ телей— был оборудован гребными колесами, гребным винтом и парусами.

Много общего имеют приемы 6.3. и 7.3. Печа­ тание книг с IX по XV в. осуществлялось с цель­ ной для каждого листа книги гравирбйальной печатной доски. Уже сама гравировальная пе­ чатная доска была шагом вперед по сравне­ нию с рукописными книгами и позволяла тира­ жировать, мультиплицировать накопленные че­ ловечеством знания. Но принцип не был исчер­ пан до конца. Раздробив традиционный объект на мелкие однородные части, разделив цельную гравировальную доску на отдельные мелкие буквы — литеры, И. Гутенберг обеспечил тем самым возможность их повторного использо­ вания, изобрел печатную машину.

8.3. Выводит на первый план известные конструкторские приемы агрегатирования и унифицирования. Развитием этих приемов мо­ гут считаться: введение размерно-подобных, параметрических рядов конструкций, создание различных по функциональному назначению систем из одинаковых унифицированных эле­ ментов (здания, которые можно пристраивать друг к другу бесконечно), использование стан­

103


дартных трафаретов (французская система «Летрасет», позволяющая вместо рисованных шрифтов, символов и даже сюжетных сценок использовать удобные переводные картинки), модульное проектирование. Уже Поллион Марк Витрувий устанавливал модуль-калибр для свинцовых водопроводных труб. Из двух типов модулей выстроено 70 различных зданий пионерлагеря «Артек». На микромодулях построено все электронное обеспечение ракет, спутников и межпланетных кораблей.

Примерами 9.3. могут служить многостаноч­ ное обслуживание в металлообрабатывающем и ткацком производстве, внедрение удобной в обслуживании унифицированной рабочей ме­ бели, различные эргономические стандарты. Различны приемы 10.2.— модульная обработка форм, их ритмическое членение, введение эле­ ментов симметрии.

Дифференциация

Принцип дифференциации (от латинского «различие») заключается в разделении функ­ ций и элементов системы; ослабляются функ­ циональные связи между элементами системы, повышается степень свободы их взаимоперемещения, разносятся элементы производства, конструкции и рабочие процессы в прост­ ранстве и во времени.

1.4. Сводится чаще всего к дроблению фор­ мы различными приемами, например, отказом от замкнутых объемных форм и переходом к формам открытым, разделением системы на объемную и необъемную части и вынесением одной из частей за пределы ограничивающей зоны (телевизор с дистанционным управлени­ ем-коробочкой) .

2.4. Приемы связаны с весом системы и ины­ ми свойствами применяемых материалов и ра­ бочих процессов: разделение системы на две части — «тяжелую» и «легкую», передвижение только легкой части; удаление частей системы, ставших излишними после разделения (желе­ зобетонные шпалы из двух половинок, связан­ ных стальной трубой, двутавр); составление системы из заведомо неравнопрочных элемен­ тов, создание местного качества (пластмассог вые крошки, армированные проволокой); дро­ бление технологического процесса на ряд ступеней; разделение твердых, жидких или газообразных тел на части, дезынтеграция уг­ ля, глины, гипса, соли, формовочных смесей, очистка газов от пыли и сажи; отделение ме­ шающей части, мешающего свойства, локали­ зация вредной части системы, одного из вред­ ных качеств системы (защита при облучении рентгеновскими лучами всех частей тела, кро­ ме просвечиваемых целенаправленно; различ­ ные мероприятия по звукоизоляции, шумоза­

104