Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Рис. 19. Основные вертикали и горизонтали токарно
винторезного станка мод. 1К62.
кали. Для сокращения числа членений до 2—3, зрительно ясно воспринимаемых, необходимо сгруппировать членения, соподчинив их, т. е. установить главные (например, группы прибо ров или шильдиков) и подчиненные (градуиров ка на них). Метод соподчинения большого числа членений выявляет главное в конструк ции и усиливает единство композиции.
Композиционная отработка форм
При конструировании станков и технологи ческого оборудования случается, что неплохо задуманная в проекте форма не воепринимает-
ся цельной в реальности. Причины этого в том, что хотя основных объемов немного, но на них имеется столько технологических и декоратив ных выступов, впадин, табличек, надписей, шкал, циферблатов, выступающих приборов, рукоятей, маховичков, рычагов управления и др., что все это подавляет простые и вырази тельные формы станка, делает их растрепанны ми, нечитаемыми. Это приводит к тому, что цельность станка становится формальной.
Для того чтобы этого не случилось, нужно, чтобы вся пассивная информация, мешающая человеку в работе, была конструктивно исклю чена. В построении форм станка должны быть соблюдены требования композиционного един ства и гармоничности:
—отсутствуют нефункциональные и декора тивные элементы (молдинги, накладки, хроми рованные ободки и др.);
—формы не являются для оператора источ ником визуальной информации, излишне отвле кающей, затрудняющей его в процессе труда (отсутствие теневых провалов, более крупные отливки, лишенные деталей, заподлицо с ос новной поверхностью выполненные кожухи.
—формы просты, лаконичны, спокойны по очертаниям, без сочетания сложных ломаных контуров и фигур замысловатых конфигураций (узлы зрительного напряжения); -
—в формах соблюдается стилевое единство
36
Рис. 20. Структура основных факторов, влияющих на гармоничность форм
металлорежущих станков.
Рис. 21. Машина и национальные представления. Каким бы проектировали токарный станок конструкторы
разных национальностей
ное и технологическое оборудование средних габаритов, столь частое в последнее время на выставках в нашей стране. Машины эти, как правило, обладают цельной архитектурной формой, продуманной системой управления и обслуживания. Даже неспециалистам видна миниатюрность пропорций. Это связано с тем, что оборудование проектировалось для приме нения непосредственно в Японии, где средний рост рабочего — мужчины составляет 1635 мм, в то время как у нас в стране он равен 1680— 1700 мм.
В отличие от отечественных машин, где кар кас закрывается многими обшивками для раз дельного доступа к частям машины, японские имеют или одну штампованно-сварную обшив ку без единого зазора, или, в крайнем случае, не более трех, причем плоскостность и жест кость их достаточны, чтобы обшивка крепилась всего четырьмя винтами с никелированными го ловками. С точки зрения наладки и обслужива ния применение таких типов обшивок спорно, но и нельзя не признать, что именно они создают определенное чувство доверия к конструкции, заставляют думать о высокой ее надежности. В то же время вызывает удивление обилие блес тящих декоративных поверхностей. На этом фо не массовая никелировка крепежа теряет смысл ориентира для быстрого съема обшивок и при обретает откровенно рекламный характер.
Учет иллюзий при отработне форм
Увидеть — значит не обмануться. Это житей ское замечание относится к художественному конструированию в той области, которая со прикасается со зрительными иллюзиями. Для компенсации иллюзорных преувеличений от дельных особенностей формы, оцениваемой на глаз, приходится отходить от исходной формы, целенаправленно изменять ее, вызывая «обрат ные» иллюзии. В. Ван-Гог преднамеренно пре увеличивал размеры Луны раз в 10 на своих картинах: жертвуя геометрической точностью предметов, он достигал поразительного эсте тического эффекта. Необычайно удлинение человеческих фигур в картинах Эль Греко (XVI—XVII вв.). В недавние годы подоб ную манеру усвоил А. Модильяни и в некото рых своих работах П. Пикассо. Намеренные, в целях большего эстетического эффекта, иска жения реальных размеров изображаемого встречаются и в русской живописи.
В архитектурном проектировании, которое исторически предшествовало художественному конструированию, иллюзии зрения учитывались иногда с тщательностью. Ярким примером, под тверждающим роль зрительных иллюзий в ар
40
хитектурной |
практике, |
прежде всего считают |
|
||||||||
Парфенон. |
В Парфеноне, судя по тщательным |
|
|||||||||
обмерам, нет ни одной строго горизонтальной |
|
||||||||||
или строго вертикальной линии. Линии карни |
|
||||||||||
зов, ступеней, колонн — все чуть-чуть незамет |
|
||||||||||
но для глаза изогнуты с учетом |
особенностей |
|
|||||||||
ч е л о в е ч е с к о г о |
зрения. |
Но |
именно |
бла |
|
||||||
годаря этому зрителю все линии |
|
пред |
|
||||||||
ставляются идеально правильными. Зрите |
|
||||||||||
лю, например, кажется, что все |
колонны |
|
|||||||||
Парфенона одинаковы и отстоят друг от друга |
|
||||||||||
на равном расстоянии. В действительности же |
|
||||||||||
пролеты между ними незаметно для глаза уве |
|
||||||||||
личиваются |
к центру. |
Разнится толщина ко |
|
||||||||
лонн— угловые |
колонны, которые |
вырисовы |
|
||||||||
ваются на фоне неба, |
массивнее тех, |
которые |
|
||||||||
видны на фоне стены. |
Стоят колонны тоже не |
|
|||||||||
прямо — они |
немного наклонены внутрь к сте |
|
|||||||||
нам здания, |
чтобы казаться выше и стройней. |
|
|||||||||
Все ступени храма чуть выпуклые, |
|
карнизы |
|
||||||||
чуть вогнутые, стены чуть наклонные. |
Все по |
|
|||||||||
строено на тончайших |
нюансах, |
на тонком и |
|
||||||||
Рис. 22. «Огромный Меньшиков, если бы поднялся во |
|
||||||||||
весь рост свой, то проломил бы потолок той крошечной |
|
||||||||||
горницы, в |
которую |
его |
засадил художник |
Суриков, |
|
||||||
и все же он был прав, конечно, |
не формально прав». |
|
|||||||||
Из письма Мих. Вас. Нестерова А. А. Турыгину, Гасн- |
|
||||||||||
ра, Крым, 12 ноября 1962 г. «М. В. Нестеров. Из пи |
|
||||||||||
сем». Л., |
«Искусство», |
1968, |
452 с. В. |
И. |
Суриков |
|
|||||
(1848—-1916 гг.). «Меньшиков в Березове», |
1883 г. Госу |
|
|||||||||
дарственная |
Третьяковская |
галерея, |
Москва. |
41 |
Рис. 23. Эль Греко (1547—1615 гг.). «Святой Мартин»
(1599—1603 гг.). Национальная галерея. Вашингтон, США. Слева схема картины в пропорциях Эль Греко, справа — в «реальных» пропорциях.
точном понимании законов оптики и зритель ного восприятия. Считают, что именно в этом и заключен секрет гармонии линий и форм Пар фенона.
Проектируя машины, следует всегда пом-
нить об особенностях человеческого зрения. Установлено, например, что постоянной иллю зией глаза является переоценка вертикальных линий по сравнению о горизонтальными. Вер тикальная форма кажется зрителю длиннее равной ей горизонтальной. Квадрат произво дит впечатление прямоугольника, причем
ошибка |
в оценке высоты |
«на глаз» доходит |
до 3% |
и более, а верхняя |
часть прямоуголь |
ника, разделенного на две половины, выглядит крупнее нижней. Учитывать это приходится даже при печатании текстов. Переверните «верх ногами» страницу, и вы увидите, что верхняя часть буквы «з» значительно меньше нижней, в то время как в обычном положении они выглядят равными.
Для устранения иллюзии утонения, вогну тости, корсетности по диаметру вытянутых по вертикали цилиндрических предметов исполь зуется энтазис, или небольшое утолщение ци линдра в средней части. Энтазис в классиче ской архитектуре — плавное утолщение колон ны к середине, обычно на расстоянии 1/3 высоты от основания колонны. Наблюда телю кажется, что колонна упруго пружинит под нагрузкой, слегка раздаваясь в стороны. Если перенести взгляд с выпуклой поверхно сти на плоскую, то она покажется многим ощутимо вогнутой. Явление последовательного ощущения встречается на каждом шагу в
42
художественном конструировании и для того, чтобы по возможности уменьшить его влия ние; представляется оправданным выполнять поверхности, объемы в одном «ключе», не на громождая множества различных в стилевом отношении форм, плоскостей, материалов, цветов. I
Влияют на восприятие форм не только усло вия восприятия, цвет, освещенность, возни кающие зрительные иллюзии. Влияют на вос приятие масштаба и пропорций фактура по верхностей, пластика деталей (пропорции воспринимаются по-разному, если вычерчи вать узел толстыми или тонкими линиями), толщина и глубина детали (зрительно воспри нимаемые лицевые пропорции тонкого сталь ного листа иные, нежели толстой чугунной
плиты); положение в пространстве узла |
(стоит |
|
или |
лежит), дробность поверхности (ощуще |
|
ние |
пропорций прямоугольников изменяется |
|
в зависимости от изображенных на них |
раз |
личных геометрических фигур), насыщенность фона и окружения элементами, отвлекающими внимание наблюдателя, и др. Мозг вообще быстрее и правильней функционирует, когда зрение и прочие чувства освобождены от гру за мелких деталей.
Рис. 24. Примеры различных зрительных иллюзий.
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ БЛИЗКИЕ |
ОДИНАКОВАЯ(ОДНОТОННАЯ) |
СВЕТЛАЯ ЧАСТЬ ДИСКА К А |
ДРУГ К ДРУГУ ОКРУЖНОСТИ КЛ - |
Ш ТРИШ КА КВАОРАНШ КРУ- |
ЖЕТСЯ БОЛЬШЕГО ДИАМ ЕГ> { |
ЖУТСЯ ПРЕРВАННЫМИ |
ГА КАЖЕТСЯ НЕОДИНАКОВО |
РА, ЧЕМ ЗАШТРИХОВАННАЯ' |
|
ЯРКОЙ |
|
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ ЗРИТЕЛЬНВ
ИЗГИБАЮ ТСЯ
КАЖУЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛНОТЫ |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ |
к р у г |
с л е в а ка тке г а |
ШИГУРЫ В 5АВИС Ш 0С ТИ от РИСУНКА |
ВО ЛШ Е ТАКОГО |
Ж Е |
СЛрАВА |
ПЛАТЬЯ |
|
|
|
Б Е Л О Е |
ПЯТНО |
КА Ж Е Т С Я |
БОЛЬШ Е |
|
ТАКО ГО |
Ж Е ЧЕРНОГО |
|
|
|
П РЯ М О Й |
УГОЛ БЛАГО ДАРЯ |
L |
||
Ш ТР И Х О В КЕ |
КАЖ ЕТС Я |
U C TP b/M |
f |