Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 19. Основные вертикали и горизонтали токарно­

винторезного станка мод. 1К62.

кали. Для сокращения числа членений до 2—3, зрительно ясно воспринимаемых, необходимо сгруппировать членения, соподчинив их, т. е. установить главные (например, группы прибо­ ров или шильдиков) и подчиненные (градуиров­ ка на них). Метод соподчинения большого числа членений выявляет главное в конструк­ ции и усиливает единство композиции.

Композиционная отработка форм

При конструировании станков и технологи­ ческого оборудования случается, что неплохо задуманная в проекте форма не воепринимает-

ся цельной в реальности. Причины этого в том, что хотя основных объемов немного, но на них имеется столько технологических и декоратив­ ных выступов, впадин, табличек, надписей, шкал, циферблатов, выступающих приборов, рукоятей, маховичков, рычагов управления и др., что все это подавляет простые и вырази­ тельные формы станка, делает их растрепанны­ ми, нечитаемыми. Это приводит к тому, что цельность станка становится формальной.

Для того чтобы этого не случилось, нужно, чтобы вся пассивная информация, мешающая человеку в работе, была конструктивно исклю­ чена. В построении форм станка должны быть соблюдены требования композиционного един­ ства и гармоничности:

отсутствуют нефункциональные и декора­ тивные элементы (молдинги, накладки, хроми­ рованные ободки и др.);

формы не являются для оператора источ­ ником визуальной информации, излишне отвле­ кающей, затрудняющей его в процессе труда (отсутствие теневых провалов, более крупные отливки, лишенные деталей, заподлицо с ос­ новной поверхностью выполненные кожухи.

формы просты, лаконичны, спокойны по очертаниям, без сочетания сложных ломаных контуров и фигур замысловатых конфигураций (узлы зрительного напряжения); -

в формах соблюдается стилевое единство

36

Рис. 20. Структура основных факторов, влияющих на гармоничность форм

металлорежущих станков.

38
Принципы художественно-конструкторской отработки технологического оборудования но­ сят в основном интернациональный характер. Только преобладание тех или иных известных примеров отработки позволяет в отдельных слу­
О национальных особенностях
масштабного строя
геометрических систем построения основных чаях определить национальную (или даже фир­ объемов и внешних поверхностей (отсутствуют, менную) принадлежность создателей конст­ например, случайные комбинации обтекаемых рукции. Основные особенности, позволяющие и угловатых форм); проектировщикам вольно или невольно прида­
— формы станка гармонически увязаны с вать конструкциям «национальный» характер: формами шкафов и пультов управления, им — придание элементам управления, зонам соподчинены по формам элементы систем уп­ управления размеров и пропорций, соизмери­ равления, индикации и др.; мых с национальными антропометрическими
— в формах станка отразились стилистиче­ требованиями; ские устремления времени; расширяющееся — придание оборудованию особенностей,
применение сварных конструкций, большая вызванных специфическими региональными простота вычерчивания, разметки, обработки, климатическими условиями и некоторыми фи­ монтажа, отделки и т. д. приводят к характер­ зиологическими требованиями (например, ве­ ным прямоугольным формам с малыми радиу­ личина предельных усилий управления, отра­ сами закруглений при стыковании плоскостей. жающаяся и на размерах органов управления);
— характер композиционной отработки форм (в особенности характер членений), на который накладывает некоторый отпечаток психологи­ ческий настрой, связанный с национальными вкусами;
— приверженность к определенным гаммам окраски;
— приверженность к конструкторским прие­ мам и технологическим процессам, определяе­ мым уровнем промышленного производства и технической культурой нации;
— использование национальных рекоменда­ ций и стандартов в проектировании и производ­ стве оборудования.
Рассмотрим, к примеру, японское лаборатор-

Рис. 21. Машина и национальные представления. Каким бы проектировали токарный станок конструкторы

разных национальностей


ное и технологическое оборудование средних габаритов, столь частое в последнее время на выставках в нашей стране. Машины эти, как правило, обладают цельной архитектурной формой, продуманной системой управления и обслуживания. Даже неспециалистам видна миниатюрность пропорций. Это связано с тем, что оборудование проектировалось для приме­ нения непосредственно в Японии, где средний рост рабочего — мужчины составляет 1635 мм, в то время как у нас в стране он равен 1680— 1700 мм.

В отличие от отечественных машин, где кар­ кас закрывается многими обшивками для раз­ дельного доступа к частям машины, японские имеют или одну штампованно-сварную обшив­ ку без единого зазора, или, в крайнем случае, не более трех, причем плоскостность и жест­ кость их достаточны, чтобы обшивка крепилась всего четырьмя винтами с никелированными го­ ловками. С точки зрения наладки и обслужива­ ния применение таких типов обшивок спорно, но и нельзя не признать, что именно они создают определенное чувство доверия к конструкции, заставляют думать о высокой ее надежности. В то же время вызывает удивление обилие блес­ тящих декоративных поверхностей. На этом фо­ не массовая никелировка крепежа теряет смысл ориентира для быстрого съема обшивок и при­ обретает откровенно рекламный характер.

Учет иллюзий при отработне форм

Увидеть — значит не обмануться. Это житей­ ское замечание относится к художественному конструированию в той области, которая со­ прикасается со зрительными иллюзиями. Для компенсации иллюзорных преувеличений от­ дельных особенностей формы, оцениваемой на глаз, приходится отходить от исходной формы, целенаправленно изменять ее, вызывая «обрат­ ные» иллюзии. В. Ван-Гог преднамеренно пре­ увеличивал размеры Луны раз в 10 на своих картинах: жертвуя геометрической точностью предметов, он достигал поразительного эсте­ тического эффекта. Необычайно удлинение человеческих фигур в картинах Эль Греко (XVI—XVII вв.). В недавние годы подоб­ ную манеру усвоил А. Модильяни и в некото­ рых своих работах П. Пикассо. Намеренные, в целях большего эстетического эффекта, иска­ жения реальных размеров изображаемого встречаются и в русской живописи.

В архитектурном проектировании, которое исторически предшествовало художественному конструированию, иллюзии зрения учитывались иногда с тщательностью. Ярким примером, под­ тверждающим роль зрительных иллюзий в ар­

40


хитектурной

практике,

прежде всего считают

 

Парфенон.

В Парфеноне, судя по тщательным

 

обмерам, нет ни одной строго горизонтальной

 

или строго вертикальной линии. Линии карни­

 

зов, ступеней, колонн — все чуть-чуть незамет­

 

но для глаза изогнуты с учетом

особенностей

 

ч е л о в е ч е с к о г о

зрения.

Но

именно

бла­

 

годаря этому зрителю все линии

 

пред­

 

ставляются идеально правильными. Зрите­

 

лю, например, кажется, что все

колонны

 

Парфенона одинаковы и отстоят друг от друга

 

на равном расстоянии. В действительности же

 

пролеты между ними незаметно для глаза уве­

 

личиваются

к центру.

Разнится толщина ко­

 

лонн— угловые

колонны, которые

вырисовы­

 

ваются на фоне неба,

массивнее тех,

которые

 

видны на фоне стены.

Стоят колонны тоже не

 

прямо — они

немного наклонены внутрь к сте­

 

нам здания,

чтобы казаться выше и стройней.

 

Все ступени храма чуть выпуклые,

 

карнизы

 

чуть вогнутые, стены чуть наклонные.

Все по­

 

строено на тончайших

нюансах,

на тонком и

 

Рис. 22. «Огромный Меньшиков, если бы поднялся во

 

весь рост свой, то проломил бы потолок той крошечной

 

горницы, в

которую

его

засадил художник

Суриков,

 

и все же он был прав, конечно,

не формально прав».

 

Из письма Мих. Вас. Нестерова А. А. Турыгину, Гасн-

 

ра, Крым, 12 ноября 1962 г. «М. В. Нестеров. Из пи­

 

сем». Л.,

«Искусство»,

1968,

452 с. В.

И.

Суриков

 

(1848—-1916 гг.). «Меньшиков в Березове»,

1883 г. Госу­

 

дарственная

Третьяковская

галерея,

Москва.

41


Рис. 23. Эль Греко (1547—1615 гг.). «Святой Мартин»

(1599—1603 гг.). Национальная галерея. Вашингтон, США. Слева схема картины в пропорциях Эль Греко, справа — в «реальных» пропорциях.

точном понимании законов оптики и зритель­ ного восприятия. Считают, что именно в этом и заключен секрет гармонии линий и форм Пар­ фенона.

Проектируя машины, следует всегда пом-

нить об особенностях человеческого зрения. Установлено, например, что постоянной иллю­ зией глаза является переоценка вертикальных линий по сравнению о горизонтальными. Вер­ тикальная форма кажется зрителю длиннее равной ей горизонтальной. Квадрат произво­ дит впечатление прямоугольника, причем

ошибка

в оценке высоты

«на глаз» доходит

до 3%

и более, а верхняя

часть прямоуголь­

ника, разделенного на две половины, выглядит крупнее нижней. Учитывать это приходится даже при печатании текстов. Переверните «верх ногами» страницу, и вы увидите, что верхняя часть буквы «з» значительно меньше нижней, в то время как в обычном положении они выглядят равными.

Для устранения иллюзии утонения, вогну­ тости, корсетности по диаметру вытянутых по вертикали цилиндрических предметов исполь­ зуется энтазис, или небольшое утолщение ци­ линдра в средней части. Энтазис в классиче­ ской архитектуре — плавное утолщение колон­ ны к середине, обычно на расстоянии 1/3 высоты от основания колонны. Наблюда­ телю кажется, что колонна упруго пружинит под нагрузкой, слегка раздаваясь в стороны. Если перенести взгляд с выпуклой поверхно­ сти на плоскую, то она покажется многим ощутимо вогнутой. Явление последовательного ощущения встречается на каждом шагу в

42

художественном конструировании и для того, чтобы по возможности уменьшить его влия­ ние; представляется оправданным выполнять поверхности, объемы в одном «ключе», не на­ громождая множества различных в стилевом отношении форм, плоскостей, материалов, цветов. I

Влияют на восприятие форм не только усло­ вия восприятия, цвет, освещенность, возни­ кающие зрительные иллюзии. Влияют на вос­ приятие масштаба и пропорций фактура по­ верхностей, пластика деталей (пропорции воспринимаются по-разному, если вычерчи­ вать узел толстыми или тонкими линиями), толщина и глубина детали (зрительно воспри­ нимаемые лицевые пропорции тонкого сталь­ ного листа иные, нежели толстой чугунной

плиты); положение в пространстве узла

(стоит

или

лежит), дробность поверхности (ощуще­

ние

пропорций прямоугольников изменяется

в зависимости от изображенных на них

раз­

личных геометрических фигур), насыщенность фона и окружения элементами, отвлекающими внимание наблюдателя, и др. Мозг вообще быстрее и правильней функционирует, когда зрение и прочие чувства освобождены от гру­ за мелких деталей.

Рис. 24. Примеры различных зрительных иллюзий.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ БЛИЗКИЕ

ОДИНАКОВАЯ(ОДНОТОННАЯ)

СВЕТЛАЯ ЧАСТЬ ДИСКА К А ­

ДРУГ К ДРУГУ ОКРУЖНОСТИ КЛ -

Ш ТРИШ КА КВАОРАНШ КРУ-

ЖЕТСЯ БОЛЬШЕГО ДИАМ ЕГ> {

ЖУТСЯ ПРЕРВАННЫМИ

ГА КАЖЕТСЯ НЕОДИНАКОВО

РА, ЧЕМ ЗАШТРИХОВАННАЯ'

 

ЯРКОЙ

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ ЗРИТЕЛЬНВ

ИЗГИБАЮ ТСЯ

КАЖУЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛНОТЫ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

к р у г

с л е в а ка тке г а

ШИГУРЫ В 5АВИС Ш 0С ТИ от РИСУНКА

ВО ЛШ Е ТАКОГО

Ж Е

СЛрАВА

ПЛАТЬЯ

 

 

 

Б Е Л О Е

ПЯТНО

КА Ж Е Т С Я

БОЛЬШ Е

 

ТАКО ГО

Ж Е ЧЕРНОГО

 

 

П РЯ М О Й

УГОЛ БЛАГО ДАРЯ

L

Ш ТР И Х О В КЕ

КАЖ ЕТС Я

U C TP b/M

f