Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а 6. УСТРОЙСТВА ДИСТАНЦИОННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Гидравлическое управление положением различных механизмов

Все современные тракторы оборудованы раздельноагрегатной гидросистемой. Она— составная часть авто­ матизированной системы управления работой мобиль­ ных машинно-тракторных агрегатов.

Выбор гидравлического объемного привода для дис­ танционного управления объясняется рядом его ценных качеств: высокой удельной энергонапряженностью, ма­ лой инерционностью подвижных частей, безопасностью обслуживающего персонала, 'большой жесткостью пере­ дачи движения. В настоящее время на тракторах и са­ моходных машинах устанавливают раздельно-агрегат­ ную гидросистему, когда элементы (насос, распредели­ тель, силовые цилиндры, бак) расположены отдельно и соединены маслопроводами.

Но возможности объемного гидропривода не ограни­ чиваются подъемом и опусканием навесных или рабочих органов прицепных машин, гидропривод используют для регулирования положения мотовила относительно режу­ щего аппарата, для изменения передаточного числа ва­ риаторов, подъема самого трактора, для управления ко­ робками передач, механизмами поворота, догрузкой ве­ дущих осей, для получения вращательного движения и

т..д.1

Внастоящее время заводы серийно выпускают пять типоразмеров шестеренчатых насосов высокого давле­

ния. Они различаются по объемной постоянной 10,32, 46, 67 и 98 ом3/об (эта цифра в маркировке насоса оз­ начает теоретическую подачу рабочей жидкости). Цап­ фы шестерен насоса вращаются в бронзовых втулках, задняя пара втулок неподвижна, а передняя постоянно прижимается к торцам шестерен за счет давления рабо­ чей жидкости. Этим обеспечивается автоматическое ус­ транение зазоров по торцам шестерен. С целью изоляции зоны гидравлического поджатая от зоны всасывания и •предупреждения перекоса качающего узла со стороны всасывающей полости установлена разгрузочная плас­ тинка с уплотнительным резиновым кольцом. Следует

200

иметь в виду, что автоматический гидравлический под­ жим эффективен только тогда, когда качающий узел утопает в корпусе насоса за -счет торцового наноса в пределах не более 0,4-—0,5 мм. При большем утопании резиновое кольцо разгрузочной пластины уже не изоли­

рует полость всасывания

от

полости

нагнетания, кача­

ющий

узел перекашивается,

насос быстро выходит из

строя.

 

 

 

 

 

 

 

Клапанно-золотниковые распределители для гидро­

систем

тракторов заводы

выпускают

трех

образцов:

Р75-В2А и Р75-ВЗА (пропускная

способность

75

л/мин,

двух-

и трехзолотниковые)

и Р-150

(пропускная

способ­

ность 150

л/мин, трехзолотниковый). По принципу дей­

ствия они

аналогичны и

отличаются диаметром золот­

ников: для 75 л/1мин — 25

м.м,

для

150

л/мии—32 мм.

От ранее

выпускавшихся

(до

1962

г.)

распределителей

Р-40/75Б и Р-16Б указанные выше распределители от­ личаются шариковой фиксацией золотников (другая конструкция золотников, бустериык устройств), измене­ но уплотнение сферы рычага включения золотника, на­ правляющая перепускного клапана может перемещаться вдоль оси клапана (уменьшается вероятность зависания перепускного клапана),

Схема работы гидросистемы показана на рисунке 82. Насос 13 засасывает масло из .бака 17 и подает его в напорную полость 15 распределителя, где размещены три одинаковых золотника 8. Золотники могут переме­ щаться вручную и возвращаться в нейтральное положе­ ние из положения «подъем» и принудительное опускание автоматически с помощью устройства 19. Перепускной клапан 11 управляется автоматически в зависимости от положения золотников. При открытом клапане большая часть масла через сливную полость 16 и фильтр 18 сте­ кает в бак, а при закрытом — масло идет по каналам 3 и 4 к полостям 1 или 2 силового цилиндра. Бели дав­ ление масла в системе превысит допустимое, срабаты­ вает предохранительный клапан 12.

В нейтральном положении золотник удерживается возвратной пружиной; средние буртики золотника пол­ ностью перекрывают каналы 3 и 4 поршень силового цилиндра остается в фиксированном положении. Два верхних буртика золотника стоят так, что обеспечива­ ется проход масла но каналам 7) 5 и далее по верти­ кальному каналу корпуса 6 распределителя в полость

201


 

 

 

 

 

Рис. 82.

Схема

работы гидросистемы:

 

 

 

/ — верхние

полости силовых

цилиндров;

2 — нижние полости

силовых

цилиндров; 3. 4 — выводные

каналы из

распределителя;

5 — к а н а л ;

6 — корпус

распределителя;

7 —сливной

канал;

8 — золотники;

9 — надпоршневая

полость перепускного

клапана: 10 —

пружина перепускного

клапана; / / —

перепускной

клапан;

12 — предохранительный клапан;

13 — насос;

14 — жиклеры; 15 — напор­

 

ная полость;

16 — сливная

полость;

17 — бак;

18 — фильтр бака; 19—автомат

возврата

золотника.

 

16 на слив. Масло из полости 15 через жиклер 14 порш­ ня перепускного .клапана идет в полость .9, .канал 7 и далее на слив. Дросселирование масла через жиклер 14 вызовет перепад давлений на поршне, сожмет пружину 10 клапана п откроет его. Основной поток масла (до

90%)

пойдет

из полости

15

через седло

перепускного

•клапана сразу

в полость

16,

остальная

часть

масла —

через

жиклер

14 и управляющий канал 7

распредели­

теля, удерживая клапан в открытом состоянии.

 

При установке золотника в положение «подъем» он

перемещается

вниз, канал 7 будет разобщен с

каналом

5 верхним буртиком

золотника.

Давления

в

полостях

15, 9

выровняются,

перепускной

клапан

закроется пру­

жиной. Одновременно средние .буртики золотника сое­ динят полость 15 с каналом 4 и нижней полостью 2 си­ лового цилиндра, а полость / через канал 5 с полостью 16. Таким образом, масло давлением насоса будет по­ даваться в нижнюю полость, движением поршня подни­ мется рабочая машина, масло из верхней полости вытеснится. Движением золотника возвратная пружина будет сжата, пять 'фиксирующих шариков опустятся вниз вместе с золотником. Как только они окажутся против нижней канавки неподвижной втулки фиксатора, поршень фиксатора своей конической головкой под дей­ ствием пружины фиксатора установит шарики в эту ка­ навку. Золотник будет зафиксирован в определенном по­ ложении.!.

После окончания подъема машины, когда давление в напорной полости поднимется до 110—125 кгс/см2 , бу­ дет открыт шариковый клапан бустера. Масло через полость пружины бустера и отверстие в регулировочной гайке надавит на бустер. Он переместится вниз, опуская вниз поршень фиксатора, этим будут освобождены ша­ рики фиксатора, и золотник возвратной пружиной воз­ вратится в нейтральное положение.

Надо обратить внимание на очередность срабатыва­

ния

'буетерного клапана, перемещения

золотника

и от­

крытия сливного клапана. Известно, что клапан

бусте­

ра

открывается при давлении ПО—125

кгс/см2 ,

бустер

должен передвинуться на 4 мм (время 0,01 с) . За это время давление поднимется до 120—135 кгс/см2 . Золот­ ник переместится на 7 мм (время 0,012 с) и обеспечит открытие перепускного клапана. Давление в это время успеет подняться до 130—150 кгс/см2 . Таким образом,

203


золотник начнет движение три давлении 110— 125 кге/ам2 , а закончит три 130—150 кгс/см2 . Чтобы обе­ спечить нужное ограничение давления при окончании подъема или принудительного опускания, давление нача­ ла открытия клапана бустера надо регулировать на 90— 100 кгс/см2 .

Работа всех клапанов аналогична и при перемеще­

нии золотника в положение принудительного

опускания

с переменой подключения полостей силового

цилиндра.

Плавающее положение определяют самым верхним по­ ложением золотника, где он удерживается фиксирую­ щим устройством. Сливной клапан открыт, каналы 7, 5, обе полости силового цилиндра сообщены со сливом. На­ клонные сверления в золотнике для доступа к клапану бустера отсоединены от полости 15 и полостей силового цилиндра. Золотник из этого положения может быть вы­ веден только -вручную.

Как работает клапан, предохраняющий систему от чрезмерного повышения давления (либо откажет меха­

низм автоматического

возврата

золотника,

либо рычаг

управления золотника

будет задержан рукой)? Давле­

ние масла из полости

15 через

жиклер 14

распростра­

нится в полость 9. Шариковый клапан 12 откроется, сжи­ мая свою пружину. Падение давления в полости 9 от­ кроет сливной клапан. Масло будет сливаться через оба клапана (80% через сливной клапан и 20% через пре­ дохранительный). Как и в случае автоматического воз­ вращения золотника, если предохранительный клапан начнет открываться при 130—135 кгс/см2 , перепускной клапан откроется уже при давлении около 170 кгс/см2 . Чтобы перепускной клапан оставался открытым, нужен

постоянный перепад давлений в полостях

15,

9.

Если

надо ограничить

максимум

давления в

системе

вели­

чиной 130—135 кгс/см2 ,-необходимо регулировать

пре­

дохранительный

кла.пан так, чтобы

он начал

открывать­

ся при давлении

105—115 кгс/см2 в полости

15

или сам

клапан отдельно при давлении 85—90 кгс/см2 в

полос­

ти 9, на входе в предохранительный

клапан.

 

 

 

Разница в давлениях начала открытия клапана бус­

тера и предохранительного

клапана

по давлению,

изме­

ренному в

полости 15, должна

быть

не

меньше

15 кгс/см2 ,

иначе не будет

обеспечен

автоматический

возврат золотника. Для регулировки бустерного клапа­ на необходимо вынуть золотник, а из него узел клапана

204


бустера и отрегулировать его отдельно на указанное выше давление начала открытия.

Силовые гидроцилиндры тракторных гидросистем двойного действия. Заводы выпускают их 12 типораз­

меров на усилия от 700 до 23 ООО кгс за счет

диаметров.

Наиболее

распространены

цилиндры

диаметром 55 мм

на

2000 кгс (выносные для тракторов

Т-28),

диаметром

75

мм

на 4000

кгс

(выносные

для

тракторов

МТЗ, Т-38, ДТ-54А,

Т-74, Т-4 -и основной ДТ - 20), диа­

метрам 90 мм на 6000 кгс (основные для тракторов Т-28, Т-40), диаметром 100 мм на 7500 кгс (основные для трак­

торов МТЗ и Т-38), диаметром

ПО мм на 9000

кг (ос­

новные для тракторов ДТ-54А,

Т-74, ДТ-75, Т - 4), диа­

метром 120 мм на 11 000 кгс (Т-125), диаметром

140 мм

на 15 000 кгс (К-700, Т-ЮОМГС).

 

 

Все силовые цилиндры тракторных гидросистем обо­ рудованы гидромеханическим клапаном для регулиро­ вания хода штока при втягивании его в силовой цилиндр (за счет положения подвижного упора), а также для запирания полости силового цилиндра при переездах с поднятой навесной системой (в этом случае динамиче­ ские толчки и изменения давления не передаются на шланги гидросистемы). Для обеспечения плавного при­ нудительного опускания машины в отверстие, соединен­ ное с подпоршневой полостью силового цилиндра, уста­ навливается замедлительный клапан (диаметр отверстия для цилиндра Ц-55—2,5 мм; Ц-75—3 мм; Ц-90—3,5 мм Ц-100 и Ц-110—4 м м ) .

Соединительная арматура имеет автоматически дей­ ствующие запорные устройства (предотвращают выте­ кание масла из маслопроводов и шлангов при их отсо­ единении) и разрывные муфты для предохранения шлангов от обрыва при случайном отсоединении машин от трактора.

Основные положения эксплуатации гидросистем тра­ кторов при работе с навесными и прицепными гидрофицированными машинами следующие.

Навесные механизмы тракторов ДТ-54А, Т-74, Т-4, ДТ-75, Т-100М можно устанавливать по двух- и трехточечной схеме. Остальные тракторы имеют систе­ му навески постоянной трехточечной схемы. Трехточеч­ ную схему навески применяют при работе трактора с широкозахватными орудиями, она обеспечивает устой­ чивый ход орудия в горизонтальной плоскости (иавес-

205