Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Г л а в а 6. УСТРОЙСТВА ДИСТАНЦИОННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Гидравлическое управление положением различных механизмов
Все современные тракторы оборудованы раздельноагрегатной гидросистемой. Она— составная часть авто матизированной системы управления работой мобиль ных машинно-тракторных агрегатов.
Выбор гидравлического объемного привода для дис танционного управления объясняется рядом его ценных качеств: высокой удельной энергонапряженностью, ма лой инерционностью подвижных частей, безопасностью обслуживающего персонала, 'большой жесткостью пере дачи движения. В настоящее время на тракторах и са моходных машинах устанавливают раздельно-агрегат ную гидросистему, когда элементы (насос, распредели тель, силовые цилиндры, бак) расположены отдельно и соединены маслопроводами.
Но возможности объемного гидропривода не ограни чиваются подъемом и опусканием навесных или рабочих органов прицепных машин, гидропривод используют для регулирования положения мотовила относительно режу щего аппарата, для изменения передаточного числа ва риаторов, подъема самого трактора, для управления ко робками передач, механизмами поворота, догрузкой ве дущих осей, для получения вращательного движения и
т..д.1
Внастоящее время заводы серийно выпускают пять типоразмеров шестеренчатых насосов высокого давле
ния. Они различаются по объемной постоянной 10,32, 46, 67 и 98 ом3/об (эта цифра в маркировке насоса оз начает теоретическую подачу рабочей жидкости). Цап фы шестерен насоса вращаются в бронзовых втулках, задняя пара втулок неподвижна, а передняя постоянно прижимается к торцам шестерен за счет давления рабо чей жидкости. Этим обеспечивается автоматическое ус транение зазоров по торцам шестерен. С целью изоляции зоны гидравлического поджатая от зоны всасывания и •предупреждения перекоса качающего узла со стороны всасывающей полости установлена разгрузочная плас тинка с уплотнительным резиновым кольцом. Следует
200
иметь в виду, что автоматический гидравлический под жим эффективен только тогда, когда качающий узел утопает в корпусе насоса за -счет торцового наноса в пределах не более 0,4-—0,5 мм. При большем утопании резиновое кольцо разгрузочной пластины уже не изоли
рует полость всасывания |
от |
полости |
нагнетания, кача |
||||
ющий |
узел перекашивается, |
насос быстро выходит из |
|||||
строя. |
|
|
|
|
|
|
|
Клапанно-золотниковые распределители для гидро |
|||||||
систем |
тракторов заводы |
выпускают |
трех |
образцов: |
|||
Р75-В2А и Р75-ВЗА (пропускная |
способность |
75 |
л/мин, |
||||
двух- |
и трехзолотниковые) |
и Р-150 |
(пропускная |
способ |
ность 150 |
л/мин, трехзолотниковый). По принципу дей |
||||
ствия они |
аналогичны и |
отличаются диаметром золот |
|||
ников: для 75 л/1мин — 25 |
м.м, |
для |
150 |
л/мии—32 мм. |
|
От ранее |
выпускавшихся |
(до |
1962 |
г.) |
распределителей |
Р-40/75Б и Р-16Б указанные выше распределители от личаются шариковой фиксацией золотников (другая конструкция золотников, бустериык устройств), измене но уплотнение сферы рычага включения золотника, на правляющая перепускного клапана может перемещаться вдоль оси клапана (уменьшается вероятность зависания перепускного клапана),
Схема работы гидросистемы показана на рисунке 82. Насос 13 засасывает масло из .бака 17 и подает его в напорную полость 15 распределителя, где размещены три одинаковых золотника 8. Золотники могут переме щаться вручную и возвращаться в нейтральное положе ние из положения «подъем» и принудительное опускание автоматически с помощью устройства 19. Перепускной клапан 11 управляется автоматически в зависимости от положения золотников. При открытом клапане большая часть масла через сливную полость 16 и фильтр 18 сте кает в бак, а при закрытом — масло идет по каналам 3 и 4 к полостям 1 или 2 силового цилиндра. Бели дав ление масла в системе превысит допустимое, срабаты вает предохранительный клапан 12.
В нейтральном положении золотник удерживается возвратной пружиной; средние буртики золотника пол ностью перекрывают каналы 3 и 4 поршень силового цилиндра остается в фиксированном положении. Два верхних буртика золотника стоят так, что обеспечива ется проход масла но каналам 7) 5 и далее по верти кальному каналу корпуса 6 распределителя в полость
201
|
|
|
|
|
Рис. 82. |
Схема |
работы гидросистемы: |
|
|
|
||
/ — верхние |
полости силовых |
цилиндров; |
2 — нижние полости |
силовых |
цилиндров; 3. 4 — выводные |
каналы из |
распределителя; |
|||||
5 — к а н а л ; |
6 — корпус |
распределителя; |
7 —сливной |
канал; |
8 — золотники; |
9 — надпоршневая |
полость перепускного |
клапана: 10 — |
||||
пружина перепускного |
клапана; / / — |
перепускной |
клапан; |
12 — предохранительный клапан; |
13 — насос; |
14 — жиклеры; 15 — напор |
||||||
|
ная полость; |
16 — сливная |
полость; |
17 — бак; |
18 — фильтр бака; 19—автомат |
возврата |
золотника. |
|
16 на слив. Масло из полости 15 через жиклер 14 порш ня перепускного .клапана идет в полость .9, .канал 7 и далее на слив. Дросселирование масла через жиклер 14 вызовет перепад давлений на поршне, сожмет пружину 10 клапана п откроет его. Основной поток масла (до
90%) |
пойдет |
из полости |
15 |
через седло |
перепускного |
||||
•клапана сразу |
в полость |
16, |
остальная |
часть |
масла — |
||||
через |
жиклер |
14 и управляющий канал 7 |
распредели |
||||||
теля, удерживая клапан в открытом состоянии. |
|
||||||||
При установке золотника в положение «подъем» он |
|||||||||
перемещается |
вниз, канал 7 будет разобщен с |
каналом |
|||||||
5 верхним буртиком |
золотника. |
Давления |
в |
полостях |
|||||
15, 9 |
выровняются, |
перепускной |
клапан |
закроется пру |
жиной. Одновременно средние .буртики золотника сое динят полость 15 с каналом 4 и нижней полостью 2 си лового цилиндра, а полость / через канал 5 с полостью 16. Таким образом, масло давлением насоса будет по даваться в нижнюю полость, движением поршня подни мется рабочая машина, масло из верхней полости вытеснится. Движением золотника возвратная пружина будет сжата, пять 'фиксирующих шариков опустятся вниз вместе с золотником. Как только они окажутся против нижней канавки неподвижной втулки фиксатора, поршень фиксатора своей конической головкой под дей ствием пружины фиксатора установит шарики в эту ка навку. Золотник будет зафиксирован в определенном по ложении.!.
После окончания подъема машины, когда давление в напорной полости поднимется до 110—125 кгс/см2 , бу дет открыт шариковый клапан бустера. Масло через полость пружины бустера и отверстие в регулировочной гайке надавит на бустер. Он переместится вниз, опуская вниз поршень фиксатора, этим будут освобождены ша рики фиксатора, и золотник возвратной пружиной воз вратится в нейтральное положение.
Надо обратить внимание на очередность срабатыва
ния |
'буетерного клапана, перемещения |
золотника |
и от |
крытия сливного клапана. Известно, что клапан |
бусте |
||
ра |
открывается при давлении ПО—125 |
кгс/см2 , |
бустер |
должен передвинуться на 4 мм (время 0,01 с) . За это время давление поднимется до 120—135 кгс/см2 . Золот ник переместится на 7 мм (время 0,012 с) и обеспечит открытие перепускного клапана. Давление в это время успеет подняться до 130—150 кгс/см2 . Таким образом,
203
золотник начнет движение три давлении 110— 125 кге/ам2 , а закончит три 130—150 кгс/см2 . Чтобы обе спечить нужное ограничение давления при окончании подъема или принудительного опускания, давление нача ла открытия клапана бустера надо регулировать на 90— 100 кгс/см2 .
Работа всех клапанов аналогична и при перемеще
нии золотника в положение принудительного |
опускания |
с переменой подключения полостей силового |
цилиндра. |
Плавающее положение определяют самым верхним по ложением золотника, где он удерживается фиксирую щим устройством. Сливной клапан открыт, каналы 7, 5, обе полости силового цилиндра сообщены со сливом. На клонные сверления в золотнике для доступа к клапану бустера отсоединены от полости 15 и полостей силового цилиндра. Золотник из этого положения может быть вы веден только -вручную.
Как работает клапан, предохраняющий систему от чрезмерного повышения давления (либо откажет меха
низм автоматического |
возврата |
золотника, |
либо рычаг |
управления золотника |
будет задержан рукой)? Давле |
||
ние масла из полости |
15 через |
жиклер 14 |
распростра |
нится в полость 9. Шариковый клапан 12 откроется, сжи мая свою пружину. Падение давления в полости 9 от кроет сливной клапан. Масло будет сливаться через оба клапана (80% через сливной клапан и 20% через пре дохранительный). Как и в случае автоматического воз вращения золотника, если предохранительный клапан начнет открываться при 130—135 кгс/см2 , перепускной клапан откроется уже при давлении около 170 кгс/см2 . Чтобы перепускной клапан оставался открытым, нужен
постоянный перепад давлений в полостях |
15, |
9. |
Если |
|||||
надо ограничить |
максимум |
давления в |
системе |
вели |
||||
чиной 130—135 кгс/см2 ,-необходимо регулировать |
пре |
|||||||
дохранительный |
кла.пан так, чтобы |
он начал |
открывать |
|||||
ся при давлении |
105—115 кгс/см2 в полости |
15 |
или сам |
|||||
клапан отдельно при давлении 85—90 кгс/см2 в |
полос |
|||||||
ти 9, на входе в предохранительный |
клапан. |
|
|
|
||||
Разница в давлениях начала открытия клапана бус |
||||||||
тера и предохранительного |
клапана |
по давлению, |
изме |
|||||
ренному в |
полости 15, должна |
быть |
не |
меньше |
||||
15 кгс/см2 , |
иначе не будет |
обеспечен |
автоматический |
возврат золотника. Для регулировки бустерного клапа на необходимо вынуть золотник, а из него узел клапана
204
бустера и отрегулировать его отдельно на указанное выше давление начала открытия.
Силовые гидроцилиндры тракторных гидросистем двойного действия. Заводы выпускают их 12 типораз
меров на усилия от 700 до 23 ООО кгс за счет |
диаметров. |
|||||
Наиболее |
распространены |
цилиндры |
диаметром 55 мм |
|||
на |
2000 кгс (выносные для тракторов |
Т-28), |
диаметром |
|||
75 |
мм |
на 4000 |
кгс |
(выносные |
для |
тракторов |
МТЗ, Т-38, ДТ-54А, |
Т-74, Т-4 -и основной ДТ - 20), диа |
метрам 90 мм на 6000 кгс (основные для тракторов Т-28, Т-40), диаметром 100 мм на 7500 кгс (основные для трак
торов МТЗ и Т-38), диаметром |
ПО мм на 9000 |
кг (ос |
новные для тракторов ДТ-54А, |
Т-74, ДТ-75, Т - 4), диа |
|
метром 120 мм на 11 000 кгс (Т-125), диаметром |
140 мм |
|
на 15 000 кгс (К-700, Т-ЮОМГС). |
|
|
Все силовые цилиндры тракторных гидросистем обо рудованы гидромеханическим клапаном для регулиро вания хода штока при втягивании его в силовой цилиндр (за счет положения подвижного упора), а также для запирания полости силового цилиндра при переездах с поднятой навесной системой (в этом случае динамиче ские толчки и изменения давления не передаются на шланги гидросистемы). Для обеспечения плавного при нудительного опускания машины в отверстие, соединен ное с подпоршневой полостью силового цилиндра, уста навливается замедлительный клапан (диаметр отверстия для цилиндра Ц-55—2,5 мм; Ц-75—3 мм; Ц-90—3,5 мм Ц-100 и Ц-110—4 м м ) .
Соединительная арматура имеет автоматически дей ствующие запорные устройства (предотвращают выте кание масла из маслопроводов и шлангов при их отсо единении) и разрывные муфты для предохранения шлангов от обрыва при случайном отсоединении машин от трактора.
Основные положения эксплуатации гидросистем тра кторов при работе с навесными и прицепными гидрофицированными машинами следующие.
Навесные механизмы тракторов ДТ-54А, Т-74, Т-4, ДТ-75, Т-100М можно устанавливать по двух- и трехточечной схеме. Остальные тракторы имеют систе му навески постоянной трехточечной схемы. Трехточеч ную схему навески применяют при работе трактора с широкозахватными орудиями, она обеспечивает устой чивый ход орудия в горизонтальной плоскости (иавес-
205