Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
имеет биметаллическую пластину 4 с контактом Кг- Она
изолирована от массы датчика, к ней подведен |
ток че |
|
рез клемм.ный винт /. Внутри капсулы 3 второй |
контакт |
|
К\, соединенный с маосой. Биметаллическая |
пластина с |
|
активным слоем А снизу и пассивным слоем |
П |
сверху. |
При нагревании пластинки она изгибается в сторону пас
сивного |
слоя, замыкает контакты |
и включает |
сигналь |
|
ную лам|Цу. |
J |
|
|
|
На |
двигателях |
с воздушным |
охлаждением |
(Д-21, |
Д-37М) установлены биметаллические датчики, сраба тывающие при температуре 180—185°С. Такой датчик также включает сигнальную лампу. Причинами пере грева в данном .случае могут быть: перегрузка двигате ля, загрязнение межреберных щелей и обрыв ремни привода вентилятора. Последняя неисправность может быть обнаружена и по другой сигнальной лампе на щитке трактора Т-40. Эта лампа горит тогда, когда нет зарядми аккумулятора (включена в цепь обратного то ка реле-регулятора). Когда ремень вентилятора, приво дящий генератор, оборвется, лампа будет гореть и
194
при работающем двигателе. Кроме обрыва ремня, эта лампа сигнализирует о неисправностях генератора и ре ле-регулятора.
Подобного же типа сигнальная лампа указывает на включенное положение выключателя массы ВК-318 (когда большая кнопка выключателя массы нажата до отказа). Ее свет при неработающем двигателе сигнали зирует трактористу о том, что необходимо нажать на малую .кнопку выключателя массы.
На некоторых двигателях (Д-21, Д-37, Д-50) для об легчения запуска устанавливают свечи накаливания СН-ЮОБЗ, СН-150. Устройство свечи и контрольного
элемента показано на рисунке 80. |
Свечи |
этого типа |
||
двухпроводные |
(оба конца |
нагревательной |
спирали 2 |
|
изолированы |
от корпуса |
1). Свечи |
всех |
цилиндров, |
контрольный элемент и добавочное сопротивление вклю чены последовательно через выключатель к аккумуля тору. Контрольный элемент (рис. 80, б) имеет такую же спираль 3, как и свечи. Падение напряжения на каждой спирали 1,4 В, а на пяти спиралях 7 В, остальное на пряжение гасится дополнительным сопротивлением, ко торое автоматически шунтируется при включении стар
тера, когда напряжение |
аккумулятора падает до 7—8 |
В. |
|||
При |
.исправном состоянии всех свечей, хорошем кон |
||||
такте в |
соединениях |
и нормальной зарядке аккумулято |
|||
ра контрольный элемент |
(а с ним и свечи) |
нагревается |
|||
в течение 30—50 с |
до |
температуры около |
1000°С |
— |
яркое свечение опирали контрольного элемента. Если пе регорит хотя бы одна спираль или будет оборван про вод, контрольный элемент не нагреется. Для определе ния свечи с перегоревшей спиралью поочередно перемы кают клеммы свечей, на свече с перегоревшей спиралью возникнет искрение. При замыкании опирали одной из свечей на массу будет наблюдаться быстрый и чрез мерный нагрев спирали контрольного элемента. Для вы явления неисправной свечи их поочередно отключают, при отключении неисправной свечи контрольный эле мент перестанет нагреваться.
Тамге же контрольные элементы имеют и электрока фельные подогреватели воздуха с зажиганием от спи рали накаливания (СМД-14, АМ-01).
Современные тракторы, особенно колесные, широко применяют на транспортных работах при движении по дорогам общего пользования. Поэтому их оборудуют
13* |
195 |
|
|
|
|
|
приборами |
внешней |
'Сигна |
|||||
|
|
|
|
|
лизации о торможении и по |
|||||||
|
|
|
|
|
воротах. Сигнал о торможе |
|||||||
|
|
|
|
|
нии |
подают |
на лампы |
стоп |
||||
|
|
|
|
|
сигналов |
автоматически |
пос |
|||||
|
|
|
|
|
ле |
нажатия |
на тормозную |
|||||
|
|
|
|
|
педаль. |
Трактор |
К-700 для |
|||||
|
|
|
|
|
этой цели оборудуют |
специ |
||||||
|
|
|
|
|
альным включателем на ниж |
|||||||
|
|
|
|
к и |
ней |
секции |
тормозного |
кра |
||||
|
|
|
|
на |
(рис. 66). При торможе |
|||||||
|
|
|
|
|
нии повышение давления воз |
|||||||
|
|
|
|
|
духа в полости Д передается |
|||||||
Рис. 81. Схема сигнализатора |
и |
в |
расположенную |
ниже |
||||||||
поворота |
с |
термоэлектромаг- |
полость. При этом отжимает- |
|||||||||
нитным |
прерывателем: |
ся вниз диафрагма, контакты |
||||||||||
/, 2, 6, |
11— сигнальные |
лампы: |
в |
цепи нити свечи |
лампочек |
|||||||
3 — струна; |
4 — якорь; |
5 — сопро |
||||||||||
тивление; |
7 — обмотка |
реле; |
S, 10 — |
задних |
фонарей |
замыкают |
||||||
клеммы; |
9 — переключатель; 12 — |
ся. Тракторы МТЗ-50 |
и Т-40 |
|||||||||
контрольная лампа. |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
имеют |
рычажный |
|
включа- |
тель стоп-сигнала типа ВК-10, действующий при нажа тии на правую тормозную педаль.
Лампы указателей поворота должны давать мигаю щий свет. Это достигается за счет установки в цепь пи тания ламп автоматически действующего прерывателя, работающего на электромагннтно-тепловом принципе (рис. 81). На стальном сердечнике имеется реле, об мотка 7, подключенная через сопротивление 5 к яко рю 4. Якорь через магнитопровод соединен с клеммой 8. Клемма 10 соединена с обмоткой 7 и аккумуляторной батареей. Если переключателем 9 включить лампы 1 и 2 левого борта, ток пойдет от аккумулятора в обмотку 7, сопротивление 5, струну 3, якорь 4, далее через клемму 5, переключатель 9 к лампам 1, 2 и контрольной лампе 12.
В цепи ламп включено сопротивление 5, поэтому они с неполным накалам. Под действием тока струна 3 на гревается и удлиняется. Магнитное поле сердечника ре ле замыкает контакты, ток минует сопротивление 5 и струну 3, лампы светят ярко. Струна 3 остывает, укора чивается и снова разрывает контакты реле. Процесс повторяется 60—80 раз в минуту.
Частоту циклов можно изменять за счет предвари тельного натяжения струны 3 регулировочным винтом (на основании реле). При его завертывании натяжение стру-
196
ны увеличивается, зазор в контактах также увеличива-. ется — частота циклов уменьшается. Если отвернуть винт больше необходимого, контакты не разомкнутся, лампы будут непрерывно гореть с полным накалом. Пол ный рабочий ход регулировочного винта 0,5—0,75 обо
рота. |
1 |
|
При коротких замыканиях в цепи сигнальных |
ламп |
|
может деформироваться якорь 4. В этом случае |
надо |
|
полностью |
ослабить винт и отогнуть неподвижный |
кон |
такт для восстановления нормального зазора в контак
тах (0,1—0,25 мм) . Если перегорит одна |
из |
бортовых |
|
сигнальных ламп, ток в цепи понизится, |
контакты реле |
||
не замкнутся. По контрольной лампе 12 |
легко устано |
||
вить, что сигнализаторы поворота не работают. |
|||
Переключатель указателей поворота |
в |
тракторах |
|
МТЗ-50 и МТЗ-52 'полуавтоматического типа |
(включает |
||
ся вручную, а выключается |
автоматически при выводе |
||
рулевого управления на движение прямо). |
Переклю |
||
чатель П-108Б рычажный, |
трехиозициониый |
позволяет |
при отсутствии сигнала поворота передавать сигнал на задние фонари о торможении. При включении сигнала поворота сигнал торможения передается только на зад ний фонарь противоположного борта. При нейтральном положении зазор между резиновым роликом и ступи цей рулевого колеса в пределах 1—2 мм (за счет пере мещения корпуса переключателя).
Для звуковой сигнализации все современные трак торы и самоходные комбайны оборудованы электромаг нитным вибрационным сигналом типа С56-Г. Сигнал прикреплен к кронштейнам через резиновые прокладки (для более чистого звучания). Качество звучания регу
лируют за счет зазора между |
якорем и |
сердечником |
(поворачивая винтам стержень |
резонатора) |
или за счет |
зазора в прерывателе. |
|
|
Сигнал можно включать через промежуточное реле |
||
сигнала РС-8Б. Через обмотку |
самого сигнала идет до |
вольно большой ток около 5 А, что особенно недопусти мо, если звуковой сигнал используется в системе ава рийной сигнализации. Поэтому в .системе электрообору
дования комбайна СК-4 предусмотрены два |
промежу |
точных реле включения звукового сигнала. |
Одним из |
них управляют кнопкой и сигнализатором |
заполнения |
бункера, другим—сигнализаторами копнителя, соломо тряса и шнеков. Наличие на тракторе электрического
197
сигнала позволяет |
легко |
поддерживать |
звуковую |
<авязь |
в условиях, когда |
агрегат |
обслуживают .несколько ра |
||
бочих. |
|
|
|
|
Современные сельскохозяйственные |
машины |
.обору |
дованы сигнализацией об аварийных режимах. Наибо лее известны сигнализаторы различных узлов комбай нов СК-4. Это сигнализаторы: срабатывания предохра нительных муфт шнеков (контакты замыкаются при отходе зубчатой муфты); о заполнении бункера (контак ты замыкаются давлением зерна на мембрану); о заби
вании соломотряса |
(замыкание |
контакта |
поворотом |
клапана); о закрывании задней |
стенки копнителя (за |
||
счет перемещения |
клапана защелки). Зазор |
в (контак |
тах сигнализатора регулируют так, что при нормальных условиях контакты должны (быть разомкнуты, а при наступлении аварийных режимов — замкнуты.
Подобными сигнализаторами оборудован и комбайн для уборки кукурузы «Хереонец-7». Они установлены на руслах комбайна, на трубах-снлосопроводах и предо хранительных муфтах очистительного аппарата и пода ют световой сигнал на пульт в кабине трактора.
Сигнализатор русла поставлен в крайних облицов ках русел комбайна и представляет собой механизм цен
тробежного действия. Пока по руслу подаются |
стеб |
ли, вращается диск сигнализатора, шарики |
раска |
тываются к периферии диска. При остановке диска (ес ли стебли в русле также остановятся) шарик, оказав шийся верхним (шариков всего пять), окатывается к центру и замыкает контакт. Если стебли только задер живаются, сигнал будет мигающим, а при полной ос тановке стеблей лампочка будет гореть без миганий.
Датчики на трубах-силосопроводах подобны датчику бункера комбайна СК-4. Если закрыть выходное отвер стие трубы листом-щитком на длинной рукоятке (при вращающихся механизмах), то должна загореться сиг нальная лампа за счет повышения давления воздуха в трубе (если сигнала нет, нужно ввернуть регулировоч ный винт датчика до появления сигнала). При открытой трубе сигнал исчезает.
Датчики на предохранительных |
муфтах не отличаются |
||
в принципе от подобных датчиков |
комбайна СК-4, толь |
||
ко сами контакты датчика представляют собой |
закры |
||
тый переключатель, его |
кнопка включается перемещени |
||
ем муфты через рычаг |
(зазор между рычагом |
и муф- |
198
той 1 —1,5 |
мм). Бели рычаг повернуть на |
6—7 мы, на |
|
пульте возникнет сигнал. |
|
|
|
Весьма перспективны работы по установке на зерно |
|||
вых сеялках сигнализаторов о нормальной |
работе |
вы |
|
севающих |
аппаратов. |
|
|
-Сеялки |
СЗП-3,6 имеют щиток сигнализации в |
каби |
ну трактора, проводку на сеялках и сцепке, сигнализа торы вращения валов высевающих аппаратов, заглубле ния сошников и кнопку дистанционной связи с тракто ром.
На щитке сигнализации лампы, тумблер и реле для подключения устройства к звуковому сигналу трактора.
Сигнализатор вращения высевающих аппаратов фри кционного типа и собран из двух дисков. Ведущий диск на конце вала высевающих аппаратов при вращении за счет трения поворачивает на 10° ведомый диск, который своим выступом размыкает контакт сигнализатора. При остановке валов ведомый диск возвращается пружиной и замыкает контакт. Этот сигнализатор работает только при заглубленных сошниках.
Сигнализатор заглубления сошников имеет' сектор на валу подъема сошников. При полном заглублении сош ников сигнализатор выключен, так как контактная план ка находится на изолированной части сектора. При пол ном подъеме сошников контактная планка переходит на вторую изоляционную пластину, гири промежуточных положениях сектора подается сигнал о неполном заглуб
лении |
сошников. |
|
ТокоподводЯ'Щие шины на сцепке и сеялках |
крепят |
|
на изоляторах. |
|
|
К |
устройствам автоматической сигнализации |
могут |
быть отнесены приборы, учитывающие выполненную ра боту (счетчики мото-часов, тахосиидометры). В настоя щее время используют счетчики мото-часов СЧ-100 вме сто СМ-91. В счетчике СЧ-100 привод представляет со
бой малогабаритный четырехступенчатый |
планетарный |
||
редуктор, |
обеспечивающий |
передаточное |
отношение |
1:48 000. |
Это передаточное |
число гарантирует отсчет |
одного мото-часа работы двигателя при числе оборотов
вала |
двигателя 1600 в минуту и приводе |
самого |
счет |
чика |
от вала топливного насоса двигателя |
(или |
распре |
делительного вала) . |
|
|
193