Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А IV

КАЧЕСТВО ЭНЕРГИИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА

ПРИ НАЛИЧИИ ПРОДОЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ

18.Электромагнитные процессы

вцепи преобразовательного электровоза

Исследованиям влияния устройств продольной емкостной ком­ пенсации на показатели качества энергии в питающих и распреде­ лительных сетях энергосистем вообще и в тяговых сетях дорог пе­ ременного тока, в частности, посвящено много работ [13, 14, 45, 51, 52, 67, 104].

В исследованиях канд. техн. наук В. А . Коршунова было уста­ новлено влияние ПЕК на длительность периода коммутации, на естественный коэффициент мощности электровоза и его коэф­ фициент мощности по отношению к источнику питания, на уровень напряжения в тяговой сети и скорость движения электровоза, на степень использования его установленной мощности. Однако коли­ чественные результаты этих исследований [67] основывались на допущении, что ПЕК не влияет на спектр высших гармоник тока (напряжения), а наличие активного сопротивления в цепи учиты­ валось только в качестве дополнительной составляющей потери на­ пряжения. При этих допущениях электровоз становится источником задающих токов по всем гармоникам. Количественные оценки, по­ лучаемые при этих допущениях, неточные, так как расчетная схема в действительности при введении в схему ПЕК превращается из контура R — L B колебательный контур R — L — С с неизбежным изменением всех энергетических характеристик цепи. Обоснован­ ный технико-экономический выбор параметров ПЕК невозможен без получения характеристик электровоза во всем диапазоне его работы, подобным тем, которые получены для естественного режима работы в главе I I , а эти характеристики могут быть получены только

при

точном учете

активных сопротивлений

схемы непосредствен­

но

при описании

работы цепи по периодам

проводимости и ком­

мутации.

 

 

В данной главе, во-первых, учитывается наличие активных со­ противлений в анодной и катодной цепях электровоза и, во-вторых, исследование ведется в общем виде для колебательного контура R — L — С, в который превращается схема питания электровоза при наличии ПЕК.

Вводя ограничения 2 из табл. 2-1 в полученные в главе I I изоб­ ражения токов, э. д. с. и напряжений для обобщенной расчетной модели, получаем изображения, а по ним и оригиналы токов в цепи

91


в режимах проводимости и коммутации аналогично тому, как это

сделано в

главах

I I и I I I .

 

 

 

 

 

 

Начало периода коммутации соответствует моменту Ѳ2 , когда

выпрямленное

напряжение становится

равным

нулю:

 

 

 

 

 

« ; ( ѳ а ) - о .

 

 

 

 

(4-1)

В соответствии

с законами

коммутации 17]

можно

записать

следующие условия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" М Ѳ а - Н " с я ( + Ѳ2 );

 

 

 

 

 

 

 

» Т ( Ѳ 2 - ) = І 1 ( + Ѳ 2 ) ;

 

 

 

 

 

 

 

і Н Ѳ 3 Ь - - - і * з ( Ѳ з ) ;

 

 

 

 

(4-2)

 

 

 

« с 2 ( Ѳ 3 - ) - - « с 1 ( + Ѳ 1 ) ;

 

 

 

 

 

 

 

« 5 ( ѳ 8 - )

= /Т( +

ѳ 1 ) ,

 

 

 

 

где «ci (Ѳ2). ис2

2), «с2(Ѳз)> "ci (Ѳі) —напряжения на

емкости

в мо­

 

 

 

 

менты Ѳ2, Ѳ3, Ѳх;

 

 

 

г* (Ѳ2), і\ 2), і\ 3), і% 3 )— токи

в цепи

в

моменты вре­

 

 

 

 

мени

Ѳ2, Ѳ3 и 6j.

 

 

 

Используя совместно уравнение (4-1) и систему уравнений (4-2),

получаем

систему

шести уравнений с неизвестными і*

( 0 ) ;

it ( 0 ) ;

г* ( 0 ) ; Ojj

Ѳ2 ;

Е*я\ «ci ( 0 ) и ысг ( 0 ) . Воспользовавшись

очевидным

условием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І 2 ( 0 ) =

І 5 ( 0 ) ,

 

 

 

 

 

получим систему шести трансцендентных уравнений с семью неиз­ вестными, которая становится определенной, если оценивать, так­ же как в главе I I , корни системы для последовательных значений £д, q, к в IV режиме. Массив корней этой системы определим так же, как в главе I I , методом скорейшего спуска. Последовательность расчета остается той же, что и выше, поэтому вычисления элементов матрицы Якоби, транспонированной матрицы Якоби и множителя здесь не приводятся.

Решение

системы

уравнений

(4-2)

для

последовательных зна­

чений £д,

q,

к обеспечивает

получение массива последовательных

значений

і*

( 0 ) ; і\

( 0 ) ; Ѳг ;

Ѳ2 ;

«ci

( 0 ) ;

«сг ( 0 ) , необходимых для

оценки основных показателей качества энергии преобразователь­ ного электровоза при наличии ПЕК. Среднее значение выпрямлен­ ного тока, действующее значение первичного тока, мощность, по­ требляемая электровозом, мощности на стороне выпрямленного тока и реализуемая электровозом определяются формулами (2-47), (2-53), (2-54), (2-55), (2-56) соответственно.

Относительное действующее значение п-й гармонической сос­

тавляющей тока

 

ПП = ~ѴаІ+ЬІ,

(4-3)

92


где

an

•-= —

ѳ2

 

 

я+Ѳ,

Ц (Ѳ) cos яѲ4Ѳ;

 

Г z* (Ѳ) cos пѲ*Ю +

— Г

 

я. J

 

л

I

 

 

 

Ѳ,

 

 

 

 

 

 

Ѳ2

 

 

я

 

 

bn^-^

 

J|

г* (Ѳ) sin пѲс?Ѳ +

 

~~~ J

'2 <°) S I N П Ш -

Значение п-й гармонической составляющей первичного тока, отне­ сенное к первичному току,

*

(4-4)

/ пэ

Коэффициент мощности электровоза по отношению к источнику питания

У.т=

р*

(4-5)

,*

Фаза 1-й гармоники

I п э

 

 

 

 

 

С05фі=

1£±

(4-6)

у

а\+Ь\

 

Напряжения за емкостью в период проводимости и*т (Ѳ) и коммута­

ции «*т'(Ѳ) определены так же, как остальные напряжения

и токи

и здесь не приведены.

 

Напряжение за емкостью при шунтированной емкости

ПЕК

в периоде проводимости определяется формулой (2-49), а для перио­ да коммутации — формулой (2-51).

Практический интерес представляют значения действующего напряжения за емкостью, а также действующие значения высших гармоник напряжения.

Действующее

значение напряжения за емкостью

 

и*с'т, =

\ W t"c, (Ѳ)]2 dQ + - L j" [иЬ'т (Ѳ)]2 dQ 2 .

(4-7)

Действующее значение напряжения за емкостью при шунтирован­ ной емкости ПЕК определяется формулой (2-52). Эффективное зна­ чение п-й гармоники напряжения за емкостью ПЕК

 

 

 

"стэп =

щ Y

a In

+

bin,

 

(4-8)

где

 

 

Ѳ2

 

я+Ѳ,

 

 

 

aun

= —

 

u j ' (Ѳ) cos nödQ;

f «cT (6)cosn0d9 + —

Г

 

 

n

J

 

я

I

T

 

 

 

 

 

Ѳі

 

 

Ѳ2

 

 

 

 

 

 

Ѳ2

 

я+Ѳ,

 

 

 

un

= 4r

f "с т (Ѳ) sin

лѲгіѲ +

f

т

(Ѳ) sin лѲгіѲ.

b

 

я

.I

 

я

'

ul'

r

 

93


Одновременно с полученными выше выражениями, характери­ зующими основные показатели качества энергии за ПЕК, большой интерес представляют показатели качества в сети, включенной до ПЕК, ибо они характеризуют качество однофазной тяговой на­ грузки по отношению к питающей энергосистеме с учетом воздей­ ствия на нее продольной компенсации. Одним из главных показате­ лей является качество напряжения до ПЕК.

Изображения и оригиналы напряжения до емкости в периодах проводимости и*с (Ѳ) и коммутации w*c (Ѳ) также были получены.

Действующее значение напряжения до ПЕК

 

 

(

 

Ѳ2

 

 

л + Ѳ ,

 

 

ч 1

 

 

Ц%Ь9

=

f [и*гс (Ѳ)]2 dQ + -L

f

[utc (Ѳ)]2 dQ 2 .

(4-9)

 

 

l

"

i

 

 

n

i

 

 

1

 

 

Действующее

значение

гармоники

напряжения

 

 

 

 

 

Ureal ~у=\

al,cy + blTcv

 

 

(4-Ю)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

OurCl

 

-

f и*с (Ѳ) cos Qdß +—

Г и*à (Ѳ) cos QdQ ;

 

 

 

 

Ѳі

 

 

 

ѳ2

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѳ 2

 

 

 

Я + Ѳ І

 

 

 

 

W c i

=

A

f ü T *

c

(Ѳ) sin QdQ +

Г ы £ (Ѳ) sin Ѳ^Ѳ.

 

 

 

я J

 

 

я

J

 

 

 

 

 

Большой интерес представляет оценка того, насколько ПЕК

повышает напряжение 1-й гармоники, а также угла

сдвига фаз меж­

ду

напряжением

и током

по 1-м гармоникам

за

емкостью

ПЕК,

так

как этот угол отражает влияние ПЕК на режим работы электро­

воза. Повышение напряжения за емкостью

 

 

 

 

 

 

 

 

Аис

=

иСтэі

итсаі-

 

 

 

(4-П)

Коэффициент мощности электровоза в той же точке сети при шунти­ рованной емкости ПЕК

(4-12)

/ п э итэ

Полученные выше выражения основных показателей качества электровоза со статическим преобразователем дают возможность определить эффективность ПЕК как средства повышения качества электрической энергии не только непосредственно на электровозе или по отношению к источнику питания, но и в любой точке сети — до и после емкости ПЕК.

34


19. Основные показатели преобразовательного электровоза

По формулам раздела 18 на БЗСМ-4 были рассчитаны основные показатели работы электровоза. На рис. 4-1—4-6 представлены зависимости углов коммутации (и — о) и зажигания ô от It- Зти

кривые, как и последующие, построены для q = 0,1

к; 0,3 к; 0,5 /с;

0,8 к. Для сравнения на этих же рисунках приведены

штриховой

линией те же зависимости для

случая, когда ПЕК

отсутствует

(<7=0). Как видно из рис. 4-1, 4-2, 4-3, при к= 0,03-4-0,1 углы

ком­

мутации при наличии и отсутствии ПЕК начинают

заметно

раз­

личаться только при больших

значениях q и It,

максимальная

разница между углами коммутации не выходит за пределы 5°эл. даже

при

к — 0,1; q = 0,8 к и It =

0,32, что соответствует Е*я = 0,35.

 

Углы зажигания для этих же значений к меняются более замет­

но

и при больших значениях q становятся даже опережающими.

Максимальная

разница между

углами

зажигания при q = 0,8 к

достигает

10°30'

эл. Длительность периодов проводимости меняет­

ся

менее

заметно — период проводимости

увеличивается не более

чем на 5° эл. При к = 0,2-4-0,4 (см. рис. 4-4, 4-5, 4-6) углы коммута­

ции

и зажигания

меняются более заметно. Так,

например,

для

q =

0,5 к; к — 0,4

и It = 0,54 угол коммутации

сокращается

на

10° эл., а угол зажигания — на 13° эл. Однако эти значения соответ­ ствуют £ д = 0,35 и нагрузке электровоза / в » 3 2 0 а (приведено к 27,5 кв) на 33-й позиции, что почти в 1,5 раза превышает часовую нагрузку ВЛ60К .

Период проводимости меняется при этих условиях более скром­

но, увеличиваясь максимум на 10° эл.

Е*А — / (It,

к, q) для

На рис. 4-8 представлены зависимости

к = 0,03 -4-

0,4. Штриховой линией на этих рисунках

приведены

зависимости

ЕА = / (II, к) при отсутствии

ПЕК. Как

видно из

рис. 4-8, влияние ПЕК на э. д. с. электровоза оказывается тем боль­ шим, чем больше к, q и It-

При q = 0,5

к и к =

0,4 максимальный прирост э. д. с. при

ПЕК

составляет

А £ д =

0,165. Во всех остальных случаях увели­

чение

э. д. с. менее существенно и колеблется в пределах 0,01—

0,165. Для большей наглядности изложенного на рис. 4-7 приве­ дены зависимости прироста з. д. с. Д £ д при наличии ПЕК от It, q, к для к = 0,034-0,10, а на рис. 4-9 для к = 0,2-4-0,4.

На рис. 4-10 приведены зависимости £/*тэ = / Ut, q) для раз­ личных значений к и 5. Как видно из рис. 4-10, при степени ком­ пенсации анодной цепи q = 0,8 к напряжения за емкостью ПЕК при всех значениях S, к и It существенно превышают номинальное. При других значениях S и q Ucra меняется в широких пределах. Учитывая эти очень важные данные, целесообразно рекомендовать следующие ограничения степени компенсации анодной сети:

При

S = 0 , 2

q < 0,3

»

S = 0 , 4

? < 0 , 5

»

S = 0 , 6

q < 0,5

9S