Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
Г Л А В А IV
КАЧЕСТВО ЭНЕРГИИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА
ПРИ НАЛИЧИИ ПРОДОЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ
18.Электромагнитные процессы
вцепи преобразовательного электровоза
Исследованиям влияния устройств продольной емкостной ком пенсации на показатели качества энергии в питающих и распреде лительных сетях энергосистем вообще и в тяговых сетях дорог пе ременного тока, в частности, посвящено много работ [13, 14, 45, 51, 52, 67, 104].
В исследованиях канд. техн. наук В. А . Коршунова было уста новлено влияние ПЕК на длительность периода коммутации, на естественный коэффициент мощности электровоза и его коэф фициент мощности по отношению к источнику питания, на уровень напряжения в тяговой сети и скорость движения электровоза, на степень использования его установленной мощности. Однако коли чественные результаты этих исследований [67] основывались на допущении, что ПЕК не влияет на спектр высших гармоник тока (напряжения), а наличие активного сопротивления в цепи учиты валось только в качестве дополнительной составляющей потери на пряжения. При этих допущениях электровоз становится источником задающих токов по всем гармоникам. Количественные оценки, по лучаемые при этих допущениях, неточные, так как расчетная схема в действительности при введении в схему ПЕК превращается из контура R — L B колебательный контур R — L — С с неизбежным изменением всех энергетических характеристик цепи. Обоснован ный технико-экономический выбор параметров ПЕК невозможен без получения характеристик электровоза во всем диапазоне его работы, подобным тем, которые получены для естественного режима работы в главе I I , а эти характеристики могут быть получены только
при |
точном учете |
активных сопротивлений |
схемы непосредствен |
но |
при описании |
работы цепи по периодам |
проводимости и ком |
мутации. |
|
|
В данной главе, во-первых, учитывается наличие активных со противлений в анодной и катодной цепях электровоза и, во-вторых, исследование ведется в общем виде для колебательного контура R — L — С, в который превращается схема питания электровоза при наличии ПЕК.
Вводя ограничения 2 из табл. 2-1 в полученные в главе I I изоб ражения токов, э. д. с. и напряжений для обобщенной расчетной модели, получаем изображения, а по ним и оригиналы токов в цепи
91
в режимах проводимости и коммутации аналогично тому, как это
сделано в |
главах |
I I и I I I . |
|
|
|
|
|
|
|
Начало периода коммутации соответствует моменту Ѳ2 , когда |
|||||||||
выпрямленное |
напряжение становится |
равным |
нулю: |
|
|
||||
|
|
|
« ; ( ѳ а ) - о . |
|
|
|
|
(4-1) |
|
В соответствии |
с законами |
коммутации 17] |
можно |
записать |
|||||
следующие условия: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
" М Ѳ а - Н " с я ( + Ѳ2 ); |
|
|
|
|
||
|
|
|
» Т ( Ѳ 2 - ) = І 1 ( + Ѳ 2 ) ; |
|
|
|
|
||
|
|
|
і Н Ѳ 3 Ь - - - і * з ( Ѳ з ) ; |
|
|
|
|
(4-2) |
|
|
|
|
« с 2 ( Ѳ 3 - ) - - « с 1 ( + Ѳ 1 ) ; |
|
|
|
|
||
|
|
|
« 5 ( ѳ 8 - ) |
= /Т( + |
ѳ 1 ) , |
|
|
|
|
где «ci (Ѳ2). ис2 |
(Ѳ2), «с2(Ѳз)> "ci (Ѳі) —напряжения на |
емкости |
в мо |
||||||
|
|
|
|
менты Ѳ2, Ѳ3, Ѳх; |
|
|
|
||
г* (Ѳ2), і\ (Ѳ2), і\ (Ѳ3), і% (Ѳ3 )— токи |
в цепи |
в |
моменты вре |
||||||
|
|
|
|
мени |
Ѳ2, Ѳ3 и 6j. |
|
|
|
|
Используя совместно уравнение (4-1) и систему уравнений (4-2), |
|||||||||
получаем |
систему |
шести уравнений с неизвестными і* |
( 0 ) ; |
it ( 0 ) ; |
|||||
г* ( 0 ) ; Ojj |
Ѳ2 ; |
Е*я\ «ci ( 0 ) и ысг ( 0 ) . Воспользовавшись |
очевидным |
||||||
условием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
І 2 ( 0 ) = |
І 5 ( 0 ) , |
|
|
|
|
|
получим систему шести трансцендентных уравнений с семью неиз вестными, которая становится определенной, если оценивать, так же как в главе I I , корни системы для последовательных значений £д, q, к в IV режиме. Массив корней этой системы определим так же, как в главе I I , методом скорейшего спуска. Последовательность расчета остается той же, что и выше, поэтому вычисления элементов матрицы Якоби, транспонированной матрицы Якоби и множителя \і здесь не приводятся.
Решение |
системы |
уравнений |
(4-2) |
для |
последовательных зна |
||
чений £д, |
q, |
к обеспечивает |
получение массива последовательных |
||||
значений |
і* |
( 0 ) ; і\ |
( 0 ) ; Ѳг ; |
Ѳ2 ; |
«ci |
( 0 ) ; |
«сг ( 0 ) , необходимых для |
оценки основных показателей качества энергии преобразователь ного электровоза при наличии ПЕК. Среднее значение выпрямлен ного тока, действующее значение первичного тока, мощность, по требляемая электровозом, мощности на стороне выпрямленного тока и реализуемая электровозом определяются формулами (2-47), (2-53), (2-54), (2-55), (2-56) соответственно.
Относительное действующее значение п-й гармонической сос
тавляющей тока |
|
ПП = ~ѴаІ+ЬІ, |
(4-3) |
92
где
an |
•-= — |
ѳ2 |
|
|
я+Ѳ, |
Ц (Ѳ) cos яѲ4Ѳ; |
|
|
Г z* (Ѳ) cos пѲ*Ю + |
— Г |
|||||
|
я. J |
|
л |
I |
|
||
|
|
Ѳ, |
|
|
|
||
|
|
|
Ѳ2 |
|
|
я |
|
|
bn^-^ |
|
J| |
г* (Ѳ) sin пѲс?Ѳ + |
|
~~~ J |
'2 <°) S I N П Ш - |
Значение п-й гармонической составляющей первичного тока, отне сенное к первичному току,
*
(4-4)
/ пэ
Коэффициент мощности электровоза по отношению к источнику питания
У.т= |
р* |
• |
(4-5) |
,* |
|||
Фаза 1-й гармоники |
I п э |
|
|
|
|
|
|
С05фі= |
1£± |
• |
(4-6) |
у |
а\+Ь\ |
|
Напряжения за емкостью в период проводимости и*т (Ѳ) и коммута
ции «*т'(Ѳ) определены так же, как остальные напряжения |
и токи |
и здесь не приведены. |
|
Напряжение за емкостью при шунтированной емкости |
ПЕК |
в периоде проводимости определяется формулой (2-49), а для перио да коммутации — формулой (2-51).
Практический интерес представляют значения действующего напряжения за емкостью, а также действующие значения высших гармоник напряжения.
Действующее |
значение напряжения за емкостью |
|
и*с'т, = |
\ W t"c, (Ѳ)]2 dQ + - L j" [иЬ'т (Ѳ)]2 dQ 2 . |
(4-7) |
Действующее значение напряжения за емкостью при шунтирован ной емкости ПЕК определяется формулой (2-52). Эффективное зна чение п-й гармоники напряжения за емкостью ПЕК
|
|
|
"стэп = |
щ Y |
a In |
+ |
bin, |
|
(4-8) |
где |
|
|
Ѳ2 |
|
я+Ѳ, |
|
|
|
|
aun |
= — |
|
u j ' (Ѳ) cos nödQ; |
||||||
f «cT (6)cosn0d9 + — |
Г |
||||||||
|
|
n |
J |
|
я |
I |
T |
|
|
|
|
|
Ѳі |
|
|
Ѳ2 |
|
|
|
|
|
|
Ѳ2 |
|
я+Ѳ, |
|
|
||
|
un |
= 4r |
f "с т (Ѳ) sin |
лѲгіѲ + |
— |
f |
т |
(Ѳ) sin лѲгіѲ. |
|
b |
|
я |
.I |
|
я |
' |
ul' |
r |
|
93
Одновременно с полученными выше выражениями, характери зующими основные показатели качества энергии за ПЕК, большой интерес представляют показатели качества в сети, включенной до ПЕК, ибо они характеризуют качество однофазной тяговой на грузки по отношению к питающей энергосистеме с учетом воздей ствия на нее продольной компенсации. Одним из главных показате лей является качество напряжения до ПЕК.
Изображения и оригиналы напряжения до емкости в периодах проводимости и*с (Ѳ) и коммутации w*c (Ѳ) также были получены.
Действующее значение напряжения до ПЕК
|
|
( |
|
Ѳ2 |
|
|
л + Ѳ , |
|
|
ч 1 |
|
|
|
Ц%Ь9 |
= |
— |
f [и*гс (Ѳ)]2 dQ + -L |
f |
[utc (Ѳ)]2 dQ 2 . |
(4-9) |
|||||
|
|
l |
" |
i |
|
|
n |
i |
|
|
1 |
|
|
Действующее |
значение |
гармоники |
напряжения |
|
|||||||
|
|
|
|
Ureal ~у=\ |
al,cy + blTcv |
|
|
(4-Ю) |
||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
OurCl |
|
- |
f и*с (Ѳ) cos Qdß +— |
Г и*à (Ѳ) cos QdQ ; |
|
||||||
|
|
|
Ѳі |
|
|
|
ѳ2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ѳ 2 |
|
|
|
Я + Ѳ І |
|
|
|
|
|
W c i |
= |
A |
f ü T * |
c |
(Ѳ) sin QdQ + |
— |
Г ы £ (Ѳ) sin Ѳ^Ѳ. |
||||
|
|
|
я J |
|
|
я |
J |
|
|
|
|
|
|
Большой интерес представляет оценка того, насколько ПЕК |
|||||||||||
повышает напряжение 1-й гармоники, а также угла |
сдвига фаз меж |
|||||||||||
ду |
напряжением |
и током |
по 1-м гармоникам |
за |
емкостью |
ПЕК, |
||||||
так |
как этот угол отражает влияние ПЕК на режим работы электро |
|||||||||||
воза. Повышение напряжения за емкостью |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
Аис |
= |
иСтэі |
— итсаі- |
|
|
|
(4-П) |
Коэффициент мощности электровоза в той же точке сети при шунти рованной емкости ПЕК
(4-12)
/ п э итэ
Полученные выше выражения основных показателей качества электровоза со статическим преобразователем дают возможность определить эффективность ПЕК как средства повышения качества электрической энергии не только непосредственно на электровозе или по отношению к источнику питания, но и в любой точке сети — до и после емкости ПЕК.
34
19. Основные показатели преобразовательного электровоза
По формулам раздела 18 на БЗСМ-4 были рассчитаны основные показатели работы электровоза. На рис. 4-1—4-6 представлены зависимости углов коммутации (и — о) и зажигания ô от It- Зти
кривые, как и последующие, построены для q = 0,1 |
к; 0,3 к; 0,5 /с; |
|||
0,8 к. Для сравнения на этих же рисунках приведены |
штриховой |
|||
линией те же зависимости для |
случая, когда ПЕК |
отсутствует |
||
(<7=0). Как видно из рис. 4-1, 4-2, 4-3, при к= 0,03-4-0,1 углы |
ком |
|||
мутации при наличии и отсутствии ПЕК начинают |
заметно |
раз |
||
личаться только при больших |
значениях q и It, |
максимальная |
разница между углами коммутации не выходит за пределы 5°эл. даже
при |
к — 0,1; q = 0,8 к и It = |
0,32, что соответствует Е*я = 0,35. |
|||
|
Углы зажигания для этих же значений к меняются более замет |
||||
но |
и при больших значениях q становятся даже опережающими. |
||||
Максимальная |
разница между |
углами |
зажигания при q = 0,8 к |
||
достигает |
10°30' |
эл. Длительность периодов проводимости меняет |
|||
ся |
менее |
заметно — период проводимости |
увеличивается не более |
чем на 5° эл. При к = 0,2-4-0,4 (см. рис. 4-4, 4-5, 4-6) углы коммута
ции |
и зажигания |
меняются более заметно. Так, |
например, |
для |
q = |
0,5 к; к — 0,4 |
и It = 0,54 угол коммутации |
сокращается |
на |
10° эл., а угол зажигания — на 13° эл. Однако эти значения соответ ствуют £ д = 0,35 и нагрузке электровоза / в » 3 2 0 а (приведено к 27,5 кв) на 33-й позиции, что почти в 1,5 раза превышает часовую нагрузку ВЛ60К .
Период проводимости меняется при этих условиях более скром
но, увеличиваясь максимум на 10° эл. |
Е*А — / (It, |
к, q) для |
|
На рис. 4-8 представлены зависимости |
|||
к = 0,03 -4- |
0,4. Штриховой линией на этих рисунках |
приведены |
|
зависимости |
ЕА = / (II, к) при отсутствии |
ПЕК. Как |
видно из |
рис. 4-8, влияние ПЕК на э. д. с. электровоза оказывается тем боль шим, чем больше к, q и It-
При q = 0,5 |
к и к = |
0,4 максимальный прирост э. д. с. при |
|
ПЕК |
составляет |
А £ д = |
0,165. Во всех остальных случаях увели |
чение |
э. д. с. менее существенно и колеблется в пределах 0,01— |
0,165. Для большей наглядности изложенного на рис. 4-7 приве дены зависимости прироста з. д. с. Д £ д при наличии ПЕК от It, q, к для к = 0,034-0,10, а на рис. 4-9 для к = 0,2-4-0,4.
На рис. 4-10 приведены зависимости £/*тэ = / Ut, q) для раз личных значений к и 5. Как видно из рис. 4-10, при степени ком пенсации анодной цепи q = 0,8 к напряжения за емкостью ПЕК при всех значениях S, к и It существенно превышают номинальное. При других значениях S и q Ucra меняется в широких пределах. Учитывая эти очень важные данные, целесообразно рекомендовать следующие ограничения степени компенсации анодной сети:
При |
S = 0 , 2 |
q < 0,3 |
» |
S = 0 , 4 |
? < 0 , 5 |
» |
S = 0 , 6 |
q < 0,5 |
9S