Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 3
Рис. 4-14 |
Рис. 4-15 |
а о) 0,2 0,3 (?,</ І( |
0 0,1 0,2 0,3 ОХ Oß I* |
Рис. 4-17
О 0.1 0,2 0,3 ОЛ Ii |
0 |
0,1 0,2 0,3 0,4 6 t 1$ |
Рис. |
4-18 |
Рис. 4-19 |
О |
0,1 |
It |
0 |
0,1 |
If |
0 |
0,1 |
0,2 |
I s * |
|
|
Рис. |
4-20 |
|
|
|
к = 0,20 (соответствует хп |
= 25,8 |
ом) и Iв = |
540 а электровоз в ес |
|||
тественном |
режиме может |
реализовать |
мощность свыше 9 |
Мет и |
||
эта точка |
зависимости Рв |
== / (/в, к) |
еще |
находится до |
перегиба |
кривой. Возможность несколько большей активной мощности при наличии ПЕК не является существенным преимуществом ПЕК, так как в такой мощности нет практической необходимости. Следова тельно, в нормальных режимах при к ^0,20 и ^ ^ 0 , 5 ПЕК несуще ственно влияет на реализуемую электровозом активную мощность и необходимости в повышении этой мощности, с точки зрения устой чивой работы электровоза, нет.
О |
250 |
500 |
750 |
l'a |
Рис. 4-22
При 0,20 ^ к ^ 0 , 4 0 роль ПЕК, как средства повышения мощно сти, реализуемой электровозом, возрастает. Это наглядно видно из
рис. 4-21 |
и 4-22. |
На этих |
рисунках для к = 0,30 и 0,40 |
кривые за |
|
висимости |
Р в с |
= |
/ ( / в , к) |
построены в одних и тех же |
пределах |
0 , 3 5 ^ £ д ^ 0 , 8 5 |
для q — 0; 0,1 к; 0,3 к; 0,5 к. Точки, соответствующие |
El = 0,35, обведены кружками и соединены для наглядности штрихпунктирной линией. Как видно из этих зависимостей, наличие ПЕК при к = 0,3 и q -— 0,5 к позволяет устойчиво реализовать мощность
около 10 Мет, |
а при отсутствии |
ПЕК |
реализуемая электровозом |
||||
мощность составляет 6 Мет. |
В тех же |
условиях, но при |
к = |
0,40 |
|||
ПЕК позволяет |
реализовать |
мощность |
около 7,95 |
Мет, |
а при |
от |
|
сутствии ПЕК — всего 4,7 |
Мет. |
Для |
к = 0,40 |
при q = 0,5 |
к и |
расчетном длительном токе через ПЕК, близком к 600 а, это требует установки ПЕК мощностью 9300 квар, что, конечно, нуждается в серьезных технико-экономических обоснованиях.
Таким образом, в аварийных условиях и вынужденных режи мах ПЕК обеспечивает возможность значительного повышения реа лизуемой электровозом мощности, а так как эти режимы кратковременны, то не исключено, что в определенных условиях было бы це лесообразно устанавливать на подстанциях и в тяговой сети батареи конденсаторов, используемые в нормальных условиях в качестве установок поперечной компенсации, а в аварийных и вынужден ных — переключаемые на работу в режиме ПЕК.
Физический процесс установившегося |
режима |
|
работы преобразовательного электровоза |
при |
ПЕК |
Период проводимости соответствует значению |
O j ^ O ^ O g |
(рис. 4-23). В течение этого периода схема содержит один контур (рис. 4-24, а) и описывается следующим дифференциальным урав нением:
UusmQ = x |
n |
? ^ |
+ i1(B)Rn + ±^i1{Q)dQ |
+ |
+ |
* |
в |
^ + Яв*і(Ѳ) + £д. |
(4-13) |
На рис. 4-23 в |
масштабе по данным расчета на БЭСМ-4 построены |
кривые токов и |
напряжений для случая к = 0,1; Е*А = 0,65; |
q = 0,5 к. Для большей наглядности три составляющих правой
части |
уравнения |
(4-13) на рис. 4-23, |
б построены в масштабе 5 : 1 . |
||||||
Здесь и*пі |
(Ѳ), UR\ (Ѳ) и «ci (Ѳ) соответствует |
трем |
первым членам |
||||||
правой части уравнения (4-13). 1-й член — и*пЛ |
(Ѳ), знак и величина |
||||||||
которого |
зависят |
от производной по току |
і* (Ѳ), |
положителен на |
|||||
участке |
Ѳ х |
^ Ѳ ^ |
Ѳм . |
|
|
|
|
||
В |
точке |
Ѳ = |
Ѳм |
он становится |
равным |
|
нулю, так как здесь |
||
d* (Ѳ) |
|
|
|
d-* (Q) |
|
|
|
||
••'dQ |
= 0 . |
При |
Ѳ М ^ Ѳ ^ Ѳ 2 производная |
г |
і ^ |
отрицательна и |
109
Рис. 4-24
w*n, (Ѳ) становится отрицательным. 2-й член — и%і (Ѳ), зависящий от знака и величины тока і* (Ѳ), положителен в течение всего пе риода проводимости, так как і* (0) положителен. 3-й член — u£i (Ѳ) интегрален и находится практически в противофазе к первому. Некоторое смещение объясняется нелинейностью тока і* (Ѳ). На рис. 4-23, б построена кривая суммы этих трех членов.
На рис. 4-23 тонкой линией дана синусоида питающего напряже ния, которая в о. е. равна V 2 sin Ѳ. Утолщенной линией показана на участке от Ѳ, до Ѳ2 геометрическая разность между синусоидой питающего напряжения и суммой трех первых членов правой части уравнения (4-13), равная и% (Ѳ).
4-й и 5-й члены выражения (4-13) — и*в\ (Ѳ) и и%ві (Ѳ) соответ ственно изменяются во времени так же, как 1-й и 2-й члены этого выражения: ы*„і (Ѳ) положителен в пределах от Ѳх до Ѳм и отри цателен от Ѳ м до Ѳ2 . Составляющая и%ві (Ѳ) положительна в тече
ние |
всего периода |
проводимости. |
ut |
(Ѳ) и суммой и*в\ |
|
|
Геометрическая |
разность |
между |
(Ѳ) и |
|||
и%ъ\ |
(Ѳ) равна £ д , |
что ясно |
видно |
из |
рис. 4-23, а. Кривая |
тока |
і* (Ѳ) в периоде проводимости изображена на рис.4-23, в в пределах от Q1 до Ѳ2 и соответствует характеру формирования напряжения на
индуктивностях |
и |
емкости схемы. |
равен і*( 0), |
|
|
|||
Ток в |
начале |
периода |
проводимости |
а в |
конце |
|||
І2 (0). В конце периода проводимости выпрямленное |
напряжение |
|||||||
«в (0) становится |
равным |
нулю в момент |
Ѳ 2 |
< л благодаря |
нали |
|||
чию емкости ПЕК, что соответствует началу |
периода коммутации. |
|||||||
Периоду |
коммутации |
соответствует |
Ѳ а ^ Ѳ ^ л + Ѳ ! . |
Схема |
электровоза содержит два короткозамкнутых электрически не связанных контура — контуры цепей первичного и выпрямленного токов (рис. 4-24, б).
Состояние цепи контура первичного тока описывается урав
нением |
|
UM sin Ѳ = хп * Ä + Ra н (Ѳ) + ± j /, (Ѳ) dQ. |
(4-14) |
111
2-й |
и 3-й члены правой части уравнения (4-14) |
в |
о. е. |
и%2 (Ѳ) |
и |
||
Uc2 |
(Ѳ), а также их геометрическая сумма по |
данным |
расчета |
на |
|||
БЗСМ-4 построены в масштабе 5 : 1 на рис. 4-23, |
б. |
Как |
и следова |
||||
ло |
ожидать, кривая |
и%2 (Ѳ) копирует кривую тока |
t'| (Ѳ), изобра |
||||
женного на рис. 4-23, |
в на участке между Ѳ2 и я |
+ 9 t . Напряжение |
|||||
|
(Ѳ) |
и сумма «С2 (Ѳ) и ыДг (Ѳ) положительны |
в течение всего пе |
||||
риода |
коммутации. Вычитая сумму Uc2 (Ѳ) и « $ 2 (Ѳ) из основной |
синусоиды источника питания, равной в о. е. ]/2sin Ѳ, получаем напряжение на индуктивности питающей сети и*п2 (Ѳ), т. е. 1-й член правой части уравнения (4-14).
Баланс напряжений в первом контуре иллюстрируется непра вильным треугольником Ѳ2 — (я + Ѳх ) — а.
Напряжение и*хп2 (Ѳ) в течение всего периода коммутации отри
цательно, так как производная —^jp- (см. рис. 4-23, б) в течение
этого периода отрицательна. Для большего удобства и сама синусо ида, и все составляющие падений и потерь напряжений периода коммутации изображены на рис. 4-23 с обратным знаком. Алгебраи ческая сумма всех напряжений в контуре первичного тока между узлами О—О' (см. рис. 4-24, б) равна нулю, что иллюстрируется на
4-24, |
а |
утолщенной |
линией, |
соединяющей по оси |
абсцисс |
точки |
||||
0 2 |
и |
л |
+ Ѳх . |
|
|
|
|
|
|
|
|
В контуре выпрямленного тока ток із(Ѳ) не меняет своего |
знака, |
||||||||
но затухает от значения it |
(0) до і* (0) на участке между Ѳ2 и я + |
6j |
||||||||
(см. рис. 4-24, в). |
Когда |
ток |
if (Ѳ) по величине |
станет |
равным |
|||||
і* (0), |
а по знаку отрицательным (это происходит в момент я |
+ |
Ѳг ), |
|||||||
процесс коммутации |
заканчивается и начинается следующий период |
|||||||||
проводимости. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
В контуре выпрямленного тока состояние цепи описывается так |
|||||||||
же, |
как |
в естественном режиме, |
следующим уравнением: |
|
|
|||||
|
|
|
|
£д + * |
в |
^ |
+ М Ѳ ) Я в = 0. |
|
(4-15) |
|
|
1-й и 3-й члены уравнения (4-15) в о. е. £ д и и%ъ (Ѳ)—положитель |
|||||||||
ны, |
а 2-й UXB2 — отрицателен, |
так как производная |
в тече |
ние всего периода коммутации отрицательная. Баланс напряжений в контуре выпрямленного тока в периоде коммутации иллюстри руется кривыми, приведенными на рис. 4-23, а. Потери напряже
ния |
в активном сопротивлении |
цепи |
выпрямленного |
тока на |
|
рис. |
4-23, а в обоих |
периодах значительны, что подчеркивает их |
|||
роль |
и необходимость |
учета. |
|
|
|
Следует отметить |
еще одно |
важное |
обстоятельство, |
позволя |
ющее лучше уяснить механизм формирования токов и напряжений при ПЕК. Как видно из рис. 4-24, б, напряжение на конденсаторе формируется таким образом, что участки кривой ис (Ѳ), примыкаю щие к амплитудным значениям (заштрихованы на рис. 4-23, б), приходятся на периоды коммутации и в формировании э. д. с. элек-
112