Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4-14

Рис. 4-15

а о) 0,2 0,3 (?,</ І(

0 0,1 0,2 0,3 ОХ Oß I*

Рис. 4-17

О 0.1 0,2 0,3 ОЛ Ii

0

0,1 0,2 0,3 0,4 6 t 1$

Рис.

4-18

Рис. 4-19

О

0,1

It

0

0,1

If

0

0,1

0,2

I s *

 

 

Рис.

4-20

 

 

 

к = 0,20 (соответствует хп

= 25,8

ом) и Iв =

540 а электровоз в ес­

тественном

режиме может

реализовать

мощность свыше 9

Мет и

эта точка

зависимости Рв

== / (/в, к)

еще

находится до

перегиба

кривой. Возможность несколько большей активной мощности при наличии ПЕК не является существенным преимуществом ПЕК, так как в такой мощности нет практической необходимости. Следова­ тельно, в нормальных режимах при к ^0,20 и ^ ^ 0 , 5 ПЕК несуще­ ственно влияет на реализуемую электровозом активную мощность и необходимости в повышении этой мощности, с точки зрения устой­ чивой работы электровоза, нет.

О

250

500

750

l'a

Рис. 4-22


При 0,20 ^ к ^ 0 , 4 0 роль ПЕК, как средства повышения мощно­ сти, реализуемой электровозом, возрастает. Это наглядно видно из

рис. 4-21

и 4-22.

На этих

рисунках для к = 0,30 и 0,40

кривые за­

висимости

Р в с

=

/ ( / в , к)

построены в одних и тех же

пределах

0 , 3 5 ^ £ д ^ 0 , 8 5

для q — 0; 0,1 к; 0,3 к; 0,5 к. Точки, соответствующие

El = 0,35, обведены кружками и соединены для наглядности штрихпунктирной линией. Как видно из этих зависимостей, наличие ПЕК при к = 0,3 и q -— 0,5 к позволяет устойчиво реализовать мощность

около 10 Мет,

а при отсутствии

ПЕК

реализуемая электровозом

мощность составляет 6 Мет.

В тех же

условиях, но при

к =

0,40

ПЕК позволяет

реализовать

мощность

около 7,95

Мет,

а при

от­

сутствии ПЕК — всего 4,7

Мет.

Для

к = 0,40

при q = 0,5

к и

расчетном длительном токе через ПЕК, близком к 600 а, это требует установки ПЕК мощностью 9300 квар, что, конечно, нуждается в серьезных технико-экономических обоснованиях.

Таким образом, в аварийных условиях и вынужденных режи­ мах ПЕК обеспечивает возможность значительного повышения реа­ лизуемой электровозом мощности, а так как эти режимы кратковременны, то не исключено, что в определенных условиях было бы це­ лесообразно устанавливать на подстанциях и в тяговой сети батареи конденсаторов, используемые в нормальных условиях в качестве установок поперечной компенсации, а в аварийных и вынужден­ ных — переключаемые на работу в режиме ПЕК.

Физический процесс установившегося

режима

работы преобразовательного электровоза

при

ПЕК

Период проводимости соответствует значению

O j ^ O ^ O g

(рис. 4-23). В течение этого периода схема содержит один контур (рис. 4-24, а) и описывается следующим дифференциальным урав­ нением:

UusmQ = x

n

? ^

+ i1(B)Rn + ±^i1{Q)dQ

+

+

*

в

^ + Яв*і(Ѳ) + £д.

(4-13)

На рис. 4-23 в

масштабе по данным расчета на БЭСМ-4 построены

кривые токов и

напряжений для случая к = 0,1; Е*А = 0,65;

q = 0,5 к. Для большей наглядности три составляющих правой

части

уравнения

(4-13) на рис. 4-23,

б построены в масштабе 5 : 1 .

Здесь и*пі

(Ѳ), UR\ (Ѳ) и «ci (Ѳ) соответствует

трем

первым членам

правой части уравнения (4-13). 1-й член — и*пЛ

(Ѳ), знак и величина

которого

зависят

от производной по току

і* (Ѳ),

положителен на

участке

Ѳ х

^ Ѳ ^

Ѳм .

 

 

 

 

В

точке

Ѳ =

Ѳм

он становится

равным

 

нулю, так как здесь

d* (Ѳ)

 

 

 

d-* (Q)

 

 

 

••'dQ

= 0 .

При

Ѳ М ^ Ѳ ^ Ѳ 2 производная

г

і ^

отрицательна и

109



Рис. 4-24

w*n, (Ѳ) становится отрицательным. 2-й член — и%і (Ѳ), зависящий от знака и величины тока і* (Ѳ), положителен в течение всего пе­ риода проводимости, так как і* (0) положителен. 3-й член — u£i (Ѳ) интегрален и находится практически в противофазе к первому. Некоторое смещение объясняется нелинейностью тока і* (Ѳ). На рис. 4-23, б построена кривая суммы этих трех членов.

На рис. 4-23 тонкой линией дана синусоида питающего напряже­ ния, которая в о. е. равна V 2 sin Ѳ. Утолщенной линией показана на участке от Ѳ, до Ѳ2 геометрическая разность между синусоидой питающего напряжения и суммой трех первых членов правой части уравнения (4-13), равная и% (Ѳ).

4-й и 5-й члены выражения (4-13) — и*в\ (Ѳ) и и%ві (Ѳ) соответ­ ственно изменяются во времени так же, как 1-й и 2-й члены этого выражения: ы*„і (Ѳ) положителен в пределах от Ѳх до Ѳм и отри­ цателен от Ѳ м до Ѳ2 . Составляющая и%ві (Ѳ) положительна в тече­

ние

всего периода

проводимости.

ut

(Ѳ) и суммой и*в\

 

Геометрическая

разность

между

(Ѳ) и

и%ъ\

(Ѳ) равна £ д ,

что ясно

видно

из

рис. 4-23, а. Кривая

тока

і* (Ѳ) в периоде проводимости изображена на рис.4-23, в в пределах от Q1 до Ѳ2 и соответствует характеру формирования напряжения на

индуктивностях

и

емкости схемы.

равен і*( 0),

 

 

Ток в

начале

периода

проводимости

а в

конце

І2 (0). В конце периода проводимости выпрямленное

напряжение

«в (0) становится

равным

нулю в момент

Ѳ 2

< л благодаря

нали­

чию емкости ПЕК, что соответствует началу

периода коммутации.

Периоду

коммутации

соответствует

Ѳ а ^ Ѳ ^ л + Ѳ ! .

Схема

электровоза содержит два короткозамкнутых электрически не связанных контура — контуры цепей первичного и выпрямленного токов (рис. 4-24, б).

Состояние цепи контура первичного тока описывается урав­

нением

 

UM sin Ѳ = хп * Ä + Ra н (Ѳ) + ± j /, (Ѳ) dQ.

(4-14)

111


2-й

и 3-й члены правой части уравнения (4-14)

в

о. е.

и%2 (Ѳ)

и

Uc2

(Ѳ), а также их геометрическая сумма по

данным

расчета

на

БЗСМ-4 построены в масштабе 5 : 1 на рис. 4-23,

б.

Как

и следова­

ло

ожидать, кривая

и%2 (Ѳ) копирует кривую тока

t'| (Ѳ), изобра­

женного на рис. 4-23,

в на участке между Ѳ2 и я

+ 9 t . Напряжение

 

(Ѳ)

и сумма «С2 (Ѳ) и ыДг (Ѳ) положительны

в течение всего пе­

риода

коммутации. Вычитая сумму Uc2 (Ѳ) и « $ 2 (Ѳ) из основной

синусоиды источника питания, равной в о. е. ]/2sin Ѳ, получаем напряжение на индуктивности питающей сети и*п2 (Ѳ), т. е. 1-й член правой части уравнения (4-14).

Баланс напряжений в первом контуре иллюстрируется непра­ вильным треугольником Ѳ2 — (я + Ѳх ) — а.

Напряжение и*хп2 (Ѳ) в течение всего периода коммутации отри­

цательно, так как производная —^jp- (см. рис. 4-23, б) в течение

этого периода отрицательна. Для большего удобства и сама синусо­ ида, и все составляющие падений и потерь напряжений периода коммутации изображены на рис. 4-23 с обратным знаком. Алгебраи­ ческая сумма всех напряжений в контуре первичного тока между узлами О—О' (см. рис. 4-24, б) равна нулю, что иллюстрируется на

4-24,

а

утолщенной

линией,

соединяющей по оси

абсцисс

точки

0 2

и

л

+ Ѳх .

 

 

 

 

 

 

 

 

В контуре выпрямленного тока ток із(Ѳ) не меняет своего

знака,

но затухает от значения it

(0) до і* (0) на участке между Ѳ2 и я +

6j

(см. рис. 4-24, в).

Когда

ток

if (Ѳ) по величине

станет

равным

і* (0),

а по знаку отрицательным (это происходит в момент я

+

Ѳг ),

процесс коммутации

заканчивается и начинается следующий период

проводимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

В контуре выпрямленного тока состояние цепи описывается так

же,

как

в естественном режиме,

следующим уравнением:

 

 

 

 

 

 

£д + *

в

^

+ М Ѳ ) Я в = 0.

 

(4-15)

 

1-й и 3-й члены уравнения (4-15) в о. е. £ д и и%ъ (Ѳ)—положитель­

ны,

а 2-й UXB2 — отрицателен,

так как производная

в тече­

ние всего периода коммутации отрицательная. Баланс напряжений в контуре выпрямленного тока в периоде коммутации иллюстри­ руется кривыми, приведенными на рис. 4-23, а. Потери напряже­

ния

в активном сопротивлении

цепи

выпрямленного

тока на

рис.

4-23, а в обоих

периодах значительны, что подчеркивает их

роль

и необходимость

учета.

 

 

 

Следует отметить

еще одно

важное

обстоятельство,

позволя­

ющее лучше уяснить механизм формирования токов и напряжений при ПЕК. Как видно из рис. 4-24, б, напряжение на конденсаторе формируется таким образом, что участки кривой ис (Ѳ), примыкаю­ щие к амплитудным значениям (заштрихованы на рис. 4-23, б), приходятся на периоды коммутации и в формировании э. д. с. элек-

112