Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Сравним

несимметрию

 

напряже­

 

 

ний за ПЕК

с несимметрией

напря­

 

 

жений при ее отсутствии. Для этого

 

 

допустим, что

хс = —~~При отсут-

 

 

 

 

 

У з

 

 

 

 

 

ствии

ПЕК

напряжение

обратной

 

 

последовательности

 

 

 

 

 

UA

• i ^

Y

d + n ' - n ) * ! . (4-31)

 

 

Отношение

напряжений

обратной

 

 

последовательности с ПЕК и без ПЕК

 

 

AUA2

100(7Л2

57,8 I п — 1

(4-32)

 

 

= •

 

У п--а

+ 1

 

Рис. 4-29

 

иА2В

 

 

 

Зависимость

ДІѴлг =

/ (п) (рис.

 

 

 

 

4-29) показывает, что

 

включение

ПЕК в отсасывающий провод обеспечивает существенное

снижение

несимметрии напряжений в системе ДПР и на собственных

нуждах

при п =

0-4-2,0, а

при п = 1 несимметрия напряжений

вообще

сводится

к нулю.

Таким образом,

ПЕК в отсасывающем

проводе

значительно снижает несимметрию напряжений на шинах тяговой нагрузки. Симметрирования тяговой нагрузки схема не обеспечи­ вает, так как одновременно повышает примерно в одинаковой сте­ пени коэффициент мощности и cos ц>г тяговой нагрузки на обоих плечах. Следовательно, основное назначение этой схемы заклю­

чается

в

симметрировании

системы тяговых

напряжений и вы­

бирать

хс

для

этой схемы следует по формуле

(4-29), где оценки

тп и ап

можно получить для действующих линий

на основании

статистических

испытаний

на подстанциях, а

для

вновь проек­

тируемых — методом статистического моделирования на ЭВМ так,

как это предложено ВЗИИТом [71 ], или приблизительно,

предпо­

лагая

п

нормально

распределенной величиной

с

тп

1 и

о„

=

0,333.

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом последнем случае формула (4-29) приобретает

следую­

щий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,05лгу

 

 

 

(4-33)

 

 

 

 

 

 

у г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тп

Результаты исследований МИИТа на дорогах показывают, что

колеблется

в очень широком

диапазоне (0,3—2,5)

и

послед­

няя

формула

может

служить

только для

ориентировочных

расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наряду

с отмеченными выше

преимуществами

установка ПЕК

в отсасывающем проводе связана

с существенными

капитальными

затратами, так как ее мощность зависит от квадрата

максимального,

118


тока ПЕКПри равноплечей нагрузке это означает, что при оди­ наковых хс ее мощность в 3 раза выше мощности, устанавливаемой на одном плече, и в 1,5 раза выше мощности двух ПЕК на обоих плечах.

Полученные выше данные расчетов влияния ПЕК на показатели качества энергии показывают, что введение ПЕК в отсасывающий провод повышает коэффициент мощности тяговой нагрузки прак­ тически одинаково на обоих плечах подстанции. При этом система токов плеч поворачивается в направлении вращения векторов, а фа­ зовый сдвиг между токами плеч остается таким же, как и при от­ сутствии ПЕК (рис. 4-30). Как видно из рис. 4-30, сдвиг между тока­ ми плеч питания и соответствующими напряжениями при данной

схеме ПЕК уменьшается со значений срл и срп до срл и фп. Токи

при

отсутствии

ПЕК

на векторной диаграмме показаны

штриховой

ли­

нией. При

этом

параллелограмм

ТОП смещается

из положения

5 в положение Sx . Результирующий

ток фазы А благодаря наличию

ПЕК и ее компенсирующему эффекту также незначительно повора­ чивается. При этом ТОП по модулю не меняется, следовательно, не меняется и режим несимметрии напряжений в питающей сети до ПЕК. Отсюда следует, что ПЕК в отсасывающем проводе не обеспечивает симметрирующего эффекта ни по токам, ни по напря­ жению в звене от источника энергии до ПЕК, но существенно сим­ метрирует напряжения на шинах тяговой нагрузки и определенным образом компенсирует систему ТПП тяговой нагрузки и обеспечи­ вает этим некоторое снижение потерь энергии в питающей сети.

Рис. 4-30

119


 

Схема

ПЕК

в

отстающей

фазе

 

(рис. 4-31) была

предложена

канд. техн.

 

наук В. А. Коршуновым.

Векторная

 

диаграмма

ее изображена на рис. 4-32.

 

Здесь токи при отсутствии ПЕК также

 

показаны

штриховой

линией.

 

 

 

Пренебрегаем

симметрирующим эф­

 

фектом

этой схемы,

хотя

он

может

 

быть существенным

при больших

на­

Рис. 4-31

грузках. В этом

 

случае система

напря­

 

жений

обеих

последовательностей

до

П Е К будет так же, как и выше,

определяться

формулами

(4-18)

и (4-19). Напряжения фаз за ПЕК:

 

 

 

 

 

 

 

О А -= ÙAQ J^T

( 4 — й 2 / п ) х 2 1

j-^r

 

(/„ — а / п ) % т / / л ^ ' с ;

уз

 

 

У з

 

 

 

 

(4-34)

 

 

 

 

 

 

 

 

і

Ù'B

(Je = ÙAOІ -Lr

уз

При Xj,^= x s = x s

О А

 

 

 

Уз

л

аІп)хх2; (4-35)

( / л — а2ІП)xzi

 

 

 

L(4-35>

получаем:

 

 

 

 

 

^ОАОПП J/3

 

R \

/ 3

 

(4-37)

1

4

 

Ù'B=a*ÙAo

+ j

yf-

(/л - / „ ) ;

(4-38)

c>c= a^ o + / ^ ( / „ + 2/n ).

(4-39)

Вводя те же обозначения, что и выше, получаем следующее вы­ ражение для напряжения обратной последовательности в момент времени t:

I

 

1

п\ хс-

1

•ntxzxc.

(4-40)

u * " = w V

4 w - » « +

' ) + 3

v - 3

Минимизируя

значение UА2І

по xc,

получаем

 

 

 

xCt

Y~3xv

 

 

 

(4-41)

 

2nt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспользовавшись методом получения моментов системы, получаем математическое ожидание

 

У з

 

1

т2

хг

 

(4-42)

- V - ХУ

 

 

2

2

 

 

120


В частности, при неизменном значении

п = 1 получаем

Ч-Ц-Ч-

(4-43)

В приближенных расчетах можно пользоваться следующим вы­

ражением:

 

хс=0,78хх.

(4-44)

Сравним несимметрию напряжений на

шинах тяговой нагрузки

при ПЕК и без нее при хс = ^ хх.

Отношение напряжений обратной последовательности на шинах тяговой нагрузки с ПЕК и без ПЕК

^ 0 , 7 5 ^ - 1 , 2 8 9 . + ! ш

Ул 2 п + 1

По формуле (4-45) на рис. 4-33 построена зависимость A.U'AI = = / (п) для этой схемы ПЕК. Как видно из рис. 4-33, эта схема также обладает значительным симметрирующим эффектом по на­ пряжению за ПЕК, но несколько меньшим, чем схема ПЕК в от­ сасывающем проводе. Особенно устойчиво симметрирующее дей­ ствие схемы по напряжению при п^І, когда UАЧ симметрируется на 30—35%.

Зависимость Ш AÏ = / (п) получена без учета симметрирующего эффекта схемы по току. С учетом этого эффекта симметрирующее влияние схемы на напряжение за ПЕК будет большим, а разница между данной схемой и схемой ПЕК в отсасывающем проводе по этому показателю меньшей.

Большим симметрирующим действием по напряжению обладает схема ПЕК в отсасывающем проводе. Однако она не обеспечивает

симметрирования

тяговой нагрузки, в то время как схема ПЕК

в отсасывающем

плече обеспечивает симметрирование токов в пи-

тающей сети. Если не рассматривать проблемы уравнительных токов, связанной с параллельной работой подстанций при наличии ПЕК, исследование которой сейчас выполняется в МИИТе, то схемы по влиянию на показатели качества примерно равноценны.

Остается оценить капитальные затраты для обоих вариантов расположения ПЕК.

При п = 1 приближенные значения оптимальных значений хс для ПЕК в отсасывающем проводе и в плече отстающей фазы равны соответственно 0,607 xz и 0,78 х^.

При равноплечей максимальней нагрузке мощность ПЕК для этих вариантов:

Q c = 0,607*,. 3/*л м ;

(4-46)

Qc= 0,78*s /Ил-,

(4-47)

т. е. вариант с ПЕК в отсасывающем проводе требует в 2,34 раза больших капитальных затрат. Так, например, при / п л м = 600 а и *2 = 8 ом мощности ПЕК равны 52Е0 и 2250 квар. С учетом удель­ ной стоимости установленной мощности ПЕК около 7 рубіквар дополнительные расходы на ПЕК при сооружении ее в отсасываю­ щем прсводе составляют около 21 тыс. руб. на каждую подстанцию.

Такие дополнительные затраты могут быть оправданы только при серьезном экономическом обосновании. По-видимому, приме­ нение ПЕК в отсасывающем проводе целесообразно в тех случаях, когда на шинах тяговой нагрузки появляются недопустимые напря­ жения обратной последовательности и основное назначение ПЕК заключается в симметрировании напряжений за ПЕК. Во всех остальных случаях предпочтительна схема ПЕК в отстающем плече. Возможно, что исследования уравнительных токов при наличии ПЕК, проводимые в настоящее время в МИИТе, внесут дополни­ тельные коррективы в приведенные выше расчеты. При этом одно­ временно будут решаться вопросы целесообразности параллельной работы тяговых подстанций по тяговой сети.

* * •*

Полученные результаты расчета позволяют сделать следующие

ЕЫВОДЫ:

1.Исследования электромагнитных процессов в цепи преобразо­ вательного электровоза при наличии ПЕК в установившихся ре­

жимах работы невозможны без учета активных сопротивлений.

2. Глубина компенсации индуктивного сопротивления анодной цепи емкостным сопротивлением ПЕК q — — не является произ-

вольной величиной и в любых случаях не должна превышать 0,5 к по условиям режима напряжения в тяговой сети.

3. Сокращение периода коммутации приводит к увеличению производной -—à и к увеличению степени искажения напряжения

122


за]ПЕК. При этом 3-я гармоника напряжения за ПЕК может дости­ гать значений 15% и более, что, несомненно, сказывается на режиме работы потребителей системы ДПР. Это обстоятельство следует учитывать при расчетах производительности и сроков службы этих потребителей.

4. Введение ПЕК оказывает существенное влияние на режим на­ пряжения в тяговой сети и на скорость движения поездов, особенно в вынужденных и аварийных режимах, и это также следует учиты­

вать при расчетах технико-экономической эффективности

ПЕК.

5. При оценке влияния ПЕК на коэффициент мощности

элект­

ровоза следует различать собственный коэффициент мощности электровоза / э с , представляющий собой отношение активной мощ­ ности, реализуемой электровозом, к кажущейся мощности за ПЕК, и коэффициент мощности электровоза по отношению к источнику питания X, представляющий собой отношение активной мощности электровоза к кажущейся мощности источника питания. В % сос­ тавной частью входит %д с . Расчеты показывают, что %ас при нор­ мальных условиях работы меняется на несколько сотых долей и влияние ПЕК на %э с можно не учитывать в технико-экономических расчетах. Влияние ПЕК на % оказывается более существенным, и это влияние должно учитываться в технико-экономических расче­ тах. Однако при помощи ПЕК не удается повысить коэффициент мощности на шинах тяговых подстанций до приемлемых значений, так как при к = 0,03-f-0,20 и q = 0,1 к ~ 0,5 к коэффициент мощ­ ности X увеличивается незначительно, а при к = 0,304-0,40 он хотя и заметно возрастает, но колеблется в пределах 0,55—0,78 и для его повышения все равно необходимы дополнительные меро­ приятия.

6. Применение ПЕК заметно сказывается на реализации элект­

ровозом

активной мощности в вынужденных и аварийных режимах

и менее

существенно в условиях нормальной эксплуатации.

7. При необходимости симметрирования системы напряжений на ДПР электрически удаленных подстанций наиболее целесооб­ разной оказывается схема ПЕК в отсасывающем проводе. В этом

случае воздействие

ПЕК на показатели качества энергии

несущест­

венно, так как 9 ^ 0

, 1 к. При выборе ПЕК из условий

оптималь­

ного воздействия на энергетические характеристики преобразова­ тельного электровоза наиболее целесообразным оказывается вклю­ чение в ПЕК в рассечку отстающей фазы.

8. В настоящее время МИИТом совместно с ХабИИЖТом про­ водятся исследования технико-экономической эффективности трех­ фазной несимметричной ПЕК, включаемой на стороне 27,5 кв и представляющей собой гибрид трехфазной симметричной ПЕК и однофазной ПЕК в отсасывающем проводе. Такое включение ПЕК дает возможность симметрирования системы напряжений на ДПР при одновременном существенном воздействии на показатели каче­ ства энергии у шин тяговых подстанций.

123