Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
|
|
Сравним |
несимметрию |
|
напряже |
|||
|
|
ний за ПЕК |
с несимметрией |
напря |
||||
|
|
жений при ее отсутствии. Для этого |
||||||
|
|
допустим, что |
хс = —~~ • При отсут- |
|||||
|
|
|
|
|
У з |
|
|
|
|
|
ствии |
ПЕК |
напряжение |
обратной |
|||
|
|
последовательности |
|
|
|
|||
|
|
UA 2Б |
• i ^ |
Y |
d + n ' - n ) * ! . (4-31) |
|||
|
|
Отношение |
напряжений |
обратной |
||||
|
|
последовательности с ПЕК и без ПЕК |
||||||
|
|
AUA2 |
100(7Л2 |
57,8 I п — 1 |
(4-32) |
|||
|
|
= • |
|
У п--а |
+ 1 |
|||
|
Рис. 4-29 |
|
иА2В |
|
|
|||
|
Зависимость |
ДІѴлг = |
/ (п) (рис. |
|||||
|
|
|||||||
|
|
4-29) показывает, что |
|
включение |
||||
ПЕК в отсасывающий провод обеспечивает существенное |
снижение |
|||||||
несимметрии напряжений в системе ДПР и на собственных |
нуждах |
|||||||
при п = |
0-4-2,0, а |
при п = 1 несимметрия напряжений |
вообще |
|||||
сводится |
к нулю. |
Таким образом, |
ПЕК в отсасывающем |
проводе |
значительно снижает несимметрию напряжений на шинах тяговой нагрузки. Симметрирования тяговой нагрузки схема не обеспечи вает, так как одновременно повышает примерно в одинаковой сте пени коэффициент мощности и cos ц>г тяговой нагрузки на обоих плечах. Следовательно, основное назначение этой схемы заклю
чается |
в |
симметрировании |
системы тяговых |
напряжений и вы |
||
бирать |
хс |
для |
этой схемы следует по формуле |
(4-29), где оценки |
||
тп и ап |
можно получить для действующих линий |
на основании |
||||
статистических |
испытаний |
на подстанциях, а |
для |
вновь проек |
тируемых — методом статистического моделирования на ЭВМ так,
как это предложено ВЗИИТом [71 ], или приблизительно, |
предпо |
|||||||||
лагая |
п |
нормально |
распределенной величиной |
с |
тп |
— 1 и |
||||
о„ |
= |
0,333. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом последнем случае формула (4-29) приобретает |
следую |
||||||||
щий вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
1,05лгу |
|
|
|
(4-33) |
|
|
|
|
|
|
|
у г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тп |
Результаты исследований МИИТа на дорогах показывают, что |
|||||||||
колеблется |
в очень широком |
диапазоне (0,3—2,5) |
и |
послед |
||||||
няя |
формула |
может |
служить |
только для |
ориентировочных |
|||||
расчетов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Наряду |
с отмеченными выше |
преимуществами |
установка ПЕК |
||||||
в отсасывающем проводе связана |
с существенными |
капитальными |
||||||||
затратами, так как ее мощность зависит от квадрата |
максимального, |
118
тока ПЕКПри равноплечей нагрузке это означает, что при оди наковых хс ее мощность в 3 раза выше мощности, устанавливаемой на одном плече, и в 1,5 раза выше мощности двух ПЕК на обоих плечах.
Полученные выше данные расчетов влияния ПЕК на показатели качества энергии показывают, что введение ПЕК в отсасывающий провод повышает коэффициент мощности тяговой нагрузки прак тически одинаково на обоих плечах подстанции. При этом система токов плеч поворачивается в направлении вращения векторов, а фа зовый сдвиг между токами плеч остается таким же, как и при от сутствии ПЕК (рис. 4-30). Как видно из рис. 4-30, сдвиг между тока ми плеч питания и соответствующими напряжениями при данной
схеме ПЕК уменьшается со значений срл и срп до срл и фп. Токи |
при |
||||
отсутствии |
ПЕК |
на векторной диаграмме показаны |
штриховой |
ли |
|
нией. При |
этом |
параллелограмм |
ТОП смещается |
из положения |
|
5 в положение Sx . Результирующий |
ток фазы А благодаря наличию |
ПЕК и ее компенсирующему эффекту также незначительно повора чивается. При этом ТОП по модулю не меняется, следовательно, не меняется и режим несимметрии напряжений в питающей сети до ПЕК. Отсюда следует, что ПЕК в отсасывающем проводе не обеспечивает симметрирующего эффекта ни по токам, ни по напря жению в звене от источника энергии до ПЕК, но существенно сим метрирует напряжения на шинах тяговой нагрузки и определенным образом компенсирует систему ТПП тяговой нагрузки и обеспечи вает этим некоторое снижение потерь энергии в питающей сети.
Рис. 4-30
119
|
Схема |
ПЕК |
в |
отстающей |
фазе |
||||
|
(рис. 4-31) была |
предложена |
канд. техн. |
||||||
|
наук В. А. Коршуновым. |
Векторная |
|||||||
|
диаграмма |
ее изображена на рис. 4-32. |
|||||||
|
Здесь токи при отсутствии ПЕК также |
||||||||
|
показаны |
штриховой |
линией. |
|
|
||||
|
Пренебрегаем |
симметрирующим эф |
|||||||
|
фектом |
этой схемы, |
хотя |
он |
может |
||||
|
быть существенным |
при больших |
на |
||||||
Рис. 4-31 |
грузках. В этом |
|
случае система |
напря |
|||||
|
жений |
обеих |
последовательностей |
до |
|||||
П Е К будет так же, как и выше, |
определяться |
формулами |
(4-18) |
||||||
и (4-19). Напряжения фаз за ПЕК: |
|
|
|
|
|
|
|
||
О А -= ÙAQ — J^T |
( 4 — й 2 / п ) х 2 1 |
— j-^r |
|
(/„ — а / п ) % т / / л ^ ' с ; |
|||||
уз |
|
|
У з |
|
|
|
|
(4-34) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
і
Ù'B
(Je = ÙAO—І -Lr
уз
При Xj,^= x s = x s
О А
|
|
|
Уз |
(Іл — |
аІп)хх2; (4-35) |
( / л — а2ІП)xzi |
|
|
|
L(4-35> |
|
получаем: |
|
|
|
|
|
^ОАО—ПП J/3 |
|
R \ |
/ 3 |
|
(4-37) |
1 |
4 |
|
|||
Ù'B=a*ÙAo |
+ j |
yf- |
(/л - / „ ) ; |
(4-38) |
|
c>c= a^ o + / ^ ( / „ + 2/n ). |
(4-39) |
Вводя те же обозначения, что и выше, получаем следующее вы ражение для напряжения обратной последовательности в момент времени t:
I |
|
1 |
п\ хс- |
1 |
•ntxzxc. |
(4-40) |
u * " = w V |
4 w - » « + |
' ) + 3 |
v - 3 |
|||
Минимизируя |
значение UА2І |
по xc, |
получаем |
|
|
|
|
xCt |
Y~3xv |
|
|
|
(4-41) |
|
2nt |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Воспользовавшись методом получения моментов системы, получаем математическое ожидание
|
У з |
|
1 |
т2 |
хг |
|
(4-42) |
||
- V - ХУ |
|
|||
|
2 |
2 |
|
|
120
В частности, при неизменном значении |
п = 1 получаем |
Ч-Ц-Ч- |
(4-43) |
В приближенных расчетах можно пользоваться следующим вы |
|
ражением: |
|
хс=0,78хх. |
(4-44) |
Сравним несимметрию напряжений на |
шинах тяговой нагрузки |
при ПЕК и без нее при хс = ^ хх.
Отношение напряжений обратной последовательности на шинах тяговой нагрузки с ПЕК и без ПЕК
^ 0 , 7 5 ^ - 1 , 2 8 9 . + ! ш
Ул 2 — п + 1
По формуле (4-45) на рис. 4-33 построена зависимость A.U'AI = = / (п) для этой схемы ПЕК. Как видно из рис. 4-33, эта схема также обладает значительным симметрирующим эффектом по на пряжению за ПЕК, но несколько меньшим, чем схема ПЕК в от сасывающем проводе. Особенно устойчиво симметрирующее дей ствие схемы по напряжению при п^І, когда UАЧ симметрируется на 30—35%.
Зависимость Ш AÏ = / (п) получена без учета симметрирующего эффекта схемы по току. С учетом этого эффекта симметрирующее влияние схемы на напряжение за ПЕК будет большим, а разница между данной схемой и схемой ПЕК в отсасывающем проводе по этому показателю меньшей.
Большим симметрирующим действием по напряжению обладает схема ПЕК в отсасывающем проводе. Однако она не обеспечивает
симметрирования |
тяговой нагрузки, в то время как схема ПЕК |
в отсасывающем |
плече обеспечивает симметрирование токов в пи- |
тающей сети. Если не рассматривать проблемы уравнительных токов, связанной с параллельной работой подстанций при наличии ПЕК, исследование которой сейчас выполняется в МИИТе, то схемы по влиянию на показатели качества примерно равноценны.
Остается оценить капитальные затраты для обоих вариантов расположения ПЕК.
При п = 1 приближенные значения оптимальных значений хс для ПЕК в отсасывающем проводе и в плече отстающей фазы равны соответственно 0,607 xz и 0,78 х^.
При равноплечей максимальней нагрузке мощность ПЕК для этих вариантов:
Q c = 0,607*,. 3/*л м ; |
(4-46) |
Qc= 0,78*s /Ил-, |
(4-47) |
т. е. вариант с ПЕК в отсасывающем проводе требует в 2,34 раза больших капитальных затрат. Так, например, при / п л м = 600 а и *2 = 8 ом мощности ПЕК равны 52Е0 и 2250 квар. С учетом удель ной стоимости установленной мощности ПЕК около 7 рубіквар дополнительные расходы на ПЕК при сооружении ее в отсасываю щем прсводе составляют около 21 тыс. руб. на каждую подстанцию.
Такие дополнительные затраты могут быть оправданы только при серьезном экономическом обосновании. По-видимому, приме нение ПЕК в отсасывающем проводе целесообразно в тех случаях, когда на шинах тяговой нагрузки появляются недопустимые напря жения обратной последовательности и основное назначение ПЕК заключается в симметрировании напряжений за ПЕК. Во всех остальных случаях предпочтительна схема ПЕК в отстающем плече. Возможно, что исследования уравнительных токов при наличии ПЕК, проводимые в настоящее время в МИИТе, внесут дополни тельные коррективы в приведенные выше расчеты. При этом одно временно будут решаться вопросы целесообразности параллельной работы тяговых подстанций по тяговой сети.
* * •*
Полученные результаты расчета позволяют сделать следующие
ЕЫВОДЫ:
1.Исследования электромагнитных процессов в цепи преобразо вательного электровоза при наличии ПЕК в установившихся ре
жимах работы невозможны без учета активных сопротивлений.
2. Глубина компенсации индуктивного сопротивления анодной цепи емкостным сопротивлением ПЕК q — — не является произ-
вольной величиной и в любых случаях не должна превышать 0,5 к по условиям режима напряжения в тяговой сети.
3. Сокращение периода коммутации приводит к увеличению производной -—à и к увеличению степени искажения напряжения
122
за]ПЕК. При этом 3-я гармоника напряжения за ПЕК может дости гать значений 15% и более, что, несомненно, сказывается на режиме работы потребителей системы ДПР. Это обстоятельство следует учитывать при расчетах производительности и сроков службы этих потребителей.
4. Введение ПЕК оказывает существенное влияние на режим на пряжения в тяговой сети и на скорость движения поездов, особенно в вынужденных и аварийных режимах, и это также следует учиты
вать при расчетах технико-экономической эффективности |
ПЕК. |
5. При оценке влияния ПЕК на коэффициент мощности |
элект |
ровоза следует различать собственный коэффициент мощности электровоза / э с , представляющий собой отношение активной мощ ности, реализуемой электровозом, к кажущейся мощности за ПЕК, и коэффициент мощности электровоза по отношению к источнику питания X, представляющий собой отношение активной мощности электровоза к кажущейся мощности источника питания. В % сос тавной частью входит %д с . Расчеты показывают, что %ас при нор мальных условиях работы меняется на несколько сотых долей и влияние ПЕК на %э с можно не учитывать в технико-экономических расчетах. Влияние ПЕК на % оказывается более существенным, и это влияние должно учитываться в технико-экономических расче тах. Однако при помощи ПЕК не удается повысить коэффициент мощности на шинах тяговых подстанций до приемлемых значений, так как при к = 0,03-f-0,20 и q = 0,1 к ~ 0,5 к коэффициент мощ ности X увеличивается незначительно, а при к = 0,304-0,40 он хотя и заметно возрастает, но колеблется в пределах 0,55—0,78 и для его повышения все равно необходимы дополнительные меро приятия.
6. Применение ПЕК заметно сказывается на реализации элект
ровозом |
активной мощности в вынужденных и аварийных режимах |
и менее |
существенно в условиях нормальной эксплуатации. |
7. При необходимости симметрирования системы напряжений на ДПР электрически удаленных подстанций наиболее целесооб разной оказывается схема ПЕК в отсасывающем проводе. В этом
случае воздействие |
ПЕК на показатели качества энергии |
несущест |
венно, так как 9 ^ 0 |
, 1 к. При выборе ПЕК из условий |
оптималь |
ного воздействия на энергетические характеристики преобразова тельного электровоза наиболее целесообразным оказывается вклю чение в ПЕК в рассечку отстающей фазы.
8. В настоящее время МИИТом совместно с ХабИИЖТом про водятся исследования технико-экономической эффективности трех фазной несимметричной ПЕК, включаемой на стороне 27,5 кв и представляющей собой гибрид трехфазной симметричной ПЕК и однофазной ПЕК в отсасывающем проводе. Такое включение ПЕК дает возможность симметрирования системы напряжений на ДПР при одновременном существенном воздействии на показатели каче ства энергии у шин тяговых подстанций.
123