Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с П Е К и без П Е К при практически неизменной поездной ситуации, а т а к ж е в установившихся режимах ведения поезда. Машинистам на период испытаний было дано указание проходить фидерную зону на одной и той же позиции не­ зависимо от изменения режима напряжения .

 

Характерная

пара

осциллограмм

приведена на

рис. 1-11,6 (с

П Е К )

и

в (без П Е К ) .

Как

показала обработка этих осциллограмм, естественный

коэффициент мощности

электровоза за

установкой П Е К практически

остает­

ся

неизменным при

наличии и отсутствии П Е К . Такие

же результаты

полу­

чены и на Горьковской дороге. Угол сдвига между напряжением до П Е К и то­

ком при наличии П Е К снижается благодаря

наличию напряжения

на емкости

П Е К . Это четко видно из осциллограммы.

Кривые тока и напряжения при

наличии и отсутствии П Е К заметных изменений

не претерпевают.

Н а п р я ж е ­

ние за емкостью при больших нагрузках заметно

повышается.

 

Экспериментальные исследования качества энергии непосред­ ственно на электровозе были проведены на Юго-Западной дороге1 с целью выявить процесс формирования показателей преобразова­ тельного электровоза: э. д. с. тяговых двигателей, углов коммута­ ции, гармоник тока и напряжений. В процессе исследования осциллографировались первичный іэ и выпрямленный ів токи и вторич­ ное напряжение трансформатора электровоза (У2 (рис. 1-12, а).



Для получения наиболее достоверных данных, сопоставимых с расчетными, указанные величины осциллографировались на элек­ тровозе в наиболее удаленных точках сети — у постов секциониро­ вания (у каждого поста по пять осциллограмм). Всего исследова­ ниями было охвачено восемь последовательных фидерных зон (400 км). Получение осциллограмм у постов позволило точно рассчи­ тать анодное сопротивление сети, при этом доля сопротивления сети электроснабжения на участке от источников энергии до вводов на подстанции оказалась минимальной. Это позволило учесть сопро­ тивление этого участка сети как постоянную 10-процентную добав­ ку к вычисленному точно сопротивлению последующего участка сети электроснабжения, включающего тяговые трансформаторы подстанции, контактную сеть и трансформатор электровоза. При осциллографировании фиксировались позиции электровоза. Полу­ ченные из осциллограмм данные об углах коммутации, э. д. с. тя­ говых двигателей, гармониках использованы ниже.

В табл. 1-3 приведены сводные характеристики гармоник

тока

и напряжения. Анализ

гармоник

выполнялся на «Наири-2»*.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1-3

Порядок

 

Ток

 

 

Напряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гармоники

Величина, %

Аргумент,

°эл

Величина, %

Аргумент,

°эл

 

3

19—24

От 12 до

29

3,5—12

От —89 до

+88

5

8—11

» —3

» +38

5—11,5

»

—89 »

+88

7

3,5—7,5

» —2

» +44

3,5—7

»

—30

»

+88

9

3—5,5

» —3

» +45

2—5,5

»

—89

»

+78

11

1,5-3,5

» —81

» +45

1—3,5

»

—77

»

+70

13

1—2,5

» —50

» +43

0,5—3

»

_ 8 4

»

+8 7

Из приведенных данных видно, что фазы гармоник колеблются

вдовольно узком диапазоне 4-го и 1-го квадрантов и их, как случай­ ные величины, нельзя рассматривать равномерно распределенными

впределах 0—2 я, как это иногда принимается в расчетах. Данные

обработки совпадают с данными, приведенными в [4, 5, 25].

* Расчеты выполнены инж. А. А. У р е н е в ы м.

20,


m -

 

 

б)

 

_

 

0,3

 

 

Пп=25к5

 

25,2 кд

 

 

 

 

0,2

 

 

 

0,1

 

13,25 22,0

—1

О

1 1

2%75 21,5 Щ,кВ

13,25 22,0

2%75 27,5 Unji<B

 

Рис.

1-13

 

Наряду с изложенным выше МИИТом совместно с ЦНИИ МПС1 на Горьковской дороге была исследована эффективность применения ПЕК в отсасывающем проводе. Одна из характерных осциллограмм токов и напряжений на ПЕК приведена на рис. 1-12, бив. Здесь так же, как на Восточно-Сибирской дороге, осциллографирование выполнялось с ПЕК и с шунтированной ПЕК при интервале между осциллограммами в 30 сек. Осциллографировали напряжение на емкости «с, ток левого / п л и правого і п я плеч питания, напряжения на этих плечах за ПЕК — или ып . Исследования показали, что ПЕК несколько симметрирует напряжения на шинах тяговой нагрузки.

Одновременно с исследованием влияния ПЕК на показатели качества тяговой нагрузки измеряли напряжения на посту секцио­ нирования при наличии и отсутствии ПЕК. Как видно из гисто­ грамм этих напряжений (рис. 1-13, а и б), оценка математического ожидания напряжения на посту при наличии ПЕК даже оказалась ниже на 0,2 кв. При оценке этих результатов следует, однако, учи­ тывать, что отсутствие ПЕК на смежных подстанциях делает схему несимметричной, поэтому экспериментальные данные не следует рассматривать как показатели недостатков схемы ПЕК. Однако это говорит о том, что при применении ПЕК необходимо очень тщатель­ но подходить к параллельной работе подстанций и к выбору пара­ метров ПЕК.

Краткие данные об экспериментальных исследованиях, выпол­ ненных на Восточно-Сибирской, Горьковской и Юго-Западной до­ рогах, приведенные в настоящей главе, указывают на необходи­ мость повышения качества энергии в тяговой сети. Это объясняет важность и настоятельную необходимость исследования качества энергии и средств его повышения.

1 Бригадой Ц Н И И МПС руководил канд. техн. наук Б . М. Б о р о д у- л и н.


Г Л А В А I I

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЭНЕРГИИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА

ПРИ ОТСУТСТВИИ СРЕДСТВ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

3. Выбор метода и модели

для исследования качества энергии

В последнее время у нас и за рубежом проявляется пристальный интерес к качеству энергии, средствам его улучшения вообще и к статическим регулируемым и нерегулируемым источникам реак­

тивной мощности в частности [3, 4,

5, 11, 12,

13, 22, 25,

26, 29, 35,

36,

45,

47,

110,

111].

 

 

 

 

Заметное воздействие активных

средств

повышения

качества

энергии на основные показатели электрической тяги объясняет более тщательный подход к исследованию электромагнитных про­ цессов на электровозе переменного тока. Ниже приведен анализ работы электровоза в естественных условиях и при наличии ак­ тивных сопротивлений и средств повышения качества энергии.

Анализ цепей с полупроводниковыми вентилями довольно сло­ жен, особенно в тех случаях, когда цепь с вентилями описывается дифференциальными уравнениями высокого порядка. В связи с тем что нагрузочная характеристика вентилей нелинейна, строгий анализ этих процессов связан с необходимостью решать нелинейные дифференциальные уравнения. Для упрощения расчета реальные нагрузочные характеристики вентилей обычно аппроксимируют [19].

Известны три метода аппроксимации: аппроксимация при по­ мощи интегрируемой нелинейной аналитической функции, кусочнолинейная, сочетание нелинейной функциональной аппроксимации с линейной.

Кусочно-линейная аппроксимация, позволяющая перейти от нелинейных к линейным дифференциальным уравнениям, осуществ­ ляется обычно одним из способов, иллюстрируемых рис. 2-1,а (кривые /, 2, 3), и дает возможность заменять в схеме реальный вен­

тиль идеальным с добавлением соответствующих линейных

элемен­

тов (рис. 2-1, б). В сетях с мощными силовыми вентилями

наиболее

целесообразна аппроксимация 1. В этом случае г п р = 0 и

Е0 = 0.

Цепь с вентилем может быть представлена в виде линейного четы­ рехполюсника с идеальным вентилем на выходе, для которого мож­ но записать дифференциальное уравнение

А(р)и(Ъ) + В{р)ЦВ)

=k(p)t(Q);

(2-1)

 

 

Ѳ = ю/,

22