Файл: Мамошин Р.Р. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
где А |
(р), В(р), |
k(p) |
— полиномы оператора р |
степени п; |
|
|
р = d/dQ— оператор дифференцирования; |
|
|||
|
|
/(Ѳ) — функция воздействия на входе. |
|
||
В точках перехода |
с одного линейного участка характеристики |
||||
на другой уравнение |
(2-1) несправедливо, так |
как в этих |
точках |
||
производные напряжения и тока могут иметь разрывы. |
|
||||
Для |
решения |
таких задач имеется несколько методов: |
метод |
припасовывания, предложенный акад. Н. Д. Папалекси [77, 78], метод обобщенных функций [19, 21], метод получения решений в форме полных рядов Фурье [8].
Наибольшее распространение получил метод обобщенных функ ций, так как введение обобщенных функций позволяет осуществ лять операцию дифференцирования без ограничений. Метод опре деления решений в форме полных рядов Фурье и метод Н. Д. Па палекси не нашли до сих пор широкого применения для расчета сложных схем, так как использование первого метода связано с не обходимостью дополнять уравнение (2-1) условиями скачков, учи тывающих разрывы функций і и « и их производных, а применение метода Н. Д. Папалекси обычно наталкивается на значительные трудности при отыскании начальных условий в цепях, описываемых дифференциальными уравнениями высокого порядка. Широкие воз можности применения мощной счетно-решающей техники для облег чения решения систем трансцендентных уравнений, связывающих начальные условия работы вентильных схем по периодам, позво ляют в настоящее время расширить возможности применения этого метода для расчетов более сложных цепей. В настоящей работе ис пользован метод Н. Д. Папалекси. Важно также создать единую расчетную модель исследования электромагнитных процессов в се тях с преобразовательными электровозами, на базе которой можно было бы, пользуясь одним и тем же математическим аппаратом, решать любые частные задачи. Структурная и развернутая схемы питания электровоза изображены соответственно на рис. 2-2, а и б.
Электромагнитные |
процессы |
|||
преобразовательного |
электровоза |
|||
в установившемся |
режиме |
работы |
||
при отсутствии и |
наличии |
средств |
||
повышения |
качества |
нагрузки |
были исследованы с учетом таких допущений:
намагничивающие токи |
транс |
|||
форматоров |
равны |
нулю, |
потери |
|
в стали |
не |
учитываются. |
|
|
Можно |
рассмотреть три |
случая |
||
работы |
электровоза |
в естествен |
||
ном режиме: |
|
|
||
активные сопротивления |
схемы |
|||
равны практически |
нулю (нулевое |
|||
приближение); |
|
|
23
активное и индуктивное сопротивления питающей сети равны нулю;
активное и индуктивное сопротивления расчетной схемы не рав ны нулю.
Электромагнитные процессы в первых двух случаях достаточно полно исследованы в работах [53, 91, 117], а в третьем — в работах [40, 79]. В работе 179] предложена интересная методика приближен ной оценки э. д. с. и основной гармоники первичного тока с учетом активных сопротивлений цепи, в соответствии с которой для каж дых данных условий работы электровоза значения э. д. с. следует
определять |
по параметрам, вычисленным с |
учетом |
активного со |
|||||
противления цепи, на основе характеристик |
£ д |
= /(/£, |
k) |
нулево |
||||
го |
приближения. Сами характеристики £ д = |
/ ( / в , |
k) |
для треть |
||||
его случая (R Ф |
0) отсутствуют. Отсутствуют и такие важные харак |
|||||||
теристики, |
как |
% = ' / ( / ; , Ь)\ Ô = /V* k); |
|
Ol — |
6) |
= |
/(/S, k); |
|
РІ |
= Д / в , |
k) и т. д. |
|
|
|
|
|
Внастоящее время в основной массе расчетов в проектной и экс плуатационной практике, как известно, используют средние зна чения основных энергетических показателей (средние значения коэффициентов мощности нагрузок фидеров подстанций, средние значения этих нагрузок и т. д.). Отсутствие счетно-решающей тех ники делало единственно возможными и правомерными такие рас четы. Однако получавшиеся при этом результаты были слишком грубыми и могли привести к неточным технико-экономическим вы водам и решениям.
Внастоящее время [71, 74] разрабатываются методы расчета режимов работы систем электроснабжения, основанные на рассмот рении движения поездов по ним как случайного процесса. При та ком подходе к расчетам ориентация на средние значения энерге тических показателей недопустима, ибо в каждый данный момент времени в данной точке сети при данной нагрузке электровоз харак-
Рис. 2-2
Рис. 2-3
теризуется конкретными энергетическими показателями, резко от личающимися от показателей этого же электровоза в другие мо менты времени и в других точках участка. В качестве исходного материала, помимо тяговых расчетов, параметров системы электро снабжения и межпоездных интервалов как случайных величин, необходимы не средние значения, а достаточно точные характеристи ки показателей электровозов во всем диапазоне их работы. Для получения таких характеристик в качестве исходной необходима более строгая математическая модель электровоза. Такой подход к решению этой задачи одновременно позволяет уточнить форму кривых токов и напряжений электровоза, непосредственно связан ных с его э. д. с , скоростью движения и реализуемой электрической мощностью.
На рис. 2-3 приведена схема обобщенной модели электровоза в операторной форме, составленная с учетом приведенных выше до пущений. В схему заложены устройства продольной и поперечной компенсации. Она составлена для ненулевых начальных условий, что соответствует установившемуся режиму работы электровоза. Вентили мостовой схемы преобразовательной установки заменены ключами 1—4, программное переключение которых обеспечивает дублирование периодов проводимости и коммутации реальной цепи. Система контурных операторных уравнений схемы для этого режима имеет следующий вид:
|
Z ( p ) / ( p ) - £ ( p ) , |
(2-2) |
где |
Z (р) — матрица операторных контурных |
сопротив |
|
лений; |
|
І(р) |
и Е{р) — соответственно столбцевые матрицы опера |
|
|
торных контурных токов и э. д. с. |
|
25
Z(p) |
= |
Z |
2 (p)1 2 |
; |
|
1(P) |
= |
|
i(p)i |
; |
£(/>) |
= |
|
E(P)i |
|||
Z (p)2 i Z (p)2 2 |
|
|
|
|
E(p)n |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
P^n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Z{p)12^Z{p)2l |
= Rn + |
|
pLnn; |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
z ( P ) 2 2 = я п + p L n n + - ~ + P ^ V . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Pl-K |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
«(/мСОЭѲі + і/мвІП ѲхР |
|
»СпО (Ѳ і) |
|
|
£ Д |
, |
|
|
m u |
|||||||
*(/>)і |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
у |
+ |
гоп (Ѳ і )1 г |
||
|
|
|
4- *оп (Ѳі) ^пп + |
'от (Ѳі) |
-f / о |
в |
(Ѳх) Z.B ; |
|
|
||||||||
£ ( р ) и = |
(öt/MCosGt + f/MsineiP |
|
" с к о ( ѳ і ) |
, |
, |
f |
l W |
||||||||||
^хт^2 |
|
2 |
|
|
|
ö |
|
|
г-Jon loi) |
|
L n n |
||||||
|
|
|
p |
+C0 |
|
|
|
|
p |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
'on |
(Ѳі) L n a |
- f |
/ о к (ѲІ) |
|
L K ; |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
'on T" 'on — |
'on> |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ГД6 {0n> |
'on' |
начальные значения |
|
контурных |
токсв |
|
I {p)lt |
||||||||||
|
|
в |
индуктивности L n |
n |
соответственно |
|
|
|
|||||||||
Из уравнения (2-2) |
получаем: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Е(р) |
|
|
-Е{р) |
|
|
Яп+Р^пп |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
/(Р)п |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р^п |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Rn + pLan+ |
|
|
— + |
|
Р^к— |
|
|
|
|
Г |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
РСК |
|
|
/ ? 2 |
|
+ р І 2 |
+ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РСп |
I (p)i\
(2-3)
£ ( р ) , - £ ( р ) и |
|
|
||
|
|
#п+РЬлп + -jr |
+ pU |
|
/(р)> |
|
|
РСК |
(2-4) |
1 |
|
|
||
^2 + |
|
(^п + РІ-пп)2 |
||
^ 2 + 3 ^ |
|
|
||
|
|
Яп + РІпп+ "TT + Pi-к |
||
|
|
|
РСК |
|
В соответствии с |
рис. 2-3 |
ток |
на участке |
(а — а') — (Ь — Ь') |
|
Kp)iab = I(P)i |
+ I(P)w |
(2-5) |
|
на участке (Ь — Ь') |
|
|
|
|
|
Hp)m' |
= I(P)w |
(2-6) |
26
на участке (b — с — с' — Ь') |
|
|
|
|
|
|
|
|
I (Р)іъс = |
І(Р)і- |
|
(2-7) |
|||
Напряжение между узлами (Ь — |
Ь') |
|
|
|
|||
Ѵіъь- (Р) = ê(p) - Z (р)І 2 |
[I (р), + |
/ Ш-іоп |
(Öi) L D U . |
(2-8) |
|||
Напряжение за емкостью продольной компенсации |
|
||||||
г/jсп (р) = ё{р) - |
Z (р)1 2 [/ (р), + / (р)„І |
- |
|
||||
-г'оп(Ѳі)^пп+ |
— |
1 |
(Р)Г |
•*СпО(Ѳі) |
|
(2-9) |
|
Формулами (2-5) — (2-9) определяются изображения напря |
|||||||
жений и токов для схемы рис. 2-3 в периоде проводимости. |
|
||||||
В соответствии |
с синусоидальным |
характером напряжения |
|||||
источника питания |
в момент |
времени Ѳ2 |
наступает |
режим |
комму |
тации. С этого момента на весь период коммутации в схеме образу
ются три контура: (abb'a'), |
(abcc'b'a') |
и |
(cdd'c'). |
|
|
||||||||||
Система |
|
контурных |
уравнений для этого периода по форме |
||||||||||||
остается такой же, как и для периода проводимости: |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Z(p)Kl(p)K |
= E(p)R. |
|
(2-10) |
||||||
Матрицы и коэффициенты матриц имеют следующий вид: |
|||||||||||||||
|
|
|
|
Z(p)n |
Z(p)i2 |
Z (р)із |
|
|
|
|
|||||
Z(p)K |
= |
Z |
(р)п |
Z (p)2 2 |
Z |
(P)a 8 |
; |
/(p)„ = |
|
||||||
|
|
|
|
z (Р)зі |
Z (p)3 2 |
Z (Р)зз |
|
|
HP) m* |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
(/>),. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
( P ) „ K |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E<P)m* |
|
|
|
||
где Z ( p ) n |
= |
Rn |
+ pLnn |
+ |
—- |
+ |
pLm; |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
pcn |
|
|
|
|
|
|
|
|
Z (p)i2 = Z (p)2 1 |
= Rn + |
pL n n ; |
|
|
|
|
|
|
|||||||
2 (p)i3 |
= Z (p)3 l |
= Z (p)8 a |
= Z (p)M |
= |
0; |
|
|
|
|||||||
Z(p)22 |
= Rn+P^nu |
+ |
|
1 |
PLK'> |
|
|
|
|
|
|||||
pcK |
|
|
|
|
|
||||||||||
Z(p)ss^RB |
|
+ |
pLb; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
„ , |
, |
|
ö ) t / M c o s e 2 + |
t / M s i n 9 2 p |
|
4CnO (Ѳ,) |
• iôn (Ѳ2) L a a |
+ |
|||||||
E(p) |
ІК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
+ |
ion (Ѳ2) L m |
4- |
j |
0 T |
(Ѳ2) L B |
|
|
|
|
27
|
Р ) , І К = |
шС/м cos Ѳ2 |
+ L y s i n e , |
р |
" С к |
0 ( Ѳ 2 ) |
, |
., |
. , |
||
Е |
г т ^ |
|
|
|
|
|
Иоп(ѳя )£п |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- f |
i'on (Ѳ2) L n |
n + / о в (Ѳ2) І к ; |
|
|
|
||||
|
|
£ ( Р ) ш к = |
|
р |
Иов^-в- |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контурные |
токи для периода |
проводимости: |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
^п + Р^-пп |
|
|
|||
|
/ (p)lK = |
|
|
|
|
|
P-?— |
; |
(2-11) |
||
|
|
0 мпг M 1 |
|
— |
^П+Р^пп)3 |
~ |
|||||
|
|
# n + PLnn + " 7 Г - |
|
|
|
|
1 |
||||
|
|
|
pC n |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рСк |
|
|
|
P / \ |
С / \ |
^п + Р^-пп |
|
|
|
|||
|
|
|
£ ( р ) І І К - £ ( р ) І К |
|
|
|
p |
|
|
||
|
/(p)IIK = |
|
|
; — ( |
D |
p" |
„ |
; (2-12) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рСд |
|
|
|
|
|
£ д |
. |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
n |
+'овів |
|
|
|
||
|
|
ш |
" - = |
- Ь ^ г - |
|
|
( 2 ' l 3 ) |
||||
Ток на участке (а — Ъ — Ь' — а!) |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
і(Р)2аЬ=і(р)ы + і(р)Пк; |
|
|
(2-й) |
на участке (Ь — Ь')
І(Р)2Ьь- = ИР)и«
на участке (Ь — с — с' — Ь')
Пр) = і(р) ;
в контуре (с — d — d' — с') 2Ьс 1к /(Р)з = / ( Р ) „ І К .
(2-1 5 )
(2-
(2-17)
28