Файл: Костин С.В. Рулевые приводы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вал турбины, движущийся корпус летательного аппа­ рата) ,

Газовый поток, поступающий к двигателю от ГУ, счи­ тается его входной величиной. На основании изложенно­ го ранее входную величину газового двигателя можно обозначить через

G1— G2

 

Д 'фт —

- - ,■■■

,

 

(2.31)

где

Gi — расход газа через первый приемник ГД;

 

G2— расход газа через второй приемник ГД;

 

Gm— максимальный

расход

газа,

потребляемого

 

приводом.

газового

двигателя можно

 

За выходную величину

принять усилие или момент, развиваемый

двигателем и

приведенный к выходному звену. В

безразмерном виде

эти величины можно представить так:

 

 

_R_

__

М_

 

(2.32)

 

Р

М~~ Мп

 

 

RnV

 

 

где

R и М — соответственно развиваемые усилие и мо­

 

мент на выходном звене;

 

 

R„„ Мт— максимальные значения R и М;

р— безразмерное усилие, приведенное к вы­ ходному звену;

р— безразмерный момент, приведенный к вы­

ходному звену.

Преимущества ‘применения газовых двигателей в сис­ темах автоматического регулирования и управления — простота конструкции, надежность, малая масса и невы­ сокая стоимость.

Все газовые двигатели можно подразделить на диа­ фрагменные (мембранные, сильфонные и т. п.); поршне­ вые (силовой цилиндр); турбинные (активные и реактив­ ные газовые турбины); струйно-реактивные; комбиниро­ ванные (двигатели многократного расширения газа).

В мембранных ГД используется потенциальная энер­ гия сжатого газа при относительно малых перемещениях выходного звена.

Работа газового двигателя заключается в перемеще­ нии штока хш под действием разности давлений р\—рг в полостях за счет изменения расхода газа G\—Go.

В поршневых ГД (см. рис. 2.1 н 2.5), как и в диафраг­ менных, используется потенциальная энергия сжатого

123

>


газа, но наличие поршня с подвижными уплотнениями позволяет 'получить большие 'перемещения выходного звена — штока,

В турбинных газовых двигателях (см. рис. 2.3) ис­ пользуется кинетическая и потенциальная энергия сжа­ того газа. В зависимости от лопаточного аппарата газо­ вые турбины можно разделить на активные (когда ис­ пользуется в основном кинетическая энергия потока газа) и актквно-реактивные (когда используется и кине-

Р і

а,

с

дх

 

 

 

 

 

 

 

-ал ^

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'ßz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с В ы х

 

 

 

 

Рис. 2.19. Схема газового потока турбинного

пневмодви­

 

 

 

 

гателя:

 

 

 

 

 

р-ь — давление

на входе

в сопло;

аі — угол

наклона

вектора

скорости газа

с ад , вытекающего из сопла

к плоскости ротора Т;

Рі — угол

наклона вектора входной

скорости

газа cRX к плоско­

сти ротора

Т;

ß2 — угол

наклона

выходной скорости

газа

к плос­

кости ротора

Т; ѵ — окружная

частота

(скорость)

в

среднем

 

 

 

сечении лопаток D

 

 

 

 

 

тическая, и потенциальная энергия газа за счет его расширѳния в лопаточном аппарате).

Принцип действия турбинного двигателя (рис. 2.19) заключается в следующем: струя газа, попадающая в ло­ паточный аппарат, изменяет свое направление, вследст­ вие чего образуется усилие, вращающее колесо турбины.

В -струйно-реактивных газовых двигателях использу­ ется кинетическая энергия газовой струи, создающая реактивную тягу (см. рис. 2.4).

Особенностью данного ГД является то, что момент, развиваемый им, непосредственно приложен к летатель­ ному аппарату.

124


Принцип работы мембранных (диафрагменных) и поршневых ГД одинаков, поэтому возможно получение общего уравнения, описывающего все типы подобных двигателей.

Объем свободной полости при отклонении мембраны от среднего (нейтрального) положения может быть по­ лучен как объем шарового сегмента, опирающегося на окружность диаметром н высотой хш. Объем такого сег­ мента

. т / _

1

 

2 \

л dm

Д к —

ЯЛ'ш \ 3 —■

^ Хщ I

-— Л'ш}

 

6

' 4

'

4

где Дм — диаметр мембраны;

 

 

 

хт— перемещение выходного штока;

 

сіш— диаметр штока.

 

 

 

Максимальное изменение объема составит

 

 

 

2

 

 

2

. , ,

1 ,

/ „ Д и

I 2 \

З т Д п

Д V т

О

I\ О 4

г ^пш'/

4

'Х ш т -

(2.33)

(2.34)

Для сохранения линейности характеристик мебранного двигателя отношение максимального перемещения к диаметру мембраны должно выбираться очень неболь­

шим, т. е . -Cl. Поэтому в уравнениях (2.33) и (2.34) «О

вторым слагаемым в скобках можно пренебречь, что даст

возможность упростить выражения

для изменения объ­

ема:

 

 

 

 

 

 

А Г =

1

d 2

d2

/

1

 

—- тсхт• 3 — — - ~ х ш =

( -—Лм — /4ш) хш; (2.35)

 

6

4

4

'2

 

 

 

 

АГ,п — -g” ^м^шт

Аш&шт,

(2.36)-

где Ам

jidbi

—площадь мембраны;

 

Т~

 

 

 

 

 

 

 

Аш --

7zdш

 

поперечного сечения

штока.

-------- площадь

Увеличение объема сжимаемого газа ухудшает дина­ мические качества ГД, поэтому объем Ѵо рабочих полос­ тей мембранного двигателя в равновесном нейтральном

125


положении должен быть по возможности ближе к макси­ мальному изменению объема ДУт . Для этого крышки мембранного газового двигателя делаются обычно сфе­ рической формы с минимальным зазором между крыш­ кой н мембраной в крайнем положении. Однако как бы ни был мал зазор, всегда есть нерабочий объем.

Поэтому

Ѵ о = Ѵз“Ь Д 1Л„ = Д з “Ь ( — Дм - А ш ^д:ш т, (2.37)

где Ѵо — объем полости в равновесном положении.

При смещении штока от нейтрального положения (на­ пример, вправо) на величину „ѵш объемы первой и второй рабочих полостей перераспределяются:

Ѵі — Уо + АѴ — Vo -f-

Ашj хш;

 

 

 

(2.38)

У2 =

У0 -

ДУ = У0 - (І-Л м - Аш)х ш,

где Ѵ\ — объем первой полости;

 

У2— объем второй полости.

связывают изменение

Уравнения

(2.38) полностью

объемов рабочих полостей с перемещением штока.

В поршневом

газовом двигателе изменение объема

рабочих полостей строго пропорционально перемещению штока, а добавочный объем может быть сведен к мини­ муму, определяемому только объемом, трубопроводов.

Повторяя предыдущие рассуждения,

получаем следую­

щие формулы для объемов первой Ѵ\

и второй Уг рабо­

чих полостей:

Ѵі Ѵо АпХщ', 1

 

 

(2.39)

 

У2 = Уо АПХШ, '

 

 

nda

— площадь поршня;

где Ап =

 

 

da — диаметр поршня (цилиндра); dm — диаметр штока.

Анализируя выражения (2.38) и (2.40), можно заме­ тить, что их легко унифицировать, если ввести понятие - «эффективная площадь по изменению объема А ѵ обоз­

начаемую как А V для мембранного двигателя, Аѵ — для поршневого двигателя:

126


(2.40)

Ay = Аа.

Тогда уравнения изменения объемов рабочих полостей газового двигателя статического действия будут одними и теми же для любого его типа:

(2.41)

При анализе работы ГД статического действия мы имеем дело с четырьмя переменными величинами: давле­

ниями и температурами в первой

(р\,Т\) и второй (р2:Т2)

рабочих полостях. Поэтому для

полного описания про­

цессов, происходящих в газовом

двигателе,

необходимо

иметь четыре уравнения.

 

 

В работе [25] показано, что в качестве таких уравне­

ний могут быть взяты уравнения

массового

расхода и

уравнения сохранения энергии для каждой рабочей по­ лости. Для газового привода статического действия они имеют вид ^

(2.42)

где Ди и Gі2—-массовые расходы втекания газа в пер­

вую и вторую рабочие полости;

из

G 2I и G22 — массовые расходы вытекания газа

первой и второй рабочих полостей;

и

іщ и ш2 — соответственно масса газа в первой

второй рабочих полостях;

 

Пц и П]2 — удельные поступления энергии в первую и вторую рабочие полости;

П2і и П22 — удельные расходы энергии из первой и второй рабочих полостей;

127

Ei и Ei — энергия газа в первой н второй рабочих полостях.

В развернутой форме при адиабатическом характере процессов в рабочих полостях уравнения (2.42) будут следующими:

Gи — GZi — у dV{

dv;

 

dt +

dt

(2.43)

 

'1

d V j

d p i

— Пггбгг

dt

к — 1

1 dt

к — 1

где /= 1,2.

 

(2.43)

крайне сложно.

Решение нелинейной системы

Линеаризацию нелинейных уравнений ГД можно про­ извести на основе тех же допущений, которые принима­ лись при линеаризации уравнений газовых усилителей всех типов.

Принимая допущение о постоянстве температуры в

полостях газового двигателя ( Т ^ Т 2 = То), мы

считаем

тем самым процессы в полости изотермичными

(77д= 1,

т

РіУі = const), а введение коэффициента 02О= — < 1 ав-

Тт

тематически учитывает уравнение сохранения тепловой энергии. Тогда для переменных р\ и р%остаются уравне­ ния сохранения массового расхода:

 

 

dVi

 

dyi

 

 

а ‘ =

^ Г у‘ +

7

Г ѵ‘'

IГ

(2.44)

G, = dT l y i + O l£у„

 

 

 

dt

 

dt

 

I

 

Учитывая, что при Пд=1

 

 

 

 

 

Ра

_

Y

Р1

 

dy1

1

dpi

Уп =

;

RTo'

dt

RTo

dt

R T o

 

а также, принимая во внимание уравнения (2.41), полу­ чаем

г

А р1

dxш

1

dpi . . . . .

0l = A r n

d f + Rf«

 

 

+

Gi = — A v

P2

dxm

1

dpi

(2.45)

( Vo — А у Х ш ) .

 

 

RTQ W

RTo

dt

 

i2 a