ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
тельно изменяются при изменении величины и характера нагрузки. Этот основной недостаток пневматических при водов сужает область их применения, где от привода тре буются высокие динамические качества и стабильность работы в условиях изменяющейся нагрузки (моментов трения, шарнирного демпфирующего и динамического).
Из работы [24] следует, что применение принципа теории инвариантности к проектированию систем управ ления рулевых пневматических приводов может позво лить практически устранить влияние нагрузки на харак теристики привода и существенно улучшить его динами ческие характеристики.
Пневмопривод обладает значительным резервом ди намических возможностей. Этот резерв не используется при замыкании привода только обратной связью по по ложению выходного вала и может быть реализован при введении в привод связей по нагрузке.
Динамические характеристики пневмопривода с ком пенсирующей связью существенно улучшаются (особенно при нагрузке типа момента «перекомпенсации руля» и «сухого трения») и позволяют значительно расширить об ласть применения пневматических приводов.
Глава III. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ
3.1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Одно из основных требований, предъявляемых к ру левому приводу, заключается в том, чтобы обеспечить заданную точность воспроизведения входного воздей ствия при минимальных габаритах исполнительного эле мента привода и минимальных потерях преобразуемой им энергии.
Задание входного воздействия и точности его воспро изведения определяет требуемый закон движения выход ного вала привода.
Если требуемые скорости и ускорения выше тех зна чений, которые способен обеспечить исполнительный эле мент привода, то попытки получения требуемой точности введением каких-либо корректирующих устройств будут безуспешны. Никакие управляющие сигналы не могут обеспечить скорости и ускорения, если они не заложены в самой конструкции исполнительного элемента при вода.
Поэтому в книге под исследованием предельных ди намических возможностей рулевого привода понимается исследование динамических возможностей его исполни тельного элемента, т. е. выявление факторов, ограничи вающих совокупность располагаемых динамических со стояний, определение и анализ условий, при которых исполнительный элемент привода способен обеспечить требуемый закон движения выходного вала.
К наиболее характерным режимам работы, по кото рым обычно проводятся оценка и сравнительный анализ свойств рулевых приводов, относится гармонический ре жим. Поэтому основное внимание в этой главе уделено частотным характеристикам рулевых приводов, предель
но
і-іые динамические возможности которых ограничены не линейностями типа насыщения.
Анализ влияния нелинейностей иа вид частотных ха рактеристик замкнутых систем в большинстве работ про водится «а плоскости амплитудно-фазовых характерис тик или аналитическими способами. Значительно меньше работ посвящено построению логарифмических частот ных характеристик замкнутых нелинейных систем. В свя зи с этим в этой главе достаточно подробно изложен инженерный способ построения логарифмических частот ных характеристик рулевых приводов, в основе которого лежит метод гармонической линеаризации.
3.2. ПОСТРОЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ С УЧЕТОМ НЕЛИНЕЙНОСТИ ТИПА НАСЫЩЕНИЯ
Если нелинейность не охватывается внутренней обрат ной связью, то структурная схема рулевого привода мо-
Рис. 3.1. Структурная схема с нелинейностью типа насы щения в прямой цепи
жет быть такой, как «а рис. 3.1, где приняты следующие обозначения:
фвх |
—входная величина (управляющее воз |
|
|
действие) ; |
поворота |
фс — выходная величина (угол |
||
0 |
выходного вала следящего |
привода); |
— ошибка (рассогласование); |
|
W\ (s), W2(s) — передаточные функции линейных час тей привода;
x,F(x) — соответственно переменные на входе и выходе нелинейного звена;
b — ширина линейной зоны нелинейного звена;
151
kB — коэффициент усиления нелинейного звена при |л'|
Пусть входная величина привода изменяется по гар моническому закону с амплитудой cpuxm н частотой со:
фвх { І ) = = |
фвх т Sin СО^. |
(3.1) |
Требуется найти ср0 т — амплитуду колебаний |
выход |
|
ного вала и ф—- сдвиг по |
фазе между колебаниями на |
|
входе и выходе привода. |
|
|
При достаточно малых частотах, когда амплитуда А переменной на входе нелинейного звена меньше Ь(А<Ь), привод работает как линейная система. При этом частот
ные характеристики |
замкнутого привода определяются |
|||
выражениями: |
|
|
|
|
Фет |
I |
|
Ѵ^і(/со)/гні^2(/со) |
|
фвх 7?і |
1 1 |
+ |
W^l(/co)/jn^2(/co) |
|
_ |
_ |
|
W! (/со)/гп^ 2 (/со) |
|
Ф ~ |
arg |
1 |
+ |
(3.3) |
Гі(/со)/ги\Г2(/со) |
При фвхт= const с увеличением частоты входного сигна ла увеличивается амплитуда А на входе нелинейного за кона и при некоторой частоте он наступает равенство А = Ь. Очевидно, что при частотах ы>соі привод не может рассматриваться как линейная система.
Как найти частоту он и каков вид частотных характе ристик привода при со> о>і? Для определения си и построе ния частотных характеристик замкнутого привода при больших частотах (со > соі) удобно пользоваться поняти
ем предельной |
амплитуды^ колебаний |
выходного |
вала |
|
ф с.п р ед , под которой понимается |
амплитуда ф с т , -соответ |
|||
ствующая равенству А = Ъ: |
|
|
|
|
ф с.п р е д |
- ( ф с т ) A = ö == |
b k н | W z |
(/СО) | . |
(3 - 4 ) |
Отметим, что величина фс.пред является функцией час тоты и колебаний выходного вала привода. Так, напри мер, если
kz
(3.5)
ч ( Т . <г4- П ’
то зависимость фс.пред от частоты определяется выраже нием
152
фс.прсд — |
|
£2шах |
(3.6) |
|||||
со УТ2 со2 + 1 |
||||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
' |
м |
|
|
|
|
где Тм — механическая |
|
постоянная |
времени |
|||||
|
привода; |
|
|
|
пропорциональности |
|||
k,2 — коэффициент |
|
|||||||
|
между угловой |
скоростью |
выходного |
|||||
|
вала привода |
и переменной на входе |
||||||
|
звена ^ ( s ) ; |
|
|
|
|
|||
Qma\=bkak2 —’'максимальное |
значение угловой ско |
|||||||
|
рости выходного вала. |
|
||||||
Детальный анализ влияния параметров рулевого при |
||||||||
вода на величину |
фс.пред |
проводится в § 3 .5 |
настоящей |
|||||
главы. |
|
|
|
можно записать условие |
||||
Пользуясь понятием фс.пред, |
||||||||
работы привода в линейной зоне |
|
характеристики нели |
||||||
нейного звена (А < Ь ): |
|
|
|
|
|
|
||
|
ТРі (/и) |
|
|
|
Ь |
|
||
1 + |
W i (/со) k n W z{j(i)) |
фвхго |
|
|||||
или, учитывая соотношение (3.4), |
|
|
|
|||||
|
W (/со) |
< ! |
фс.пред, |
(3.7) |
||||
|
1 + Щ/со) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
где |
|
|
|
|
|
|
(3.8) |
|
W ( ju )= Wi(ja)kHW2{ja); |
||||||||
|
— |
__ |
фс.пред |
(3.9) |
||||
|
фс.пред — |
---------- |
|
фвх m
Из условия (3.7) следует, что частота соі определяется точкой пересечения логарифмической амплитудной харак теристики замкнутого привода, построенной без учета на сыщения, с кривой, показывающей в логарифмическом
масштабе зависимость срс.Пред от частоты.
Отметим, что срс.пред — предельная амплитуда колеба ний выходного вала, отнесенная к амплитуде фвхт— с увеличением фвхта уменьшается, что приводит к умень шению частоты соі и, следовательно, — уменьшению диа пазона частот, при которых справедливы частотные ха рактеристики замкнутого привода, построенные на осно вании линейной теории следящих систем.
153
При tö>coi частотные характеристики замкнутого привода необходимо строить, пользуясь теорией нелиней ных систем.
На основании метода гармонической линеаризации частотные характеристики замкнутого привода при со>со\ определяются следующими соотношениями:
фс т |
Ws (jcü) q (А) |
(/со) |
(3.10) |
|
фвхт |
1 -f- ll^i (/со) q (Л) 11^2(/со) |
|||
|
||||
ф = arg |
Wi(j(£>) q (Л) Wz(ja) |
(3.11) |
||
1 -(- Wi (ja)q(Ä) |
2 (/со) |
Входящий сюда эквивалентный коэффициент усиления
нелинейного звена q(A) |
зависит |
от |
относительной ам- |
|||||||
_ |
а |
. При Л > 1 |
|
|
|
|
|
|||
плитуды А = ------ |
|
|
|
|
|
|||||
|
b |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
q{Ä).= |
. |
2 ( |
• |
1 |
, |
1 і / . |
1 \ |
(3.12) |
||
kn |
— I arcsin — + — |
У 1 — --— I |
||||||||
|
|
я |
' |
|
А |
А |
' |
Аг 1 |
|
|
Вводя обозначение |
q(A) = |
я ІА) |
и |
учитывая |
формулу |
|||||
(3.8), можно записать выражения (3.10) |
и (3.11) в виде |
|||||||||
|
ф с т |
|
|
W{ja)q(A) |
|
(3.13) |
||||
|
ф в х т |
|
|
|
W (jm)q(Ä) |
|
||||
|
|
1 |
- j - |
|
|
|||||
|
Ф = |
arg |
|
W (/to) q (Л) |
|
(3.14) |
||||
|
1+ W(ja)q(A) |
|
||||||||
|
|
|
В отношении (3.13) неизвестными являются фст и отно сительная амплитуда А на входе нелинейного звена, а в формуле (3.14) неизвестны сдвиг по фазе ф и амплиту да Л. Таким образом, мы имеем систему двух уравнений с тремя неизвестными. В 'качестве третьего уравнения, необходимого для решения задачи, используем выраже ние для амплитудной характеристики ^замкнутого приво да, которое при частотах со>со| (при Л>1) имеет вид
ф с т |
A q ( Л ) I |
. . |
------- = |
-----------1 |
(/со) |
ф в х т |
ф в х т |
|
154