Файл: Костин С.В. Рулевые приводы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельно изменяются при изменении величины и характера нагрузки. Этот основной недостаток пневматических при­ водов сужает область их применения, где от привода тре­ буются высокие динамические качества и стабильность работы в условиях изменяющейся нагрузки (моментов трения, шарнирного демпфирующего и динамического).

Из работы [24] следует, что применение принципа теории инвариантности к проектированию систем управ­ ления рулевых пневматических приводов может позво­ лить практически устранить влияние нагрузки на харак­ теристики привода и существенно улучшить его динами­ ческие характеристики.

Пневмопривод обладает значительным резервом ди­ намических возможностей. Этот резерв не используется при замыкании привода только обратной связью по по­ ложению выходного вала и может быть реализован при введении в привод связей по нагрузке.

Динамические характеристики пневмопривода с ком­ пенсирующей связью существенно улучшаются (особенно при нагрузке типа момента «перекомпенсации руля» и «сухого трения») и позволяют значительно расширить об­ ласть применения пневматических приводов.


Глава III. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ

3.1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Одно из основных требований, предъявляемых к ру­ левому приводу, заключается в том, чтобы обеспечить заданную точность воспроизведения входного воздей­ ствия при минимальных габаритах исполнительного эле­ мента привода и минимальных потерях преобразуемой им энергии.

Задание входного воздействия и точности его воспро­ изведения определяет требуемый закон движения выход­ ного вала привода.

Если требуемые скорости и ускорения выше тех зна­ чений, которые способен обеспечить исполнительный эле­ мент привода, то попытки получения требуемой точности введением каких-либо корректирующих устройств будут безуспешны. Никакие управляющие сигналы не могут обеспечить скорости и ускорения, если они не заложены в самой конструкции исполнительного элемента при­ вода.

Поэтому в книге под исследованием предельных ди­ намических возможностей рулевого привода понимается исследование динамических возможностей его исполни­ тельного элемента, т. е. выявление факторов, ограничи­ вающих совокупность располагаемых динамических со­ стояний, определение и анализ условий, при которых исполнительный элемент привода способен обеспечить требуемый закон движения выходного вала.

К наиболее характерным режимам работы, по кото­ рым обычно проводятся оценка и сравнительный анализ свойств рулевых приводов, относится гармонический ре­ жим. Поэтому основное внимание в этой главе уделено частотным характеристикам рулевых приводов, предель­

но

і-іые динамические возможности которых ограничены не­ линейностями типа насыщения.

Анализ влияния нелинейностей иа вид частотных ха­ рактеристик замкнутых систем в большинстве работ про­ водится «а плоскости амплитудно-фазовых характерис­ тик или аналитическими способами. Значительно меньше работ посвящено построению логарифмических частот­ ных характеристик замкнутых нелинейных систем. В свя­ зи с этим в этой главе достаточно подробно изложен инженерный способ построения логарифмических частот­ ных характеристик рулевых приводов, в основе которого лежит метод гармонической линеаризации.

3.2. ПОСТРОЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ С УЧЕТОМ НЕЛИНЕЙНОСТИ ТИПА НАСЫЩЕНИЯ

Если нелинейность не охватывается внутренней обрат­ ной связью, то структурная схема рулевого привода мо-

Рис. 3.1. Структурная схема с нелинейностью типа насы­ щения в прямой цепи

жет быть такой, как «а рис. 3.1, где приняты следующие обозначения:

фвх

—входная величина (управляющее воз­

 

действие) ;

поворота

фс — выходная величина (угол

0

выходного вала следящего

привода);

— ошибка (рассогласование);

 

W\ (s), W2(s) — передаточные функции линейных час­ тей привода;

x,F(x) — соответственно переменные на входе и выходе нелинейного звена;

b — ширина линейной зоны нелинейного звена;

151


kB — коэффициент усиления нелинейного звена при |л'|

Пусть входная величина привода изменяется по гар­ моническому закону с амплитудой cpuxm н частотой со:

фвх { І ) = =

фвх т Sin СО^.

(3.1)

Требуется найти ср0 т — амплитуду колебаний

выход­

ного вала и ф—- сдвиг по

фазе между колебаниями на

входе и выходе привода.

 

 

При достаточно малых частотах, когда амплитуда А переменной на входе нелинейного звена меньше Ь(А<Ь), привод работает как линейная система. При этом частот­

ные характеристики

замкнутого привода определяются

выражениями:

 

 

 

 

Фет

I

 

Ѵ^і(/со)/гні^2(/со)

фвх 7?і

1 1

+

W^l(/co)/jn^2(/co)

_

_

 

W! (/со)/гп^ 2 (/со)

Ф ~

arg

1

+

(3.3)

Гі(/со)/ги\Г2(/со)

При фвхт= const с увеличением частоты входного сигна­ ла увеличивается амплитуда А на входе нелинейного за­ кона и при некоторой частоте он наступает равенство А = Ь. Очевидно, что при частотах ы>соі привод не может рассматриваться как линейная система.

Как найти частоту он и каков вид частотных характе­ ристик привода при со> о>і? Для определения си и построе­ ния частотных характеристик замкнутого привода при больших частотах (со > соі) удобно пользоваться поняти­

ем предельной

амплитуды^ колебаний

выходного

вала

ф с.п р ед , под которой понимается

амплитуда ф с т , -соответ­

ствующая равенству А = Ъ:

 

 

 

ф с.п р е д

- ( ф с т ) A = ö ==

b k н | W z

(/СО) | .

(3 - 4 )

Отметим, что величина фс.пред является функцией час­ тоты и колебаний выходного вала привода. Так, напри­ мер, если

kz

(3.5)

ч ( Т . <г4- П ’

то зависимость фс.пред от частоты определяется выраже­ нием

152


фс.прсд —

 

£2шах

(3.6)

со УТ2 со2 + 1

 

 

 

 

 

 

'

м

 

 

 

где Тм — механическая

 

постоянная

времени

 

привода;

 

 

 

пропорциональности

k,2 — коэффициент

 

 

между угловой

скоростью

выходного

 

вала привода

и переменной на входе

 

звена ^ ( s ) ;

 

 

 

 

Qma\=bkak2 —’'максимальное

значение угловой ско­

 

рости выходного вала.

 

Детальный анализ влияния параметров рулевого при­

вода на величину

фс.пред

проводится в § 3 .5

настоящей

главы.

 

 

 

можно записать условие

Пользуясь понятием фс.пред,

работы привода в линейной зоне

 

характеристики нели­

нейного звена (А < Ь ):

 

 

 

 

 

 

 

ТРі (/и)

 

 

 

Ь

 

1 +

W i (/со) k n W z{j(i))

фвхго

 

или, учитывая соотношение (3.4),

 

 

 

 

W (/со)

< !

фс.пред,

(3.7)

 

1 + Щ/со)

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

(3.8)

W ( ju )= Wi(ja)kHW2{ja);

 

__

фс.пред

(3.9)

 

фс.пред —

----------

 

фвх m

Из условия (3.7) следует, что частота соі определяется точкой пересечения логарифмической амплитудной харак­ теристики замкнутого привода, построенной без учета на­ сыщения, с кривой, показывающей в логарифмическом

масштабе зависимость срс.Пред от частоты.

Отметим, что срс.пред — предельная амплитуда колеба­ ний выходного вала, отнесенная к амплитуде фвхт— с увеличением фвхта уменьшается, что приводит к умень­ шению частоты соі и, следовательно, — уменьшению диа­ пазона частот, при которых справедливы частотные ха­ рактеристики замкнутого привода, построенные на осно­ вании линейной теории следящих систем.

153


При tö>coi частотные характеристики замкнутого привода необходимо строить, пользуясь теорией нелиней­ ных систем.

На основании метода гармонической линеаризации частотные характеристики замкнутого привода при со>со\ определяются следующими соотношениями:

фс т

Ws (jcü) q (А)

(/со)

(3.10)

фвхт

1 -f- ll^i (/со) q (Л) 11^2(/со)

 

ф = arg

Wi(j(£>) q (Л) Wz(ja)

(3.11)

1 -(- Wi (ja)q(Ä)

2 (/со)

Входящий сюда эквивалентный коэффициент усиления

нелинейного звена q(A)

зависит

от

относительной ам-

_

а

. При Л > 1

 

 

 

 

 

плитуды А = ------

 

 

 

 

 

 

b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

q{Ä).=

.

2 (

1

,

1 і / .

1 \

(3.12)

kn

— I arcsin — + —

У 1 — --— I

 

 

я

'

 

А

А

'

Аг 1

 

Вводя обозначение

q(A) =

я ІА)

и

учитывая

формулу

(3.8), можно записать выражения (3.10)

и (3.11) в виде

 

ф с т

 

 

W{ja)q(A)

 

(3.13)

 

ф в х т

 

 

 

W (jm)q(Ä)

 

 

 

1

- j -

 

 

 

Ф =

arg

 

W (/to) q (Л)

 

(3.14)

 

1+ W(ja)q(A)

 

 

 

 

В отношении (3.13) неизвестными являются фст и отно­ сительная амплитуда А на входе нелинейного звена, а в формуле (3.14) неизвестны сдвиг по фазе ф и амплиту­ да Л. Таким образом, мы имеем систему двух уравнений с тремя неизвестными. В 'качестве третьего уравнения, необходимого для решения задачи, используем выраже­ ние для амплитудной характеристики ^замкнутого приво­ да, которое при частотах со>со| (при Л>1) имеет вид

ф с т

A q ( Л ) I

. .

------- =

-----------1

(/со)

ф в х т

ф в х т

 

154